Дело №5-266/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Нижний Новгород [ 00.00.0000 ]
Судья Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода Свешников Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (<...>, каб. 208),
С участием представителей Контрольно-счетной палаты Нижегородской области ФИО1, ФИО2,
дело об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.15.155 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс), возбужденное в отношении должностного лица – заместителя министра образования Нижегородской области (на момент совершения административного правонарушения)
ФИО3, паспортные данные,
установил:
[ 00.00.0000 ] Нижегородский районный суд г. Н. Новгород поступили материалы дела об административном правонарушении в отношении ФИО3
ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Предоставила в суд письменные возражения, согласно которым просит применить положения ст. 2.9 КоАП РФ.
Должностные лица контрольно-счетной палаты Нижегородской области ФИО1, ФИО2 дали объяснения, просили ФИО3 признать виновной в совершении административного правонарушения, привлечь к административной ответственности.
Проверив обстоятельства возбуждения дела, полномочия лица, составившего протокол об административном правонарушении, порядок фиксации признаков административного правонарушения, сроки давности привлечения к административной ответственности, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Статьёй 15.15.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
По дел установлено, что при проведении планового контрольного мероприятия - проверки соблюдения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр Нижегородской области «Олимпиец» (далее - ГБУ ДО ДЮЦ «Олимпиец», Учреждение) установлены следующие нарушения порядка формирования Министерством образования Нижегородской области (далее - Министерство), как органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, государственного задания Учреждению и финансового обеспечения выполнения государственного задания, а именно:
1. В соответствии с абз. 1 п. 4 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Абзацем 2 п. 4 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ определено, что объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утверждаемых в порядке, предусмотренном абзацем 1 п. 4 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
В соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ Министерством образования РФ приказом от 22.09.2015 № 1040 утверждены Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (далее - Общие требования).
Положения Общих требований применяются при расчете объемов финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания начиная с формирования государственных (муниципальных) заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) в сфере образования, науки и молодежной политики на 2016 год (п. 2 приказа Минобразования РФ от 22.09.2015 № 1040).
Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Нижегородской области и финансовом обеспечении выполнения государственного задания утверждено постановлением Правительства Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ] (далее -Положение [ № ]).
В соответствии с п. 1 Положения [ № ] Положение устанавливает порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными бюджетными учреждениями, государственными автономными учреждениями Нижегородской области, созданными на базе имущества, находящегося в собственности Нижегородской области, а также государственными казенными учреждениями Нижегородской области, определенными правовыми актами главных распорядителей средств областного бюджета, в ведении которых находятся государственные казенные учреждения.
Согласно п. 8 Положения № 623 объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с. выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за государственным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных государственному учреждению учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование) (далее - имущество учреждения), затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения.
Письмом Минфина РФ от [ 00.00.0000 ] [ № ] «О направлении Методических рекомендаций по установлению общих требований к порядку расчета объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)» органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации должны определить нормативные затраты на оказание государственных и муниципальных услуг, а также нормативные затраты на содержание государственного и муниципального имущества. Указанные положения будут применяться органами, осуществляющими полномочия учредителя, при расчете и обосновании бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на [ 00.00.0000 ] (на [ 00.00.0000 ] и на плановый период [ 00.00.0000 ] и [ 00.00.0000 ] ) и формировании проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на [ 00.00.0000 ] (на [ 00.00.0000 ] и на плановый период [ 00.00.0000 ] и [ 00.00.0000 ] ).
Предоставление ГБУ ДО ДЮЦ «Олимпиец» субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в течение [ 00.00.0000 ] осуществлялось на основании соглашений о порядке и условиях предоставления субсидии из областного бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от [ 00.00.0000 ] [ № ] и от [ 00.00.0000 ] [ № ], заключенных Министерством (органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя) с ГБУ ДО ДЮЦ «Олимпиец» (далее - Соглашение от [ 00.00.0000 ] [ № ] и от [ 00.00.0000 ] [ № ]).
На основании п. 38 Положения [ № ] соглашение определяет права, обязанности и ответственность сторон, в том числе объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года.
Согласно п. 2.1.1 Соглашений от [ 00.00.0000 ] [ № ] и от [ 00.00.0000 ] [ № ] Министерство обязуется определять размер субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания:
- с учетом нормативных затрат на оказание государственных услуг и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением или приобретенного Учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), и расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения, по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки;
- в соответствии с порядком определения нормативных затрат на оказание государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества государственных учреждений, утвержденным Учредителем государственных учреждений Нижегородской области.
