ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-25/2016 от 18.10.2016 Демидовского районного суда (Смоленская область)

Дело №5-25/2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Демидов 18 октября 2016 года

Судья Демидовского районного суда Смоленской области Лосев А.А.,

при секретаре Шейдиной Е.Л.,

с участием представителя должностного лица, директора <данные изъяты>ФИО1, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, ФИО6, должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, заместителя начальника отдела экологического надзора и разрешительной деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Смоленской области (далее Управление) ФИО7, представителя Управления ФИО4

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ в отношении должностного лица, директора <данные изъяты>, ФИО1, зарегистрированной по адресу: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ для рассмотрения по существу в Демидовский районный суд Смоленской области поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2, в отношении должностного лица, директора <данные изъяты>ФИО1.

Должностному лицу вменяется следующее:

21.07.2016г. в адрес Управления поступило обращение жителя <адрес>, содержащее информацию о размещении опасных отходов на территории полигона ТКО, расположенного <адрес>.

26.07.2016г. с 10 часов 03 минут по 10 часов 15 минут Управлением согласно приказа руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Смоленской области ФИО5 от 26.07.2016г. № 318/км «Об утверждении планового (рейдового) задания на проведение планового (рейдового) осмотра земельных участков в границах территории Демидовского района Смоленской области», проведена рейдовая проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды на территории Демидовского района Смоленской области, в ходе которой вследствие непринятия надлежащих мер со стороны директора <данные изъяты>ФИО1 выявлено несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, заключающееся в следующем:

Согласно Публичной кадастровой карте, земельный участок (полигон ТКО) с кадастровым номером , расположен по адресу: <адрес>, уточненная площадь 40000 кв.м. Разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства и организации учебной работы.

В ходе рейдовой проверки 26.07.2016г. специалистами Управления зафиксирован факт вывоза и выгрузки отходов на вышеуказанный полигон ТКО трактором Беларус МТЗ с государственным номерным знаком (государственный номерной знак прицепа ). Фото и видео материалы прилагаются. На балансе <данные изъяты> трактор Беларус МТЗ числится.

Вывоз и выгрузка отходов на территории полигона ТКО производилась при наличии действующего договора /ДД.ММ.ГГГГ год, заключенных между <данные изъяты> и <данные изъяты> по вывозу и последующему размещению твердых бытовых отходов, крупногабаритных отходов, в т.ч. строительных.

<данные изъяты> создано для осуществления торговой деятельности, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» (далее - Приказ), вступившим в силу 01.08.2014, утвержден Порядок ведения государственного кадастра отходов (далее - Порядок).

Согласно п. 2 ч. 1 Порядка, государственный кадастр отходов (далее - ГКО) включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов и ведется по единой для Российской Федерации системе.

В соответствии с п. 16 ч. 3 Порядка, государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО) включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 6 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов (далее - ОРО) вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (далее ГРОРО). Данный объект - полигон ТКО не включен в свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Следовательно, размещение отходов <данные изъяты> несанкционированно, т.к. нарушаются требования ч. 7 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления», норма которой запрещает размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В соответствии с пунктами 7, 8 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» субъекты малого и среднего предпринимательства в результате хозяйственной и иной деятельности, которых образуются отходы, представляют отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов.

Для субъектов малого и среднего предпринимательства должен утверждаться лимит на размещение отходов. Порядок утверждения лимита определен Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

Отчет МСП составляется на основе данных первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, а также размещенных отходов.

Территориальные органы Росприроднадзора регистрируют отчетность МСП, представленную отчитывающимися субъектами малого и среднего предпринимательства, и ведут учет и контроль отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов.

С ДД.ММ.ГГГГ, Росприроднадзор перешел на прием отчетности от природопользователей в электронном виде через веб-портал приема отчетности, а также сдачу отчета на бумажном носителе и в электронном виде.

При подаче бумажной версии отчета и подтверждающих документов, необходимо предоставить электронный номер отчета, выданный веб-порталом приема отчетности. Электронные версии отчетов должны быть подготовлены в формате программы «Модуль природопользователя» версии 1.7.1 и более поздних.

Отчетность МСП составляется на бумажном носителе в двух экземплярах, один из которых хранится у отчитывающегося субъекта малого и среднего предпринимательства, а второй, вместе с электронной версией отчетности на магнитном носителе, представляется в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора.

Приказом Минприроды России от 25.02.2010 №50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (ред. от 25.07.2014) утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Порядок).

Согласно п. 12 Порядка, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - технический отчет).

Технический отчет представляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Датой представления технического отчета считается отметка территориального органа Росприроднадзора о его получении (вручении) с указанием даты или дата почтового отправления. Технический отчет может быть подан в виде электронных документов, подписанных простой электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи».

В технический отчет включаются сведения о фактически образованных количествах отходов, а также сведения за отчетный период о фактическом использовании, обезвреживании, хранении и захоронении отходов самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов, о фактической передаче отходов другим хозяйствующим субъектам.

