Дело № 5-266/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
26 августа 2020 года с. Красноборск
Судья Красноборского районного суда Архангельской области Гарбуз С.В., рассмотрев в помещении Красноборского районного суда Архангельской области по адресу: <...>, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ в отношении администрации муниципального образования «Красноборский муниципальный район»,
установил:
администрация МО «Красноборский муниципальный район» совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть допустила несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог при следующих обстоятельствах.
Администрация МО «Красноборский муниципальный район», действующая на основании Устава, принятого решением Совета депутатов администрации МО «Красноборский муниципальный район» от 06.07.2005 № 38, являясь юридическим лицом, ответственным за содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Красноборского района Архангельской области (в границах с. Черевково и пос. Комарово) и за обеспечение безопасности дорожного движения на них 25.06.2020 в 11 ч.00 мин. у <...> у <...> у <...> и у <...> не обеспечили наличие стационарного наружного уличного освещения пешеходных переходов в населенных пунктах у образовательных учреждений, не приняли мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, в нарушение требований норм ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; п. 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»; п. 6.9.1 ГОСТ Р 50597-2017; п. 7.49 и 7.50 СП 52.13330.2016 и п.5.3.1 и 5.3.2 ГОСТ Р 55706-2013; п. 4.5.2.4 «ГОСТ Р 52766-2007.
В судебном заседании защитник администрации ФИО1 пояснила, что согласна с протоколом, однако указала, что в нем не поименованы правильно наименования дорог местного значения на которых расположены указанные в протоколе пешеходные переходы, данные дороги имеют наружное освещение, пешеходные переходы на них не имеют разметки поскольку покрытие дорог не асфальто-бетонное, а грунтовое и переходы обозначены только дорожными знаками, освещение которых имеющими светильниками достаточно. Просила применить нормы п. 32. ст. 4.1 КоАП РФ о снижении минимального размера штрафа.
Лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении - начальник ОГИБДД ОМВД России «Красноборский» ФИО2 указал, что, несмотря на наличие наружного освещения на указанных улицах, администрацией не обеспечено наличие опор освещения непосредственно на пешеходных переходах, располагающихся вблизи зданий школ по указанным адресам, а расстояние до самого ближайшего светильника от пешеходного перехода составляет 200 метров.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, полагаю, что вина администрации в совершении административного правонарушения нашла свое подтверждение.
Частью 1 статьи 12.24 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу п. 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать их в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
В соответствии с п. 6.9.1 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденному Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ Р 52766.
Согласно п. 7.49 и 7.50 «СП 52.13330.2016. Свод Правил. Естественное и искусственное освещение», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 ноября 2016 г. N 777/пp, введен в действие с 8 мая 2017 г.; освещение наземных пешеходных переходов должно обеспечивать людям безопасное пересечение проезжей части и возможность видеть препятствия и дефекты дорожного покрытия. Для предупреждения водителей и пешеходов рекомендуется использовать в зоне перехода освещение другого цвета. 7.50 На пешеходных переходах в одном уровне с проезжей частью улиц и дорог категорий А и Б следует предусматривать повышение уровня освещения не менее чем в 1,5 раза по сравнению с нормой освещения пересекаемой проезжей части. Увеличение уровня освещения достигается за счет уменьшения шага опор, установки дополнительных или более мощных осветительных приборов, использования осветленного покрытия на переходе и т.п. Значения средней горизонтальной освещенности для подземных и надземных пешеходных переходов приведены в таблице 18.
В соответствии с п.5.3.1 и 5.3.2 «ГОСТ Р 55706-2013 Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы», освещение наземных пешеходных переходов должно обеспечивать пешеходам безопасное пересечение проезжей части и возможность видеть препятствия и дефекты дорожного покрытия. Для обозначения зоны перехода применяют источники света с цветностью, контрастной по отношению к цветности источников света основного освещения улицы. На пешеходных переходах в одном уровне с проезжей частью улиц и дорог категорий А и Б норма средней освещенности должна быть в 1,5 раза выше, чем на пересекаемой проезжей части. Повышение уровня освещенности достигают уменьшением шага опор, установкой дополнительных или более мощных ОП.
Согласно п. п. 4.5.2.4. «ГОСТ Р 52766-2007 Национальный стандарт Российской Федерации. Общие требования», утвержденному Приказом Федерального агентства по техническому регулированию пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой и иметь освещение (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).
Кроме указанных национальных стандартов обязанность оборудовать пешеходный переход, располагающийся вблизи детских учреждений предусмотрена и межгосудственным стандартом – «ГОСТ 32944-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Пешеходные переходы. Классификация. Общие требования», применяемый на территории РФ с 01.09.2016 на основании Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.09.2012 N 159.
