ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2687/2021 от 26.11.2021 Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 5-2687/2021

УИД 51RS0002-01-2021-006964-22

Мотивированное постановление изготовлено 29.11.2021 года

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

город Мурманск 26 ноября 2021 года

Судья Первомайского районного суда города Мурманска Кутушова Ю.В., (<...>), рассмотрев административное дело в отношении:

Иностранной компании «Вилсон ФИО4» («Wilson Eurocarriers AS»), ***, ранее привлекавшейся к административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела, в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.16.2 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

*** в ***. должностным лицом «***» ФИО1, действующим по поручению перевозчика водного транспортного средства международной перевозки (далее – судно) «***» с использованием Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов КПС «***» было подано уведомление о прибытии товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС, Союза) в порт ***. Уведомление содержало документы и сведения в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 89 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС). Уведомлению был присвоен №***, таможенной декларации на транспортное средство был присвоен №***.

*** в ***. уведомление о прибытии товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза было обработано должностным лицом таможенного поста ***. При обработке сведений, содержащихся в уведомлении, было принято решение о проведении таможенного осмотра транспортного средства международной перевозки ***

***, в период с *** должностными лицами таможенного поста *** был проведен таможенный осмотр транспортного средства международной перевозки *** акт таможенного осмотра №*** в результате которого в *** были обнаружены ***. Используя систему управления рисками с целью идентификации обнаруженных товаров должностным лицом таможенного поста было принято решение о проведении таможенного досмотра обнаруженных товаров.

***, в период с *** должностными лицами таможенного поста *** был проведен таможенный досмотр (АТД №***) товаров, в ходе которого было установлено, что ***

Данные товары не были указаны в уведомлении о прибытии товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза транспортного средства международной перевозки ***

Таким образом, по результатам таможенного контроля должностным лицом таможенного поста *** Мурманской таможни обнаруженные товары были идентифицированы как судовые припасы, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания судна в месте его стоянки и пути следования.

*** по данному факту было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.

*** по результатам административного расследования в отношении «Wilson Eurocarriers AS» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.

*** административное дело в отношении иностранной компании «Wilson Eurocarriers AS» поступило в Первомайский районный суд города Мурманска.

В судебное заседание «Wilson Eurocarriers AS» будучи надлежаще извещенным, законного представителя или защитника не направило, письменных объяснений не представило.

Согласно части 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В связи с отсутствием обязанности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, присутствовать на рассмотрении административного дела, на основании ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие законного представителя иностранной компании «Wilson Eurocarriers AS».

Изучив протокол об административном правонарушении, приложенные материалы административного расследования, прихожу к выводу о наличии в действиях юридического лица – «Wilson Eurocarriers AS» признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно положениям статьи 28.1 КоАП РФ, поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, установленными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями, иными документами, вещественными доказательствами, показаниями специальных технических средств.

Факт совершения вменяемого Компании административного правонарушения, доказан исследованными в судебном заседании следующими письменными материалами дела:

- определением о возбуждении дела об АП №*** от ***, в котором изложены обстоятельства, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ (л.д. 1-7);

- протоколом изъятия вещей и документов по делу об АП №*** от *** (л.д. 27-31);

- копией акта таможенного осмотра №*** от ***, в результате которого в кладовой судна были обнаружены ***.(л.д. 19-22);

- копией акта таможенного досмотра №*** от ***, в результате которого было установлено, что ***л.д. 23-25);

- объяснениями старшего помощника капитана судна *** - ФИО2 от ***, из которого следовало, что на прибытие в порт *** им подавалась информация о наличии судовых припасов, в которой не были указаны *** в связи с этим капитаном судна данные товары не были заявлены на прибытие в порт *** (л.д. 26);

- письмом ООО «***» от ***№*** с приложением, согласно которому судно *** находилось в оперативном управлении компании «Wilson Eurocarriers AS», владельцем обнаруженных в ходе таможенного контроля товаров - *** является компания «Wilson Eurocarriers AS». Как поясняет капитан, вероятно *** было доставлено на борт судна ранее, при другом экипаже. *** является судовыми припасами и состояло на учете компании «Wilson Eurocarriers AS». По информации капитана ФИО3*** было найдено представителями таможни ***, там, где оно не должно храниться. Экипаж не знал, что там находится ***. По всей видимости, оно осталось там от предыдущего экипажа. Поэтому и не было заявлено в декларации. В письме ООО «***» пояснеяет, что это нарушение произошло полностью по причине не должного внимания экипажа судна. Руководство компании «Wilson Eurocarriers AS», как оператор судна «***» уже приняло меры по усилению контроля по декларированию судовых припасов. На судно направлен соответствующий циркуляр и осуществлен внеплановый инструктаж экипажа (л.д.83-93);

- служебной запиской ОЗОиТН Мурманской таможни от ***№***, согласно которой товар, являющийся предметом по настоящему делу об АП по состоянию на *** классифицируется в субпозиции *** ТН ВЭД ЕАЭС. Правом ЕАЭС запреты и ограничения при перемещении данного товара через таможенную границу ЕАЭС не установлены(л.д.80);

- служебной запиской ОКТСиТП Мурманской таможни от ***№***, согласно кторой таможенная стоимость товара, являющегося предметом административного правонарушения по данному делу, на день окончания (совершения) АП – ***, составляет 11549 руб. 71 коп.(л.д.82);

- заключением эксперта *** от ***№***, согласно которой рыночная стоимость товара: *** составляет 26734 рубля 68 копеек(л.д.104-105);

- протоколом об административном правонарушении №*** от *** (л.д. 106-108), а также иными документами, представленными в административном деле.

Совокупность исследованных доказательств по делу об административном правонарушении судья находит достаточной для установления наличия события административного правонарушения и виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.

Согласно подпункту 30 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС «припасы» - товары: необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания водных судов, воздушных судов и поездов в местах их стоянки и пути следования, за исключением запасных частей и оборудования; предназначенные для потребления и (или) использования пассажирами и членами экипажей водных, воздушных судов или пассажирами поездов и работниками поездных бригад, а также для раздачи или реализации таким лицам.

Пунктами 1, 2 статьи 88 ТК ЕАЭС установлено, что перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 89 ТК ЕАЭС, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, либо путем представления документа, содержащего сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа. От имени перевозчика документы и сведения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть представлены таможенным представителем либо иными лицами, действующими по поручению перевозчика, если это допускается в соответствии с законодательством государств-членов.

Согласно статьи 89 ТК ЕАЭС при международной перевозке водным транспортом при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза перевозчик в том числе представляет декларацию о судовых припасах, а также сведения о судовых припасах, имеющихся на судне (наименования и количество).

Статьями 105, 111 ТК ЕАЭС регламентировано, что при таможенном декларировании применяются в том числе декларация на транспортное средство. Декларация на транспортное средство используется при таможенном декларировании транспортных средств международной перевозки, а в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, - при таможенном декларировании припасов. Регистрация или отказ в регистрации декларации на товары, транзитной декларации и декларации на транспортное средство оформляется в порядке, определяемом Комиссией, а в части, не урегулированной Комиссией, - в порядке, устанавливаемом в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

Согласно статьи 278 ТК ЕАЭС транспортные средства международной перевозки, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному декларированию и выпуску при ввозе на таможенную территорию Союза временно ввозимых транспортных средств международной перевозки и обратном вывозе с таможенной территории Союза таких транспортных средств международной перевозки. Таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется с использованием декларации на транспортное средство. Сведения, подлежащие указанию в декларации на транспортное средство, определяются Комиссией при определении порядка заполнения такой таможенной декларации в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка товаров, направления перемещения транспортного средства международной перевозки через таможенную границу Союза. В качестве декларации на транспортное средство могут использоваться стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами государств-членов с третьей стороной в области транспорта. В качестве декларации на транспортное средство допускается использование предварительной информации, представленной в виде электронного документа, в порядке, определяемом Комиссией.

Статьями 281, 282 ТК ЕАЭС также установлено, что припасы перемещаются через таможенную границу Союза и используются на таможенной территории Союза или за пределами таможенной территории Союза в порядке, установленном главой 39 ТК ЕАЭС, а в части, не урегулированной настоящей главой, - в порядке, установленном иными главами ТК ЕАЭС. Припасы, перемещаемые через таможенную границу Союза для нахождения и использования на таможенной территории Союза либо вывоза с таможенной территории Союза и использования за пределами таможенной территории Союза, подлежат таможенному декларированию и выпуску в порядке и на условиях, которые предусмотрены главой 39 ТК ЕАЭС, без помещения под таможенные процедуры. Таможенные операции, связанные с таможенным декларированием и выпуском припасов при их ввозе на таможенную территорию Союза, совершаются в местах прибытия либо местах завершения международной перевозки. Таможенное декларирование припасов, находящихся на транспортном средстве международной перевозки (на борту водного или воздушного судна либо в поезде), прибывшем на таможенную территорию Союза и убывающем с такой таможенной территории Союза, может осуществляться одновременно с таможенным декларированием транспортного средства международной перевозки с использованием декларации на транспортное средство.

Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность лиц за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию.

Таким образом, *** при прибытии на таможенную территорию Союза судна m/v *** по результатам таможенного контроля установлены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, выразившегося в недекларировании по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, что в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.

В соответствии Приложением «B» Раздел 1 Конвенции по облегчению международного морского судоходства (Лондон, 09.04.1965 г.), судовладельцем является лицо, владеющее или оперирующее судном, независимо от того, является ли оно частным лицом, корпорацией или другим юридическим лицом, и любое лицо, действующее от имени владельца или лица, оперирующего судном.

Указанная норма корреспондируется со статьей 8 Кодекса торгового мореплавания РФ в соответствии, с которой под судовладельцем понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

Субъектом ответственности за недекларирование по установленной письменной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, в рассматриваемом случае является декларант.

Пунктами 2 и 3 статьи 84 ТК ЕАЭС установлено, что декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров и декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.

Согласно пункту 8 статьи 281 ТК ЕАЭС декларантами припасов могут выступать перевозчик, а также лица, указанные в абзацах втором - пятом подпункта 1 пункта 1 статьи 83 ТК ЕАЭС.

Исходя из положений пункта 1 статьи 83 ТК ЕАЭС, декларантом может быть лицо, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами.

Из материалов данного дела об АП следует, что на момент прибытия *** в порт *** судовладельцем судна *** и владельцем незадекларированного товара являлся «Wilson Eurocarriers AS» (письмо ООО «***» от ***№*** с приложением), копия сертификата о регистрации судна №***), следовательно, данная организация является субъектом ответственности за данное правонарушение.

Компании «Wilson Eurocarriers AS» необходимо было при прибытии судна в порт *** задекларировать вышеуказанный товар в качестве припасов в декларации о судовых припасах либо иных судовых документах в соответствии со статьей 282 ТК ЕАЭС.

Учитывая вышеизложенное, компания «Wilson Eurocarriers AS» в нарушение требований ТК ЕАЭС не произвело таможенное декларирование по установленной форме товара: *** при прибытии *** судна т/х «***» в порт ***, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.

Компания «Wilson Eurocarriers AS» осуществлявшая управление судном «***», имела возможность соблюсти таможенное законодательство по таможенному декларированию товара, явившегося предметом данного административного правонарушения, так как при совершении таможенных операций связанных с таможенным декларированием и выпуском припасов при их ввозе на таможенную территорию Союза на судне «***», могла воспользоваться правами декларанта, предусмотренными статьей 84 ТК ЕАЭС.

Анализируя вышеизложенные нормы, прихожу к выводу о признании юридического лица – иностранной компании «Wilson Eurocarriers AS» виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При этом, в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Представленные таможенным органом доказательства, свидетельствуют о том, что иностранная компания «Wilson Eurocarriers AS» имела возможность соблюсти таможенное законодательство, так как у Общества была возможность задекларировать судовые припасы, но им не были предприняты все надлежащие для этого меры, а именно, не был осуществлен должный контроль со стороны руководства иностранной компании «Wilson Eurocarriers AS» за работниками, в чьи обязанности входило декларирование данного товара. Работа по декларированию товаров не была организована иностранной компанией «Wilson Eurocarriers AS» должным образом и данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению таможенных правил, то есть объективных обстоятельств, препятствующих выполнению данной организацией таможенных обязанностей, не установлено. Вступая в таможенные правоотношения, иностранная компания «Wilson Eurocarriers AS» должна была не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть обеспечить ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона. Административное правонарушение, в данном случае, не было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля организации. При соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения обязанностей, установленных законодательством, данное административное правонарушение было бы предотвращено.

Назначая наказание, судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Обстоятельством, смягчающим наказание иностранной компании «Wilson Eurocarriers AS», судьей признается оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств.

Обстоятельством, отягчающим наказание иностранной компании «Wilson Eurocarriers AS», повторное совершение однородного правонарушения.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что иностранная компания «Wilson Eurocarriers AS» ранее к административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела не привлекалось, правонарушение тяжких последствий за собой не повлекло, судья считает возможным назначить ему наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения без назначения штрафа, поскольку данный вид наказания соответствует целям административного наказания, предусмотренным статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и оно соразмерно содеянному.

Руководствуясь статьями 3.7, 16.2 ч. 1, 29.10 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

иностранную компанию «Вилсон ФИО4» («Wilson Eurocarriers AS») признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ и назначить наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения.

Предметы административного правонарушения:

- ***

изъятые по протоколу об изъятии вещей и документов №*** от *** и хранящиеся в камере хранения вещественных доказательств Мурманской таможни (адрес***), - конфисковать, обратить в собственность Российской Федерации.

Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г. Мурманска в течение 10-ти дней со дня получения его копии.

Судья Ю.В. Кутушова