ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-25/2018 от 24.04.2018 Прохоровского районного суда (Белгородская область)

№ 5-25/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

п.Прохоровка 24.04.2018

Судья Прохоровского районного суда Белгородской области Абрамова С.И.,

с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, – Колодиевой И.В., должностных лиц территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Белгородской области в Губкинском районе Снимщиковой Е.С. и Проводниковой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Прохоровское – Благоустройство»,

установил:

27.02.2018 в 11:00 в ходе внеплановой выездной проверки должностным лицом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Белгородской области в Губкинском районе установлено, что ООО «Прохоровское – Благоустройство» нарушаются требования ч.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»; СанПиН 42-1284690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест»; СП 2524 «Санитарные правила по сбору, хранению, транспортировке и первичной обработке вторичного сырья»; СП 4616-88 «Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей».

01.03.2018 главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Белгородской области в Губкинском районе Проводниковой М.В. составлен протокол об административном правонарушении.

Определением начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Белгородской области в Губкинском районе Имамедовой Н.С. материалы дела об административном правонарушении направлены по подведомственности в Прохоровский районный суд.

В судебном заседании представитель ООО «Прохоровское – Благоустройство» Колодиева И.В. пояснила, что в настоящее время предприняты меры к устранению выявленных нарушений.

Должностные лица территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Белгородской области в Губкинском районе Снимщикова Е.С. и Проводникова М.В., полагая, что вина юридического лица в совершении административного правонарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, просили назначить административное наказание в виде приостановления деятельности по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, осуществляющейся без санитарно-эпидемиологического заключения.

Изучив представленные доказательства, заслушав участников процесса, прихожу к выводу, что своими действиями ООО «Прохоровское – Благоустройство» совершило административное правонарушение, предусмотренное ст.8.2 КоАП РФ.

Обстоятельства совершенного правонарушения отражены в протоколе об административном правонарушении от 01.03.2018 №62, согласно которому 27.02.2018 в 11:00 в ходе внеплановой выездной проверки должностным лицом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Белгородской области в Губкинском районе установлено, что ООО «Прохоровское – Благоустройство» нарушаются требования ч.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»; СанПиН 42-1284690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест»; СП 2524 «Санитарные правила по сбору, хранению, транспортировке и первичной обработке вторичного сырья»; СП 4616-88 «Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей».

Так, согласно справке о количестве собранных и транспортированных твердых коммунальных отходов ООО «Прохоровское – Благоустройство» за период с 01.07.2017 по 01.02.2018 предприятием собрано и транспортировано 24 441,11 куб.м твердых коммунальных отходов, в том числе от населения – 14 187,35 куб.м; от бюджетных организаций – 3 563,67 куб.м; прочих – 6 690,09 куб.м. При внеплановой проверке ООО «Прохоровское –Благоустройство» предоставлены акты выполненных работ ООО «ТК «Экотранс» по приему и захоронению отходов в общем объеме 540 куб.м (2,2% от объема собранных и транспортированных отходов за период с 01.07.2017 по 01.02.2018), в том числе за июль 2017 г. (180 куб.м), август 2017 г. (180 куб.м), сентябрь 2017 г. (43,5 куб.м), декабрь 2017 г. (136,5 куб.м). Документы на утилизацию оставшейся части собранных и транспортированных твердых бытовых отходов в количестве 23 901,11 куб.м отсутствуют.

На арендуемом по договору аренды от 28.12.2017 земельном участке на момент проведения проверки выявлена холмистая поверхность из ТБО. Из представленной в материалы дела фототаблицы усматривается, что имели место факты беспорядочного складирования отходов ТБО, при этом послойное уплотнение ТБО с укладкой промежуточного изолирующего слоя не проводилось.

Также в протоколе об административном правонарушении отражено, что по адресу: <адрес> в нежилых помещениях (в здании столярного цеха) на арендуемых площадях 199,4 кв.м установлено складирование твердых бытовых отходов, в том числе использованных бумажных коробов, и обнаружен пресс для прессования картонных коробов, что подтверждается фотоснимками.

При этом санитарно-эпидемиологическое заключение на осуществление деятельности по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности у ООО «Прохоровское – Благоустройство» отсутствует, имеется только санитарно-эпидемиологическое заключение на деятельность по сбору и транспортированию отходов I-III класса.

