ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-263/18 от 03.07.2018 Себежского районного суда (Псковская область)

Дело № 5-263/18

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

182250, Псковская область, 03 июля 2018 года

<...> <адрес>

Себежский районный суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Дмитриева С.О.,

при секретаре Шахмановой А.Н.,

с участием представителя Псковской таможни ФИО1, предоставившего доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев дело по обвинению ООО «ВИАРИКС», зарегистрированной по адресу: Латвия <адрес>39, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.16.3 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Фирма-перевозчик ООО «ВИАРИКС» совершила административное правонарушение, выразившееся в несоблюдении установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в РФ, ответственность за которое предусмотрена ст.16.3 КоАП РФ. Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.

ДД.ММ.ГГГГ на таможенный пост МАПП Бурачки Псковской таможни прибыл состав грузовых транспортных средств: тягач «MERCEDES BENZ» регистрационный номер , VIN: , c полуприцепом «SCHMITZ» регистрационный номер , VIN:, следовавший под управлением представителя перевозчика CИА «ВИАРИКС» гражданина Латвии Жвигулиса Зигурдса.

Состав транспортных средств следовал с территории России <адрес> в Латвию.

При убытии с таможенной территории ЕАЭС водитель транспортного средства ФИО2 предоставил в таможенный орган товаросопроводительные документы: ДТ от ДД.ММ.ГГГГ, товаротранспортную накладную CMR от ДД.ММ.ГГГГ, счет от ДД.ММ.ГГГГ, фитосанитарный сертификат от ДД.ММ.ГГГГ.

Документы и сведения представлялись в соответствии со ст.ст. 89, 92 ТК ЕАЭС.

Согласно указанным документам, перемещается товар: – «пиломатериалы обрезные еловые», код ТНВЭД 4407129100. Всего 8 грузовых мест, общим весом брутто – 22000 кг, общим объемом 34,417 м3 (номинальный), 38,519 м3 (с припуском).

Согласно товаросопроводительным документам: - отправитель товара: ООО «Солис» ( Россия, <адрес>); - получатель товара: SIA «DADSONS» (Латвия).

При убытии с таможенной территории ЕАЭС на т/п МАПП Бурачки Псковской таможни зарегистрировано сообщение об убытии транспортного средства .

На этапе проверки документов и сведений было выявлено, что у представителя фирмы-перевозчика просрочен фитосанитарный сертификат.

Из объяснений гражданина ФИО2 следует, что он прибыл на т/п МАПП Бурачки с грузом 8 пакетов «еловых пиломатериалов» и в сопроводительных документах оказался просроченный фотосанитарный сертификат.

Согласно разъяснениям отдела торговых ограничений и экспортного контроля от ДД.ММ.ГГГГ.4/0161, следует, что к запретам и ограничениям в соответствии с пунктом 3 статьи 101 Договора относятся применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования (в том числе вводимые исходя из общих исключений, защиты внешнего финансового положения и обеспечения равновесия платежного баланса в одностороннем порядке), меры технического регулирования, меры экспортного контроля и меры в отношении продукции военного назначения, а также санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры и радиационные требования.

В соответствии с п.1 ст. 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

Согласно п. 3 ст. 7 ТК ЕАЭС соблюдение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер и радиационных требовании подтверждается по результатам осуществления санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, карантинного фитосанитарного, радиационного контроля (надзора) в порядке, установленном Договором о Союзе и принятыми в соответствии с ним актами Комиссии, и (или) в порядке, установленном законодательством государств-членов.

Согласно п.5 ст. 128 ТК ЕАЭС товары, подлежащие санитарно-карантинному, ветеринарному, карантинному фитосанитарному и другим видам государственного контроля (надзора), помещаются под таможенную процедуру только после осуществления соответствующего вида государственного контроля (надзора).

Согласно п.5 ст.2 ТК ЕАЭС вывоз товаров с таможенной территории Союза – совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, включая пересечение таможенной границы Союза.

В соответствии с п.1,2 ст.92 ТК ЕАЭС для убытия товаров с таможенной территории Союза перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 89 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров.

Независимо от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, для убытия товаров с таможенной территории Союза перевозчиком представляются документы и (или) сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, в соответствии со ст. 7 ТК ЕАЭС.

Решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» утверждены:

- Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Евразийского экономического союза и таможенной территории Евразийского экономического союза (далее – Перечень подкарантинной продукции);

- Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза (далее – Положение).

Товар «пиломатериалы обрезные еловые» по коду ТН ВЭД ЕАЭС – 4407 и наименованию включен в раздел I Подкарантинная продукция с высоким фитосанитарным риском Перечня подкарантинной продукции.

В соответствии с пунктом 8.1. Положения в случае если в соответствии с фитосанитарными требованиями страны - импортера подкарантинная продукция должна сопровождаться фитосанитарным сертификатом, указанные фитосанитарные сертификаты выдаются уполномоченным органом государства-члена по месту отправки в соответствии с законодательством этого государства-члена.

В соответствии с пунктом 3.1.1 Международного стандарта по фитосанитарным мерам ISPM «Руководство по фитосанитарным сертификатам» (Рим, 2001) фитосанитарные сертификаты считаются недействительными, если они, например, содержат или отражают: истекший срок действия, за исключением случаев использования в качестве заверенной копии для целей реэкспорта.

В соответствии с пунктом 17 Правил осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ 792 (далее – Правила) должностное лицо таможенного органа проверяет представленный фитосанитарный сертификат и принимает решение о направлении подкарантинной продукции для проведения государственного контроля должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору или ее территориальных органов в случае наличия оснований полагать, что фитосанитарный сертификат является поддельным или недействительным.

Согласно пункту 19 Правил фитосанитарный сертификат признается недействительным в следующих случаях: в) срок действия фитосанитарного сертификата (срок с даты выдачи фитосанитарного сертификата) истек.

Согласно раздела 1 пункта 7 Порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ подкарантинная продукция, на которую выдан фитосанитарный сертификат, должна пересечь государственную границу Российской Федерации при вывозе в государства - члены Европейского союза в течение 14 дней со дня выдачи фитосанитарного сертификата, при вывозе в другие страны - в течение 30 дней со дня выдачи фитосанитарного сертификата. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ указанная продукция не могла быть вывезена в Латвию с предоставлением указанных фитосанитарных сертификатов.

В представленном комплекте документов отсутствуют сведения о получении перевозчиком переоформленных фитосанитарных сертификатов, подтверждающих заявленные сведения.

CИА «ВИАРИКС» при вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза (Российская Федерация) товара «пиломатериалы обрезные еловые» ограничения в части карантинных фитосанитарных требований были не соблюдены, перевозчиком были предоставлены недействительные фитосанитарные сертификаты.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес CИА «ВИАРИКС»/SIA «VIARIX» псковской таможней было направлено письмо (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) о предоставлении сведений и вызове на составление протокола об административном правонарушении. ДД.ММ.ГГГГ от члена правления CИА «ВИАРИКС»/SIA «VIARIX» ФИО3 в Псковскую таможню поступил ответ о признании вины в совершенном правонарушении и просьбе составить протокол об АП без присутствия представителя фирмы.

В соответствии с п.16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП России возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, перевозчиком CИА «ВИАРИКС»/SIA «VIARIX» не была соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей, возникающих в связи с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС.

В постановлении Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ – П отмечено, что «возможность исполнения субъектом таможенных правоотношений своих публично – правовых обязанностей не должна обеспечиваться в меньшей степени, чем выполнение обязательств в имущественных отношениях: на нем лежит забота о выборе контрагента и обеспечении выполнения последним принятых обязательств любыми законными способами, он отвечает за неисполнение публичных обязанностей, связанных, в том числе, с действиями (бездействием) контрагентов».

CИА «ВИАРИКС»/SIA «VIARIX» не предоставлено доказательств, подтверждающих, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем отношении CИА «ВИАРИКС»/SIA «VIARIX» к соблюдению публично-правовых обязанностей в сфере запретов и ограничений на вывоз продукции с территории ЕАЭС и РФ, отсутствии со стороны указанной организации той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась в целях надлежащего исполнения обязанностей, возникающих в связи с перемещением товаров.

В судебное заседание представитель ООО «ВИАРИКС» не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещён надлежащим образом.

Учитывая обстоятельства совершения административного правонарушения и отсутствие препятствий к всестороннему полному объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья считает возможным рассмотреть дело без участия правонарушителя.

Представитель Псковской таможни ФИО1 в судебном заседании просил привлечь ООО «ВИАРИКС» к административной ответственности за нарушение таможенного законодательства и назначить наказание на усмотрение суда.

Проверив представленные суду доказательства, суд полагает, что вина фирмы ООО «ВИАРИКС» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.16.3 КоАП РФ полностью установлена в ходе проверки.

Из материалов дела следует, что CИА «ВИАРИКС»/SIA «VIARIX», являясь профессиональным перевозчиком и обладая опытом в области международных перевозок, не позаботилось о надлежащем исполнения обязательств, возложенных на него таможенным законодательством Таможенного союза, по соблюдению установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации, запретов и ограничений на вывоз товаров их Российской Федерации.

Статей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность, в том числе, за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) или в Российскую Федерацию, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 ТК ТС.

Указанные обстоятельства совершения правонарушения подтверждаются копиями товаросопроводительных документов, служебной запиской ОТО и ЭК, иными материалами дела.

На основании вышеизложенного, ООО «ВИАРИКС» правомерно привлечено к административной ответственности за нарушение таможенных правил, предусмотренных ст.16.3 КоАП РФ.

При назначении административного наказания юридическому лицу суд учитывает то обстоятельство, что ранее правонарушитель в течение года не привлекался к административной ответственности.

Судебных издержек, связанных с административным расследованием данного дела, не имеется.

На основании ст.29.9 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Признать ООО «ВИАРИКС» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.16.3 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере – 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Суммы штрафов, средства, полученные от реализации товара, издержки по делу об административном правонарушении в рублях следует перечислять на счета Псковской таможни взыскателя (Псковская таможня: <адрес>, г. Псков, Псковская область, 180000, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата внесения записи в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ).

Реквизиты для перечисления штрафа по делу об АП

Банк получателя: операционный департамент Банка России, Москва, 701

БИК: 044501002

Получатель: Межрегиональное операционное УФК (ФТС России)

ИНН <***> КПП 773001001

Счёт получателя: 40

КБК: 15, ОКТМО: 45328000 Код таможни: 10209000

Поле «Назначение платежа»: Оплата штрафа по постановлению об АП для Псковской таможни.

В случае оплаты на территории иностранного государства – код валютной операции: {VO70010}

УИН штрафа 15

Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Себежский районный суд лицами, указанными в ст. ст. 25.1 – 25.5; 30.1 ч. 1.1 КоАП РФ в течение 10 дней со дня вручения, либо получения копии постановления.

Судья подпись

Копия верна. Судья Дмитриев С.О.