ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-265/16 от 05.11.2016 Курского районного суда (Курская область)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

05 ноября 2016 года г. Курск

Судья Курского районного суда Курской области Гуторова Е.В.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 18.8 ч. 1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении:

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина <адрес>, в настоящее время на миграционном учете в Российской Федерации не состоящего, не работающего, холостого, иждивенцев не имеющего,

привлекающегося к административной ответственности по ст. 18.8 ч.1.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Гражданин <адрес>ФИО1 совершил нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации и незаконном нахождении на территории Российской Федерации.

Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах:

ДД.ММ.ГГГГ в 18 часов 10 минут на СП был выявлен гражданин <адрес>ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который в нарушение требований ст.25.9, 25.10 Федерального закона РФ от 15.08.1996 года N 114-ФЗ (с последующими изменениями) "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" не имеет документов, подтверждающих законность его пребывания на территории Российской Федерации (миграционная карта действительна до ДД.ММ.ГГГГ).

ФИО6 вину в совершении правонарушения, предусмотренного ст.18.8 ч.1.1 КоАП РФ, признал, в содеянном раскаялся, и показал, что ДД.ММ.ГГГГ он въехал на территорию РФ и должен был выехать не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Однако, из Российской Федерации он не выезжал. На миграционный учет не встал, патент на работу он не оформлял. Ему было известно о том, что его пребывание на территории Российской Федерации после ДД.ММ.ГГГГ является незаконным. Просил суд не назначать ему административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации. Просил суд учесть, что он проживает в <адрес> с родственниками – гражданами РФ -сестрами, братьями, дядями и тетями и в настоящее время в <адрес> сожительствует с гражданкой Российской Федерации и оформляет документы для регистрации временного проживания.

Наряду с признательными объяснениями ФИО7 его виновность подтверждается и протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 18 часов 10 минут на Стационарном посту был выявлен гражданин <адрес>ФИО1, который, в нарушение ст.25.9, 25.10 Федерального закона РФ от 15.08.1996 года N 114-ФЗ (с последующими изменениями) "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" не имеет документов, подтверждающих законность его пребывания на территории Российской Федерации.

Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).

Согласно статье 2 названного Федерального закона законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 7 ФЗ N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания. Ст. 20 этого Закона предусмотрено, что иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации. При этом временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин подлежит учету по месту пребывания по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с последующими изменениями) срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.

Статьей 25.9 Федерального закона от 15.08.1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин и лицо без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны получить и заполнить миграционную карту. Миграционная карта подлежит сдаче (возврату) в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при выезде иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации.

В соответствии со статьей 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как установлено судом ФИО1 А. въехал на территорию Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается представленными доказательствами, в том числе данными миграционной картой , должен был выехать не позднее ДД.ММ.ГГГГ из Российской Федерации.

Таким образом, вопреки вышеуказанным требованиям закона ФИО1 А., являясь гражданином <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ находился на территории Российской Федерации, по адресу: <адрес> в отсутствие предусмотренных Федеральным законом от 15.08.1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, чем нарушил ч. 1 и ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Факт совершения данного административного правонарушения подтверждается представленными суду доказательствами, протоколом об административном правонарушении; письменными объяснениями ФИО1 А. на стадии составления протокола об административном правонарушении и в судебном заседании, данными собственноручно, в которых он подтвердил, что на момент проверки документов на территории Российской Федерации находился незаконно, рапортом оперуполномоченного УУР УМВД России по Курской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав ФИО9 исследовав представленные суду материалы, и, оценив доказательства в их совокупности с точки зрения относимости и допустимости, суд, расценивая их как достаточные для разрешения дела об административном правонарушении, на их основании приходит к выводу о наличии события правонарушения, предусмотренного ст. 18.8 ч. 1.1 КоАП РФ и считает вину ФИО1 А. в совершении данного административного правонарушения доказанной.

Действия ФИО8. суд квалифицирует по ст.18.8 ч. 1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку он нарушил режим пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, выразившийся в том, что он, являясь гражданином <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ въехал на территорию Российской Федерации, на миграционный учет не встал, в связи с чем, согласно действующему законодательству, должен был покинуть ее не позднее истечения 90 суток, согласно данным Миграционной службы, однако, по истечении данного срока, не имея документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, он от выезда из Российской Федерации уклонился.

В соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ суд, в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, ФИО1 признание ФИО1 А. вины, чистосердечное раскаяние в содеянном.

Согласно части 2 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.

Следуя позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 05.03.2014 года N 628-О, суды, не ограничиваясь установлением только формальных оснований применения закона, должны исследовать и оценивать реальные обстоятельства, чтобы признать соответствующие решения в отношении иностранного гражданина либо лица без гражданства необходимыми и соразмерными; правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации относительно прав иностранных граждан не исключают необходимости из гуманитарных соображений учитывать семейное положение и другие чрезвычайные, заслуживающие внимания обстоятельства при решении вопроса как о необходимости депортации из Российской Федерации, так и о временном проживании на ее территории.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 8 Конвенции от 4 ноября 1950 г. "О защите прав человека и основных свобод" каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права ФИО4 на уважение семейной жизни.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 г. N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 г. N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.

Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.

В Постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. N 3-П, от 13 марта 2008 г. N 5-П, от 27 мая 2008 г. N 8-П, от 13 июля 2010 г. N 15-П, от 17 января 2013 г. N 1-П и др.).

Из материалов дела в отношении ФИО10 также из его объяснений усматривается, что он имеет близких родственников, которые имеют гражданство Российской Федерации и зарегистрированы по месту проживания по адресу: <адрес>, кроме того, он сожительствует на территории Российской Федерации с гражданкой Российской Федерации и данные обстоятельства ничем не опровергнуты.

При принятии решения, суд учитывает, что согласно статье 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации составляют часть ее правовой системы и если ее международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

С учетом конкретных обстоятельств назначение ФИО11 административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации будет противоречить требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Суд считает, что совокупность вышеизложенных фактических обстоятельств по делу, дают основания, применяя часть 1.1 статьи 18.8 КоАП Российской Федерации, сделать исключение из предусмотренного данной статьей правила, полагаясь на статью 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в ее понимании Европейским Судом по правам человека, а также на правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные, в частности, в постановлениях от 15 июля 1999 года N 11-П, от 27 мая 2008 года N 8-П, от 17 января 2013 года N 1-П и от 14 февраля 2013 года N 4-П, и не применять административное выдворение в отношении ФИО12

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9 - 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина <адрес>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.8 ч.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 4000 (четыре тысячи) рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Сумма административного штрафа в размере 4000 (четыре тысячи) рублей подлежит уплате ФИО1 по следующим платежным реквизитам: получатель штрафа – УФК по Курской области (ОМВД России по Курскому району Курской области), , не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу данного постановления

Постановление может быть обжаловано в Курский областной суд через Курский районный суд в течение 10 (десяти) суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Курского районного суда

Курской области (подпись) Е.В. Гуторова

СПРАВКА

Постановление Курского районного суда Курской области от 05 ноября 2016 года обжаловано не было и вступило в законную силу 16 ноября 2016 года

Судья _____________________Е.В. Гуторова

Гл. специалист _____________М.А. ФИО2