На момент проведения проверки также не представлены документы, подтверждающие обработку автотранспорта, занятого вывозом ТБО.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствуют требованиям ст.28.2 КоАП РФ; все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены.

Вина ООО «Прохоровское – Благоустройство» в совершении вышеуказанного административного правонарушения подтверждается также объяснением директора юридического лица; актом проверки от 01.03.2018 .

Таким образом, факт правонарушения подтвержден совокупностью представленных доказательств, не доверять которым оснований не имеется, они являются относимыми, допустимыми и достаточными для вынесения постановления по делу.

Все имеющиеся в деле доказательства, свидетельствующие о виновности общества в совершении административного правонарушения, соответствуют требованиям ст.26.2 КоАП РФ и не противоречат действующему законодательству.

В ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В силу ч.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Отдельные виды деятельности, представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат лицензированию в соответствии законодательством РФ (ч.1 ст.40 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ). Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества (ч.2 ст.40 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ).

В соответствии с п.3.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест» обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы. Промышленные, не утилизируемые на производстве отходы вывозят транспортом предприятий на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается (п.3.2 СанПиН 42-128-4690-88).

Пунктом 5.1 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» предусмотрено, что складирование ТБО допускается только на рабочей карте и в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов.

Как следует из п.2.1 Инструкции по проектированию эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, организация работ на полигоне определяется технологической схемой эксплуатации полигона разрабатываемой в составе проекта. Технологическая схема представляет собой генплан полигона, определяющий с учетом сезонов года последовательность выполнения работ, размещения площадей для складирования ТБО и разработки изолирующего грунта.

Согласно п.3 СП №2524-82 «Санитарные правила по сбору, хранению, транспортировке и первичной обработке вторичного сырья» заготовка вторичного сырья, населения осуществляется через стационарные и передвижные приемные пункты, а также разъездными заготовителями через ЖЭКи и домоуправления. Сбор вторичного сырья на свалках разрешается производить только специально организованными бригадами с соблюдением всех необходимых мер предосторожности (наличие спецодежды и индивидуальных средств защиты) и по согласованию с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Разрешается заготавливать вторичное сырье, извлеченное из бытового мусора на механизированных мусороперерабатывающих заводах и обезвреженное в соответствии с настоящими санитарными правилами (п.6 СП №2524-82).

Изложенные выше требования ООО «Прохоровское – Благоустройство» нарушены.

Действия ООО «Прохоровское – Благоустройство» судья квалифицирует по ст.8.2 КоАП РФ – несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при накоплении, использовании, обезвреживании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Административное правонарушение совершено с прямым умыслом. Представитель организации понимал незаконность своих действий по несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требования при обращении с отходами производства, предвидел наступление общественно опасных последствий и желал их наступления.

При назначении административного наказания судья учитывает характер совершенного правонарушения и обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, являются признание вины и намерение устранить выявленные нарушения в кратчайшие сроки.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

Санкцией ст.8.2 КоАП РФ предусмотрено назначение административного наказания в отношении юридических лиц в виде административного штрафа или административного приостановления деятельности.

В соответствии со ст.3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в частности, в случае угрозы жизни или здоровью людей, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

Судом по настоящему делу установлено наличие нарушений санитарного законодательства, которые причиняют существенный вред состоянию и качеству окружающей среды, соответственно, имеются основания для применения ст.3.12 КоАП РФ.

При применении меры наказания полагаю, что данное правонарушение создает опасные последствия, в связи с чем менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Срок приостановления деятельности надлежит установить в 90 суток в целях обеспечения условий для устранения выявленных нарушений.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.29.9, ст.29.10 КоАП РФ, судья

постановил:

признать ООО «Прохоровское – Благоустройство» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и назначить ему по этой статье наказание в виде административного приостановления тех видов деятельности, на осуществление которых отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение: обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I-IV класса опасности, на срок 90 (девяносто) суток.

Срок административного наказания исчислять с 24.04.2018.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда через Прохоровский районный суд.

Судья подпись С.И. Абрамова

Копия верна:

Судья С.И. Абрамова