Дело № 5-37/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Волгоград 18 января 2021 года
Судья Центрального районного суда г. Волгограда Галаховой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренное ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении: Общества с ограниченной ответственностью "Концессии теплоснабжения"; юридический адрес: 400066, <...>; ИНН <***>, КПП 344401001, ОГРН <***>, дата присвоения ОГРН 27.06.2016г.,
с участием защитника ООО «Концессии теплоснабжения» ФИО1, представителя Облкультнаследия ФИО2,
установил:
в Центральный районный суд г. Волгограда из комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области (Облкультнаследие) поступил административный материал в отношении ООО «Концессии теплоснабжения», привлекаемого к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 26 ноября 2020 года, В Комитет поступило обращение от 22.09.2020 (Вх. № 53/5390 от 22.09.2020) (далее - обращение) по вопросу законности организации и проведения земляных, строительных работ в непосредственной близости к объекту культурного наследия регионального значения "Жилой купеческий дом", расположенного по адресу: <...> (по уточнённым данным: <...>).
На основании постановления Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 № 62/706 "О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области" объект культурного наследия регионального значения "Жилой купеческий дом" (далее - объект), зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (регистрационный номер 341410130180005, приказ Министерства культуры Российской Федерации от 06.11.2015 № 14362-р).
Предмет охраны объекта утвержден приказом комитета культуры Волгоградской области от 12.08.2016 № 01-20/288.
Границы территории объекта утверждены приказом Министерства культуры Волгоградской области от 24.12.2013 № 01-20/479.
Согласно вышеназванному приказу в границах территории объекта запрещается: проектирование и проведение любых землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, за исключением работ, разрешенных данным правовым режимом использования земель в границах территории объекта культурного наследия.
Должностными лицами Комитета на основании задания от 23.09.2020 № 53-07-08/95, проведены мероприятия по контролю за состоянием объекта (акт осмотра от 01.10.2020), в ходе которых установлено, что на территории общего пользования, непосредственно связанной с земельным участком в границах территории объекта, производятся земляные работы по устройству траншеи с использованием землеройной техники (экскаватора).
Комитетом не выдавались какие-либо согласовательные или разрешительные документы на проведение земляных работ в непосредственной близости к объекту.
Согласно письму ООО "Концессии теплоснабжения" (далее - общество) от 13.10.2020 № КТ/17472-20 между обществом и ООО "КРЕО" заключен договор № 017/ОТП-16 от 19.12.2016 (далее - Договор) о подключении к системе теплоснабжения многоэтажный жилой дом, расположенный по адресу: г. Волгоград, Центральный район, ул. им. Пархоменко, 8а. На основании Договора разработанная обществом проектная документация по строительству тепловой сети согласована в департаменте по градостроительству и архитектуре Администрации Волгограда, а также в муниципальном казенном учреждении "Волгоградский инженерный институт". Далее, ООО "СМК-Строй" на основании заключенного с обществом договора подряда от 10.08.2020 № 593/р-20 производятся работы по строительству объекта: "Тепловая сеть котельной квартала 40 от точки присоединения к тепловой камере ТК-40-8 до жилого дома по ул. Пархоменко, 8а". Работы по строительству выполняются в непосредственной близости от объекта.
Таким образом, в нарушение норм законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия ООО "Концессии теплоснабжения" организовало проведение строительных (ремонтных) работ по устройству объекта: "Тепловая сеть котельной квартала 40 от точки присоединения к тепловой камере ТК-40-8 до жилого дома по ул. Пархоменко, 8а" на территории общего пользования, непосредственно связанной с земельным участком в границах территории объекта, в отсутствии в проектной документации раздела об обеспечении сохранности объекта, согласованного Комитетом и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы, в связи с чем, в действиях ООО «Концессии теплоснабжения», усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Защитник ООО «Концессии теплоснабжения» ФИО1 в судебном заседании вину юридического лица в совершении административного правонарушения не признал. Пояснил, что трассировка тепловой сети согласована и зарегистрирована в Департаменте по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, а также в МКУ «Волгоградский инженерный центр». Кроме того, согласно приказа Министерства культуры Волгоградской области от 24.12.2013г. №01-20/479 границы объекта культурного наследия проходят по выступающей части фундамента. По состоянию на 16.11.2020г. зона охраны объекта культурного наследия не установлена. В Росреестр сведения о наличии охранной зоны объекта культурного наследия не внесены. Таким образом, полагает, что нарушения законодательства об объектах культурного наследия допущено не было.
Представитель Облкультнаследие ФИО2. в судебном заседании обстоятельства изложенные в протоколе об административном правонарушении поддержала.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в деле письменные доказательства, судья приходит к следующему.
Ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, предусмотрена ч. 1 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
По смыслу изложенных норм следует, что к числу имеющих правовое значение обстоятельств по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, относится наличие нарушений требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия.
Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» регулируются отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. В преамбуле к названному Федеральному закону указано, что государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ одним из видов объектов культурного наследия являются памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями; мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия.
В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно п. 3 ст. 36 Федерального закона № 73-ФЗ строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
Границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливаются для памятника, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника, для памятника, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 200 метров от внешних границ территории памятника (подпункт 1 пункта 3 статьи 34.1 Закона N 73-ФЗ).
Из содержания ч. 1 ст. 61 Федерального закона от 25 июня 2002 года N73-ФЗ следует, что за нарушение настоящего Федерального закона должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с п. 1.1. положения о комитете государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 19.12.2016г. № 697-п, комитет государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия на территории Волгоградской области.
