Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области — ТЕКСТЫ СУДЕБНЫХ АКТОВ
Дело № 5-265/10
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
29 декабря 2010 года г. Южно-Сахалинск
Судья Южно-Сахалинского городского суда Юсова Е.П., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ, в отношении должностного лица ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего в , работающего в
у с т а н о в и л.
ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором СГСИ ГМИ Сахалинского ПУБО ФСБ России ФИО2 было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении должностного лица - капитана ФИО10 ФИО4
ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов ГМИ Сахалинского ПУБО ФСБ России ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении в отношении ФИО4 по ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ.
Правонарушение, совершенное ФИО4 выразилось в следующем.
ДД.ММ.ГГГГ в 04 часа 45 минут Сахалинского времени в координатах № в Исключительной экономической зоне РФ (ИЭЗ РФ), Охотское море, Восточно-Сахалинская промысловая подзона, было обнаружено судно ФИО11 флаг России порт приписки , бортовой номер №, позывной судна ФИО12 принадлежащее ФИО13 под управлением капитана ФИО4 В результате осмотра судна установлено, что судно ФИО14 находится в технически исправном состоянии, укомплектовано радиолокационным, навигационным и иным оборудованием, необходимым для осуществления приёмки, транспортировки и хранения водных биоресурсов и объектов континентального шельфа в живом виде. В трюме судна обнаружены ёмкости (чаны) - шесть больших, два маленьких, оборудованные для хранения и транспортировки водных биоресурсов в живом виде, снабжённые системой подачи забортной воды и аэрации, в которых со слов капитана ФИО4, находился краб стригун в количестве 14 т.
Документов, подтверждающих законность добычи ВБР, капитан не имел.
В ходе проведения административного расследования, установлено, что судну ФИО15 Сахалино-Курильским территориальным управлением выдано разрешение УР № от ДД.ММ.ГГГГ на вылов: Восточно-Сахалинская подзона № - креветки гренландской 40 т.: Западно-Сахалинская подзона № осьминога 20 т; Южно-Курильская подзона № - осьминога 20 т. Сроки промысла с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Несмотря на то, что судно находилось на промысле с ДД.ММ.ГГГГ, непосредственно промыслом, судя по записям в судовом и промысловом журналах, данным судовых суточных донесений, не занималось. Капитан сослался на «работу по указанию владельца». На судне не обнаружено оборудования для постановки и выборки креветочных ловушек.
В обоснование происхождения груза на судне ФИО16 капитаном ФИО4 были представлены: судовая расписка без номера от ДД.ММ.ГГГГ и коносамент без номера и без даты, о перегрузе с судна ФИО17 (порт приписки ) в координатах № № ВД в исключительной экономической зоне Японии краба стригуна в количестве 14 000 кг.
В результате выпуска краба в естественную среду обитания ДД.ММ.ГГГГ установлено на борту судна находился краб стригун-опилио в количестве № экземпляров, весом № кг.
В период исполнения своих обязанностей до задержания судна пограничным сторожевым кораблем в ИЭЗ РФ капитан ФИО4 осуществлял транспортировку и хранение водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне РФ, не учтенных в промысловом, технологическом журналах.
В судебном заседании ФИО4 вину в совершении административного правонарушения не признал. Пояснил, что рыболовством не занимался, перегрузил краб с судна «ФИО18 в исключительной экономической зоне Японии.
Защитник Иванов В.А. вину ФИО4 в совершении правонарушения не признал. Пояснил, что в действиях капитана отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ. На борту судна находилась продукция, которая не добывалась в исключительной экономической зоне РФ, на континентальном шельфе РФ, а была перегружена на борт судна ФИО19 в ИЭЗ Японии, т.е. в момент перегруза краб приобрёл форму товара. Законность нахождения на борту судна товара подтверждена коносаментом и судовой распиской. Административным органом не была проведена проверка судового оборудования, в том числе правильности работы ТСК, поэтому имеются сомнения в правильности данных спутникового позиционирования. Также он не согласен с выводом оценочной экспертизы, установившей стоимость краба стригуна-опилио.
Старший помощник военного прокурора № гарнизонной военной прокуратуры ФИО5 полагает, что в действиях ФИО4 имеется вина в совершении административного правонарушения, просил привлечь его к административной ответственности.
Выслушав ФИО4, защитника, прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ нарушение правил добычи (промысла) водных биологических (живых) ресурсов и их охраны либо условий лицензии на водопользование, разрешения (лицензии) на промысел водных биологических (живых) ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны Российской Федерации-
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от одного до полуторакратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ст. 3 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» № 166-ФЗ от 20.122.2004 (с последующими изменениями) (далее - Закон о рыболовстве) законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов состоит из настоящего федерального закона, других федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации. Отношения в области рыболовства регулируются также Указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами Федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.
В силу п. 2 ст. 6 Закона о рыболовстве действие законодательства о рыболовстве распространяется в том числе и на суда, находящиеся в открытом водном пространстве вне пределов Российской Федерации, плавающие под Государственным флагом РФ и приписанные к портам Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона о рыболовстве, рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приёмке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.