Технический отчет по обращению с отходами <данные изъяты> в Управление Росприроднадзора не представлялся, тем самым, <данные изъяты> не подтверждало неизменность технологических процессов и используемого сырья, объемов образования, использования и размещения отходов производства и потребления.

Административное правонарушение совершено ДД.ММ.ГГГГ в 09 часов 00 минут по юридическому адресу: <адрес>.

Тем самым, нарушены требования ст. 11; п.п. 7, 8 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии с п. 7 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектами официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N620 (далее - Положение), первичные статистические данные, документированные по формам федерального статистического наблюдения, предоставляются респондентами на бумажных носителях или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С 17.12.2012г. прием отчетности от природопользователей осуществляется в электронном виде через веб-портал приема отчетности. При подаче бумажной версии отчета, необходимо назвать электронный номер отчета, выданный веб-порталом приема отчетности. Сроки предоставления 1 февраля после отчетного периода.

По данным ФГИС «ПТК - Госконтроль» Управления Росприроднадзора по Смоленской области отчетность по форме 2-ТП (отходы) за 2015 г. <данные изъяты> в установленном порядке в программе не зарегистрирована.

Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления, отчетность по форме 2-ТП (отходы) <данные изъяты> Смоленской области за 2015 г. отсутствуют.

Административное правонарушение совершено ДД.ММ.ГГГГ. в 09 часов 10 минут по юридическому адресу: <адрес>.

Тем самым, нарушены требования п.п. 1, 2 ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Учет образования и движения отходов <данные изъяты> не организован и не ведется в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 1 сентября 2011 г. N 721.

Порядок учета в области обращения с отходами устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.

Учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов.

В случае невозможности произвести фактические измерения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, учет ведется на основании следующих источников:

технической и технологической документации;

бухгалтерской документации;

актов приема-передачи;

договоров.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Данные учета в области обращения с отходами у <данные изъяты> отсутствуют.

Административное правонарушение длящееся. Выявлено ДД.ММ.ГГГГ. в 11-00 ч., совершено по юридическому адресу: <адрес>.

Тем самым, нарушены требования п.п. 1, 2 ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.

Однако, в <данные изъяты> в нарушение вышеуказанных требований отсутствуют имеющие профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами I-IV класса опасности лица, которые допущены к работе с отходами I-IV класса опасности.

Административное правонарушение длящееся. Выявлено ДД.ММ.ГГГГ. в 11-00ч., совершено по юридическому адресу: <адрес>.

Тем самым нарушены требования и. 1 ст. 15 ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В <данные изъяты> не назначено ответственное лицо за организацию работы по обращению с отходами производства и потребления.

Административное правонарушение длящееся. Выявлено ДД.ММ.ГГГГ. в 11-00ч., совершено по юридическому адресу: <адрес>.

Тем самым нарушены требования п. 1 ст. 26 ФЗ « Об отходах производства и потребления».

В соответствии с п. 2.1.1 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ одним из обязанностей директора является недопущение нарушения законодательства Российской Федерации в деятельности предприятия.

В письменном возражении представитель ФИО1 - ФИО6 считает, что оснований для привлечения должностного лица к административной ответственности не имеется по следующим основаниям.

Фотографии трактора, вывозившего мусор, не имеют даты, не привязаны к местности, отсутствуют сведения о приборе, с помощью которого производилась съемка. Процессуальные действия по закреплению доказательств не проводились.

<данные изъяты> не обязано разрабатывать и утверждать нормативы образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР), в том числе предоставлять технический отчет, а также предоставлять отчет МСП (малого и среднего предпринимательства).

По предоставлению отчетности проверка не проводилась.

<данные изъяты> не подлежит ни федеральному ни региональному экологическому надзору.

Административный орган не представил доказательств образования и накопления <данные изъяты> отходов производства и потребления.

Административным органом не представлено доказательств того, что <данные изъяты> осуществляет деятельность в области обращения с отходами, в том числе по накоплению отходов, а также эксплуатирует здания в связи с обращением отходов.

<данные изъяты> незаконно вменяется непредставление статистической отчетности по отходам, а также отсутствие учета образования и движения отходов, по данным фактам проверка не проводилась, акт не составлялся, необходимые документы не запрашивались.

В протоколе об административном правонарушении указано, что в обществе отсутствуют имеющие профессиональную подготовку лица, которые допущены к работе с отходами I - IV класса опасности, а также не назначено ответственное лицо за организацию работы по обращению с отходами производства и потребления. Органом не представлено доказательств, что у общества имеются отходы I - IV класса опасности. Ответственное лицо за организацию работы по обращению с отходами в обществе назначено. По данным фактам проверка не проводилась.

В судебном заседании должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО7 пояснил, что ФИО1 ошибочно вменено отсутствие утвержденного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, все остальные обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении соответствуют действительности. По его мнению вина должностного лица в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ доказана. Считает, что наказание можно назначить в меньшем размере, чем это предусмотрено санкцией статьи.

Представитель <данные изъяты>ФИО6 в суде пояснил, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в письменном возражении, что вина ФИО1 не доказана.