В силу ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
В судебное заседание административным органом в подтверждение вины ООО «Концессии теплоснабжения» в совершении указанного административного правонарушения представлены следующие доказательства:
протокол об административном правонарушении от 26 ноября 2020 года №53-07-07/114;
выписку из единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО «Концессии теплоснабжения»;
письмо ООО «Концессии теплоснабжения» от 13.10.2020г.;
обращение ООО «АВТОГРАД»;
информацию в отношении объекта культурного наследия;
паспорт объекта культурного наследия;
ответ на обращение ООО «АВТОГРАД»;
акт осмотра элемента объекта культурного наследия регионального значения «Жилой купеческий дом» - расположенного по адресу: <...> с материалами фотофиксации, в соответствии с которым установлено, что на территории общего пользования непосредственно связанной с земельным участком в границах территории объекта проводятся земляные работы по устройству траншеи с использованием землеройной техники (экскаватора);
задание от 23.09.2020 года №53-07-08/95 на проведение мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Волгоградской области, согласно которому работникам Облкультнаследие поручено провести мероприятие по контрою за состоянием элемента объекта культурного наследия регионального значения «Жилой купеческий дом» расположенного по адресу: <...>;
приказ Министерства культуры Волгоградской области от 24.12.2013г. №01-20/479 «Об установлении границ территории объекта культурного наследия регионального значения «Жилой купеческий дом» и правовых режимов использования территории», согласно которому разрешается проведение работ, связанных с ремонтом и реконструкцией существующих инженерных сетей, а также прокладкой новых сетей, не нарушающих целостность объекта культурного наследия. Проведение вышеуказанных работ, осуществляется на основании проектов проведения таких работ, содержащих разделы об обеспечении сохранности объектов культурного наследия.
Приказ Комитета культуры Волгоградской области от 12.08.2016г. №01-20/288;
приказ Минкультуры России от 06 ноября 2015 года №14362-р «О регистрации объекта культурного наследия регионального значения «Жилой купеческий дом», к ХIХ в. (Волгоградская область) в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Таким образом, при проведении мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия, было установлено, что ООО "Концессии теплоснабжения" проводят земляные работы на земельном участке, непосредственно прилегающем к объекту культурного наследия в отсутствие проектной документации и разрешения на строительство согласованных комитетом государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области.
Доводы защитника ООО «Концессии теплоснабжения» о том, что им были получены разрешения на земляные работы в администрации Волгограда, не влияют на выводы суда, поскольку муниципалитет выдал разрешение на проведение земляных работ в пределах своей компетенции, что не отменяет обязанностей, возложенных Федеральным законом № 73-ФЗ. Ссылки на отсутствие сведений об охранной зоне объекта культурного наследия в едином государственном реестре недвижимости, также не свидетельствует о невиновности юридического лица. Приказ Министерства культуры Волгоградской области от 24.12.2013г. №01-20/479 «Об установлении границ территории объекта культурного наследия регионального значения «Жилой купеческий дом», является нормативным правовым актом, официально опубликованным и обязательным к исполнению, соответственно наличие объекта культурного наследия, непосредственно в месте планируемых работ, должно было быть известно юридическому лицу. Границы охранной зоны объекта культурного наследия установлены подпунктом 1 пункта 3 статьи 34.1 Закона N 73-ФЗ, соответственно отсутствие сведений в реестре прав на недвижимость сведений об охранной зоне объекта, не свидетельствует о ее отсутствии, поскольку охранная зона установлена федеральным законом.
Вина ООО «Концессии теплоснабжения», в нарушении законодательства о сохранении объекта культурного наследия, в судебном заседании нашла свое подтверждение, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания судья в соответствии со ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение должностного лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно ч. 3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при назначении административного наказания юридическому лицу необходимо учитывать общественно опасный характер совершённого им административного правонарушении, имущественное и финансовое положение правонарушителя, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Поскольку данное правонарушение посягает на общественные отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия народов РФ, ввиду особой значимости охраняемых законом общественных отношений, учитывая, что объекты культурного наследия представляют собой уникальную ценность для всего народа Российской Федерации, являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия и их разрушение повлечет утрату народного достояния, оснований для признания этого деяния малозначительным не имеется.
По правилам ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 3.3. ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу необходимо учитывать общественно опасный характер совершённого им административного правонарушении, имущественное и финансовое положение правонарушителя, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, при назначении наказания судья учитывает характер совершенного обществом правонарушения, размер административного штрафа, а также отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
Указанные обстоятельства судья признает исключительными обстоятельствами и на основании положений ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полагает необходимым назначить ООО «Концессии теплоснабжения» административное наказание по ч. 1 ст. 7.13 названного Кодекса в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, то есть менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией указанной нормы.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10, КоАП РФ, судья
постановил:
Признать Общество с ограниченной ответственностью "Концессии теплоснабжения"; юридический адрес: 400066, <...>; ИНН <***>, КПП 344401001, ОГРН <***>, дата присвоения ОГРН 27.06.2016г., виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на основании которой назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Штраф подлежит перечислению не позднее 60 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки. Неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток (статья 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Копия документа, свидетельствующего об уплате штрафа, должна быть представлена в Центральный районный суд г. Волгограда.
Реквизиты получателя платежа: р/с <***>, Операционный департамент Банка России, <...>, БИК 044501002, ИНН/КПП <***>/770301001, Межрегиональное операционное УФК (Министерство культуры Российской Федерации, л/сч. 04951000540), КБК 05411601071010013140 (штраф за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации), код по ОКТМО 45382000.
Постановление может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г.Волгограда в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Галахова И.В.