промышленное рыболовство - предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов.
Таким образом, промышленное рыболовство представляет собой деятельность, которая не ограничивается рамками добычи (вылова) водных биологических ресурсов, и представляет транспортирование и хранение как самостоятельный специализированный вид рыболовства.
Факт транспортировки в исключительной экономической зоне РФ судном ФИО20 краба стригуна-опилио установлен в процессе административного расследования, не оспаривался капитаном ФИО4, и его защитником.
То обстоятельство, что краб стригун-опилио был перегружен на борт судна ФИО21 в исключительной экономической зоне Японии правового значения не имеет, так как транспортировка водных биологических ресурсов представляет собой специальный вид рыболовства.
Довод защитника о неисправности на судне системы спутникового позиционирования для рассмотрения дела также правового значение не имеет, так как факт погрузки краба на борт судна ФИО22 в исключительной экономической зоне Японии и транспортировки его в исключительной экономической зоне РФ установлен материалами дела, подтверждается судовой распиской и коносаментом и ФИО4 не оспаривается.
Учитывая изложенное, судья находит факт осуществления судном ФИО23 под руководством капитана ФИО4 транспортировки в исключительной экономической зоне РФ краба стригуна опилио в живом виде доказанным.
В соответствии со ст. 12.1 Федерального закона РФ от 17.12.1998 N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» в исключительной экономической зоне осуществляются промышленное рыболовство, рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях, рыболовство в учебных и культурно-просветительских целях, рыболовство в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов в порядке, установленном Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и настоящим Федеральным законом.
В силу ст. 12.4 названного закона лица, осуществляющие рыболовство в исключительной экономической зоне, имеют право осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов, а также в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», приемку, обработку, перегрузку, транспортировку, хранение и выгрузку уловов водных биоресурсов, производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.
В соответствии с п.п. 1,9 части 2 ст. 12.4 Закона «Об исключительной экономической зоне в РФ» лица, осуществляющие рыболовство обязаны: соблюдать правила рыболовства и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации требования; вести промысловый журнал в соответствии с формой, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 43.1 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» Правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Правила рыболовства утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна.
Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утверждены Приказом Росрыболовства от 27.10.2008 N 272 (далее Правила рыболовства).
Указанные правила регламентируют деятельность российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, осуществляющих рыболовство в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. Перечисленные лица обозначены в Правилах как пользователи водными биологическими ресурсами.
В силу п.п. 9.4 Правил рыболовства пользователи водными биоресурсами не вправе иметь на борту судов и других транспортных средств, а также в местах обработки сырья водные биоресурсы (в том числе их фрагменты (части) и/или продукцию из них), не учтенные в промысловом журнале, технологическом журнале, приемо-сдаточных документах (квитанция, коносамент);
В силу п. 7.4 Правил рыболовства при осуществлении промышленного (в том числе прибрежного) рыболовства пользователи ведут документацию, отражающую ежедневную рыбопромысловую деятельность: промысловый журнал, а при осуществлении обработки водных биоресурсов - журнал контроля изготовления продукции (технологический журнал), а также приемо-сдаточные документы (квитанции, коносаменты), подтверждающие сдачу либо прием уловов водных биоресурсов и/или продукции их обработки (промысловый и технологический журналы после окончания их ведения, приемо-сдаточные документы или их заверенные подписью и/или печатью должностного лица, ответственного за лов, копии должны храниться на борту судна или на рыбопромысловом участке в течение года).
В судебном заседании установлено, что на судне ФИО24 находился краб стригун-опилио, перегруженный на борт с судна ФИО25 в исключительной экономической зоне Японии. Данные о находящихся на борту водных биологических ресурсах не были занесены в промысловый журнал судна. При этом судно ФИО26 находилось на промысле. Поэтому капитан судна ФИО4 был обязан вести документацию, отражающую ежедневную промысловую деятельность - промысловый журнал, и отражать в нем все операции, составляющие промысловую деятельность, в том числе о погрузке на борт судна водных биологических ресурсов и их транспортировке.
Таким образом, нахождение на борту судна ФИО27 водных биологических ресурсов, не учтенных в промысловом журнале, является нарушением Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна и образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ.
ФИО4 исполняет обязанности капитана судна ФИО28 с ДД.ММ.ГГГГ и, исполняя обязанности капитана судна, является должностным лицом.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу Устава службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации, утверждённого приказом Роскомрыболовства от 30.08.1995 N 140 капитан возглавляет экипаж судна и является его руководителем. Капитан осуществляет управление судном на основе единоначалия и подчиняется непосредственно судовладельцу. Капитан издает приказы по судну. Распоряжения капитана в пределах его полномочий подлежат беспрекословному исполнению всеми находящимися на судне лицами.
Капитан обязан обеспечить: соблюдение на судне законов государства, международных, национальных и местных правил, правил промысла и режима рыболовства в районе промысла судна и других нормативных актов; выполнять правила плавания и ведения промысла.
