ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2636/2021 от 12.01.2022 Всеволожского городского суда (Ленинградская область)

5-2636/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

12 января 2022 года <адрес>, пер. Вахрушева, 8

Судья Всеволожского городского суда <адрес> Войнова С.П., защитника ФИО2,

рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении администрации МО «Агалатовское сельское поселение» <адрес>, ИНН <***>, КПП 470301001, ОГРН <***>,

;

УСТАНОВИЛ:

в суд поступило дело об административном правонарушении по ст. ч.1 ст. 7.13 КОАП РФ в отношении МО «Агалатовское сельское поселение» <адрес>.

В судебном заседании защитник просил прекратить дело, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку вины юридического лица в соверши административного правонарушения не имеется, также приняты все меры к недопущению нарушений. Также защита считает, что истек срок продления к ответственности юридического лица, поскольку первичный акт осмотра объекта культурного наследия был составлен в 2019 году.

Законный представитель администрации МО «Агалатовское сельское поселение « <адрес> в судебное заседание не явился.

Суд, выслушав мнение участника процесса, исследовав материалы дела в полном объеме, приходит к выводу о прекращении дела об административном правонарушении по ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении администрации МО «Агалатовское сельское поселение» <адрес>.

При этом суд учитывает следующее.

Как следует из протокола об административном правонарушении Объект культурного наследия регионального значения «Усадьба Вартемяки «ФИО1 Ш-вых», конец XVIII - начало XX века, расположен по адресу: <адрес>, Агалатовское сельское поселение, д. Вартемяги, <адрес>, 9, 10, 11, 12 (далее - ОКН).

Приказом комитета по культуре <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ОКН включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утверждены границы его территории и предмет охраны.

В соответствии с приложением 2 к приказу комитета по культуре <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к предмету охраны ОКН оттнесены: - «Северный флигель хозяйственного корпуса» (<адрес>, 11); - «Южный флигель хозяйственного корпуса» (<адрес>, 12), (далее - объекты). ДД.ММ.ГГГГ комитетом по культуре <адрес> проведено мероприятие по контролю за состоянием Объектов.

По результатам составлен акт, согласно которому: Оба дома расселены по программе расселения из аварийного жилья.

Состояние объектов неудовлетворительное, частично аварийное.

По фасадам фиксируется деструкция кирпичной кладки, вывалы и многочисленные трещины. Оконные заполнения деревянные рамы с шестичастной расстекловкой. На западных и северных фасадах заложены несколько окон второго этажа.

Вход в здания не ограничен. Территория не ограждена, не благоустроена, замусорена.

Состояние кровли неудовлетворительное.

Здание по адресу: <адрес>: тамбур на южном фасаде, состояние аварийное, на поверхности растительность.

Требуется комплексное техническое обследование и ограничение доступа внутрь зданий.

В соответствии со сведениями из единого государственного реестра недвижимости: - правообладателем объекта «Северный флигель хозяйственного корпуса» <адрес>, 11) является администрация муниципального образования Агалатовское сельское поселение» <адрес> номер государственной регистрации 47:07:0405001:427-47/012/2017-2); - правопритязания на объект «Южный флигель хозяйственного корпуса» <адрес>, 12) отсутствуют.

Согласно письму администрации муниципального образования «Агалатовское сельское поселение» <адрес> Ленинградской-области (исх. №. 826/01-12 от ДД.ММ.ГГГГ) вышеуказанные объекты являются муниципальной собственностью.

ДД.ММ.ГГГГ администрации выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, содержащее предложение о принятии мер по исполнению положений ч. 1 ст. 47.3. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ в отношении - «Северный флигель хозяйственного корпуса» (<адрес>, 11).

Пунктом 2 постановления <адрес> от 1 12.2020 с ДД.ММ.ГГГГ на комитет по сохранению культурного наследия <адрес> возложены полномочия и функции в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в том числе в части переданных отдельных государственных полномочий Российской Федерации.

