ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-25/2016 от 02.12.2016 Заларинского районного суда (Иркутская область)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

<адрес> 02 декабря 2016г.

Судья Заларинского районного суда Иркутской области Егорова Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал представленный и.о. прокурора Заларинского района Репушко Д.В. в отношении главы Тыретского муниципального образования Преловский П.П. о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

И.о.прокурора Заларинского района Иркутской области представлен в Заларинский районный суд административный материал в отношении главы Тыретского муниципального образования Преловский П.П. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нецелевое использовании бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Основанием возбуждения и.о. прокурора дела об административном правонарушении в отношении Преловский П.П. как указано в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ явилась проверка исполнения главой Тыретского муниципального образования требований действующего бюджетного законодательства при использовании межбюджетных трансфертов, предоставленных бюджету Тыретского муниципального образования из бюджета Иркутской области по подпрограмме «Чистая вода» на 2014-2018 годы государственной программы Иркутской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области» на 2014-2018 годы в целях бурения двух водозаборных скважин.

В соответствии с разделом подпрограммы «Чистая вода» на 2014-2018 годы государственной программы Иркутской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области» на 2014-2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, определено, что цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из областного бюджета, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Иркутской области.

Такой порядок установлен приложением 1 подпрограммы «Чистая вода» на 2014-2018 годы государственной программы Иркутской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области» на 2014-2018 годы.

В соответствии с названным порядком ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Тыретского муниципального образования и министерством жилищной политики и энергетики Иркутской области заключены соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету Тыретского муниципального образования в целях софинансирования мероприятий, предусмотренных подпрограммой «Чистая вода» на 2014-2018 годы государственной программы Иркутской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области» на 2014-2018 годы, а именно бурение двух водозаборных скважин и бюджету Тыретского муниципального образования была предусмотрена субсидия из областного бюджета в сумме <данные изъяты>.

Решением Думы Тыретского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение Думы «О бюджете Тыретского муниципального образования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» от ДД.ММ.ГГГГ» средства субсидии из областного бюджета, предусмотренные на бурение двух водозаборных скважин, отражены в местном бюджете (приложение , безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субсидии бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты гос. (муниципальной) собственности (прочие мероприятия по развитию и модернизации объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод «Чистая вода».

Согласно ч.1 ст.136 Бюджетного кодекса РФ межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии со ст.139 Бюджетного кодекса РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Администрацией Тыретского муниципального образования ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ заключено 7 муниципальных контрактов с ООО «Водоканал» на общую сумму <данные изъяты> Предметом муниципальных контрактов являются работы по бурению разведочно-эксплуатационной скважины под воду в пос. ж/д станции Делюр Заларинского района Иркутской области за счет средств бюджета Иркутской области (<данные изъяты>) и средств бюджета Тыретского муниципального образования (<данные изъяты>).

Оплата работ за счет средств областного бюджета по выполненным работам, установленным муниципальными контрактами, осуществлена платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. Всего на сумму <данные изъяты>.

Таким образом, администрацией Тыретского муниципального образования, руководителем, которой является Преловский П.П., средства областного бюджета в размере <данные изъяты> направлены на цели, не предусмотренные соглашением о предоставлении субсидии на реализацию мероприятия, предусмотренного подпрограммой «Чистая вода» на 2014-2018 годы государственной программы Иркутской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области» на 2014-2018 годы, так как вместо бурения водозаборных скважин осуществлено бурение разведочно-эксплуатационной скважины.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Преловский П.П. в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Судом в порядке ст.29.7 ч.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях определено о рассмотрении дела в отсутствие не явившегося лица.

Участвующий помощник прокурора Кулаков А.В. пояснил, что основанием для привлечения главы администрации к ответственности явилось то, что фактически, была пробурена одна разведочно-эксплуатационная скважина, а по соглашению денежные средства выделялись на бурение двух водозаборных скважин, кроме того было осуществлено бурение скважины не того вида. Нецелевое использование денежных средств, в данной ситуации, заключается в том, что не на все цели, которые были предусмотрены соглашением, были средства потрачены. Была цель бурение двух скважин, денежные средства были выделены согласно заключенному соглашению. Было заключено два соглашения, первое соглашение было заключено в ДД.ММ.ГГГГ, в котором была указана сумма в размере миллиона, затем было подписано соглашение в ДД.ММ.ГГГГ как дополнительное. Водозаборная и разведочно-эксплуатационная скважина, это две абсолютно разные скважины, целью бурения скважин, было добыча воды, а разведочно-эксплуатационная скважина бурится для разведки, есть ли там вода или нет, отсюда разные виды скважин и разные цели. Мероприятия программы были запланированы, для обеспечения жителей п. Тыреть водой, именно поэтому необходимо было бурить водозаборную скважину. Для того, чтобы пробурить водозаборную скважину, администрация п. Тыреть должна была провести разведку, где необходимо бурить, а не бурить на деньги, которые были выделены для бурения водозаборной скважины, разведочно-эксплуатационную скважину, поэтому, имело место нецелевое использование денежных средств.

