ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-265/2022 от 25.08.2022 Горячеключевской городского суда (Краснодарский край)

К делу № 5-265/2022

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Горячий Ключ 25 августа 2022 года

Горячеключевской городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Величко Ж.П.

при секретаре Васюковой И.Ф.

с участием должностного лица Акалелова К.Б.

гл. инспектора Контрольно-счетной палаты Краснодарского края Ясиновенко Е.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ в отношении должностного лица - Акалелова К. Б., являвшегося начальником Отдела капитального строительства администрации муниципального образования город Горячий Ключ,

У С Т А Н О В И Л:

Акалелов К.Б., являясь должностным лицом -начальником Отдела капитального строительства администрации МО город Горячий Ключ,допустил нецелевое использование бюджетных средств, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.14 КоАП РФ.

Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах: в соответствии с п.1.2 Плана работы Контрольно-счетной палаты Краснодарского края на 2022 год, специалистами Палаты проведено контрольное мероприятие, в ходе которого установлены факты нецелевого расходования бюджетных средств, а именно:

Согласно бюджету муниципального образования город Горячий Ключ на 2021 год и на плановый период 2022, 2023 годов, утвержденному решением Совета МО город Горячий Ключ от 18.10.2020 № 23, бюджетные средства в сумме 8 761,2 тыс. рублей предусмотрены в ведомственной структуре расходов на 2021 год по бюджетной классификации расходов №«...» «Федеральный проект «Культурная среда». Субсидия на создание и модернизацию учреждений культурно-досугового типа в сельской местности, включая строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий. Закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд».

Согласно п.1.1 Положения об отделе капитального строительства администрации МО г. Горячий Ключ, утвержденного Решением Совета МО г.Горячий Ключ от 12.07.2010 № 644, отдел капитального строительства администрации муниципального образования город Горячий Ключ является структурным подразделением администрации муниципального образования город Горячий Ключ, уполномоченным осуществлять реализацию мероприятий в области капитального строительства.

Решением Совета МО город Горячий Ключ от 10.09.2021 № 86 утверждено Положение об управлении капитального строительства администрации муниципального образования город Горячий Ключ.

Согласно п. 1.1 Положения № 86 УКС администрации муниципального образования город Горячий Ключ, осуществляет в пределах установленной компетенции исполнительно-распорядительные, координационные и иные функции управления и регулирования в области строительства и градостроительной деятельности. Управление является правопреемником ОКС администрации муниципального образования город Горячий Ключ и осуществляет функции и полномочия, закрепленные за отраслевым отделом администрации муниципального образования город Горячий Ключ, действующими муниципальными правовыми актами, принятыми до утверждения положения об Управлении.

В соответствии с Решением о бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов администрацией муниципального образования город Горячий Ключ доведены лимиты бюджетных обязательств в сумме 8 761,2 тыс. рублей ОКС администрации муниципального образования город Горячий Ключ, который осуществлял расходы в соответствии с бюджетной сметой.

В рамках соглашения от 28.01.2021 №«...»в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения и государственных и муниципальных нужд» в 2021 году ОКС администрации МО город Горячий Ключ заключил 7 муниципальных контрактов на общую сумму 8 761,2 тыс. рублей (в том числе: капитальный ремонт дома культуры – 3 984,4тыс.рублей, капитальный ремонт дома культуры – 4 776,8 тыс. рублей), которые исполнены и оплачены в полном объеме.

В ходе проведенного контрольного обмера (акт контрольного обмера от 17.03.2022 № 1) специалистами Палаты установлено, что фактически выполненные, принятые и оплаченные работы по муниципальному контракту от 16.04.2021 №«...» с ООО «МАСТЕР» на проведение капитального ремонта дома культуры, расположенного по адресу г. Горячий Ключ, А не соответствуют объемам, указанным в актах приемки выполненных работ: КС-2 от 28.06.2021 № 5 (п. 25); КС-2 от 22.09.2021 № 13 (п. 1); КС-2 от 28.06.2021 № 8 (п. 1), а именно:

-«устройство подвесных потолков типа «Армстронг» площадью 240,0 кв. м предъявлено к оплате площадью 282,6 кв. м, то есть превышающей на 42,6 кв.м фактическую площадь (КС-2 от 28.06.2021 № 5 (п. 25));

-«установка дверных блоков из ПВХ» площадью 11,2 кв.м предъявлена к оплате площадью 15,8 кв.м, то есть превышающей на 4,6 кв.м фактическую площадь (КС-2 от 22.09.2021 № 13 (п. 1));

-«установка светильников отдельно устанавливаемых» в количестве 67 штук предъявлена к оплате в количестве 72 штук, то есть превышающей на 5 штук фактическое количество (КС-2 от 28.06.2021 № 8 (п. 1)).

