ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-25/19 от 15.03.2019 Кандалакшского районного суда (Мурманская область)

Кандалакшский районный суд Мурманской области

Мурманская область, г. Кандалакша, ул. Курасова, д. 8

Дело № 5-25/2019

Мотивированное постановление изготовлено 15 марта 2019 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Кандалакша 12 марта 2019 года

Судья Кандалакшского районного суда Мурманской области Кузьмич Н.В.,

с участием:

защитника ООО «ВОЙТА» Шабановой Н.В.,

представителя административного органа ФИО1,

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Войта», ОГРН <номер>, ИНН <номер>, КПП <номер>,

установил:

Из представленного административного материала следует, что <дата> в период времени с 12 ч 15 мин до 12 ч 45 мин на лесовозной дороге в участке местности с географическими координатами N <номер> установлен факт осуществления водителем ООО «Войта» ФИО4 на автомобиле КАМАЗ, г.р.з. <номер>, и прицепе г.р.з. <номер>, транспортировки древесины (сосновых бревен в объеме порядка 20 кубических метров) без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа. Таким образом, ООО «Войта» вменяется совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

29.01.2019 оперуполномоченным ОЭБ и ПК Межмуниципального отдела МВД России «Кандалакшский» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении АА <номер> (КУСП <номер>).

В судебном заседании защитник ООО «Войта» Шабанова Н.В., действующая на основании доверенности от 16.01.2019, возражала против привлечения ООО «ВОЙТА» к административной ответственности, ссылаясь на то, что Обществом осуществлялась внутренняя перевозка древесины в <данные изъяты> в пределах лесного фонда, по лесовозной дороге, которая не входит в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения. Указала, что согласно разделу 2 письма Россельхоза от 03.06.2014 № ВЛ-03-54/6399 обязанность иметь соответствующий сопроводительный документ распространяется на случаи транспортировки древесины в соответствии с законодательством о транспортировке автомобильным, железнодорожным, водным или иным транспортом соответственно по автомобильным, железнодорожным и водным путям. На трелевку древесины в ходе ее заготовки, перемещение древесины на складских, внутризаводских или иных прилегающих территориях требование о наличии сопроводительного документа не распространяется. Таким образом полагает, что перевозка древесины <дата> по маршруту пилоцех ООО «ВОЙТА» с.<адрес> – квартал 250 Кандалакшского лесничества – пилоцех ООО «ВОЙТА» с.<адрес> в лесном фонде по лесной дороге в отсутствие сопроводительных документов на транспортировку древесины не образует в действиях ООО «ВОЙТА» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 8.28.1 КоАП РФ, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Представитель административного органа ФИО1 в судебном заседании не согласился с доводами защитника Шабановой Н.В., пояснил, что трелевка подразумевает под собой перемещение древесины в ходе ее заготовки, перемещение на складских, внутризаводских или иных прилегающих территориях, и производится специальной техникой, а не автомобилем. В ходе проверки, с целью предотвращения незаконной перевозки древесины, на лесной дороге в <данные изъяты> примерно в 30 км от с.<адрес> был задержан автомобиль ООО «ВОЙТА», двигавшийся по направлению из квартала 250 лесничества в сторону пилоцеха, расположенного в с.<адрес>. В данном случае имела место не трелевка древесины, а ее транспортировка с места вырубки в пилоцех. Просил привлечь ООО «ВОЙТА» к административной ответственности.

Опрошенный в судебном заседании по ходатайству защитника Шабановой Н.В. специалист ФИО3 (кадастровый инженер ООО «ГЕО») пояснил, что пилоцех ООО «ВОЙТА» находится вне с.<адрес>, от квартала 250 лесничества к пилоцеху ведут грунтовые дороги, кратчайшая – вдоль аэродрома, военная дорога. Земли, по которым проходят эти дороги, относятся к промышленным землям. Какой статус имеют указанные дороги, специалист пояснить не смог, указав, что данный вопрос находится вне его компетенции.

Выслушав защитника Шабанову Н.В., представителя административного органа ФИО1, специалиста ФИО3, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

Частью 5 статьи 8.28.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за транспортировку древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа.

Согласно частям 1, 2 статьи 50.4 Лесного кодекса Российской Федерации транспортировка, в том числе на основании договора перевозки, древесины любым видом транспорта осуществляется при наличии сопроводительного документа, в котором указываются сведения о собственнике, грузоотправителе, грузополучателе, перевозчике древесины, ее объеме, видовом (породном) и сортиментном составе, пунктах отправления и назначения, номере декларации о сделках с древесиной (в случае, если совершались сделки с указанной древесиной), а также номере государственного регистрационного знака транспортного средства, на котором осуществляется транспортировка древесины (в случае ее транспортировки автомобильным транспортом).

Сопроводительный документ оформляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися собственниками древесины.

Форма сопроводительного документа и порядок его заполнения определяются Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 50.4 Лесного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2014 № 571 «О сопроводительном документе на транспортировку древесины» утверждены форма сопроводительного документа на транспортировку древесины и Правила заполнения сопроводительного документа на транспортировку древесины, содержащие требования к оформлению этого сопроводительного документа.

Пунктом 3 Правил заполнения сопроводительного документа на транспортировку древесины, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.06.2014 № 571, установлено, что сопроводительный документ заполняется с соблюдением следующих требований:

а) в пункте 1 указывается номер сопроводительного документа;

б) в пункте 2 указывается дата оформления сопроводительного документа;

в) в пункте 3 указываются организационно-правовая форма, наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, являющихся собственниками древесины, их место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика;

г) в пункте 4 указываются организационно-правовая форма, наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, являющихся грузоотправителями древесины, их место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика;

д) в пункте 5 указываются организационно-правовая форма, наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, осуществляющих транспортировку древесины, их место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика;

е) в пункте 6 указываются организационно-правовая форма, наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, являющихся грузополучателями древесины, их место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика;

ж) в пункте 7 указывается номер декларации о сделках с древесиной, транспортировка которой осуществляется в соответствии с сопроводительным документом, в случае если совершались сделки с указанной древесиной (заполняется начиная с 1 июля 2015 г.);

з) в пункте 8 указывается номер государственного регистрационного знака транспортного средства, на котором осуществляется транспортировка древесины (заполняется при транспортировке древесины автомобильным транспортом);

и) в пункте 9 указывается адрес (описание места нахождения в случае отсутствия адреса) пункта отправления древесины. При осуществлении отправки древесины с лесосеки или с лесного склада указываются субъект Российской Федерации, район, лесничество, участковое лесничество, лесной квартал, номер лесосеки или лесного склада (при наличии). При транспортировке древесины железнодорожным транспортом указывается адрес (описание места нахождения в случае отсутствия адреса) пункта отгрузки древесины;

к) в пункте 10 указывается адрес (описание места нахождения в случае отсутствия адреса) пункта назначения транспортировки древесины. При транспортировке древесины на лесной склад указываются субъект Российской Федерации, район, лесничество, участковое лесничество, лесной квартал, номер лесного склада (при наличии);

л) в пункте 11 указываются видовой (породный) и сортиментный состав, объем древесины по сортиментам. При транспортировке маркируемой древесины ценных лесных пород (дуб, бук, ясень) указывается их количество (штук) по сортиментам;

м) в пункте 12 указываются фамилия, имя, отчество, должность, подпись собственника древесины или уполномоченного собственником лица, оформившего сопроводительный документ.

Распоряжением Правительства РФ от 13.06.2014 № 1047-р (ред. от 12.05.2017) утвержден Перечень видов древесины, определяемых в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, на которые распространяются требования Лесного кодекса Российской Федерации о транспортировке древесины и об учете сделок с ней, а также Перечень видов древесины, определяемых в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, на которые распространяются требования Лесного кодекса Российской Федерации о транспортировке древесины и об учете сделок с ней.

Согласно коду ОКПД 2 – 02.20.11.111 Перечня видов древесины, определяемых в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, на которые распространяются требования Лесного кодекса Российской Федерации о транспортировке древесины и об учете сделок с ней, на бревна сосновые для распиловки и строгания распространяются требования лесного законодательства, в соответствии с которыми сопроводительный документ на транспортировку древесины необходим.

Из материалов дела следует, что ООО «Войта» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 26.05.2004, основным видом деятельности является лесозаготовка.

Использование лесов осуществляется ООО «Войта» в <данные изъяты> на основании заключенного с Министерством природных ресурсов и экологии Мурманской области Договора аренды лесного участка от <дата><номер>, номер государственной регистрации <номер> от <дата>, и Лесной декларации от <дата><номер> на срок с <дата> по <дата>.

В собственности ООО «Войта» имеется грузовое транспортное средство – КАМАЗ <номер>, г.р.з. <номер>, что подтверждается копией свидетельства о регистрации транспортного средства <адрес>.

В соответствии с договором аренды транспортного средства от <дата> ООО «Войта» использует в целях производства транспортное средство – прицеп <номер>, г.р.з. <номер>.

На основании приказа от <дата><номер>ФИО4 принят в ООО «Войта» на должность водителя, с ним заключен трудовой договор.

Приказом от <дата><номер>ФИО5 принят в ООО «Войта» на должность мастера леса, контролера по приемке и отпуску леса, временно, на время отпуска основного работника, с ним заключен трудовой договор на период с <дата> по <дата>.

<дата> в период времени с 12 ч 15 мин до 12 ч 45 мин на лесовозной дороге в участке местности с географическими координатами N <номер> установлен факт осуществления водителем ООО «Войта» ФИО4 на автомобиле КАМАЗ, г.р.з. <номер>, и прицепе г.р.з. <номер>, транспортировки древесины (сосновых бревен в объеме порядка 20 кубических метров) без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа.

Из письменных объяснений ФИО4 от <дата>, <дата> следует, что 21.09.2018 в 8 ч 30 мин выехал с территории пилоцеха в с.<адрес> в 250 квартал Кандалакшского лесничества, где при помощи установленного на КАМАЗе манипулятора осуществил погрузку древесины (бревен сосны в объеме порядка 20 куб.м) на КАМАЗ и прицеп. При движении в обратном направлении его автомобиль был остановлен сотрудниками полиции, сопроводительного документа на перевозимый груз у него не было.

Из письменного объяснения ФИО5 от <дата> следует, что он исполнял обязанности мастера леса в ООО «ВОЙТА», 21.09.2018 на территории пилоцеха дал указание водителям ФИО6 о производстве транспортировки древесины с территории делянки, расположенной в 250 квартале Кандалакшского лесничества, на территорию пилоцеха, при этом забыл передать водителям документы на транспортировку древесины. Считает, что в данной ситуации виноват он, так как контроль в части оформления и выдачи необходимых документов был возложен на него.

Данное обстоятельство явилось основанием для составления в отношении ООО «Войта» протокола об административном правонарушении.

Виновность ООО «Войта» в совершении правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 8.28.1 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 21.01.2019, в котором изложено существо нарушения, объяснениями водителя ФИО4, объяснениями мастера леса ФИО5, копией лесной декларации с приложениями, копией Журнала учета выдачи заданий водителям, другими доказательствами по делу, которые отнесены статьей 26.2 КоАП РФ к числу доказательств по делу об административном правонарушении.

Оценив представленные доказательства в совокупности, судья считает вину ООО «Войта» установленной и доказанной, и квалифицирует его действия (бездействие) по части 5 статьи 8.28.1 КоАП РФ как транспортировку древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа.

Довод законного представителя ООО «Войта» о том, что в данном случае имела место трелевка древесины, при которой не требуется составление сопроводительного документа, судья считает не состоятельным на основании следующего.

Согласно пункту 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 (ред. от 30.11.2017) «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан следует понимать их валку (в том числе спиливание, срубание, срезание, то есть отделение различными способами ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня), а также иные технологически связанные с ней процессы (включая трелевку, частичную переработку и (или) хранение древесины в лесу).

По смыслу законодательства, регулирующего правила заготовки древесины (Приказ Минприроды России от 13.09.2016 № 474 (ред. от 11.01.2017) «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации»), охрану труда для основных профессий и видов работ в лесном хозяйстве (Приказ Рослесхоза от 23.12.1998 № 213), других нормативных и правовых актов, трелевкой называется транспортировка поваленных деревьев, хлыстов, сортиментов на погрузочную площадку; трелевку не следует путать с вывозкой, которая состоит в транспортировке лесоматериалов за пределы лесного участка; трелевка леса - лесозаготовительная операция по сбору и транспортировке деревьев, очищенных от сучьев стволов (хлыстов), бревен от места их заготовки к погрузочным пунктам у лесовозных дорог, осуществляемая на трелевочных тракторах в полупогруженном состоянии (один конец дерева, хлыста или бревна укрепляется на тракторе, а другой волочится по земле), либо (в горной и заболоченной местностях) лебедками с тросо-блочными системами.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, подтверждается материалами дела и не опровергается участвующими в деле лицами, <дата> установлен факт осуществления водителем ООО «Войта» ФИО4 на автомобиле КАМАЗ, г.р.з. <номер>, и прицепе г.р.з. <номер>, транспортировки древесины (сосновых бревен в объеме порядка 20 кубических метров), с 250 квартала Кандалакшского лесничества в пилоцех ООО «ВОЙТА», расположенный рядом с <адрес>, без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа.

Допустив транспортировку древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа, ООО «Войта» совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 5 статьи 8.28.1 КоАП РФ.

Субъектом данного административного правонарушения является именно собственник древесины, которым в данном случае выступает ООО «ВОЙТА», что подтверждается материалами дела и не оспаривается Обществом.

Довод защитника о том, что транспортировка осуществлялась не по дорогам общественного значения, а по лесовозной дороге, построенной ООО «ВОЙТА» в целях осуществления деятельности по заготовке древесины, судья не принимает, так как данное обстоятельство не имеет правового значения для квалификации правонарушения.

Законодательством предусмотрена административная ответственность за транспортировку древесины любым видом транспорта (автомобильным, водным, воздушным, железнодорожным) без сопроводительного документа, вне зависимости от вида и назначения дороги. Как указано в письме Рослесхоза от 03.06.2014 № ВЛ-03-54/6399, требования статьи 50.4 Лесного кодекса РФ распространяются на всю древесину, транспортировка которой осуществляется на территории Российской Федерации, вне зависимости от места рубки (в лесах или за пределами лесов).

Санкция части 5 статьи 8.28.1 КоАП РФ предусматривает наказание для юридических лиц в виде административного штрафа от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей с конфискацией древесины и (или) транспортных средств, являющихся орудием совершения административного правонарушения, либо без таковой.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность ООО «Войта», суд учитывает, что ранее ООО «ВОЙТА» не привлекалось к административной ответственности за совершение однородных правонарушений.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ООО «Войта», в ходе рассмотрения дела не установлено.

Принимая во внимание изложенное, судья с учётом характера и тяжести совершённого административного правонарушения, наличия смягчающих и отсутствия отягчающих обстоятельств приходит к выводу о возможности назначения ООО «Войта» наказания в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей без конфискации древесины и (или) транспортных средств, являющихся орудием совершения административного правонарушения.

Вместе с тем, учитывая характер совершенного административного правонарушения и его последствия, судья полагает возможным при назначении Обществу наказания применить положения чч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 5 статьи 8.28.1 КоАП РФ, поскольку назначение Обществу штрафа в размере 500 000 рублей может повлечь избыточное ограничение имущественных прав и интересов юридического лица.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

постановил:

Признать Общество с ограниченной ответственностью «Войта» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей без конфискации древесины и (или) транспортных средств, являющихся орудием совершения административного правонарушения.

Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:

р/с 40<номер> ГРКЦ ГУ Банка России по МО, получатель УФК по Мурманской области (МО МВД России «Кандалакшский»), ИНН <номер>, КПП <номер>, БИК <номер>, ОКТМО <номер>, КБК <номер>, код УИН (уникальный идентификатор начисления) <номер>.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьёй 31.5 КоАП РФ. Документ об уплате административного штрафа следует представить в канцелярию Кандалакшского районного суда.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении указанного срока лицо, не уплатившее административный штраф, может быть привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

На постановление по делу об административном правонарушении может быть подана жалоба в Мурманский областной суд через Кандалакшский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Н.В. Кузьмич