ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-262/2016 от 25.05.2016 Добринского районного суда (Липецкая область)

Дело № 5-262/2016г.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

25 мая 2016 года <адрес>

Судья Добринского районного суда <адрес> Перелыгина Г.М.,

с участием заместителя прокурора <адрес>ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО «Добрыня», юридический и фактический адрес: <адрес>, ж/д.<адрес>, ИНН/КПП <***>/480401001, привлекавшегося к административной ответственности:

- ...

...

УСТАНОВИЛ:

<адрес> постановлением от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено административное производство в отношении ООО «Добрыня» по ст. 8.2 КоАП РФ. В постановлении указано, что по обращению ФИО2 в период времени с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка ООО «Добрыня» по соблюдению законодательства об охране окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления. В ходе проверки были обнаружены нарушения требований действующего законодательства в обозначенной сфере.

<адрес> было обнаружено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенном с правой стороны на въезде в <адрес> ООО «Добрыня» допустило сброс на почву отходов производства и потребления, а именно - боя свеклы, который в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ относятся к отходам 5-го класса опасности, а также земельного шлама, оставшегося от погрузки сахарной свеклы.

При этом земельный участок, используемый ООО «Добрыня» не предназначен для временного хранения отходов производства – боя сахарной свеклы и земельного шлама, и не отвечает требованиям п.3.7 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03:

- поверхность хранящихся отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие от ветров и осадков на данной площадке отсутствует),

- отсутствует обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями,

- поверхность площадки не имеет искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие.

Таким образом, по мнению прокурора в действиях (бездействии) ООО «Добрыня» усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ – несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

В судебном заседании заместитель прокурора ФИО3 постановление о возбуждении дела об административном правонарушении поддержала, просила привлечь ООО «Добрыня» к административной ответственности. Объяснила, что на поле был обнаружен бой сахарной свеклы и земельный шлам после погрузки сахарной свеклы на автомашины. Данные отходы относятся к 5 классу опасности. В 2015 году имел место факт привлечения ООО «Добрыня» к административной ответственности по аналогичной статье КоАП РФ за сброс отходов производства и потребления (жома свекловичного) на земельном участке ПУ «Отрада», находящемся в аренде у ООО «Добрыня», в связи с чем не имеется оснований для назначения данному юридическому лицу минимального наказания.

Представитель ООО «Добрыня» - действующая по доверенности ФИО4 - в судебном заседании вину общества в совершении указанного правонарушения не признала Пояснила, что земельный участок, который был осмотрен прокуратурой не находится у них в аренде и в собственности, он арендован ИП ФИО1, кто сбросил туда остатки и отходы, не известно. Недалеко от этого участка находятся другие сельскохозяйственные предприятия( фермерские хозяйства, ООО «Восход», ИП ФИО1), которые также могли оставить эти отходы производства. Машины, которые якобы допустили этот сброс также неизвестно кому принадлежат, государственные номера этих машин ни кем не зафиксированы, поэтому считать, что они принадлежат ООО «Добрыня», оснований нет.

Представитель ООО «Добрыня» ФИО5 считает постановление прокурора не обоснованным, т.к. при выезде на место, где якобы ООО «Добрыня» допустило сброс отходов, им было обнаружено, что это не отходы производства, а верхней слой плодородной почвы, самый ценный слой почвы, который только может быть.

Выслушав доводы прокурора, представителей ООО «Добрыня», исследовав письменные доказательства, суд считает необходимым возвратить материал в прокуратуру <адрес> для его доработки, т.к. объем материалов не достаточен для вынесения законного и обоснованного решения.

В силу ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях объективная сторона указанного правонарушения состоит из несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Согласно ст.1, 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) – остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Под хранением отходов понимается содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.

Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

Определение критериев разграничения классов опасности отнесено к компетенции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование в области охраны окружающей среды, - Минприроды РФ. Указанная нормотворческая деятельность реализована уполномоченным органом в рамках приказа Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 511 "Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды".

Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы для окружающей природной среды (далее - отходы), и которые обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды. Класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее в соответствии с утвержденными критериями.

В соответствии с пунктами 2,3,5 приказа Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 511 "Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды" класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду (далее - ОПС) при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее в соответствии с Критериями, приведенными в таблицах

Отнесение отходов к классу опасности для ОПС может осуществляться расчетным или экспериментальным методами.

В случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к 5-ому классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-ого класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-ому классу опасности.

Аналогичные положения содержатся в пунктах п. 3,4,5 Порядка отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности(утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 541), предусматривающих, что Класс опасности вида отходов определяется его химическим и (или) компонентным составом и устанавливается:

на основании сведений, содержащихся в федеральном классификационном каталоге отходов (далее - ФККО) и банке данных об отходах (далее - БДО), формируемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) согласно Порядку ведения государственного кадастра отходов, утвержденному приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 792 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ регистрационный N 22313);

при отсутствии вида отходов, класс опасности которого требует подтверждения, в ФККО и БДО, на основании Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемых Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации*.

На отходы, не включенные в ФККО, хозяйствующие субъекты обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования согласно настоящему Порядку для их включения в ФККО**.

4. Химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации.

В случае отсутствия сведений о химическом и (или) компетентном составе вида отходов в указанной документации, химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается по результатам количественных химических анализов, выполняемых с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям и средствам измерений.

Допускается использование одновременно обоих способов для определения состава вида отходов.

Установление класса опасности вида отходов на основании сведений, содержащихся в ФККО и БДО, осуществляется посредством сопоставления его классификационных признаков с классификационными признаками видов отходов, включенных в ФККО и БДО.

Вид отходов, класс опасности которого требует подтверждения, признается соответствующим аналогичному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, и имеющим такой же класс опасности при условии совпадения всех классификационных признаков: происхождение отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, или процесса, в результате которого продукция утратила свои потребительские свойства, с указанием наименования исходной продукции), химический и (или) компонентный состав, агрегатное состояние и физическая форма.

определение критериев разграничения классов опасности отнесено к компетенции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование в области охраны окружающей среды, - Минприроды РФ.

Из материалов представленных в суд прокурором, не усматривается, являются ли размещенные на участке земли с правой стороны от <адрес> бой свеклы и земельный шлам отходами производства, и к какой категории и классу опасности они относятся. Заключение специалиста, лабораторных исследований или иных доказательств этому прокурором не представлено. Представитель ООО «Добрыня» оспаривает, что указанные остатки от боя свеклы и земельный шлам являются отходами производства, утверждая, что это плодородный слой почвы.

Свидетельские показания, что указанные остатки являются отходами производства 5 класса опасности, не могут являться допустимыми доказательствами, подтверждающими это, поскольку вид отходов и класс опасности их должен подтверждаться доказательствами, предусмотренными законом.

При таких обстоятельствах установить имелось ли административное нарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ в действиях ООО «Добрыня» при рассмотрении настоящего материала не представляется возможным.

Поэтому вследствие неполноты представленных материалов, которые не возможно устранить в ходе судебного заседания, учитывая, что сроки для привлечения к административной ответственности не истекли суд полагает необходимым в соответствии с п.4 ст. 29.4 КоАП РФ возвратить прокурору <адрес> для доработки.

Руководствуясь п.4 ч.4 ст. 29.4, Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Возвратить административный материал по ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «Добрыня вследствие неполноты материалов необходимых для рассмотрения дела.

Судья: Г.М.Перелыгина