Дело №5-101/2020 (№ 5-2619/19) 25MS0100-01-2019-000114-65 ПОСТАНОВЛЕНИЕ 30 января 2020 года г. Владивосток, ул. Адмирала ФИО1, д.23А Судья Фрунзенского районного суда г.Владивостока Приморского края Буланова Н.А., рассмотрев материалы административного дела об административном правонарушении в отношении должностного лица – <...> ФИО2, дата года рождения, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, привлекаемого к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, УСТАНОВИЛ: В период с дата по дата Департаментом государственных программ и внутреннего государственного финансового контроля Приморского края организована плановая камеральная проверка в отношении департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края на предмет отчетности по реализации государственной программы Приморского края «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Повышение уровня жизни сельского населения Приморского края» на 2013-2021 годы, утвержденной постановлением Администрации Приморского края от дата№ По результатам рассмотрения материалов проверки на основании решения № от дата в отношении Департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края вынесено представление от дата№, согласно которому Департаменту сельского хозяйства и продовольствия Приморского края необходимо принять меры по устранению причин и условий выявленных нарушений в течение 20 дней со дня получения представления. Указанное представление получено Департаментом сельского хозяйства и продовольствия Приморского края дата, информацию о принятых мерах требовалось представить в Департамент государственных программ и внутреннего государственного финансового контроля Приморского края не позднее дата., однако предписание в установленный срок не выполнено. По данному факту в отношении должностного лица – <...> ФИО2 возбуждено дело об административном правонарушении по ч.20 ст.19.5 КоАП РФ, невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля. В судебном заседании ФИО2 и ее защитник Тарасенко Р.В. с привлечением к административной ответственности не согласились, представили письменные пояснения по делу, полагая, что в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку ФИО3 является <...> и не является лицом, ответственным перед Департаментом государственных программ и внутреннего государственного финансового контроля Приморского края. Должностные обязанности ФИО4 не предусматривали работу с отчетом о ходе реализации госпрограмм, возложение обязанности на ФИО2 по устранению данных недостатков не может быть правомерным. Представление №-№ Департамента государственных программ и внутреннего государственного финансового контроля Приморского края от дата было предъявлено должностному лицу - директору департамента сельского хозяйства и Продовольствия Приморского края ФИО6, поэтому именно он в первую очередь должен нести ответственность перед Департаментом государственных программ и внутреннего государственного финансового контроля за надлежащее исполнение данного представления. Просили производство по делу прекратить в связи с отсутствует в действиях ФИО2 состава административного правонарушения. Представитель Департамента государственных программ и внутреннего государственного финансового контроля Приморского края ФИО5 в судебном заседании полагала, что вина ФИО2 подтверждается материалами дела, представив письменный отзыв, пояснив, что по информации департамента сельского хозяйства от дата (вх. №) должностным лицом ответственным за исполнение Представления назначен консультант <...> - ФИО2, что также подтверждается перечнем резолюций на документе в информационной системе Приморского края "Региональная система межведомственного электронного документооборота" (далее - РСМЭД). Согласно резолюции, ФИО2 поручено «исправить нарушения» со сроком исполнения поручения до дата. Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав и оценив в судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему. Согласно части 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет. Из буквального толкования диспозиции ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок предписания об устранении нарушений законодательства, которое является законным. Как усматривается из материалов дела, на основании приказа Департамента государственных программ и внутреннего государственного финансового контроля Приморского края (далее - департамент) от дата№ «О проведении плановой камеральной проверки департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края (далее -Департамент сельского хозяйства), в соответствии со статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Положением о департаменте государственных программ и внутреннего государственного финансового контроля Приморского края, утвержденного Постановлением Администрации Приморского края от дата№, Порядком осуществления внутреннего государственного финансового контроля, утвержденным постановлением Администрации Приморского края от дата№ и в соответствии с Планом проверок на 2019 г., утвержденного приказом департамента от дата№», департаментом организована плановая камеральная проверка в отношении Департамента сельского