Дело № 5-263\2013
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
10 октября 2013 года г. Димитровград
Судья Димитровградского городского суда Ульяновской области Чапайкина Е.П., рассмотрев в здании Димитровградского городского суда по пр.Автостроителей, 51 «а» г.Димитровграда Ульяновской области, в кабинете 14 дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Центр подготовки кадров НИИАРа и работников атомной энергетики и промышленности», юридический адрес: Ульяновская область, г.Димитровград, ул.*, д.*,
УСТАНОВИЛ: * года начальником отдела лицензирования и государственной аккредитации департамента по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и науки Ульяновской области в отношении Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Центр подготовки кадров НИИАРа и работников атомной энергетики и промышленности» составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.19.20 КоАП РФ.
В данном протоколе указано, что с * года по * года Негосударственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Центр подготовки кадров НИИАРа и работников атомной энергетики и промышленности», расположенным по адресу: Ульяновская область, г.Димитровград, ул.*, *, в образовательном процессе по программе «Обучения работодателей и работников вопросам охраны труда и безопасной производственной деятельности» изучается тема «Первая помощь», преподавание которой осуществляется педагогическим работником без медицинского образования (высшего или среднего профессионального), а именно: * (*), * (*). Образовательный ценз указанных педагогических работников не соответствует профилю преподаваемой темы «Первая помощь», т.к. в соответствии с образовательной программой «Обучения работодателей и работников вопросам охраны труда и безопасной производственной деятельности» обучающиеся должны изучить не только теоретический материал по отдельным вопросам анатомии и физиологии человека, но и овладеть навыками оказания первой медицинской помощи. Тем самым имеет место нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных п.п. «г» п.5 Постановления Правительства РФ от 16.03.2011 № 174 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» (наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином основании педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают осуществление образовательной деятельности по реализуемой в соответствии с лицензией образовательной программой).
Представитель Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Центр подготовки кадров НИИАРа и работников атомной энергетики и промышленности» (далее - НОУ ДПО «ЦПК НИИАРа и РАЭП»), Струнина М.А., действующая на основании доверенности от 27.09.2103 г. (л.д.54), в судебном заседании отрицала наличие вины учреждения в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.19.20 КоАП РФ.
При этом пояснила, что согласно «Порядку обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», утвержденному постановлением Министерства труда и Министерства образования РФ № 1\29 от 13.01.2003 г., обучение руководителей и специалистов по программе «Охрана труда» имеют право осуществлять преподаватели дисциплины труда, без указания на наличие медицинского образования.
Преподаватель НОУ ДПО «ЦПК НИИАРа и РАЭП» * перед аттестацией в областной аттестационной комиссии по охране труда Ульяновской области прошли обучение по 72-часовой учебной программе по курсу «Обучение требованиям охраны труда работников организаций» в Димитровградском негосударственном образовательном учреждении «Димитровградский центр охраны труда».
Преподаватель НОУ ДПО «ЦПК НИИАРа и РАЭП» * перед аттестацией в областной аттестационной комиссии по охране труда Ульяновской области прошли обучение по 40-часовой учебной программе по курсу «Обучение требованиям охраны труда работников организаций».
В этой программе имеется тема «Оказание первой помощи пострадавшим на производстве». Следовательно, * и * были аттестованы как преподаватели программы по курсу «Обучение требованиям охраны труда работников организаций», в том числе и по указанной теме.
НОУ ДПО «ЦПК НИИАРа и РАЭП» получило аккредитацию на оказание услуги в области охраны труда - обучение работодателей и работников требованиям охраны труда, на что получено официальное уведомление Министерства труда и социальной защиты РФ о внесении НОУ ДПО «ЦПК НИИАРа и РАЭП» в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
В соответствии с полученной аккредитацией НОУ ДПО «ЦПК НИИАРа и РАЭП» приступило к проведению обучения по данной программе с * г., а не с *года, как это указано в протоколе.
