ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-261/20 от 16.01.2019 Пятигорского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 5-261/2020

26RS0016-01-2019-001448-28

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

15 мая 2020 года г. Пятигорск

Судья Пятигорского городского суда Ставропольского края Суворова С.М., с участием представителей ООО «ФИО8» - генерального директора ФИО3, представителя по доверенности ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании, в зале суда материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 9.1 КРФ об АП РФ в отношении ООО «Кавказ», зарегистрированного по адресу: <адрес>,

установил:

Кавказским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору подготовлен и направлен в суд материал об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.1, 4.1 КоАП РФ, в отношении ООО «ФИО9», расположенного по адресу: <адрес>.

Из протокола об административном правонарушении от 28.11.2019 года следует, что в ходе проверки ООО «ФИО10» по вопросу состояния промышленной безопасности взрывопожароопасного производственного объекта недвижимости, а именно: зернохранилища литер А, инвентарный , кадастровый /А и зернохранилища литер В, инвентарный , кадастровый /В, а также, фермерской мельницы , расположенных по адресу 4 км на север от <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ, в 10 часов выявлены нарушения следующих обязательных требований: опасные производственные объекты не зарегистрированы в государственном реестре в порядке, установленном Правительством РФ ( ч. 2 ст. 2, ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»); не обеспечена подготовка и аттестация работников в области производственной безопасности ( ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»); не разработаны планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектов (ч. 1 ст. 9, ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 4 Положения о разработке планов мероприятий по ликвидации и локализации последствий аварий на опасных производственных объекта, утвержденного Приостановлением Правительства РФ от 26.08.2013 года № 730); отсутствуют лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности ( ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»); не заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 года № 225- ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»).

В судебном заседании представитель ООО «ФИО13» ФИО3 не признал вину общества в совершении правонарушения, пояснив, что кирпичное и металлическое здания хранения зерна не являются элеватором, и не относятся к взрывопожароопасным и опасным производственным объектам, что подтверждается декларацией пожарной безопасности. Фермерская мельница относится к таким объектам, однако обществом она никогда не эксплуатировалась, ранее передавалась в аренду ИП ФИО4, а в настоящий момент продана ему и в собственности ООО «ФИО11» больше не находится.

Выслушав представителей ООО «ФИО12» ФИО3, ФИО2, изучив материал об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий выявлен факт эксплуатации взрывопожароопасных объектов III-класса опасности ООО «ФИО14» без лицензии на эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта - производственной базы, на которой имеется кирпичный и металлический склады для хранения зерна, а также хозяйственная постройка, в которой расположено мукомольное производство. В ходе проверки выявлены следующие нарушения: отсутствует лицензия на осуществление мукомольного, крупяного и комбикормового производства на взрывопожароопасном производственном объекте III класса опасности, не проведена регистрация опасного производственного объекта в едином государственном реестре опасных производственных объектов; отсутствуют планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах (мукомольное производство и места хранения зерновых культур); отсутствуют договоры об обслуживании, заключенные с профессиональными аварийно- спасательными службами или формированиями; отсутствует резерв финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий; отсутствует аттестация лиц, осуществляющих непосредственную эксплуатацию технического оборудования в области промышленной безопасность; отсутствует обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на объектах (мукомольное производство и места хранения зерновых культур).

Из договора купли - продажи оборудования для производства муки «Фермерская мельница-Ф2А» от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что ООО «ФИО18» приобрело в собственность указанное оборудование.

Из счет-фактуры от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ООО «ФИО17» оплатило расходы по пуско-наладочным работам по приобретенному оборудованию.

Из паспорта оборудования для производства муки «Фермерская мельница-Ф2А» следует, что оборудование предназначено для переработки зерна пшеницы в сортовую муку.

Из договора от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ООО «ФИО16» сдана в аренду указанная мельница.

Договором купли-продажи оборудования подтверждается факт передачи оборудования в собственность ИП ФИО4

Из выписки из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ООО «ФИО15» зарегистрировано в качестве юридического лица с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116- ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 6. Приложения 1 Федерального закона от 21.07.1997 N I 116- «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых осуществляется хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию.

В соответствии с п. 9 Приложения 2 для опасных производственных объектов, указанных в пункте 6 Приложения 1 к Федеральному закону от

21.07.1997 № 116- «О промышленной безопасности опасных

производственных объектов» устанавливаются следующие классы опасности: п.п. 1) для элеваторов, опасных производственных объектов мукомольного, крупяного и комбикормового производства - III класс опасности.

В соответствии со ст. 9 «Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта» Федерального закона от

21.07.1997 N 116- «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» владелец взрывопожароопасного производственного объекта III-класса опасности обязан иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 N

492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» (вместе с «Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных, производственных объектов I, II и III классов опасности»).

В соответствии с пп. 12 п. 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» необходимо получение лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

В соответствии с положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и Ш классов опасности к соискателю лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности предъявляются следующие лицензионные требования: а) наличие на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещаются объекты, а также технических устройств, планируемых для применения на объектах; б) наличие документов, подтверждающих ввод объектов в эксплуатацию, внесенных в реестр положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, планируемые для применения на объектах, а также на здания и сооружения на объектах (далее - положительное заключение экспертизы промышленной безопасности) в соответствии со статьями 6, 7 и 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; в) соответствие технических устройств, планируемых для применения на объектах, обязательным требованиям технических регламентов, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности или до их вступления в силу - требованиям промышленной безопасности, установленным нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренными статьей 49 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании", в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и статьей 46 Федерального закона "О техническом регулировании"; г) наличие положений о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на объектах в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; д) наличие соответствующих установленным требованиям приборов и систем контроля, управления, сигнализации, оповещения и противоаварийной автоматической защиты технологических процессов на объектах в случаях, если обязательность наличия таких приборов и систем предусмотрена федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности или до их вступления в силу - требованиями промышленной безопасности, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренными статьей 49 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании", в соответствии со статьей 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; е) наличие планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; ж) наличие договоров об обслуживании, заключенных с 1 профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями, или организация собственных профессиональных аварийно-спасательных служб в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; з) наличие создаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; и) прохождение руководителем (заместителем руководителя) соискателя лицензии подготовки и аттестации в области промышленной безопасности в соответствии со статьей 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; к) наличие в соответствии с федеральными законами "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" договоров обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на объекте.

Материалами дела об административном правонарушении подтверждается, что юридическим лицом ООО «Кавказ» допущены нарушения требований промышленной безопасности опасного производственного объекта, оборудования для производства муки «Фермерская мельница-Ф2А», поскольку, после приобретения указанного оборудования, собственник «ООО «Кавказ» не выполнил требования законодательства: не зарегистрировал опасный производственный объект в государственном реестре в порядке, установленном Правительством РФ ( ч. 2 ст. 2, ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»); не обеспечил подготовку и аттестацию работников в области производственной безопасности (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»); не разработал планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте (ч. 1 ст. 9, ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 4 Положения о разработке планов мероприятий по ликвидации и локализации последствий аварий на опасных производственных объекта, утвержденного Приостановлением Правительства РФ от 26.08.2013 года № 730); 4) не приобрел лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта, III класса опасности ( ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»); 5) не заключил договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 года № 225- ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»).

Вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1. ст. 9.1 подтверждается следующими доказательствами: протоколом опроса государственного инспектора межрегионального отдела общепромышленного и горного надзора Кавказского управления Ростехнадзора ФИО1; протоколом опроса ИП ФИО4; протоколом опроса генерального директора ООО «ФИО19» ФИО3; протоколом об административном правонарушении -А/1.9 от ДД.ММ.ГГГГ; представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения

Доводы представителя общества о передаче производственного объекта III классов опасности, оборудования для производства муки «Фермерская мельница-Ф2А» в аренду индивидуальному предпринимателю подлежат отклонению, поскольку на собственнике этого объекта лежат обязанности по страхованию гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; его регистрация в государственном реестре в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 2 ст. 2, ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»); подготовка и аттестация работников в области производственной безопасности (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»); разработка планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте (ч. 1 ст. 9, ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 4 Положения о разработке планов мероприятий по ликвидации и локализации последствий аварий на опасных производственных объекта, утвержденного Приостановлением Правительства РФ от 26.08.2013 года № 730), страхование гражданской ответственности. Кроме того, в судебном заседании представителем общества не предоставлено сведений о соблюдении указанных положений закона арендатором, и таким образом, договор аренды противоречит законодательству о промышленной безопасности, и не принимается судом как доказательство выполнения обществом законодательства в этой части. Кроме того, суд находит, что сдача опасного производственного объекта в аренду фактически является формой его эксплуатации обществом, так как не освобождает общества от выполнения указанных выше мероприятий.

Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Пунктом 1 ст. 2 указанного федерального закона предусмотрено, что опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

Согласно ст. 2 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ, а также п. 6 Приложения 1 к данному федеральному закону, опасными производственными объектами являются предприятия, осуществляющие хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию.

В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона N 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

На основании ч. 3 ст. 2 Федерального закона N 116-ФЗ опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к указанному Федеральному закону, на четыре класса опасности, к III класс опасности отнесены опасные производственные объекты средней опасности.

Присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре.

Руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Классы опасности опасных производственных объектов, указанных в п. 1 приложения 1 к указанному Федеральному закону (за исключением объектов, указанных в п. п. 2, 3, 4 приложения), устанавливаются исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте. Подпункт 1 п. 9 Приложения 2 указанного Федерального закона устанавливает III класс опасности - для элеваторов, опасных производственных объектов мукомольного, крупяного и комбикормового производства.

Кроме того, в соответствии с приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года N 182 "Об утверждении свода правил "Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной безопасности" определение пожароопасных свойств веществ и материалов допускается на основании использования официально опубликованных справочных данных пожароопасных свойств веществ и материалов. Согласно справочнику "Пожаро-взрывоопасность веществ и материалов и средств их тушения" (под редакцией Б., А.Я. Корольченко, книга вторая, М., Химия, 1990 г.) согласованному с Государственной службой стандартных справочных данных, мука ржаная и пшеничная являются горючими порошками, склонными к самовозгоранию.

В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлен перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, к которым относится эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

Факт хранения, переработки зерна, выработки крупы и производства муки ООО "ФИО20", то есть деятельности, подлежащей обязательному лицензированию в соответствии с требованиями Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также п. 6 приложения N 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" подтверждается имеющимися в деле доказательствами, в том числе показаниями генерального директора ООО «ФИО21».

Исследованные в судебном заседании доказательства в своей совокупности позволили суду прийти к выводу о том, что в действиях ООО «ФИО22» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.1 ч.1 КоАП РФ.

Согласно ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Судом не установлено отягчающих и смягчающих обстоятельств. Также не установлено оснований для освобождения лица от административной ответственности.

Согласно ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Таких доказательств суду не представлено.

При таких обстоятельствах суд находит возможным назначить наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 9.1, ч.1 КоАП РФ.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 3.9, 29.10 КоАП

РФ,

постановил:

Признать общество с ограниченной ответственностью «ФИО7», расположенное по адресу: <адрес>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КРФ об АП, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда через Пятигорский городской суд в течение 10 суток со дня его вручения.

Судья С.М.Суворова