№ 5-25/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
«09» января 2020 года г. Ижевск
Судья Индустриального районного суда г. Ижевска Сентякова Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по ст.19.20 ч. 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Муниципального казенного образовательного учреждения «Школа-интернат №13»,
У С Т А Н О В И Л:
В период с -Дата- по -Дата- на основании приказа Министерства образования и науки Удмуртской Республики от -Дата-№ была проведена плановая документарная и выездная проверка Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Школа-интернат №13» (далее по тексту - образовательная организация) в части соблюдения лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности.
Образовательная организация действует на основании Устава, утвержденного приказом Заместителя Главы Администрации города Ижевска от -Дата-№, локальных нормативных актов.
Образовательная организация осуществляет образовательную деятельность в соответствии с ч.1 ст.91 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на основании лицензии от -Дата-№ серии №, действующей бессрочно, по адаптированным основным образовательным программам:
адаптированной образовательной программе начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи, вариант 5.2);
адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательной организацией является некоммерческая организация осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Согласна ст.91 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
В соответствии с п.40 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию.
Согласно подп. «ж» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года №966 (далее – Положение о лицензировании образовательной деятельности), лицензионным требованием является наличие в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологического заключения соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, учитывающего в том числе требования статьи 17 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
На момент проверки в образовательной организации отсутствовало санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам и нормативам здания, помещений, оборудования и иного имущества, используемых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (СанПиН 2.4.2.3286-15 «санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»).
Как следует из п.9 Положения к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе:
а) нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 настоящего Положения.
Согласно ст.28 Закона №273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функции, отнесенных к ее компетенции, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся.
В судебном заседании законный представитель МКОУ «Школа-интернат №13» директор ФИО1., вину учреждения признала, не отрицала обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, пояснила, что деятельность учреждением по адресу ... не велась фактически до -Дата-, поскольку была приостановлена постановлением Администрации г. Ижевска от -Дата-. На день рассмотрения дела школой подготовлены документы на получение санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам и нормативам
В судебном заседании представители Министерства образования и науки Удмуртской Республики ФИО2., ФИО3., действующие на основании доверенности, просили признать МКОУ «Школа-интернат №13» виновным в совершении административного правонарушения, пояснили, что учреждению вменяется совершение правонарушения в период с -Дата- по -Дата-.
Вина учреждения в совершении административного правонарушения в период с -Дата- по -Дата- по адресу ... подтверждается следующими доказательствами, исследованными судом: Приказом №562п «О проведении плановой документальной и выездной проверки МКОУ «Школа-интернат №13» от -Дата-, Уставом МКОУ «Школа-интернат №13», Лицензией № от -Дата- на осуществление образовательной деятельности, Актом проверки № от -Дата-, постановлениями о приостановлении деятельности с -Дата- по -Дата-
При этом в ходе рассмотрения дела не нашли своего подтверждения факты осуществления учреждением образовательной деятельности с нарушением лицензионных требований по адресу ... в период с -Дата- по -Дата-
В соответствии с ч.3 ст.19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В примечании к данной статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из положений ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем, доказательств, подтверждающих, что учреждением при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, приняты все зависящие меры по предупреждению совершения административного правонарушения, не представлено.
Изучив материалы дела, суд считает, что собранные по делу доказательства являются допустимыми, относимыми и в совокупности достаточными для привлечения Муниципального казенного образовательного учреждения «Школа-интернат №13» к административной ответственности.
Оснований для прекращения производства по административному делу и переквалификации действий Муниципального казенного образовательного учреждения «Школа-интернат №13» не установлено.
Действия Муниципального казенного образовательного учреждения «Школа-интернат №13» суд квалифицирует по ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, судом признается совершение правонарушения впервые.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
В соответствии со ст. 3.4. КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (ч.2). В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено юридическому лицу на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса (ч.3).
В соответствии со ст. 4.1. КоАП РФ юридическим лицам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи (ч.1). Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 13.15, 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.
Принимая во внимание характер административного правонарушения, совершение правонарушения впервые, отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба, суд считает возможным назначить Муниципальному казенному образовательному учреждению «Школа-интернат №13» наказание в виде предупреждения. Суд считает, что данный вид наказания отвечает принципу справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению, целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, учитывая то обстоятельство, что размер административного наказания не должен носить карательный характер.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 4.1.1, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Назначить Муниципальному казенному образовательному учреждению «Школа-интернат №13» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления через Индустриальный районный суд г.Ижевска.
Судья Сентякова Н.А.