Специалистами Палаты произведен расчет завышенной стоимости работ, согласно которому общая стоимость предъявленных к оплате и оплаченных, но фактически не выполненных ремонтных работ, составила 46,2 тыс. рублей (средства краевого бюджета - 43,9 тыс. рублей, местного бюджета - 2,3 тыс. рублей), возникшая в результате завышения объема работ, то есть не в соответствии с условиями контракта, что привело к расходованию бюджетных средств не в соответствии с целями их предоставления (расчет произведен в приложении № 1 к акту проверки от 20.06.2022).

Данный факт подтверждается первичной документацией: актами приемки выполненных работ формы КС-2 от 28.06.2021 № 5, № 8; КС-2 от 22.09.2021 №13, платежными поручениями от 26.07.2021 № 25575, от 28.09.2021 № 43773.

В ходе контрольного мероприятия ООО «МАСТЕР» произведен возврат в местный бюджет денежных средств по муниципальному контракту от 16.04.2021 №«...» в общей сумме 46,2 тыс. рублей (платежное поручение от 14.06.2022 №«...» на сумму 46,2 тыс. рублей).

Направление ОКС администрации МО г. Горячий Ключ бюджетных средств на оплату фактически не выполненных работ по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ№«...» в общей сумме 46,2 тыс. рублей (средства краевого бюджета - 43,9 тыс. рублей, местного бюджета - 2,3 тыс. рублей), не соответствует целям, определенным решением о бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, бюджетной сметой на 2021 финансовый год, п. 1.2 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№«...» и п. 1.1 муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ№«...».

Таким образом, в действиях ОКС администрации МО город Горячий Ключ содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, выраженного в нецелевом использовании бюджетных средств в сумме 46,2 тыс. рублей (в том числе субсидии из краевого бюджета 43,9 тыс. рублей), которые в рамках исполнения муниципального контракта от 16.04.2021№«...»были направлены на оплату фактически не выполненных подрядчиком работ, что не соответствует целям, определенным решением о бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, бюджетной сметой на 2021 финансовый год, п. 1.2 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№«...» и п. 1.1 муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ№«...».

Исходя из положений статьи 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.

На основании распоряжения администрации МО город Горячий Ключ от ДД.ММ.ГГГГ№«...»л начальником ОКС администрации МО город Горячий Ключ с 31.05.2021 года назначен Акалелов К.Б.

В соответствии с трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ№«...» начальник ОКС администрации МО г. Горячий Ключ обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией (раздел 2 п. 2), в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения обязательств по трудовому договору несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (раздел 7 п. 1).

Расходование бюджетных средств на оплату фактически не выполненных в рамках исполнения муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ№«...» объемов работ нарушает положения пп. 3 п. 1 ст. 162 БК РФ и в силу норм п. 1 ст. 306.4 БК РФ является нецелевым использованием средств.

Таким образом, 26.07.2021 года и 28.09.2021 года должностным лицом - начальником Отдела капитального строительства администрации МО город Горячий Ключ Акалеловым К.Б., в рабочее время (с 8.00 часов до 17.00 часов, согласно графику работы Отдела) в помещении здания, расположенного по адресу: , допущено нецелевое расходование бюджетных средств в общей сумме46,2 тыс. рублей (средства краевого бюджета - 43,9 тыс. рублей, местного бюджета - 2,3 тыс. рублей), направленное на оплату фактически не выполненных объемов работ в рамках исполнения муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ№«...», и в целях, не соответствующих целям, определенным решением о бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, бюджетной сметой на 2021 финансовый год, п. 1.2 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№«...» и п. 1.1 муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ№«...», в нарушение пн. 3 п. 1 ст. 162 БК РФ.

В связи с чем, в отношении должностного лица Акалелова К.Б. главным инспектором Контрольно-счетной палаты Краснодарского края Ясиновенко Е.М. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ.

Представитель Контрольно-счетной палаты Краснодарского края Ясиновенко Е.М. в судебном заседании настаивала на привлечении Акалелова К.Б. к административной ответственности.

Должностное лицо – Акалелов К.Б. в судебном заседаниивину в совершении административного правонарушения не признал, считает, что не он, в данном конкретном случае, должен нести административную ответственность.

Суд, выслушав правонарушителя, представителя административного органа, изучив письменные материалы дела, дав оценку приведенным доказательствам, установленным фактам и обстоятельствам в их совокупности считает, что факт нарушения установлен, вина Акалелова К.Б. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ нашла свое подтверждение.

В соответствии сост.15.14 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, иливнаправлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Судом по делу установлено, в соответствии с трудовым договором № 1077 от 28.05.2021 и распоряжением главы муниципального образования город Горячий Ключ № 327л от 28.05.2021 в период с 31.05.2021 года по 23.09.2021 года начальникомотдела капитального строительства (ОКС) МО город Горячий Ключ и распорядителем бюджетных средств ОКС МО город Горячий Ключ, являлся Акалелов К.Б.

Исполняя обязанности начальника отдела капитального строительства МО город Горячий Ключ Акалелов К.Б. допустил нецелевое расходование бюджетных средств в общей сумме 46,2 тыс. рублей, из которых 43,9 тыс.рублей средства краевого бюджета, направленные на оплату фактически невыполненных объемов работ в рамках исполнения муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ№«...» и не соответствующих целям, определенным решением о бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, бюджетной сметой на 2021 финансовый год, п. 1.2 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№«...»004 и п.1.1муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ№«...».

В соответствии со статьей 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В силу пп. 3 и. 1 ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно пп. 1, 5 п. 1 ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное муниципальным заказчиком: нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; нарушение условий муниципальных контрактов.

Под нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств (п. 1 ст. 306.4 БК РФ).

Согласно должностной инструкции, начальник отдела капитального строительства администрации муниципального образования город Горячий Ключ обязан в том числе, осуществлять непосредственное руководство отделом, осуществлятьконтроль за использованием бюджетных средств, направляемых на капитальное строительство и ремонт объектов бюджетной сферы, анализировать ход строительства объектов капитального строительства и ремонта, выполнять функции заказчика.

Исходя из положений статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащем исполнением своих должностных обязанностей.

В соответствии с примечанием к данной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители органов местного самоуправления и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Из изложенного следует, что действия должностного лица Акалелова К.Б. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ - нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо инымдокументом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями КоАП РФ, права должностного лица при составлении протокола об административном правонарушении соблюдены, все данные, прямо предусмотренные ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, протокол содержит.

Обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ и административную ответственность должностного лица Акалелова К.Б., по делу нет.

Из позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», следует, что административные правонарушения, предусмотренные главой 15 КоАП РФ, с учетом их объективной стороны ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку они существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Существенность угрозы охраняемым государством правоотношениям заключается не в наступлении материальных последствий, а в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих должностных обязанностей, сопряженном с неисполнением субъективных обязанностей, установленных в целях соблюдения требований бюджетного законодательства.

Совершенное должностным лицом Акалеловым К.Б. правонарушение посягает на общественные отношения, регулируемые нормами бюджетного законодательства, находящегося под особой защитой государства, создает угрозу устойчивости бюджетной системы, ее принципам, качеству управления общественными финансами, снижает уровень бюджетной дисциплины.

Данное правонарушение повлекло негативные последствия для публично-правовых интересов муниципального образования город Горячий Ключ.

Анализируя вышеизложенные обстоятельства и факты в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что в действиях Акалелова К.Б. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, при этом вина Акалелова К.Б. в совершении вышеуказанного правонарушения, является доказанной.

Так же суд считает необходимым обратить внимание на то, что 19 июля 2022 года постановлением Горячеключевского городского суда по делу об административном правонарушении Акалелов К.Б., как должностное лицо, был привлечен к административной ответственности, за административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ и му было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.Указанное свидетельствует о неоднократности противоправных действий должностного лица.

При назначении наказания Акалелову К.Б., суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного им административного правонарушения, личность виновного, обстоятельства и условия при которых данное правонарушение было совершено.

Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, судом не установлено.

В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Суд, определяя возможность применения предусмотренных законом видов наказания, исходя из общих правил назначения административного наказания, основанных на принципах справедливости и соразмерности, их влияния на исправление правонарушителя, а также в целях предотвращения повторных правонарушений, в целях обеспечения реализации задач административной ответственности, приходит к выводу о том, что при изложенных установленных обстоятельствах, должностному лицу Акалелову К.Б.следует назначить наказание в виде дисквалификации на минимальный срок - один год.

Руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Признать должностное лицо - Акалелова К. Б., являвшегося начальником Отдела капитального строительства администрации муниципального образования город Горячий Ключ, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде дисквалификации, сроком на один год.

Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.

Судья -