Выслушав объяснения должностного лица, составившего административный протокол, представителя <данные изъяты>, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объективной стороной правонарушения предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ является неисполнение или ненадлежащее исполнение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.

Состав правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП ОФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.

Управлением Росприроднадзора по Смоленской области ДД.ММ.ГГГГ проводилась рейдовая проверка, в ходе которой было выявлено нарушение в области охраны окружающей среды и природопользования.

Согласно Публичной кадастровой карте (л.д. 55-57), а также кадастровой выписки о земельном участке ( л.д.94-98), земельный участок (полигон ТКО) с кадастровым номером , расположен по адресу: <адрес>» - категория - земли сельскохозяйственного назначения), уточненная площадь 40000 кв.м. Разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства и организации учебной пре работы.

Факт вывоза и выгрузки отходов ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанный полигон ТКО трактором Беларус МТЗ с государственным номерным знаком (государственный номерной знак прицепа ), числящегося на балансе <данные изъяты> (л.д. 58) подтверждается кроме протокола об административном правонарушении (л.д.7-10), фото и видео материалами, материалами административного расследования.

Вывоз и выгрузка отходов на территории полигона ТКО производилась при наличии действующего договора /ДД.ММ.ГГГГ год, заключенного между <данные изъяты> и ООО ПКФ «Арктика», по вывозу и последующему размещению твердых бытовых отходов, крупногабаритных отходов, в т.ч. строительных. (л.д.59-64).

В соответствии с ч. 6 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов (далее - ОРО) вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (далее ГРОРО). Данный объект - полигон ТКО не включен в свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст. 51 ФЗ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ).

<данные изъяты> создано для осуществления торговой деятельности, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли (л.д.32-33).

Таким образом, <данные изъяты> нарушило требование ч.6, ч.7 ст.12 ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.1 ст. 51 ФЗ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГФИО1 назначена на должность директора <данные изъяты> сроком на один год с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.45).

Как следует из п. 2.1.1. трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ одним из обязанностей директора <данные изъяты> является недопущение нарушения законодательства Российской Федерации в деятельности предприятия.

Согласно части 8 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 4 и 5 Приказа Минприроды Российской Федерации от 16 февраля 2010 года N 30 "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)" отчетный период составляет один календарный год.

Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.

<данные изъяты> не освобождено от представления в установленный срок отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов за 2015 год в уполномоченный орган.

Факт непредставления отчетности <данные изъяты> за 2015 год в уполномоченный орган не оспаривается.

Вина <данные изъяты> и директора ФИО1 в нарушении ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» не доказана, проверка эксплуатации <данные изъяты> зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, административным органом не проводилась.

<данные изъяты> и директору ФИО1 ошибочно вменено нарушение ст.19 ФЗ «Об отходах производства и потребления», поскольку субъектами данного правонарушения являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, доказательств того, что <данные изъяты> осуществляет деятельность в области обращения с отходами, в суде не представлено.

Поскольку административным органом не представлено доказательств, что <данные изъяты> допущено к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, проверка по этому вопросу не проводилась, суд приходит к выводу, что вина <данные изъяты> и директора ФИО1 в нарушении п.1 ст.15 ФЗ «Об отходах производства и потребления» в суде не доказана.

Также юридическому лицу и его директору ФИО1 ошибочно вменено нарушение п.1 ст.26 ФЗ «Об отходах производства и потребления», поскольку <данные изъяты> не осуществляет деятельность в области обращения с отходами, то обстоятельство, что в обществе не назначено ответственное лицо за организацию работы по обращению с отходами производства и потребления не подтверждено в суде, при вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении запрос о назначении ответственного лица за организацию работы по обращению с отходами производства и потребления в <данные изъяты> не направлялся», проверка по этому вопросу не проводилась.

В силу ст.2.4 административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

С учетом вышеизложенного, суд считает, что в действиях должностного лица, директора <данные изъяты>ФИО1 имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ

При назначении наказания за совершенное административное правонарушение суд учитывает обстоятельства дела, характер и степень опасности совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение ФИО1, отсутствие обстоятельств смягчающих и отягчающих ответственность.

С учетом вышеизложенного суд считает, что должностному лицу ФИО1 необходимо назначить наказание в соответствии со ст.4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей, то есть менее минимального размера штрафа, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

Назначение более строгого вида наказания не будет отвечать целям и задачам наказания, и с учетом обстоятельств дела будет являться чрезмерно суровым.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать должностное лицо, директора <данные изъяты>ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Штраф подлежит уплате на счет УФК по Смоленской области (Управление Росприроднадзора по Смоленской области, г. Смоленск), ИНН <***>, КПП 673001001. Банк получателя: Отделение Смоленск, г. Смоленск, БИК 046614001. Код бюджетной классификации 048 116 25050 01 6 000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды» Код ОКТМО 66611000. Назначение платежа: «Административные штрафы за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды»

Постановление может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Демидовский районный суд Смоленской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья А.А. Лосев