Установлено, что комитет по сохранению культурного наследия <адрес> является органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным выступать в правоотношениях, возникших на основании правовых актов <адрес>, договоров и соглашений, заключенных от лица <адрес>, а также в правоотношениях по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений, участником которых выступал комитет по культуре <адрес>, в части правоотношений, казанных в настоящем пункте, в объеме предоставленных ему прав и возложенных обязанностей.

В соответствии с п. 1.1. Положения о комитете по сохранению культурного наследия <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, комитет по сохранению культурного наследия <адрес> (далее - комитет) является: отраслевым органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в том числе в части переданных отдельных государственных полномочий Российской Федерации; органом, осуществляющим региональный государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия. ДД.ММ.ГГГГ в период с 11 час. 45 мин. по 13 час. 20 мин. комитетом по сохранению культурного наследия <адрес> проведено мероприятие по контролю за состоянием Объектов.

По результатам составлен акт, согласно которому состояние Объектов не претерпело изменений.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 данного федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

Согласно ч. 11 ст. 47.6. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ если иное не установлено указанным пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

Согласно ч. 1 ст. 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 данной статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 данной статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В силу п. 2.1.2 Положения о комитете по сохранению культурного наследия <адрес>, комитет уполномочен на выдачу соответствующий разрешений.

Комитетом разрешений на проведение работ по сохранению «Северный флигель хозяйственного корпуса» (<адрес>, 11) не выдавалось.

Частью 1 ст. 7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, в 13 час. 20 мин. 21.05.2021должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении установлено, что администрация муниципального образования «Агалатовское сельское поселение» <адрес>, не осуществляя расходы на содержание объекта «Северный флигель хозяйственного корпуса», расположенного по адресу: <адрес>, д. Вартемяги, <адрес>, 11, допустив его неудовлетворительное, частично аварийное состояние, что также подтверждается отсутствием выданных разрешений на проведение работ по его сохранению, не исполнила требований п. 1 ч. 1 ст. 47.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ, тем самым по мнению должностного лица, совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ.

В обоснование виновности юридического лица в деле представлены: протокол об административном правонарушении, акты осмотра объекта культурного наследия, предостережения, документы из ЕГРН, другие материалы дела.

Вместе с тем суд учитывает следующее.

Согласно статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В муниципальной собственности муниципального образования «Агалатовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> находятся объекты недвижимости с кадастровыми номерами: 47:07:0405001:427, 47:07:0405019:109, расположенные по адресам: <адрес>, <...> <адрес> (далее - Объекты), входящие в состав объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба Вартемяки графа ФИО3», расположенного по адресу: <адрес>, Агалатовское сельское поселение, д. Вартемяги, <адрес>. В настоящее время дома расселены, в отношении всех жилых помещений в указанных домах оформлено право муниципальной собственности, помещения и здания, в которых они расположены, переведены в нежилые.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от ДД.ММ.ГГГГ-П и от ДД.ММ.ГГГГ-П, федеральный законодатель, наделяя орган местного самоуправления нормотворческими полномочиями в сфере формирования расходов местных бюджетов, одновременно определил объемы и границы их осуществления, возложил обязанность при формировании расходных обязательств соблюдать баланс частных и публичных интересов, в том числе, принимать во внимание социально-экономическое положение муниципального образования и возможности его бюджета.

Вместе с тем бюджет муниципального образования «Агалатовское сельское поселенке» Всеволожского муниципального района <адрес> является дефицитным, в настоящее время проходит процедуру по : оздоровлению муниципальных финансов, что подтверждается соглашением о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов МО «Агалатовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ (Приложение 1). В соответствии с отчетом за первое полугодие 2021 об исполнении соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов МО «Агалатовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района (Приложение 2) дефицит местного бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 10128,5 (тыс. рублей).