После вынесения в адрес НОУ ДПО «ЦПК НИИАРа и РАЭП» предписания «Об устранении нарушения лицензионных требований и условий» от * г. НОУ ДПО «ЦПК НИИАРа и РАЭП» для проведения темы «Оказание первой помощи пострадавшим на производстве» по программе «Обучение требованиям охраны труда работников организаций» * г. был принят преподаватель с медицинским образованием.
Просила производство по делу прекратить в связи с отсутствием вины учреждения.
Представители НОУ ДПО «ЦПК НИИАРа и РАЭП» Кондратьева Т.И., действующая на основании доверенности от 27.09.2103 г. (л.д.74), и директор учреждения Макин Р.С. в судебном заседании также отрицали наличие в действиях юридического лица наличие вины учреждения в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.19.20 КоАП РФ по изложенным выше основаниям.
Представитель Департамента по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и науки Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен об его месте и времени, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, нахожу производство по делу административном правонарушении подлежащими прекращению в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
Частью 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с Примечанием к вышеуказанной ч.3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Пунктом 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 174 от 16 марта 2011 года, определен перечень грубых нарушений лицензионных требований и условий, предусмотренных, в том числе, и п.п. "г" пункта 5 Положения о лицензировании, где указано, что образовательный ценз педагогических работников должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пп. 40 ст. 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04 мая 2011 года "О лицензировании отдельных видов деятельности" образовательная деятельность подлежит лицензированию.
Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии.
При рассмотрении дела установлено, что НОУ ДПО «ЦПК НИИАРа и РАЭП» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от * г., выданной Комитетом по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области (л.д.8-15).
Согласно указанной лицензии, учреждение имеет право осуществлять образовательную деятельность по программе «Обучения работодателей и работников вопросам охраны труда и безопасной производственной деятельности», срок освоения которой составляет 72 часа.
В рамках указанной программы изучается тема «Организация оказания первой помощи пострадавшим на производстве», срок освоения которой составляет 4 часа (л.д.20-41).
В содержание данной темы входит:
Первая медицинская помощь при ранениях, кровотечениях, ожогах, поражениях электротоком, радиационных поражениях, отравлениях химическими веществами, токсическими веществами и газами.
Первая помощь при травматических повреждениях, травмах (переломах, растяжениях связок, вывихах, ушибах и т.д.).
Базовые реанимационные мероприятия. Способы реанимации при оказании первой помощи. Компрессии грудной клетки. Искусственная вентиляция легких.
Транспортная иммобилизация пострадавших и их транспортировка попутным транспортом с учетом их состояния и характера повреждения. Рекомендации по оказанию первой помощи.
Преподавание программы «Обучения работодателей и работников вопросам охраны труда и безопасной производственной деятельности» осуществляется педагогическими работниками * и *, не имеющими медицинского образования.
Рассматривая доводы представителей НОУ ДПО «ЦПК НИИАРа и РАЭП» об отсутствии вины в совершении административного правонарушения, суд исходит из следующего.
В соответствии с ст. 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04 мая 2011 года "О лицензировании отдельных видов деятельности" для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии.
Пунктом 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 174 от 16 марта 2011 года определен перечень лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности.
Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности являются:
а) наличие у соискателя лицензии на осуществление образовательной деятельности (далее - лицензия) или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;
б) наличие у лицензиата учебно-методической документации по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;
в) наличие у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;
г) наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают осуществление образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования;
д) соблюдение лицензиатом установленных законодательством Российской Федерации в области образования требований к организации образовательного процесса;
е) наличие у лицензиата по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий и соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися независимо от их места нахождения образовательных программ в полном объеме.
При рассмотрении вопроса о предоставлении лицензии или переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, в случаях, предусмотренных подпунктом 1 пункта 9 статьи 33.1 Закона Российской Федерации "Об образовании", лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии или лицензиате, содержащихся в представленных соискателем лицензии или лицензиатом заявлении и документах, возможности выполнения ими лицензионных требований и условий (п.19 Положения).
Как следует из материалов дела, НОУ ДПО «ЦПК НИИАРа и РАЭП» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от * г., выданной Комитетом по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области.
Кроме того, НОУ ДПО «ЦПК НИИАРа и РАЭП» получила аккредитацию на оказание услуги в области охраны труда - обучение работодателей и работников требованиям охраны труда, на что получено официальное уведомление Министерства труда и социальной защиты РФ о внесении НОУ ДПО «ЦПК НИИАРа и РАЭП» в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, что подтверждается уведомлением о внесении в реестр № *** г. (л.д.58).
В соответствии с полученной аккредитацией НОУ ДПО «ЦПК НИИАРа и РАЭП» приступило к проведению обучения по программе «Обучения работодателей и работников вопросам охраны труда и безопасной производственной деятельности».
Согласно «Порядку обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», утвержденному постановлением Министерства труда и Министерства образования РФ № 1\29 от 13.01.2003 г., обучение руководителей и специалистов по программе «Охрана труда» имеют право осуществлять преподаватели дисциплины труда, без указания на наличие медицинского образования.
Как следует из материалов дела, преподаватель НОУ ДПО «ЦПК НИИАРа и РАЭП» * перед аттестацией в областной аттестационной комиссии по охране труда Ульяновской области прошел обучение по 72-часовой учебной программе по курсу «Обучение требованиям охраны труда работников организаций» в *» (л.д.77-86).
.
Преподаватель НОУ ДПО «ЦПК НИИАРа и РАЭП» * перед аттестацией в * прошли обучение по 40-часовой учебной программе по курсу «Обучение требованиям охраны труда работников организаций» (л.д.87-102).
В этой программе имеется тема «Оказание первой помощи пострадавшим на производстве», в содержание которой входит:
Первая медицинская помощь при ранениях, кровотечениях, ожогах, поражениях электротоком, радиационных поражениях, отравлениях химическими веществами, токсическими веществами и газами.
Первая помощь при травматических повреждениях, травмах (переломах, растяжениях связок, вывихах, ушибах и т.д.).
Базовые реанимационные мероприятия. Способы реанимации при оказании первой помощи. Компрессии грудной клетки. Искусственная вентиляция легких.
Транспортная иммобилизация пострадавших и их транспортировка попутным транспортом с учетом их состояния и характера повреждения. Рекомендации по оказанию первой помощи
По результатам обучения * и * получены соответствующие удостоверения.
Таким образом, * и * были аттестованы как преподаватели программы по курсу «Обучение требованиям охраны труда работников организаций», в том числе и по указанной теме.
Анализируя изложенное, судья приходит к выводу о том, что НОУ ДПО «ЦПК НИИАРа и РАЭП» перед началом осуществления лицензируемого вида деятельности осуществило все необходимые для этого мероприятия, в связи с чем у учреждения отсутствовали основания полагать, что преподаватели * и *, аттестованные уполномоченным органом государственной власти, не имеют права на проведение обучения по программе «Обучения работодателей и работников вопросам охраны труда и безопасной производственной деятельности».
С начала осуществления НОУ ДПО «ЦПК НИИАРа и РАЭП» обучения по данной программе с * г. никаких указаний на нарушение лицензионных требований со стороны надзорных и контролирующих органов в адрес данного учреждения не поступало.
В кратчайшие сроки после вынесения в адрес НОУ ДПО «ЦПК НИИАРа и РАЭП» предписания об устранении нарушения учреждением для проведения темы «Оказание первой помощи пострадавшим на производстве» по программе «Обучение требованиям охраны труда работников организаций» * г. был принят преподаватель с медицинским образованием, что отражено в акте проверки, составленным Министерством образования и науки Ульяновской области (л.д.128-129).
При таких обстоятельствах судья приходит к выводу о том, что отсутствует вина НОУ ДПО «ЦПК НИИАРа и РАЭП» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.19.20 КоАП РФ, а потому имеются основания для прекращения производство по делу в соответствии со ст.24.5 п.1 КоАП РФ за отсутствием в действиях лица состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.24.5 п.1, 29.9 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Центр подготовки кадров НИИАРа и работников атомной энергетики и промышленности» прекратить.
Постановление может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Чапайкина Е.П.
Постановление вступило в законную силу 25.10.2013.