На запрос контрольно-счетной палаты Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ] о предоставлении копий заверенных документов, Министерством приказ об утверждении значений базовых нормативов затрат на оказание государственной услуги и корректирующих коэффициентов, а также расчет объема субсидии на выполнение государственного задания, выделенной Учреждению в [ 00.00.0000 ] (с изменениями и обоснованиями, если такие были в проверяемом периоде) не представлены.
Согласно информации, представленной в контрольно-счетную палату Нижегородской области письмом Министерства от [ 00.00.0000 ] [ № ] «О предоставлении информации о НПА, регулирующих бюджетные правоотношения в отношении ГБУ ДО «ДЮЦ НО «Олимпиец»», после утверждения министерством финансов Порядка планирования бюджетных ассигнований областного бюджета на очередной финансовый год, Министерством в адрес подведомственных государственных учреждений направляются информационные письма по методике планирования бюджетных ассигнований (письма Министерства от [ 00.00.0000 ] [ № ], от [ 00.00.0000 ] [ № ]).
Для определения объема ассигнований для финансового обеспечения выполнения государственного задания на [ 00.00.0000 ] Учреждение в срок до [ 00.00.0000 ] и до [ 00.00.0000 ] должно было направить в Министерство расчеты (проект сметы) на [ 00.00.0000 ] годы в соответствии с методикой, изложенной в письмах Министерства от [ 00.00.0000 ] [ № ] «О предоставлении расчетов бюджетных ассигнований на [ 00.00.0000 ] » и от [ 00.00.0000 ] [ № ] «О предоставлении расчетов бюджетных ассигнований на [ 00.00.0000 ] ». При этом расчеты должны быть произведены строго в соответствии с приказами Минфина Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ] «Об утверждении Порядка планирования бюджетных ассигнований областного бюджета на [ 00.00.0000 ] » и от [ 00.00.0000 ] [ № ] «Об утверждении Порядка планирования бюджетных ассигнований областного бюджета на [ 00.00.0000 ] и на плановый период [ 00.00.0000 ] и [ 00.00.0000 ] ».
В [ 00.00.0000 ] Учреждением в Министерство направлены проекты смет на [ 00.00.0000 ] в разрезе видов расходов, в том числе: на [ 00.00.0000 ] рассчитанный по методике Минфина Нижегородской области и по фактической потребности Учреждения на общую сумму 49 729 100,00 рублей; на [ 00.00.0000 ] рассчитанный по методике Минфина Нижегородской области на общую сумму 44 424 090,00 рублей и по фактической потребности Учреждения на общую сумму 59 228 400,00 рублей.
Согласно п. 4 постановления Правительства от [ 00.00.0000 ] № 623 действие пункта 8 (за исключением нормативных затрат, связанных с выполнением работ в рамках государственного задания), пункта 9 (за исключением абзаца второго в части нормативных затрат, связанных с выполнением работ в рамках государственного задания, и абзаца шестого), пунктов 10 - 15, пункта 16 (за исключением подпункта "г"), пунктов 17 - 22, 28 - 33 Положения № 623 и приложения 1 к Положению № 623 распространяется на правоотношения, возникшие при формировании государственного задания и расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания, начиная с государственного задания на 2016 год.
Таким образом, в нарушение п. 4 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ, п. 8, п. 9, п. 10 Положения № 623, п. 2.1.1 Соглашений от [ 00.00.0000 ] [ № ] и от [ 00.00.0000 ] [ № ] определение объема субсидии на финансовое обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг Учреждению в [ 00.00.0000 ] рассчитывалось Министерством не на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг.
Кроме того, в нарушение п. 4 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ, п. 38 Положения [ № ] (в ред. от [ 00.00.0000 ] ) в заключенном соглашении от [ 00.00.0000 ] [ № ] (с учетом дополнительных соглашений) Министерством не определена обязанность и сроки размещения государственного задания и отчета о его выполнении на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по размещению информации о государственных и муниципальных учреждениях www.bus.gov.ru).
Пунктом 2.1.2 Соглашения от [ 00.00.0000 ] [ № ] определено, что Министерство обязуется перечислять в 2016 году Учреждению субсидию на выполнение государственного задания ежемесячно не менее следующего размера в квартал:
I квартал - 24% годового объема субсидии;
II квартал - 30% годового объема субсидии;
III квартал - 21% годового объема субсидии;
IV квартал - 25% годового объема субсидии.
