ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-259/2023 от 10.11.2023 Забайкальского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 5-259/2023

75RS0010-01-2023-001302-11

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

пгт. Забайкальск 10 ноября 2023 года

Судья Забайкальского районного суда Забайкальского края Капитонова М.И., при секретаре судебного заседания Жигжитовой А.Б., с участием законного представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО4, представителей Читинской таможни – ФИО2ФИО3 рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении (№ ), предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Рубикон», <данные изъяты>

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным отдела административных расследований таможенного поста МАПП Забайкальск Читинской таможни составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Рубикон» (далее ООО «Рубикон», Общество).

Из протокола об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ в центр электронного декларирования (ЦЭД) Дальневосточного таможенного поста Дальневосточной электронной таможни, ООО «Рубикон» в электронном виде подана декларация на товары, которой присвоен регистрационный номер (далее ДТ), а также товаросопроводительные документы – международная товарно-транспортная накладная .

Согласно представленным документам и ДТ, получателем и декларантом товара, согласно графам 8, 14 ДТ, является ООО «Рубикон».

В рамках системы управления рисками в отношении товарной партии, сведения о которой были заявлены в ДТ, принято решение о проведении таможенного досмотра, сформировано поручение на таможенный досмотр №, однако в установленные сроки товарная партия не была предъявлена.

06.04.2023 в связи с не проведением фактического таможенного контроля в сроки выпуска , принято решение о проведении таможенного досмотра товаров при технологической операции 04 «Временное хранение», сформировано поручение на таможенный досмотр № .

24.05.2023 в Дальневосточный пост на указанную товарную партию декларантом была подана ДТ № по которой был осуществлен автоматический выпуск товара. В связи с чем было принято решение о применении меры по минимизации рисков №109 «таможенный досмотр товаров» по поручению на досмотр № .

В соответствии со сведениями, заявленными в ДТ , задекларирован товар:

- товар № 1 «Защитные стекла для смартфонов/ смарт часов/камер…» общим весом брутто 485, 0 кг., нетто 456,7 кг., общее количество изделий 21 570 штук;

- товар № 2 «Защитные стекла для смартфонов/ смарт часов/камер…» общим весом брутто 446, 0 кг., нетто 440,3 кг., общее количество изделий 18 400 штук;

В рамках системы управления рисками 24.05.2023 выявлена необходимость проведения таможенного досмотра в отношении всей партии товаров, сформировано поручение на таможенный досмотр № .

В период с ДД.ММ.ГГГГ.2023 на территории крытой площадки склада временного хранения ООО «ТЛТ-Забайкальск» проведен таможенный досмотр товаров, сведения о которых заявлены в ДТ, следовавших в автомобильном транспорте с государственным регистрационным номером

В результате таможенного досмотра () установлено, что к досмотру предъявлен: - товар № 1, №2 «Защитные стекла для смартфонов и смарт часов, защитные стекла для камер…», который составил одно грузовое место, в количестве 37 285 штук, весом брутто 916,525 кг., весом нетто 830,525 кг., а также выявлены товары, сведения о которых не заявлены в ДТ № 10720010/240523/5001349, а именно: «Защитные пленки для планшетов» разных артикулов и размеров, в количестве 13 113 штук, весом нетто 235,6 кг.

По данному факту Читинской таможней ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ в отношении ООО «Рубикон».

В соответствии с заключением эксперта от , наименование товаров, явившихся предметом административного правонарушения, установлено, как:

- защитная пленка для планшетов размером 180х120 мм артикул 2020-0091;

- защитная пленка для планшетов размером 180х120 мм артикул 2020-0326;

- защитная пленка для планшетов размером 180х120 мм артикул 2020-0092;

- защитная пленка для планшетов размером 180х120 мм артикул 2020-0092;

-защитная пленка для планшетов размером 225х320 мм артикул MS3A25322;

- защитная пленка для планшетов размером 225х320 мм артикул 2021-2103;

-защитная пленка для планшетов размером 225х320 мм артикул MS3A25322;

- защитная пленка для планшетов размером 200х300 мм артикул 2021-2101;

- защитная пленка для планшетов размером 200х300 мм артикул 2021-2102.

Рыночная стоимость товаров по состоянию на 24.05.2023 на территории РФ составила 189 183, 92 руб.

На основании определения от 30.08.2023 дело об административном правонарушении передано на рассмотрение в суд.

В судебном заседании, представители Читинской таможни – ФИО1., ФИО5 полагали, что собранными по делу доказательствами виновность Общества в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ подтверждена в полном объеме, просили назначить наказание в пределах санкции.

Законный представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО4, в судебном заседании с доводами таможенного органа о наличии в действиях Общества признаков состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ не согласился. Указал, что Обществом товар по количественным характеристикам, от которых зависит величина таможенных платежей, задекларирован полностью. Отсутствие сведений о защитных пленках в ДТ обусловлено допущенной ошибкой в классификационном коде ТН ВЭД. При этом в задекларированный объем товара входит и выявленный при таможенном досмотре. Просил производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения.

Заслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что Дальневосточному посту (ЦЭД) Дальневосточной электронной таможни декларантом – Обществом представлена декларация № на товары, классифицируемые по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза 7007198008, товар №1 – «защитные стекла для смартфонов/планшетов…» в количестве 21 570 штук, весом брутто 485 кг., весом нетто 456,7 кг.; товар №2 - «защитные стекла для смартфонов/планшетов…» в количестве 18 400 штук, весом брутто 446 кг., весом нетто 440,3 кг.

В рамках системы управления рисками выявлена необходимость проведения таможенного досмотра в отношении всей партии товаров, выдано поручение на досмотр №

Актом досмотра № установлено, что к таможенному контролю предъявлены следующие товары: защитные пленки в количестве 13 113 штук, общим весом 235,6 кг., а также защитные стекла в количестве 14 142 штуки, весом 350,545 кг.

Из акта таможенного досмотра № следует, что досмотренная партия состоит из защитных стекол в количестве 13 133 штуки, весом 244,38 кг.

Вместе с тем, в судебном заседании путем математических просчетов было установлено, что к досмотру № предъявлены защитные стекла в количестве 13 088 штук, весом нетто 245,787 кг., что суд квалифицирует технической опечаткой, не влияющей на существо фактических обстоятельств дела.

Таким образом, в результате проведенного таможенного контроля установлено, что досмотренная товарная партия составила 1 грузовое место, в количестве 40 343 штуки, весом нетто 831,932 кг. При том, что задекларировано товара в общем количестве 39 970 штук, весом нетто 897 кг.

Выявленный факт недекларирования защитных пленок в количестве 13 113 единиц общим измеренным весом 235,6 кг послужил основанием для вынесения в отношении общества 07.07.2023 определения о возбуждении дела об административном правонарушении № и проведении административного расследования по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ, в рамках которого была назначена экспертиза.

В соответствии с заключением эксперта от , наименование товаров, явившихся предметом административного правонарушения, установлено, как:

- защитная пленка для планшетов размером 180х120 мм артикул 2020-0091;

- защитная пленка для планшетов размером 180х120 мм артикул 2020-0326;

- защитная пленка для планшетов размером 180х120 мм артикул 2020-0092;

- защитная пленка для планшетов размером 180х120 мм артикул 2020-0092;

-защитная пленка для планшетов размером 225х320 мм артикул MS3A25322;

- защитная пленка для планшетов размером 225х320 мм артикул 2021-2103;

-защитная пленка для планшетов размером 225х320 мм артикул MS3A25322;

- защитная пленка для планшетов размером 200х300 мм артикул 2021-2101;

- защитная пленка для планшетов размером 200х300 мм артикул 2021-2102.