Представитель лица привлекаемого к административной ответственности, действующая на основании доверенности, Саджая С.Л. пояснила, что нецелевого использования не состоялось так как была пробурена разведочно-эксплуатационная скважина и осуществлена ее приемка, в том числе с участием Контрольно-счетной палаты, которая в последующем составила акт и в нем указано, что цель соблюдена, денежные средства были потрачены на бурение водозаборной скважины и работы по муниципальному контракту выполнены, однако скважина не функционирует, не достигнута цель подача воды. Неэффективное и нецелевое это два разных понятия, неэффективное – это когда не достигнут ожидаемый эффект, к такому выводу и пришла Контрольно-счетная палата Иркутской области в своем отчете, а нецелевое – это когда средства направлены совершенно на другие цели. Ответственность за неэффективное использование бюджетных средств, законом не предусмотрена. Также специалистом даны разъяснения, что разведочно-эксплуатационная скважина содержит в себе две цели- и разведка подземных вод и эксплуатация одновременно. Также в отчете Контрольно-счетной палаты Иркутской области указано, что произошло недофинансирование Тыретского МО по бурению скважин.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, прихожу к выводу, что в действиях главы Тыретского муниципального образования отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ст.15.14 Кодекса Рф об административных правонарушениях, исходя из следующего.

Статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правоотношениях предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ).

Согласно решения Заларинской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГПреловский П.П. избран главой Тыретского муниципального образования. В соответствии с ч. 1 ст. 31 Устава Тыретского муниципального образования глава Поселения является высшим должностным лицом Поселения и наделяется в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава поселения возглавляет администрацию Поселения (ч.3 ст. 31 Устава).

Согласно соглашения от ДД.ММ.ГГГГ заключенного Тыретским муниципальным образованием с Министерством жилищной политики и энергетики Иркутской области определено софинансирование мероприятий, предусмотренных подпрограммой «Чистая вода на 2014-2018годы» государственной программы Иркутской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области», где предметом по соглашению явилось бурение двух водозаборных скважин (п.1Соглашения).

При этом п.2 Соглашения, действующего до ДД.ММ.ГГГГ в качестве прав и обязанностей предусмотрено обеспечение муниципального образования в виде финансирования со стороны Министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области в размере <данные изъяты>, а софинансирование со стороны Администрации в размере <данные изъяты>

Соглашением же от ДД.ММ.ГГГГ, действующим до ДД.ММ.ГГГГ, между теми же сторонами определено финансирование со стороны Министерства в размере доведенных лимитов бюджетных средств в размере <данные изъяты>.

Во исполнение заключенных соглашений муниципальным казенным учреждением Администрацией Тыретского муниципального образования с ООО «Водоканал» заключены муниципальные контракты от ДД.ММ.ГГГГ на бурение разведочно-эксплутационной скважины на воду в д/ж ст.Делюр Заларинского района, Иркутской области на сумму <данные изъяты>; от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>.; на сумму <данные изъяты>; от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>; от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>; от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>; от ДД.ММ.ГГГГ на суму <данные изъяты>, то есть на сумму <данные изъяты>.

Фактическое перечисление Администрацией исполнителю муниципальных контрактов было осуществлено платежными поручениями ДД.ММ.ГГГГ. в размере <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>,т.е на сумму <данные изъяты>.

Данная сумма согласовывается с размером бюджетным лимитов выделенных Министерством жилищной политики и энергетики Иркутской области по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ

При проверке Контрольно-счетной палатой Иркутской области Тыретского муниципального образования согласно отчета от ДД.ММ.ГГГГ составленного по результатам контрольного мероприятия «Проверка законного, результативного (эффективного и экономного) использования средств областного бюджета, выделенных в 2014 и 2015 годах Министерству жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области на реализацию подпрограммы «Чистая вода» на 2014-2018годы государственной программы Иркутской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области» на 2014-2018 годы» установлено, что согласно подпрограмме Тыретскому муниципальному образованию предусматривались средства в сумме <данные изъяты> на бурение двух водозаборных скважин общей сметной стоимостью <данные изъяты> согласие положительным заключениям государственной экспертизы в строительстве.

Министерством формирование финансового обеспечения бурения двух водозаборных скважин общей сметной стоимостью <данные изъяты> в объеме лишь <данные изъяты> осуществлено в отсутствие законных оснований. Недостаточность средств областного бюджета должна была привести к исключению одного объекта из подпрограммы.

