ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2679/2021 от 02.12.2021 Ленинскогого районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

дело

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего судьи Мохового М.Б.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании материал из Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении юридического лица ООО «АТК»,

УСТАНОВИЛ:

08.09.2021г. в отношении юридического лица, начальником отдела государственного надзора и административной практики управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края ФИО3, был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.13. КоАП РФ. Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.

17.08.2021г. сотрудниками управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края, согласно имеющейся информации, осуществлены мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия «Дом жилой братьев Тарасовых с торговыми и конторскими помещениями на первом этаже», 1890 - 1900 годы, Краснодарский край, г. Краснодар, <адрес>, по результатам которых установлен факт ведения ремонтных работ в виде снятия штукатурного слоя стен и декоративных элементов, демонтажа оконных заполнений, разрытию в местах прокладки системы отопления. В результате проведения данных работ создается угроза ухудшения состояния вышеуказанного объекта культурного наследия.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, <адрес> является собственностью Российской Федерации, передано в оперативное управление ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, предоставлено по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ ООО «АТК», зарегистрированному в установленном порядке на срок 5 лет.

В сентябре 2020 года в адрес ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации Управлением было направлено охранное обязательство собственника или иного законного владельца, утвержденное приказом администрации Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ-кн. В своем ответе ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации сообщало о направлении копии охранного обязательства собственника или иного законного владельца в адрес арендатора, а именно ООО «АТК».

Управлением в адрес ООО «АТК» направлялось предписание о приостановке работ от ДД.ММ.ГГГГ. Работы, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, включенного в реестр, нарушить их целостность и сохранность, должны быть немедленно приостановлены заказчиком указанных работ, техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, лицом, проводящим указанные работы, после получения предписания соответствующего органа охраны объектов культурного наследия о приостановлении указанных работ.

В адрес ООО «АТК» в соответствии с обращением Управлением выдавалось разрешение на проведение работ по сохранению от ДД.ММ.ГГГГ исключительно только на проектные работы - инженерное обследование. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ООО «АТК» информировало Управление о проведении работ только по расчистке подвала от строительного и иного мусора, что противоречит фактическим обстоятельствам, установленным Управлением.

Проведение ремонтных работ Управлением не согласовывалось, за согласованием проведения указанных работ ООО «АТК» не обращалось.

Представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела надлежаще извещен, причин неявки суду не сообщил.

Представитель управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края – ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил привлечь ООО «АТК» к административной ответственности, и назначить наказание с учетом санкции статьи.

Суд, исследовав представленные материалы, приходит к следующему.

Согласно ст. 44 Конституции РФ, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

На основании ч. 1 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

Объектом правонарушения по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ является - нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия. Предметом правонарушения – объекты культурного наследия, их территории и зоны охраны.

Объективная сторона правонарушения состоит в невыполнении или нарушении тех предписаний, которые содержатся в нормативно-правовых актах, регулирующих вопросы охраны и использования объектов культурного наследия.

Субъектами административной ответственности являются граждане, должностные лица и юридические лица, виновные как в умышленном невыполнении или нарушении правил охраны и использования объектов культурного наследия, так и по неосторожности.

Субъективная сторона правонарушения выражается как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

Требования сохранения и использования объекта культурного наследия, за нарушение которых установлена административная ответственность, связаны с обеспечением неизменности облика объекта и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями, являющимися предметом его охраны, а также с соблюдением установленного режима содержания, и использования сопряженных с недвижимым памятником истории и культуры зон его охраны.

Согласно ч. 1 ст. 61 Закона № 73-ФЗ за нарушение указанных выше требований должностные, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что здание «Дом жилой братьев Тарасовых с торговыми и конторскими помещениями на первом этаже», 1890 - 1900 годы, расположенное по адресу: г. Краснодар, <адрес>, является объектом культурного наследия.

Объект культурного наследия, принят на государственную охрану Законом Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ-K3 «О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Краснодарского края»), зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (номер в реестре ).