При таких обстоятельствах на капитана судна, как на должностное лицо, при осуществлении рыболовства в исключительной экономической зоне РФ возложена обязанность по соблюдению требований вышеуказанных нормативных актов.
Следовательно, капитан ФИО4 обязан был соблюдать требования Российского законодательства в части осуществления промышленного рыболовства.
Учитывая изложенное, судья приходит к выводу о наличии в действиях должностного лица - капитана судна ФИО29 ФИО4 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ.
В соответствии с заключением оценочной экспертизы № стоимость живого краба стригуна опилио по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 78,75 руб. за килограмм.
Из содержания экспертизы и пояснений в судебном заседании эксперта ФИО6 следует, что оценка краба производилась по предполагаемой рыночной стоимости, так как государственных регулируемых цент на данный вид морских ресурсов не существует, а на Сахалине рынок краба стригуна-опилио не существует. Поэтому экспертом для оценки краба применялся сравнительный подход, основанный на принципе замещения и корректировок. За основу была взята существующая на Сахалинском рынке цена на продукцию, произведенную из краба стригуна-опилио и произведены корректировки стоимости краба сырца в учетом затрат на переработку продукции, торговой наценки, качественных характеристик, отсутствие сертификата на краб, отсутствия данных о производителе, условий продажи.
При определении стоимости водных биологических ресурсов суд считает необходимым руководствоваться данными указанной экспертизы.
По ходатайству защитника в судебном заседании была проведена повторная оценочная экспертиза оценщиком ФИО7. Согласно отчету № об определении рыночной стоимости имущества стоимость 1 кг краба стригуна-опилио в живом виде составляет 35 000 руб. за 1 т. краба, т.е. 35 руб/кг.
При этом в отчете указано, что рыночная цена стоимости краба сырца заключена в понятие ставки сбора за каждый объект водно-биологических ресурсов, устанавливаемая для мест морского промысла Дальневосточного бассейна в ст. 333.3 Налогового Кодекса РФ.
Между тем, по мнению суда, такой подход к оценке рыночной стоимости водных биологических ресурсов не применим.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Налогового Кодекса (часть 1) под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Ст. 333.3 Налогового Кодекса РФ (часть вторая) установлены ставки сбора за каждый объект животного мира.
Так как ставка сбора является фиксированным платежом, устанавливаемым законном для взимания с пользователей ВБР за совершение соответствующими органами юридически значимых действий, то размер ставки сбора не может быть принят как рыночная стоимость краба сырца, устанавливаемая на свободном рынке.
Также не находит суд необходимым руководствоваться письмом ФИО30 из которого следует, что минимальная рыночная стоимость краба стригуна-опилио в живом виде составляет 136,5 руб. за кг. Из сообщения ФИО31 следует, что стоимость краба определена она основании данных, полученных из доступных открытых источников в специализированных средствах массовой информации и статотчетов о поставках и продажах краба на территории РФ и за рубежом. При этом в письме не конкретизированы источники полученной информации и указанная в них стоимость краба стригуна-опилио.
Согласно протоколу об административном правонарушение ФИО4 вменяется осуществление транспортировки и хранения краба стригуна опилио общим весом № кг стоимостью №
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность ФИО4 в соответствии со статьями 4.2 и 4.2 КоАП РФ суд не усматривает.
При таких обстоятельствах, усматривая в действиях ФИО4 состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ, руководствуясь ст. 4.1 КоАП РФ, учитывая его личность, нахожу необходимым определить ему наказание в виде административного штрафа в однократном размере стоимости вводных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, в сумме №
Учитывая, что ФИО1 владельцем судна ФИО32 не является, судья не находит оснований для применения к нему дополнительного вида наказания в виде конфискации судна ФИО33
Руководствуясь ст.ст. 24.7,29.1,29.5-29.11 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л:
ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ, назначить наказание в виде административного штрафа в размере однократного размера стоимости биологических ресурсов явившихся предметами административного правонарушения на сумму №, с внесением этих денег в Управление федерального казначейства по Сахалинской области (Сахалинское ПУБО ФСБ России) ИНН <***>, КПП 650101001 (л/с <***>), расчетный счет <***> в ГРКЦ ГУ Банка России по Сахалинской области БИК 046401001, ОКАТО 64401000000, наименование платежа: Код 1891 1613 0000 10000 140, оплата штрафа.
Снять арест с судна ФИО34 после вступления постановления в законную силу.
Изъятые по делу документы: промысловый журнал №, разрешение на добычу ВБР УР №, свидетельство соответствия ТСК №, свидетельство о праве плавания под государственным флагом РФ от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о праве собственности на судно № от ДД.ММ.ГГГГ, судовой журнал №, журнал ССД без номера, машинный журнал № вернуть владельцу судна ФИО35 после вступления постановления в законную силу.
Постановление может быть обжаловано и опротестовано прокурором в Сахалинский областной суд в течение 10 суток со дня вручения и получения копии постановления.
Судья Южно-Сахалинского
городского суда Е.П. Юсова