Проверкой, установлено, что муниципальным образованием в нарушение Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заключено семь муниципальных контрактов с ООО «Водоканал», как с единственным поставщиком, от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по бурению разведочно-эксплуатационных скважин на воду в пос. ж/д станция Делюр Заларинского района со сроком выполнения работ ДД.ММ.ГГГГ Общая сумма контрактов составила <данные изъяты>, что вызывает сомнение в обоснованности сметной стоимости. Законодательство запрещает искусственное разделение (дробление) единого заказа на группу однородных товаров, работ и услуг с целью ухода от проведения торгов. Работы приняты и оплачены в объеме по актам о приемке выполненных работ на общую сумму <данные изъяты>. Работы на бурение водозаборной скважины производительностью 0,6 м3/час выполнены. Скважина не эксплуатируется. Согласно пояснениям главы Тыретского МО подрядчиком пробурено 70 метров, что соответствует условиям муниципального контрактов и ПСД, но вода в скважине отсутствовала. Далее подрядчиком бы пробурено еще 24 метра, воду не удалось обнаружить. Таким образом, отсутствие необходимой проработки и подготовки мероприятия, недостаточный контроль Министерства привели к неэффективному использованию бюджетных средств, которое не обеспечило достижение результата. Вместо бурения водозаборной скважины произведено бурение разведочно-эксплуатационной скважины. Цель запланированных мероприятий - снабжение населения питьевой водой - не достигнута.

По заключению специалиста Ангарской геологической экспедиции дано разъяснение, что водозаборная скважина - это тип водозабора подземных вод. В водозаборах подземных вод применяются следующие типы водоприемных сооружений: водозаборные скважины, шахтные колодцы, горизонтальные водозаборы, комбинированные водозаборы, лучевые водозаборы, каптажи родников. В проектах скважин указывается назначение скважины; способ бурения и определены конструкции скважины, ее глубина, диаметры колонн труб, тип водоприемной части, водоподъемника и оголовка скважины, а также порядок их опробования.

В зависимости от назначения, буровые скважины делятся на группы: картировочные, параметрические, поисковые, структурные, опорные, разведочные, эксплуатационные и инженерно-технические (горнопроходческие, вентиляционные, дренажные, взрывные).

Разведочные скважины-это скважины, которые бурятся на площадях, где поисковыми работами установлено наличие месторождения полезного ископаемого (в т.ч. подземные воды). Целью бурения являются определение контуров месторождения, запасов полезного ископаемого, сбора исходных данных для проектирования и разработки месторождения полезного ископаемого.

Эксплуатационные скважины- это скважины, предназначенные для извлечения (подъема на поверхность) из недр газообразного, жидкого, растворенного, размытого или расплавленного полезного ископаемого (природный газ, нефть, подземные воды, природные рассолы; рассолы, и т. д.). Эксплуатационной может называться скважина только после передачи ее в эксплуатацию. Это название не должно присваиваться скважине при проектировании, так как даже в районах с хорошо изученными, но не разведанными детально на данном конкретном участке геолого-гидрогеологическими условиями всегда встречаются значительные отклонения от проектных предположений.

Одиночные скважины на воду (водозаборные скважины), которые бурят без предварительно проведенной разведки точки заложения, должны всегда быть разведочно-эксплуатационными. Разведочно-эксплуатационной называется скважина, конструкция которой, включая водоприемную часть, рассчитана на оборудование водоприемником проектной производительности. При положительных результатах опробования эти скважины передают в постоянную эксплуатацию.

В районе пос. ж/д Делюр месторождений подземных вод не установлено и поэтому, проектирование, и сооружение разведочно-эксплуатационной скважины в пос. ж/д. Делюр единственное целесообразное решение по организации водоснабжения населенного пункта. Таким образом, разведочно-эксплуатационнаая скважина на воду является составной частью водозабора подземных вод - водозаборной скважиной.

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Субъективная сторона общественно опасного деяния, ответственность за которое установлена статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, характеризуется только умышленной формой вины, когда уполномоченное должностное лицо сознавало противоправный характер своего действия по оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным бюджетной сметой, предвидело возможность наступления вредных последствий для охраняемых законом бюджетных отношений и желало наступления таких последствий (прямой умысел) или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (косвенный умысел).

Однако, таких доказательств, подтверждающих наличие в действиях Преловский П.П. умысла на совершение противоправного деяния, ответственность за которое установлена ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях не имеется.

Также следует согласиться с доводами представителя Преловский П.П. о том, что выделенные денежные средства фактически были направлены на предмет и цели определенные заключенным Соглашением Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области и Тыретским муниципальным образованием и были израсходованы правомерно.

Не достижение же результата по муниципальным контрактам муниципального образования не указывает на наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Учитывая тот факт, что направление средств муниципальным образованием полностью соответствовало целям, определенным в рамках предоставленной субсидии, прихожу к выводу об отсутствии в действиях должностного лица – Преловский П.П. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

На основании изложенного и руководствуясь ст.15.14, п.1 ч.1.1 ст.29.9, 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

п о с т а н о в и л:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении главы Тыретского муниципального образования Преловский П.П. по ст.15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения ПРЕКРАТИТЬ.

Постановление может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Заларинский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Е.А.Егорова