В 2016 году Министерством субсидия перечислена Учреждению в общей сумме 52 571 400,00 рублей, а именно:
в течение I квартала в сумме 12 059 306,75 рублей или 25% годового размера субсидии (п/п от [ 00.00.0000 ] [ № ], [ 00.00.0000 ] [ № ], [ 00.00.0000 ] [ № ], [ 00.00.0000 ] [ № ]);
в течение II квартала в сумме 13 988 795,75 рублей или 29,0% годового размера субсидии (п/п от [ 00.00.0000 ] [ № ], [ 00.00.0000 ] [ № ], [ 00.00.0000 ] [ № ], [ 00.00.0000 ] [ № ]); за 1 полугодие - 26 048 102,50 рублей или 54,0% годового размера субсидии;
в течение III квартала в сумме 10 129 817,75 рублей или 21,0% годового размера субсидии (п/п от [ 00.00.0000 ] [ № ], [ 00.00.0000 ] [ № ], [ 00.00.0000 ] [ № ]); за 9 месяцев -36 177 920,25 рублей или 75,0% годового размера субсидии;
в течение IV квартала в сумме 16 393 479,75 рублей или 31,2% от уточненного годового размера субсидии (п/п от [ 00.00.0000 ] [ № ], [ 00.00.0000 ] [ № ], [ 00.00.0000 ] [ № ]); за год 52 571 400,00 рублей или 100% уточненного годового размера субсидии.
Дополнительным соглашением от [ 00.00.0000 ] [ № ] пункт 2.1.2 Соглашения от [ 00.00.0000 ] [ № ] изложен в новой редакции: перечислять в [ 00.00.0000 ] субсидию на выполнение государственного задания ежемесячно не менее следующего размера в квартал:
I квартал - 20% годового объема субсидии;
II квартал - 34% годового объема субсидии;
III квартал - 21% годового объема субсидии;
IV квартал - 25% годового объема субсидии.
За 9 месяцев 2017 года Министерством субсидия перечислена Учреждению в общей сумме 35 071 650,00 рублей, а именно:
- в течение I квартала в сумме 11 106 022,50 рублей (п/п от [ 00.00.0000 ] [ № ], [ 00.00.0000 ] [ № ], [ 00.00.0000 ] [ № ], [ 00.00.0000 ] [ № ]) или 25% годового размера субсидии;
- в течение II квартала в сумме 12 882 986,10 рублей или 21,6% годового размера субсидии (п/п от [ 00.00.0000 ] [ № ], [ 00.00.0000 ] [ № ], [ 00.00.0000 ] [ № ], [ 00.00.0000 ] [ № ]); за 1 полугодие - 21 989 908,60 рублей или 47,0% годового размера субсидии;
- в течение III квартала в сумме 11 082 641,40 рублей или 23,7% годового размера субсидии (п/п от [ 00.00.0000 ] [ № ], [ 00.00.0000 ] [ № ], [ 00.00.0000 ] [ № ], [ 00.00.0000 ] [ № ]); за 9 месяцев - 35 071 650,00 рублей или 75% годового размера субсидии.
Таким образом, в нарушение п. 4 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ, п. 39 Положения [ № ], п. 2.1.2 Соглашений от [ 00.00.0000 ] [ № ], от [ 00.00.0000 ] [ № ] (с учетом дополнительного соглашения от [ 00.00.0000 ] [ № ]):
- Министерством в течение II квартала [ 00.00.0000 ] субсидия перечислена Учреждению в размере 13 988 795,75 рублей, что составляет 29,0%) годового объема субсидии или на 482 372,35 рублей меньше размера, установленного п. 2.1.2 Соглашения от [ 00.00.0000 ] [ № ] (не менее 30% годового объема субсидии);
-В 2016 году Министерством Учреждению субсидия перечислялась ежемесячно, кроме сентября;
- Министерством в течение II квартала [ 00.00.0000 ] субсидия перечислена Учреждению в размере 12 882 986,10 рублей, что составляет 27,6% годового размера субсидии или на 3 016 161,90 рублей меньше размера, установленного п. 2.1.2 Соглашения от [ 00.00.0000 ] [ № ] (не менее 34% годового объема субсидии).
Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от [ 00.00.0000 ] [ № ] и от [ 00.00.0000 ] [ № ], письма Министерства от [ 00.00.0000 ] [ № ] «О предоставлении расчетов бюджетных ассигнований на [ 00.00.0000 ] » и от [ 00.00.0000 ] [ № ] «О предоставлении расчетов бюджетных ассигнований на 2017 год» подписаны заместителем министра образования Нижегородской области ФИО3
Заявки на оплату расходов (к платежным поручениям от [ 00.00.0000 ] [ № ] и от [ 00.00.0000 ] [ № ]) подписаны заместителем министра образования Нижегородской области ФИО3 и главным бухгалтером Министерства Коротыш Т.Н.