В связи с невозможностью содержания Объектов за счет средств местного бюджета сельского поселения ранее администрация муниципального образования «Агалатовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> обращалась в адрес комитет по культуре <адрес> с вопросом о передаче Объектов в государственную собственность <адрес>. В соответствии с ответом комитета по культуре <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исх. , вх. от ДД.ММ.ГГГГ, в передаче Объектов из муниципальной собственности в государственную отказано.

В соответствии с ч. 4 ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ «0 приватизации государственного и муниципального имущества» в случае приватизации объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, путем продажи на конкурсе условия конкурса должны предусматривать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, в соответствии с охранным обязательством, предусмотренным ст. 47.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3, а при отсутствии данного охранного обязательства - с иным охранным документом, предусмотренным п. 8 ст. 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3.

Согласно ч. 5 ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр Объектов культурного наследия, состояние которого признается неудовлетворительным в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 и который приватизируется путем продажи на конкурсе, в соответствующий орган по управлению государственным или муниципальным имуществом представляется согласованная в порядке установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 проектная документация по сохранению объекта культурного наследия, которая включается в состав конкурсной документации. ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования «Агалатовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> в целях подготовки к проведению конкурсной процедуры в отношении Объектов в комитет по культуре <адрес> направлен запрос (исх. , вх. от ДД.ММ.ГГГГ) о выдаче охранного обязательство (иного охранного документа) в отношении Объектов культурного наследия, включенных в реестр Приложение 4).

В соответствии с п. 2 ст. 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются указанным Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ст. 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» распоряжение объектом культурного наследия, включенным в реестр, выявленным объектом культурного наследия, в том числе их отчуждение или передача прав владения и (или) пользования такими объектами, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации при условии выполнения требований указанного Федерального закона.

В соответствии с п. 7 ст. 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в случае, если к моменту заключения договора, предусматривающего передачу права собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, в отношении указанного объекта, земельного участка действует охранное обязательство, предусмотренное статьей 47.6 указанного Федерального закона, такой договор должен содержать в качестве существенного условия обязательство лица, у которого на основании такого договора возникает право собственности на указанное имущество или право владения и (или) пользования этим имуществом, по выполнению требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством, порядок и условия их выполнения. В случае отсутствия в договоре предусмотренного настоящим пунктом существенного условия сделка является ничтожной.

Копия охранного обязательства является неотъемлемой частью договора, указанного в абзаце первом настоящего пункта.

В соответствии с п. 8 ст. 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» до утверждения в порядке, установленном статьей 47.6 настоящего Федерального закона, охранного обязательства на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, к договорам, указанным в пункте 7 настоящей статьи, прилагаются иные действующие охранные документы: охранно-арендный договор, охранный договор или охранное обязательство в отношении памятника истории и культуры, охранное обязательство собственника объекта культурного наследия или охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия, а также паспорт объекта культурного наследия (при его наличии).

В связи с тем, что ответ о направлении в адрес администрации охранного обязательства или иного охранного документа не поступил, в соответствии со ст. 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №о 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» невозможно формирование конкурсной документации и привлечение внебюджетных источников финансирования работ по сохранению Объектов культурного наследия.

В соответствии с Постановлением Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-АД 19-10 задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств до делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

У администрации муниципального образования «Агалатовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> до направления в адрес администрации комитетом по культуре <адрес> охранного обязательства или иного охранного документа в отношении Объектов отсутствует возможность к принятию дополнительных мер, направленных на охрану и содержание Объектов.

Учитывая изложенное суд считает необходимым прекратить в отношении администрации муниципального о образования «Агалатовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> производство по делу об административном правонарушении, ввиду отсутствия в действиях (бездействии) администрации муниципального образования «Агалатовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С доводами защиты о прекращении дела ввиду истечения сроков давности привлечении к административной ответственности суд не может согласиться, поскольку в деле имеется акт осмотра объекта культурного наследия, датированный 2021 годом.

Руководствуясь ст. 23.1, 29.1-29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Прекратить дело об административном правонарушении по ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении администрации муниципального образования «Агалатовское сельское поселение» <адрес>, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: