5-261/2020
50RS0024-01-2020-000552-59
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
гор. Луховицы 20 мая 2020 года
Судья Луховицкого районного суда ... Семенова Ю.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении, Федоровцевой М.А. , ... года рождения, уроженки ..., зарегистрированной и проживающей по адресу: ..., не работающей, разведенной, имеющего на иждивении 1-го ребенка, ранее к административной ответственности не привлекавшейся, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 13.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
У С Т А Н О В И Л :
В Луховицкий районный суд ... поступил протокол об административном правонарушении в отношении Федоровцевой М.А., обвиняемой в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ.
Согласно протоколу об административном правонарушении АД ... от ..., ... в ... мин., Федоровцева М.А., находясь по адресу: ..., в общедоступной информационно-телекоммуникационной сети « Интернет», в открытой группе « ...» в социальной сети « ВКонтакте» со своего аккаунта « ...1» распространила заведомо недостоверную общественно значимую информацию под видом достоверного сообщения, а именно в период угрозы распространения новой коронавирусной инфекции COVID -19 на территории ..., в период действия режима повышенной готовности, введенного Постановлением ......-ПГ от 12.03.2020г., Федоровцева М.А. распространила информацию о том, что Луховицкие полицейские составляют протоколы за выход на улицу, что является недостоверным и создало угрозу массового нарушения общественного порядка и общественной безопасности, а также угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, тем самым совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ.
Федоровцева М.А., в судебном заседании пояснила, что действительно она на информационной площадке « Луховинь», прочитала статью редактора ...3, в которой находилась информация о том, что Луховицкие полицейские составляют протоколы за выход на улицу, к данной статье была приобщена фотография, на которой сотрудники полиции, общаются с гражданами. Она посчитала, что данная информация достоверная, т.к. ...3, является редактором и учредителем информационной площадки « Луховинь», он долговое время работает. Она решила обсудить данную информацию, сохранила фотографию и разместила, в информационно-телекоммуникационной сети « Интернет», в открытой группе « Луховицы Onliine» в социальной сети « ВКонтакте» со своего аккаунта « ...1», сохраненную фотографию, где два сотрудника полиции беседуют с мужчиной и женщиной, которые прогуливаются с ребенком и новость о том, что полицейские составляют протоколы за выход на улицу. В группе в которой она разместила, указанную фотографию и сообщение - это городское сообщество, которое не является СМИ и не являются юридическим лицом. Она признает себя виновной в том, что скопировала и разместила не проверенную информацию.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 9 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создавшее угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, если эти действия лица, распространяющего информацию, не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от шестидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.
Статьей 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова. А также свобода массовой информации. Согласно ч.4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Применительно к свободе массовой информации на территории Российской Федерации действует ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с ч.1 которой каждый человек имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.
Вместе с тем в части 2 ст. 10 названной Конвенции указано, что осуществление этих свобод, налагающее обязанности может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка. В целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфедициально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия. При этом положения данной нормы должны толковаться в соответствии с правовой позицией Европейского Суда по правам человека, выраженной в его постановлениях.
Согласно ч.1 ст. 56 Закона Российской Федерации от ...... « О средствах массовой информации» учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты. Авторы распространенных сообщений и материалов несут ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.
Федеральным законом от ...г. № 27-ФЗ « О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена ч.9 с целью создания механизма предупреждения и пресечения распространения в средствах массовой информации, а также в информационно- телекоммуникационных сетях недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, распространение которой создает угрозу государственной и общественной безопасности или наступления иных тяжелых последствий, и будет способствовать выполнению средствами массовой информации своей основной функции предоставления обществу достоверной, полной и объективной информации.
Под угрозой национальной безопасности, согласно Указу Президента Российской Федерации" от ... N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" понимается совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам.
Согласно Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ... N Пр-2685 угрозой общественной безопасности является прямая или косвенная возможность нанесения ущерба правам и свободам человека и гражданина, материальным и духовным ценностям общества.
В статье 1 Федерального закона от ... N 390-ФЗ "О безопасности" безопасность определена как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности (статья 4).
Исходя из диспозиции части 9 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, данная норма не предусматривает административную ответственность за недостоверные сведения, если они не повлекли угрозу наступление последствий, указанных в названной норме.
Между тем протокол по делу об административном правонарушении, не содержит данных, какая общественно значимая информация, изложенная Федоровцевой М.А., является заведомо недостоверной, в чем выражена угроза причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, массовым нарушениям общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угроза создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, и не указано, чем это подтверждается.
Пунктом 5 статьи 29 Конституции Российской Федерации гарантируется свобода массовой информации и запрет цензуры Одновременно Закон Российской Федерации от ... N 2124-1 "О средствах массовой информации" запрещает злоупотребление свободой массовой информации. При этом запрет неравнозначен цензуре и направлен на защиту прав личности, общественных и государственных интересов от недостоверной информации.
Предусмотренное статьями 23 и 46 Конституции Российской Федерации право каждого на защиту своей чести и доброго имени, а также установленное статьей 152 Гражданского кодекса Российской Федерации право каждого на судебную защиту чести, достоинства и деловой репутации от распространенных не соответствующих действительности порочащих сведений является необходимым ограничением свободы слова и массовой информации для случаев злоупотребления этими права ми.
Если действия лица, распространившего не соответствующие действительности порочащие сведения, содержат признаки преступления, предусмотренного 128.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (клевета), потерпевший вправе обратиться в суд с заявлением о привлечении виновного к уголовной ответственности, а также предъявить иск о защите чести и достоинства или деловой репутации в порядке гражданского судопроизводства. Под угрозой национальной безопасности, согласно Указу Президента Российской Федерации" от ... N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" понимается совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам.
Согласно Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ... N Пр-2685 угрозой общественной безопасности является прямая или косвенная возможность нанесения ущерба правам и свободам человека и гражданина, материальным и духовным ценностям общества.
В статье 1 Федерального закона от ... N 390-ФЗ "О безопасности" безопасность определена как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности (статья 4).
Исходя из диспозиции части 9 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, данная норма не предусматривает административную ответственность за недостоверные сведения, если они не повлекли угрозу наступление последствий, указанных в названной норме.
Между тем протокол по делу об административном правонарушении, судебные акты по делу не содержат данных, какая общественно значимая информация, изложенная автором статьи, является заведомо недостоверной, в чем выражена угроза причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, массовым нарушениям общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угроза создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, и не указано, чем это подтверждается.
Пунктом 5 статьи 29 Конституции Российской Федерации гарантируется свобода массовой информации и запрет цензуры Одновременно Закон Российской Федерации от ... N 2124-1 "О средствах массовой информации" запрещает злоупотребление свободой массовой информации. При этом запрет неравнозначен цензуре и направлен на защиту прав личности, общественных и государственных интересов от недостоверной информации.
Предусмотренное статьями 23 и 46 Конституции Российской Федерации право каждого на защиту своей чести и доброго имени, а также установленное статьей 152 Гражданского кодекса Российской Федерации право каждого на судебную защиту чести, достоинства и деловой репутации от распространенных не соответствующих действительности порочащих сведений является необходимым ограничением свободы слова и массовой информации для случаев злоупотребления этими права ми.
Если действия лица, распространившего не соответствующие действительности порочащие сведения, содержат признаки преступления, предусмотренного 128.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (клевета), потерпевший вправе обратиться в суд с заявлением о привлечении виновного к уголовной ответственности, а также предъявить иск о защите чести и достоинства или деловой репутации в порядке гражданского судопроизводства.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается объяснениями Федоровцевой М.А., что она не является автором статьи, которая была размещена на странице группы « Луховинь» социальные сети «ВКонткте». Она давно знакома с автором статьи и учредителем информационной площадки « Луховинь», ...4, она была уверена, что размещенная информация является достоверной.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и оно не обязано доказывать свою невиновность.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу.
Согласно п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ... N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
В соответствии с частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9 ч.1 п.1, 29.10, 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по дела об административном правонарушении в отношении Федоровцевой М.А. , обвиняемой в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.15 ч.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), прекратить.
Постановление может быть обжаловано в Московский областной суд через Луховицкий районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Ю.А. Семенова