В соответствии с п. 3.1, п. 3.3, п. 3.7, п. 3.13, п. 3.16 Должностного регламента заместителя министра, должностными обязанностями заместителя министра являются: осуществление контроля и координации работы управления экономической политики, исполнения бюджета, учетной политики и развития материальной базы системы образования; обеспечение реализации региональной политики и содействие реализации федеральной политики в области финансового, материально-технического обеспечения системы образования области, региональной политики в области строительства, капитального ремонта и реконструкции зданий системы образования, сохранения собственности объектов образования, эффективного использования выделяемых средств; координация работы в области экономики, бухгалтерского учета, по организации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита; участие в разработке региональных нормативов финансирования подведомственных государственных образовательных учреждений; обеспечение в установленном порядке финансирования на обеспечение выполнения государственного задания государственными автономными и бюджетными образовательными учреждениями.
Согласно п. 5.1 Должностного регламента заместителя министра, заместитель министра несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него должностных обязанностей.
Распоряжением Губернатора Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ]-р «О переводе ФИО3» в связи с переименованием департамента образования Нижегородской области ФИО3, заместитель директора департамента образования Нижегородской области с [ 00.00.0000 ] переведена на должность заместителя министра образования Нижегородской области.
По доверенности Министерства от [ 00.00.0000 ] [ № ], выданной сроком на три года, Министерство в лице министра ФИО4. уполномочивает заместителя министра образования Нижегородской области ФИО3 заключать договоры, государственные контракты и соглашения от имени Министерства с физическими и юридическими лицами любых форм собственности и организационно-правовых форм.
Принимая во внимание указанное, заместитель министра образования Нижегородской области (на момент совершения правонарушения) ФИО3 является должностным лицом, обладающим административно-хозяйственными функциями, то есть является по смыслу ст. 2.4 КоАП РФ субъектом административного правонарушения.
Таким образом, заместителем министра образования Нижегородской области ФИО3, в результате ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей не обеспечено исполнение п. 4 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ, п. 8, п. 9, п. 10, п. 38 Положения № 623, п. 2.1.1 Соглашений [ № ] и [ № ], в части порядка формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания, то есть ею совершено административное правонарушение, ответственность за которое установлена ст. 15.15.15 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства правонарушения установлены на основании исследованных в судебном заседании доказательств: протокол об административном правонарушении, копии выдержек из акта проверки, копии соглашений, копии писем, копии расчетов, копия письма, копии выписок из лицевого счета, копии платежных поручений, копии заявок, копия должностного регламента, копия распоряжения.
Содеянное подлежит квалификации как нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, то есть административное правонарушение, предусмотренное статьёй 15.15.15 Кодекса.
Совершение правонарушения, предусмотренного статьёй 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
При назначении административного наказания лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в соответствии с частью 3 статьи 4.1 Кодекса учтены характер совершенного им административного правонарушения, имеющиеся сведения об имущественном положении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие ее.
В соответствии с правилами части 2 статьи 4.2 Кодекса, судья учитывает в качестве смягчающих вину обстоятельств, совершение нарушения впервые.
Отягчающих вину обстоятельств, указанных в статье 4.3 Кодекса, по делу не имеется.
При назначении административного наказания ФИО3 в соответствии с частью 3 статьи 4.1 Кодекса учтены характер совершенного им административного правонарушения, имеющиеся сведения об имущественном положении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие ее.
При рассмотрении дела обсуждался вопрос об освобождении виновного лица от административной ответственности по основаниям, предусмотренным в статье 2.9 Кодекса, однако, с учетом конкретных обстоятельств дела и толкования, данного в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5, достаточных оснований к этому не установлено.
По изложенным основаниям суд приходит к выводу, что административное наказание в виде административного штрафа в размере минимальной санкции, предусмотренной статьей отвечает целям административного судопроизводства.
Руководствуясь статьями 29.7, 29.9, 29.10 Кодекса, судья
постановил:
Должностное лицо – заместителя министра образования Нижегородской области (на момент совершения административного правонарушения) ФИО3 признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Административный штраф подлежит уплате по реквизитам:
Получатель – УФК по Нижегородской области (Контрольно-счетная палата Нижегородской области, л/с <***>)
р/с <***> в Волго-Вятское ГУ Банка России по г.Н.Новгород
БИК 042202001 ИНН <***> КПП 526001001
ОКТМО 22701000 КБК 493 1 16 90020 02 0000 140
Постановление может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Свешников Г.А.