Дело № 5-262/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Салехард 18 апреля 2018 года
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Снайдерман Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении юридического лица - АО "Ямалэкосервис",
установил:
Юридическое лицо - АО "Ямалэкосервис" осуществляет деятельность по обращению с отходами потребления с нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических требовании.
Административное правонарушение обнаружено 29.01.2018 года контролирующим органом (Управление Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу) на полигоне твердых бытовых отходов (1 очередь) в пределах муниципального образования город Салехард (8-й километр к востоку от города Салехарда).
В ходе судебного разбирательства представители контролирующего органа Д. и А. настаивали на привлечении юридического лица - АО "Ямалэкосервис" к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ.
Они нашли целесообразным применить к Обществу меру административного наказания в виде административного приостановления деятельности.
Исполнительный директор АО "Ямалэкосервис" П. возражал.
Исследовав материалы дела, оценив доводы представителей контролирующего органа, а также доводы П., суд приходит к следующим выводам.
На основании распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу от 23.01.2018 года № 25 проведена внеплановая документарная выездная проверка в отношении юридического лица - АО "Ямалэкосервис".
По результатам проверки (период проверки 29.01.2018 года - 26.02.2018 года) составлен акт от 26.02.2018 года № 25, из которого следует, что в ходе проверки деятельности юридического лица - АО "Ямалэкосервис" по обращению с отходами потребления выявлены нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требовании.
В частности как следует из акта проверки и протокола об административном правонарушении, юридическому лицу инкриминируется нарушение положений п.п. 6 и 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также п. 4.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления, п. 2.4, 3.2, 6.1, 6.2, 6.4 и 6.5 СП 2.1.7.1038-01 Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов.
В соответствии с п. 6 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии с п. 4.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления, объекты размещаются за пределами жилой зоны и на обособленных территориях с обеспечением нормативных санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В соответствии с п. 2.4 СП 2.1.7.1038-01 Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов, на полигоны твердых бытовых отходов принимаются отходы из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный, садово - парковый смет, строительный мусор и некоторые виды твердых промышленных отходов 3 - 4 класса опасности, а также неопасные отходы, класс которых устанавливается экспериментальными методами. Список таких отходов согласовывается с центром госсанэпиднадзора в территории (далее территориальным ЦГСЭН).
В соответствии с п. 3.2 СП 2.1.7.1038-01 Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов, размер санитарно - защитной зоны от жилой застройки до границ полигона 500 м. Кроме того, размер санитарно - защитной зоны может уточняться при расчете газообразных выбросов в атмосферу. Границы зоны устанавливаются по изолинии 1 ПДК, если она выходит из пределов нормативной зоны. Уменьшение санитарно - защитной зоны производится в установленном порядке На участке, намеченном для размещения полигона для бытовых отходов, проводятся санитарное обследование, геологические и гидрологические изыскания. Перспективными являются места, где выявлены глины или тяжелые суглинки, а грунтовые воды находятся на глубине более 2 м. Не используются под полигоны болота глубиной более 1 м и участки с выходами грунтовых вод в виде ключей. Целесообразно участки под полигоны выбирать с учетом наличия в санитарно - защитной зоне зеленых насаждений и земельных насыпей.
В соответствии с п. 6.1 СП 2.1.7.1038-01 Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов, контроль по приему отходов на полигоны ТБО в соответствии с утвержденными инструкциями осуществляется лабораторной службой организации, которая обслуживает полигон.
В соответствии с п. 6.2 СП 2.1.7.1038-01 Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов, лабораторная служба систематически контролирует согласно утвержденному графику фракционный, морфологический и химический состав отходов, поступающих на полигон.
В соответствии с п. 6.4 СП 2.1.7.1038-01 Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов, для полигона ТБО разрабатывается специальная программа (план) производственного контроля, предусматривающий: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона.
В соответствии с п. 6.5 СП 2.1.7.1038-01 Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов, Технологические процессы должны обеспечивать предотвращение загрязнения грунтовых и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почв, превышения уровней шума, выше допустимых пределов, установленных в гигиенических нормативах.
Программа (план) производственного контроля полигона ТБО разрабатывается владельцем полигона в соответствии с санитарными правилами по производственному контролю за соблюдением санитарно - эпидемиологических требований.
Как следует из материалов дела, акционерному обществу "Ямалэкосервис" Управлением имущественных отношений Администрации города Салехарда передано в аренду муниципальное имущество - полигон твердых бытовых отходов (1 очередь) площадью <данные изъяты> кв.м. кадастровый №, расположенный по адресу: <...> километр к востоку от города Салехада (договор от 24.07.2017 года № 10).Согласно Регламенту по текущей эксплуатации Полигона твердых бытовых отходов (1 очередь) в городе Салехарде, полигон выполняет следующие основные виды работ: прием, складирование ТБО 1-4 класса опасности и размещение (захоронение) отходов 5 класса опасности (утвержден приказом исполнительного директора АО "Ямалэкосервис" П. от 01.10.2017 года № 11/2).
На начало проведения проверки (29.01.2018 года) полигон твердых бытовых отходов (1 очередь) не был внесен в государственный реестр объектов размещения отходов, лицензия и санитарно-эпидемиологическое заключение на осуществление деятельности по обращению с отходами отсутствует.
Инструкция по приему отходов и производственной санитарии для персонала, занятого на обеспечении работы на полигоне твердых бытовых отходов (1 очередь) города Салехарда Обществом с территориальным ЦГСЭН не согласована.
Не согласована и Программа производственного контроля при обращении с отходами на полигоне твердых бытовых отходов (1 очередь) города Салехарда на 2018 год.
В ходе судебного разбирательства исполнительный директор АО "Ямалэкосервис" П. представил новый Регламент по текущей эксплуатации Полигона твердых бытовых отходов (1 очередь) в городе Салехарде, согласно которому на полигоне ТБО выполняются работы исключительно по накоплению твердых коммунальных (бытовых) отходов 1-4 классов опасности - их складирование на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Он сообщил, что данный вид деятельности не подлежит лицензированию, а санитарно-эпидемиологическое заключение не требуется.
Вместе с этим данный Регламент не свидетельствует о том, что Общество занимается исключительно накоплением отходов, поскольку не соответствует фактическим данным установленных в ходе судебного разбирательства.
Указанный Регламент утвержден 03.02.2018 года уже после начала проведения проверки (29.01.2018 года).
Кроме этого, согласно имеющемуся в материалах дела письму от 22.12.2017 года (№ 3/102), адресованному Главе Администрации муниципального образования город Салехард К. исполнительный директор Общества П. обращает внимание на то, что срок эксплуатации полигона согласно проекту окончен, кроме этого он обращает внимание на то, что полигон переполнен отходами.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что заявленный в Регламенте (утвержден 03.02.2018 года) такой вид деятельности как накопление отходов не отвечает фактическому положению дел.
При таких данных суд приходит к выводу о том, что Общество занимается, в том числе и размещением отходов 1-4 классов опасности.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При таких данных суд приход к выводу о виновности Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Суд считает необходимым исключить из объема инкриминируемых Обществу нарушений пункт 4.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления.
Поскольку в силу п. 1.3 СанПиН 2.1.7.1322-03, настоящие требования не распространяются, в том числе на полигоны твердых бытовых и смешанных отходов.
Нарушений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в ходе проверки допущено не было, нарушений закона при сборе доказательств не выявлено.
Оснований для отнесения данного административного правонарушения к категории малозначительных в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Установленные ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности не истекли.
С учетом конкретных обстоятельств дела суд считает, что у Общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушения предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
В частности в ходе судебного разбирательства установлено, что Общество добровольно приняло в аренду объект - полигон твердых бытовых отходов (1 очередь) для осуществления деятельности по обращению с отходами.
При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).
Принимая во внимание перечисленные сведения в совокупности, суд находит достаточным назначить Обществу наказание в виде штрафа.
В ходе судебного разбирательства установлено, что специализированные полигоны твёрдых бытовых отходов, включённые в государственный реестр в пределах муниципального образования город Салехард, а также граничащих с ним муниципальных образований отсутствуют.
Приостановление деятельности Общества в данном случае приведет к нарушению не только прав граждан, но и может повлечь нарушение экологической безопасности на территории города Салехарде, поскольку отходы потребления на территории города образуются ежедневно.
Административное приостановление деятельности в данном конкретном случае, по мнению суда, будет являться преждевременным, поскольку может привести к негативным последствиям.
Оснований для применения положений частей 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.5 - 29.10 КоАП РФ,
постановил:
Признать юридическое лицо - АО "Ямалэкосервис" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Штраф подлежит уплате в течение 60 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу по следующим реквизитам: получатель УФК по ЯНАО (Управление Роспотребнадзора по ЯНАО) в РКЦ г. Салехарда БИК 047182000, счет 40101810500000010001, КБК 14111625050016000140 (наименование КБК "Денежные взыскания (штрафы) за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды". ст. 46 БК РФ, ст. ст. 8.2, 8.5 КоАП РФ), ИНН <***>, КПП 890101001, КОД ОКТМО 71951000 (город Салехард).
Неуплата административного штрафа в установленный законом срок влечёт административную ответственность по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Настоящее постановление может быть обжаловано или опротестовано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 суток со дня получения его копии заинтересованным лицом.
Председательствующий /подпись/
Копия верна
Судья Г.В. Снайдерман