хозяйства. В соответствии с Постановлением от дата№-па «Об утверждении государственной программы Приморского края "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, повышение уровня жизни сельского населения Приморского края" на 2013 - 2020 годы» ответственным исполнителем за реализацию Государственной программы является Департамент сельского хозяйства. В ходе контрольного мероприятия по проверке полноты и достоверности отчетности по реализации государственной программы Приморского края «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Повышение уровня жизни сельского населения Приморского края» на 2013-2021 годы установлено следующее: 1. При проверке наличия документов, предусмотренных Порядком, установлено нарушение пункта 7.3 Порядка в части не представления документов, подтверждающих факт достижения 15 контрольных событий, а также в части не представления документов, подтверждающих фактически достигнутые значения 44 показателей. 2. При проверке полноты отражения данных в формах отчетности выявлено нарушение пункта 7.2 Порядка: в Отчете о показателях департаментом не представлены пояснения причин отклонений фактических значений показателей от плановых значений по 29 показателям из 74 запланированных показателей на конец отчетного года. 3. В ходе проверки установлено не соответствие 6 значений показателей государственной программы, отраженных в отчете о достижении значений показателей государственной программы Приморского края, представленным документам, подтверждающим фактически достигнутые значения 30 показателей государственной программы за отчетный период. 4. В Отчете о расходовании бюджетных ассигнований и внебюджетных источников на реализацию государственной программы не корректно указан запланированный объем финансирования в графе «Оценка расходов в соответствии с государственной программой» и не соответствует плановому объему расходов, утвержденному государственной программой (действовавшей на дата). 5. Годовой отчет не направлен департаментом в Программном комплексе. По результатам рассмотрения материалов проверки на основании решения № от дата в отношении Департамента сельского хозяйства вынесено представление от дата№, согласно которому Департаменту сельского хозяйства необходимо принять меры по устранению причин и условий выявленных нарушений в течение 20 дней со дня получения Представления. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах необходимо было проинформировать Департамент в течение 30 дней со дня получения Представления с приложением копий подтверждающих документов. Указанное представление получено Департаментом сельского хозяйства дата (вх. №). Таким образом, информацию о принятых мерах требовалось представить в Департамент не позднее дата. Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении должностного лица должностного лица – <...> ФИО2 дата протокола № об административном правонарушении, предусмотренном, частью 20 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Согласно статье 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых, в том числе должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Оценив обстоятельства дела, представленные доказательства, судья приходит к выводу об отсутствии в материалах дела объективных и неопровержимых доказательств того, что невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля явились следствием бездействия и ненадлежащего исполнения должностных обязанностей ФИО2 в силу следующего. Как следует фактических обстоятельств дела, подтвержденных материалами внутренней служебной переписки сотрудников департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края, представление № от дата. вручено директору департамента ФИО6, который дата. переадресовал его исполнение ФИО8 (начальник отдела целевых программ, экономики и поставок департамента) и ФИО11. (заместитель директора департамента) с пометкой - «в рамках приказа и закрепленных направлений устранить замечания и подготовить информацию для сводного отчета». В свою очередь, дата заместитель директора департамента ФИО12 передал в работу данное предписание начальникам отделов ФИО9 (начальник отдела сельского хозяйства) и ФИО10 (начальник отдела пищевой и перерабатывающей промышленности). Согласно информации из служебной переписки, начальник отдела целевых программ, экономики и поставок департамента ФИО8дата. давала задание ФИО2 выяснить, какие показатели не соответствуют, и исправить данные нарушения. Вместе с тем, ФИО2 занимает должность консультанта отдела целевых программ, экономики и поставок Департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края, категории «Специалисты». Согласно представленному должностному регламенту, утвержденному директором Департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края ФИО6дата., представленному в материалы дела, в должностные обязанности ФИО4 не входила работа с отчетом о ходе реализации госпрограмм. При этом ФИО2 ставила в известность начальника ФИО8 и директора департамента ФИО6 о том, что оформление отчета не входит в ее должностные обязанности обращалась к руководителю департамента со служебной запиской с просьбой «дать указания ответственным лицам за предоставление значений показателей госпрограммы» (л.д.162-164). Кроме того, ФИО2 в период с дата по дата. находилась в ежегодном отпуске. Суд принимает во внимание, что представление Департамента государственных программ и внутреннего государственного финансового контроля Приморского края № от дата. издано по результатам проверки полноты и достоверности отчетности по реализации государственной программы Приморского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Повышение уровня жизни сельского населения Приморского края» на 2013-2020 годы. В свою очередь, для реализации данной государственной программы департаментом сельского хозяйства и продовольствия Приморского края был издан приказ № от дата. «О формировании отчета о ходе реализации и проведении оценки эффективности реализации государственной программы Приморского края «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Повышение уровня жизни сельского населения Приморского края» на 2013-2020 годы, в котором были определены ответственные лица по предоставлению материалов при формировании отчетности, а именно тех или иных разделов требуемого сводного отчета. Согласно данного приказа № от дата., начальники отделов являются ответственными лицами, которые обязаны предоставлять в отдел целевых программ, экономики и поставок требуемую информацию. Кроме того, согласно п. 5 данного приказа контроль за исполнением настоящего приказа приказано возложить на заместителя директора департамента - начальника отдела исполнения бюджета и финансового контроля департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края ФИО13 и заместителя директора департамента ФИО14. Кроме того, представление №-ПП/2019 Департамента государственных программ и внутреннего государственного финансового контроля Приморского края от дата. внесено непосредственно должностному лицу - директору департамента сельского хозяйства и Продовольствия Приморского края ФИО6 Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля. Из буквального толкования диспозиции части 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля. В соответствии с пунктом 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан. По смыслу приведенного правового регулирования законность представления означает, что на лицо, которому оно адресовано, может быть возложена обязанность по устранению тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимыми. Исполнимость представления является важным требованием, предъявляемым к данному виду ненормативных правовых актов, и одним из элементов законности представления, поскольку оно исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер, и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Следовательно, представление должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. Представление органа должно, таким образом, содержать указание на конкретные допущенные нарушения и конкретные меры (действия), направленные на их устранение. При этом содержащиеся в представлении формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами. Однако, как следует из представления от дата№, его требование, изложенное в пункте 1, не содержит указания на какие-либо конкретные действия, которые должна совершить ФИО2 для устранения изложенных в пунктах 1 и 3 нарушений бюджетного законодательства. Формулировка представления "рассмотреть информацию и принять меры по устранению причин и условий их совершения" не адресована ФИО2, не содержит конкретных указаний, формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить ФИО2 для устранения нарушений, а также конкретных мер по устранению причин и условий указанных нарушений. Указанное позволяет сделать вывод о том, что законность, в том числе исполнимость вынесенного предписания не подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств. Приведенные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в рассматриваемом случае не позволяют достоверно установить, имел ли место факт бездействия должностного лица ФИО2, выразившийся в не предоставлении в Департамент государственных программ и внутреннего государственного финансового контроля Приморского края информации о принятых мерах по результатам рассмотрения представления от дата№, что исключает возможность сделать однозначный вывод о наличии в действиях привлекаемого лица объективной стороны вменяемого состава административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения. Оценив обстоятельства дела, представленные доказательства, судья приходит к выводу об отсутствии в материалах дела объективных и неопровержимых доказательств того, что выявленные нарушения явились следствием бездействия или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей ФИО2, в связи с чем производство подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья ПОСТАНОВИЛ: Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.20 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении должностного лица – <...> ФИО2, прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Постановление может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г. Владивостока в течение 10 дней со дня его получения. Судья Н.А.Буланова |