Рыночная стоимость товаров по состоянию на 24.05.2023 на территории РФ составила 189 183, 92 руб.

В соответствии с информацией отдела запретов, ограничений и товарной номенклатуры защитные пленки следует классифицировать в подсубпозиции товарных позиций 3919-3921 ТН ВЭД (плиты, листы, пленки…) (т. 1 л.д. 237-238).

Установив, что в представленной обществом ДТ № не был задекларирован товар – защитные пленки для планшетов, классифицируемый по коду ТН ВЭД ЕАЭС 3919-3921, который отличается от фактически задекларированного товара по коду ТН ВЭД ЕАЭС 7007198008, таможенный орган пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.

С указанной квалификацией согласиться нельзя по следующим основаниям.

Так, частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса.

Частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

Согласно пункту 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при разграничении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 1 и 2 статьи 16.2 КоАП РФ, необходимо исходить из следующего.

Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).

Если же товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но декларантом либо таможенным брокером (представителем) в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей, эти действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, при условии, что такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

При этом из содержания положений частей 1 и 2 статьи 16.2 КоАП РФ следует, что законодатель рассматривает недекларирование товара в качестве правонарушения, имеющего значительно большую общественную опасность для сферы таможенного дела в сравнении с недостоверным декларированием товаров, что находит отражение в несопоставимости размеров санкций, установленных данными нормами. Кроме того, состав правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, является формальным, в то время как ответственность по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ наступает только при условии, что недостоверное декларирование товара привело или могло привести к неблагоприятным последствиям - неуплате или неполной уплате таможенных пошлин.

Как следует из материалов дела, товар был полностью задекларирован обществом в ДТ общим весом нетто 897 кг. (456,7+440,3). В указанный задекларированный вес товара входят и выявленные при таможенном досмотре защитные пленки весом нетто 235,6 кг, классифицируемые по коду ТН ВЭД ЕАЭС 3919-3921, в то время как допущенная ошибка в классификации товара связана со сведениями о качественных характеристиках товара и не сопряжена с недостоверным декларированием количественных характеристик товара.

Согласно пояснениям законного представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО6 отсутствие сведений о защитных пленках в ДТ обусловлено допущенной ошибкой в классификационном коде ТН ВЭД, что привело к необоснованным расходам общества в виде уплаты таможенной пошлины в размере 10% от стоимости товара, тогда как верное указание кода ТН ВЭД подлежало меньшей оплате по ставке 6,5 %.

Довод таможенного органа о том, что основной единицей измерения для данного вида товара являются штуки, количество которых при таможенном досмотре было установлено больше, чем заявлено в ДТ, судья находит несостоятельным.

В соответствии с частью 1 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса.

Согласно части 4 статьи 105 ТК ЕАЭС перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов.

Частью 1 статьи 106 ТК ЕАЭС определено, что в декларации на товары подлежат указанию сведения, помимо прочего, о весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения, если Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза в отношении декларируемого товара установлена дополнительная единица измерения, по каждому коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, а также иные сведения, определяемые Комиссией.

В соответствии с подпунктом 29 пункта 15 раздела 2 Порядка заполнения декларации на товары, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, в графе 31 "Грузовые места и описание товаров" указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, применения мер защиты внутреннего рынка, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, а также о грузовых местах.

Под номером 1 указываются, помимо прочего, наименование (фирменное, коммерческое или иное традиционное наименование) товара и сведения о производителе (изготовителе) (при наличии сведений о нем), товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах, стандартах и иных технических и коммерческих характеристиках, а также сведения о количественном и качественном составе декларируемого товара; сведения о характеристиках и параметрах товара в единицах измерения, отличных от основной или дополнительной единицы измерения (количество и условное обозначение), в том числе в соответствии с классификатором дополнительных характеристик и параметров, используемых при исчислении таможенных пошлин, налогов, а также дата выпуска (изготовления) товара в случае, если такие сведения необходимы для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, применения мер защиты внутреннего рынка и (или) обеспечения соблюдения запретов и ограничений.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 N 80 (ред. от 29.08.2023) "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии" установлено, что основной единицей измерения является килограмм, при этом для классификации товаров по коду ТН ВЭД 7007 19 800 8 дополнительной единицей измерения являются метры квадратные при ставке ввозной таможенной пошлины 10% от таможенной стоимости, для кода 3919-3921 дополнительные единицы не установлены, ставка таможенной пошлины составляет 6,5 %.

Дополнительные единицы измерения, как правило, применяются там, где установлена специфическая или комбинированная ставка ввозной таможенной пошлины (за метр, пару, кубический метр и т.п.). В этом случае указание дополнительной единицы измерения в таможенной декларации является обязательным, наряду с массой нетто товара.

Согласно товаросопроводительным документам, в том числе инвойсу от 20.03.2023 № 5 единицами измерения товара являются штуки и килограммы, цена товара установлена за килограмм (11 долл. США).

По результатам анализа сведений, заявленных в ДТ № , и данных таможенного контроля, в судебном заседании установлено, что сведения о количестве товара по весу нетто (897 кг.), приведены Обществом в полном объеме.

С учетом того что по количественным показателям, от которых зависит величина таможенных платежей, товар задекларирован полностью, действия лица не содержат состава недекларирования.

Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Определение Верховного Суда РФ от 30.09.2019 N 307-ЭС19-16232 по делу N А56-105986/2018.

Применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела в связи с достоверным заявлением отдельных количественных характеристик товара (в основной единице измерения) не имеется оснований полагать, что со стороны Общества имело место недекларирование части однородного товара.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации имело место заявление недостоверных сведений о качественных характеристиках фактически экспортируемого товара, при том, что сам товар задекларирован полностью, а, следовательно, такие действия образуют состав правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.

Допущенное обществом нарушение при декларировании товара неправомерно квалифицировано таможенным органом по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ, поскольку в рассматриваемой ситуации вменяемое нарушение должно квалифицироваться по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ.

Согласно положениям пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.

Вместе с тем, как следует из протокола об административном правонарушении при производстве по делу об административном правонарушении обстоятельства, связанные с неуплатой таможенных пошлин, налогов, в связи с недостоверным декларированием спорного товара, таможенным органом не устанавливались, в том числе и размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов.

Учитывая, что ответственность по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ наступает только при условии, что недостоверное декларирование товара привело или могло привести к неблагоприятным последствиям - неуплате таможенных пошлин, а указанное обстоятельство таможенным органом при производстве по делу об административном правонарушении не устанавливалось, прихожу к выводу, что в действиях Общества отсутствует состав правонарушения, предусмотренный ч.1 ст.16.2 КоАП РФ, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению в силу п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ. Основания для переквалификации действий юридического лица на ч.2 ст. 16.2 КоАП РФ у судьи отсутствуют, поскольку заявленные недостоверные сведения о товаре не послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин или для занижения их размера.

Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 27 Обзора судебной практики N 1 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018, Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2023 N 302-ЭС22-24343 по делу N А33-21320/2021, согласно которой ошибка в классификации товара для таможенных целей, не сопряженная с недостоверным декларированием его количественных характеристик, не может служить основанием для привлечения к ответственности по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч.1 ст. 29.9 и ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Рубикон», <данные изъяты>, по ч. 1 ст. 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях прекратить на основании пункта 2 части 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Изъятые у ООО «Рубикон» товары, явившиеся предметом административного правонарушения: «защитные пленки для планшетов…» в количестве 13 113 штук, весом брутто 245,481 кг., весом нетто 235,6 кг., вернуть ООО «Рубикон» после оформления таможенных процедур.

Постановление может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через районный суд в течение десяти суток со дня получения или вручении копии постановления.

Судья М.И. Капитонова

Мотивированный текст постановления изготовлен 13.11.2023.