Так согласно п. 6.2.11 указанного ГОСТа в сложившихся неблагоприятных условиях для движения пешеходов (на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий, вблизи детских учреждений и т.п.) необходимо осуществлять поэтапное совершенствование организации дорожного движения на обозначенных пешеходных переходах, включающее в себя:
- обозначение пешеходного перехода дорожным знаком на флуоресцентном фоновом экране желтого цвета по ГОСТ 32945;
- обозначение пешеходного перехода с применением светодиодного дорожного знака с мерцающим изображением пешехода по ГОСТ 32945;
- дополнительное обустройство пешеходного перехода шумовыми полосами по ГОСТ 33025-2014 (рисунок Б.4);
- дополнительное обустройство пешеходного перехода шумовыми полосами по ГОСТ 33025 и искусственными неровностями по ГОСТ 32964-2014 (рисунок Б.5);
- дополнительное обустройство пешеходного перехода островком безопасности с бортовым камнем в качестве защитного элемента (рисунок Б.6);
- обозначение пешеходного перехода световозвращателями КД3 по ГОСТ 32866;
- устройство на подъездах к пешеходному переходу дорожной разметки с изображением дорожного знака "Впереди пешеходный переход" по ГОСТ 32953;
- устройство над основной проезжей частью приподнятого пешеходного перехода;
- установку на обозначенных пешеходных переходах транспортных светофоров по ГОСТ 33385, работающих в постоянном режиме желтого мигания;
- установку в зоне подходов пешеходов к пешеходному переходу специальных датчиков, обеспечивающих при появлении пешеходов заблаговременное включение транспортных светофоров в режим желтого мигания;
- устройство стационарного электрического освещения пешеходного перехода и проезжей части на подходах к нему.
В ходе административного расследования установлено, что лицом, ответственным за содержание указанной автомобильной дороги, является администрация, которая будучи органом местного самоуправления муниципального района, в соответствии с п.5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исполняет полномочия в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ).
В силу статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.
Исходя из положений приведенных норм и пункта 13 Основных положений, субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Как следует из акта осмотра содержания улично-дорожной сети автомобильных дорог с. Черевково в пределах Красноборского района составленного 25.07.2020 в 11.00 комиссией выявлено отсутствие стационарного освещения пешеходных переходов в близи образовательных учреждений, расположенных по адресам: у <...> у <...> у <...> и у <...>.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении, актом, ответами на запрос, распоряжением Правительства Архангельской области от 01.12.2015 № 425-рп о разграничении объектов с перечнем, информационными картами автомобильных дорог.
Указанный в протоколе СП 52.13330.2011 не действует на территории РФ в части регулирования освещения пешеходных переходов в связи с принятием Приказа Росстандарта от 08.11.2013 N 1360-ст «Об утверждении национального стандарта» и введением ГОСТ Р 55706-2013 "Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы" с датой введения в действие 1 июля 2014 года, а в остальной части действует его актуализированная редакция СП 52.13330.2016.
Неверное указание в протоколе должностным лицом пунктов нормативных актов и указание недействующих редакций нормативных актов не исключает выводов о виновности администрации, поскольку фактически нарушение норм законов и подзаконных актов, регламентирующих обустройство пешеходных переходов, расположенных вблизи детских учреждений ею допущено.
Учитывая вышеизложенное администрация, подлежит признанию виновной в совершении правонарушения с назначением ей наказания в пределах санкции ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Разрешая вопрос о размере наказания полагаю необходимым применить положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, согласно которой при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
С учетом положений данной нормы закона полагаю возможным снизить размер административного штрафа до половины минимального размера, предусмотренного санкцией, то есть до 100 000 руб. в силу следующего.
В силу ч. 1 и 2 ст. 41 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования. Органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
Таким образом, администрация, является муниципальным казенным учреждением, финансируется из местного бюджета, не является коммерческой организацией.
Смягчающих и отягчающих вину обстоятельств не установлено.
Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ о возможности освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью не усматриваю в силу следующего.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Совершенное правонарушение не является малозначительным, поскольку имеется существенная угроза охраняемым общественным отношениям, которая заключается в создании угрозы безопасности дорожного движения.
Срок давности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ на дату рассмотрения дела не истек.
Руководствуясь ст. 29.9, ч. 1, 29.10 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
администрацию муниципального образования «Красноборский муниципальный район» признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.
Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (УМВД России по Архангельской области), ИНН <***>, КПП 290101001, номер счета получателя платежа 40101810500000010003, наименование банка – Отделение Архангельск, БИК 041117001, код ОКТМО 11630404, КБК 18811601123010001140, УИН 18810429200700000841.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Неуплата административного штрафа в установленный законом срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
Квитанцию об уплате штрафа следует представить в Красноборский районный суд Архангельской области: <...>.
Постановление может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья подпись С.В. Гарбуз
Верно:
Судья С.В. Гарбуз