17.08.2021г. сотрудниками управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края, согласно имеющейся информации, осуществлены мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия «Дом жилой братьев Тарасовых с торговыми и конторскими помещениями на первом этаже», 1890 - 1900 годы, по адресу: г. Краснодар, <адрес>, по результатам которых, установлен факт ведения ремонтных работ в виде снятия штукатурного слоя стен и декоративных элементов, демонтажа оконных заполнений, разрытию в местах прокладки системы отопления. В результате проведения данных работ, создается угроза ухудшения состояния вышеуказанного объекта культурного наследия.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, <адрес> является собственностью Российской Федерации, передано в оперативное управление ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, предоставлено по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ ООО «АТК», зарегистрированному в установленном порядке на срок 5 лет.

В сентябре 2020 года в адрес ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации Управлением было направлено охранное обязательство собственника или иного законного владельца, утвержденное приказом администрации Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ-кн. В своем ответе ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации сообщало о направлении копии охранного обязательства собственника или иного законного владельца в адрес арендатора, а именно ООО «АТК».

В аукционной документации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации, для размещения информации о проведении торгов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», указано, что здание по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, <адрес>, является объектом культурного наследия.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 5.1 Закона № 73-ФЗ, на территории памятника запрещается проведение работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия. Сохранение объекта культурного наследия - меры, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением забот, технический и авторский надзор за проведением этих работ (ч. 1 ст. 40 Закона № 73-ФЗ).

Факт проведения ремонтных работ в период июль-август 2021 года, подтверждается письмом ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым в адрес Управления сообщено, что арендодатель по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, уведомил ООО «АТК» о необходимости оставить ремонтные работы в отношении объекта культурного наследия «Дом жилой братьев Тарасовых с торговыми и конторскими помещениями на первом этаже», 1890 - 1900 годы, Краснодарский край, г. Краснодар, <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, в управлении находится на рассмотрении проект предмета охраны данного объекта культурного наследия, разработанный ООО «ЮгСтройСервис» на основании договора заключенного с ООО «АТК» (письмо от вх. от ДД.ММ.ГГГГ). Фотофиксация, приложенная к проекту, также свидетельствует о проведении ремонтных работ в отношении объекта культурного наследия.

Управлением в адрес ООО «АТК» направлялось предписание о приостановке работ от ДД.ММ.ГГГГ.

Работы, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, включенного в реестр, нарушить их целостность и сохранность, должны быть немедленно приостановлены заказчиком указанных работ, техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, лицом, проводящим указанные работы, после получения предписания соответствующего органа охраны объектов культурного наследия о приостановлении указанных работ.

В адрес ООО «АТК», в соответствии с обращением Управлением, выдавалось разрешение на проведение работ по сохранению от ДД.ММ.ГГГГ исключительно только на проектные работы - инженерное обследование. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ООО «АТК» информировало Управление о проведении работ только по расчистке подвала от строительного и иного мусора, что противоречит фактическим обстоятельствам, установленным Управлением.

Проведение ремонтных работ Управлением не согласовывалось, за согласованием проведения указанных работ ООО «АТК» не обращалось.

Таким образом, суд приходит в выводу, что юридическим лицом - ООО «АТК» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, - то есть нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия.

Юридическое лицо, согласно ст. 2.1 КоАП РФ, признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Ст. 1.5 КоАП РФ бремя доказывания вины правонарушителя возложено на орган, возбудивший дело об административном правонарушении.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, которые устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч.ч. 1 и 2 ст. 26. 2 КоАП РФ).

Наличие события правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ, в действиях Общества, и его виновность в совершении указанного административного правонарушения, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств: протоколом об административном правонарушении; актами технического состояния; фототаблицами, иными материалами дела.

Согласно диспозиции ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ состав административного правонарушения образуют противоправные действия (бездействие) относительно требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия.

Санкцией ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ предусмотрена ответственность за совершение данного правонарушения в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Размер штрафа, указанный в соответствующей административной санкции не позволяет надлежащим образом учесть характер и последствия допущенного административного нарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение и другие существенные обстоятельства, необходимые для назначения справедливого и соразмерного административного наказания.

При назначении административного наказания суд в соответствии с ст. 4.1 КоАП РФ учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение Общества, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

С учетом данных обстоятельств суд считает необходимым назначить ООО «АТК» наказание в виде административного штрафа в размере 700000 рублей.

В силу ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

На основании ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо ООО «АТК» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 700000 (семьсот тысяч) рублей.

Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Председательствующий: