Дело № 5-2689/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
2 июня 2021 г. 180007, <...>
Судья Псковского городского суда Псковской области Тимофеева И.В., при секретаре Ильиной Ю.Н,, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении перевозчика ОАО «Российские железные дороги» юридический адрес: <данные изъяты>,
УСТАНОВИЛ:
06 октября 2020 г. в 12 часов 01 минуту на таможенный пост ЖДПП Скангали Псковской таможни, расположенный по адресу: <...>, прибыл груженый поезд 2951 8622/526/1028 для убытия за границу Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС).
Международная перевозка осуществлялась ОАО «РЖД».
06.10.2020 в 16 часов 30 минут работниками ж/д станции «Пыталово» в отдел таможенного оформления и таможенного контроля №1 таможенного поста ЖДПП Скангали (далее - ОТО и ТК № 1 т/п ЖДПП Скангали) в соответствии со статьей 92 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) были предоставлены товаросопроводительные документы: дорожная ведомость отправка № 29702148, товаротранспортная накладная № 29702148 от 28.09.2020, декларация на товары № 10006060/230920/0088921 от 23.09.2020, передаточная ведомость № 631 исходная от 06.10.2020 согласно которых перемещался товар: «Уголь каменный битуминозный марки «ДОМ», насыпью, 280300 кг.
Отправитель товара - ПАО «КТК», 650000, Россия, <...> Октября, д.4, тел. <***>; получатель товара - КТК Польска Сп.з.о.о., Польша, 80-864, <...>.
06.10.2020 в 21 час 36 минут поезд № 2951 8622/526/1028 был предъявлен к комиссионному осмотру дежурной по станции "Пыталово". В ходе проведения комиссионного осмотра вагонов № 68146778, № 53139721, должностными лицами ФСБ, совместно с должностными лицами Псковской таможни, и ОАО «РЖД», был выявлен товар, сведения о котором отсутствовали в товаросопроводительных документах.
В рамках реализации системы управления рисками был проведен таможенный досмотр ж/д вагонов № 68146778, № 53139721 (акт таможенного досмотра № 10209030/071020/000178), следовавших с товаром «Уголь каменный битуминозный марки «ДОМ» со станции отправления - Мереть Западно-Сибирской ж/д (Россия) до станции назначения – Мамоново (Польша).
В результате таможенного досмотра ж/д вагонов № 68146778, № 53139721 в товаре «Уголь каменный», вдоль торцевых стенок бортов у двух смежных вагонов, обнаружены 4 блока прямоугольной формы (по два в каждом вагоне), обтянутые полиэтиленовой пленкой черного цвета. При вскрытии блоков обнаружено, что в них находятся сигареты:
1) Marlboro (Мальборо) Smoking kills, в картонных блоках бело-красного цвета, всего 50 блоков, по 10 (десять) пачек в блоке, 500 пачек бело-красного цвета, по 20 сигарет в пачке. Вес 13,64 кг. На каждой пачке имеется маркировка, нанесённая типографским способом, с указанием наименования - Marlboro (Мальборо) Smoking kills, FILTER CIGARETTES, UNDERAGE SALE PROHIBITED, Made under authority of Philip Morris Brands Sari Neuchatel Switzerland, SELECTED FINE TOBACCOS, Smoking seriously harms uou and others around you, штрих-код. На ленте вскрытия пачки нанесена повторяющаяся надпись: DUTY FREE. Акцизные марки на пачках отсутствуют.
2) сигареты KALIPSO slim special Golg в полиэтиленовых прозрачных блоках, всего 50 блоков, по 10 (десять) пачек в блоке, 500 пачек бело-желтого цвета, по 20 сигарет в пачке. Вес 9,70 кг. На каждой пачке имеется маркировка, нанесённая типографским способом, с указанием наименования - KALIPSO slim special Golg, The Leader's Signature HEALTH WARNING, Smoking is a main cause of lung cancer, lung disease and of heart and arteries diseases. TRIBUTE FOR A REFINED CONNOISSEUR CAREFULLY SELECTED AND BLENDED WITH THE SUPREME QUALITY OF RICH ROASTED TOBACCO LEAVES SPECIAL, TRULY THE MARK OF THE LEADER. WORLD'S FINEST TOBACCOS IN AMERICAN TASTE. На каждой пачке присутствует тиснение на русском языке «КОРОНА». Акцизные марки на пачках отсутствуют.
Общее количество пачек - 1000 штук. Весом брутто 23,34 кг., общей стоимостью 29500 рублей.
Таким образом, перевозчиком ОАО «Российские железные дороги» в таможенный орган предоставлены недостоверные сведения о наименовании товара при убытии товаров с таможенной территории Таможенного союза путем предоставления недействительных документов, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП России.
Представитель ОАО «Российские железные дороги» в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения не признал. Полагал, что в действиях ОАО «РЖД» нет состава административного правонарушения, просил производство по делу прекратить. Доказательств, свидетельствующих о том, что перевозчику было известно о недостоверности содержащихся в документах сведений, таможенным органом не представлено. Считает, что у ОАО «РЖД объективно отсутствовала возможность убедиться в достоверности сведений, указанных в товаросопроводительных документах. Достаточных доказательств того, что недостоверность сведений о наименовании перевозимого товара была для перевозчика явной и заведомо очевидной, в связи с несоответствием весовых характеристик товара, таможенным органом не представлено.
Представитель Псковской таможни полагал вину перевозчика доказанной материалами дела, просил назначить конфискацию товара.
Перечень документов и сведений, представляемых при уведомлении таможенного органа об убытии товаров с таможенной территории Союза, установлен положениями статей 89, 92 Таможенного кодекса ЕАЭС.
Частью 7 статьи 92 Таможенного кодекса ЕАЭС определено, что лицом, представляющим такие документы и сведения, является перевозчик либо таможенный представитель и иное лицо, действующие от имени и по поручению перевозчика, если это допускается в соответствии с законодательством государств-членов.
Обязанность лица выполнить то или иное требование закона в области таможенного дела вытекает из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому любое лицо должно выполнять установленные законом обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 9 Таможенного кодекса ЕАЭС, все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены Таможенным кодексом ЕАЭС.
В силу пункта 2 статьи 9 Таможенного кодекса ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС.
Таким образом, обязанность по сообщению достоверных сведений о товарах, перемещаемых через таможенную границу, является публично- правовой обязанностью и регулируется нормами таможенного права.
В силу положения статьи 23 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении перевозчик имеет право проверить, соблюдены ли отправителем условия перевозки и соответствует ли отправка сведениям, указанным отправителем в накладной. Проверка производится в порядке, установленном национальным законодательством.
Согласно статье 27 Федерального закона от 10.01.2002 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных в железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа).
Положениями Конвенции о международных железнодорожных перевозках (приложение В к Конвенции «Единые правовые предписания к договору о международной железнодорожной перевозке грузов (НИМ)», параграф 1 ст. 11) установлено право перевозчика в любой момент проверить правильность сведений и заявлений, указанных отправителем в документах, для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.
По запросу Псковской таможни от 06.11.2020 №37-09/39767 отправителем/декларантом товара ПАО «Кузбасская топливная компания» (далее – ПАО «КТК») сообщено, что вагоны № 68146778, № 53139721 в порожнем состоянии прибыли под погрузку «Уголь» с железнодорожной станции Мереть Западно-Сибирской железной дороги ОАО «РЖД». 26.09.2020 в 01 час 20 минут на путь № 5железнодорожной станции Уба, принадлежащей путям необщего пользования ООО «ТЭК Мереть», в составе поезда № 2688 в количестве 71 порожних полувагонов электровозом ВЛ № 992 ОАО «РЖД». Техначеский осмотр данного поезда проводился на пути № 5 станции Уба 26.09.2020 с 01 часа 50 минут по 03 часа 45 минут бригадой осмотрщиков ремонтников вагонов (далее ОРВ) ОАО «РЖД», под руководством старшего ОРВ ФИО1, о чем в «журнале предъявления вагонов к техническому обслуживанию» формы ВУ- 14 имеется запись, заверенная подписями дежурного по станции ФИО2 и старшего ОРВ ФИО3 по результатам технического осмотра вагоны были признаны пригодными под погрузку угля. На пути № 10 ст. Виноградовская в вагоны № 68146778, № 53139721, признанные пригодными в коммерческом отношении, свободными от остатков ранее перевозимых грузов, была произведена погрузка. После завершения грузовых операций данный вагоны находились под накоплением на станционных путях. После проведенных операций по формированию поезда в количестве 67 гружёных полувагонов, вагоны были предъявлены к техническому осмотру на пути № 6 28.09.2020. готовность поезда к отправлению в техническом отношении старший ОРВ ОАО «РЖД» А.Н. Тыдыков заявил «замечаний не выявлено».
Станция Мереть Западно-Сибирской ЖД ОАО «РЖД» приняла груз «уголь» в не принадлежащем Обществу вагоне к перевозке без замечаний к вагону и грузу, что подтверждается перевозчиком дубликатом накладной. При отправлении поезда со станции не общего пользования Уба производился его осмотр в коммерческом отношении по камерам промышленного телевидения, замечаний по коммерческому осмотру выявлено не было, посторонних вложений в вагонах также не было выявлено. ПАО «КТК» принимается комплекс мер по охране территорий Разреза «Виноградовский» - филиала ПАО «КТК» (в том числе станции Виноградовская и иных участков погрузки, грузов и подаваемых под погрузке вагонов) от несанкционированного доступа третьих лиц. В административных зданиях Разреза «Виноградовский» - филиала ПАО «КТК» располагается собственная служба безопасности; на территории Разреза организован пропускной и внутриобъектовый режим; охрану Разреза осуществляет частная охранная организация, действующая на основании гражданско-правового договора и Положения об охране объекта; применяются инженерно-технические средства охраны (освещение, ограждение, оборудование контрольно-пропускные пункты и д.р.) и реализуются иные мероприятия в соответствии с Паспортом безопасности объекта топливно-энергетического комплекса.
Так же Федеральным законом от 10.01.2003 № 17-ФЗ «о железнодорожном транспорте в Российской Федерации», установлено, что охрану грузов в пути следования и на железнодорожных станциях обязан обеспечить Перевозчик (п.1 ст. 23 ФЗ).
В силу конструктивных особенностей открытого подвижного состава полагаем возможным размещение сокрытого от таможенного контроля товара «сигареты» неустановленными лицами в полувагонах с грузом «уголь» во время нахождения вагонов на станции отправления, на железнодорожных путях общего пользования в пути следования в составе грузовых поездов, временно отставленных от движения.
Согласно объяснению ФИО4, предоставленному Псковской таможне ПАО «КТК», она, работая 28.09.2020 в дневную смену дежурной по станции Уба 6 пути, провела коммерческий осмотр поезда (67 гружёных полувагонов) замечаний по осмотру не выявила, посторонних вложений в вагонах № 68146778, № 53139721 не было.
ООО «ТЭК Мереть» в ответ на запрос Псковской таможни (от 25.12.2020 исх. 37-09/46639) сообщило, что на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО «ТЭК «Мереть» при станции Мереть Западно-Сибирской железной дороги, вагоны № 68146778, 53139721 прибыли 26.09.2020 в 01 час 20 минут на путь №5 железнодорожной станции Уба, принадлежащей путям необщего пользования ООО «ТЭК «Мереть» в составе поезда № 2688 в количестве 71 порожних полувагонов электровозом ВЛ № 992 ОАО «РЖД».
Технический осмотр данного поезда проводился на пути № 05 станции Уба с 26.09.2020. с 01 часа 50 минут до 03 часов 45 минут бригадой ОРВ ОАО «РЖД» под руководством старшего ОРВ ФИО3, о чем в «Журнале предъявления вагонов к техническому обслуживанию» формы ВУ-14 имеется запись, заверенная подписями дежурного по станции ФИО2 и старшего ОРВ ФИО3 По результатам технического осмотра вагон был признан годным под погрузку угля каменного. После завершения грузовых операций вагон находились под накоплением на станционных путях станции Виноградовская. 27.09.2020 в 23 часа 05 минут вагоны груженые углем каменным были отправлены на станцию Уба в составе поезда № 3545 в количестве 50 груженых полувагонов. Поезд № 3545 прибыл на путь № 10 станции Уба 28.09.2020 в 01 час 00 минут. После проведенных операций по формированию поезда в количестве 67 груженых полувагонов, вагоны были предъявлены к техническому осмотру на пути № 06 28.09.2020 в 12 часов 05 минут. Готовность поезда к отправлению в техническом отношении старший ОРВ ОАО «РЖД» Тыдыков А.Н. заявил «Замечаний не выявлено». В-ны отправлены 29.09.2020 с пути № 06 станции Уба на железнодорожную станцию Мереть ОАО «РЖД» в 04 часа 20 минут в составе поезда 9705 с электровозом ВЛ 860 (ОАО «РЖД») в количестве 67 груженых полувагонов. При отправлении поезда № 9705 со станции Уба производился его осмотр в коммерческом отношении по камерам промышленного телевидения, замечаний по коммерческому осмотру выявлено не было, посторонних вложений в вагонах также не было выявлено, что подтверждается объяснительной ФИО4 от 11.11.2020.
Кроме того, осмотр вагонов в техническом отношении производится работниками ОАО «РЖД», работники ООО «ТЭК «Мереть» не осматривают вагоны перед их отправкой на предмет наличия/отсутствия посторонних вложений.
Получатель товара КТК Польска Сп.з.о.о. на запрос Псковской таможни от 06.11.2020 исх. 37-09/39766 сообщил, что Общество имеет договор заключен с ПАО КТК, на основании которого производится покупка энергетического угля на условиях DAP, пограничный переход Мамоново-Бранево (Инкотермс 2010). Компания КТК Polska sp. z o.o. ожидает получения энергетического угля. Наименование, вес, количество грузовых мест указаны в товаросопроводительных документах. Товары, такие как сигареты, никогда не были предметом какой-либо сделки между КТК Polska sp. z o.o. и отправителем товара. КТК Polska sp. z o.o. не располагает сведениями о товаре, таком как сигареты, или о событии, о котором упоминается в письме Псковской таможни.
06.11.2020 в рамках производства по делу об АП № 10209000-3368/2020 в адрес т/п ЖДПП Скангали Псковской таможни в порядке ст. 29.6 КоАП России было направлено поручение по осуществлению опроса работников ОАО «РЖД» ж/д станции «Себеж», во исполнение которого осуществлен опрос в качестве свидетелей следующих работников ОАО «РЖД»:
- ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., место работы: филиал ОАО «РЖД» Центральная дирекция управления движением - Октябрьской дирекцией управления движением, Санкт-Петербург - Витебский центр организации работы железнодорожных станций, станция Пыталово, начальник железнодорожной станции Пыталово (паспорт серия № 4116 номер №772025 выдан ТП №110 МРО №1 УФМС России по СПБ и ЛО (с местом дислокации в г. Кингисепп, обслуживает г. Ивангород и Кингисеппский р-н ЛО), который показал, что товар, перемещаемый в вагонах № 68146778, 53139721 не проверялся на соответствие сведениям о нем в товаросопроводительных документах, данные действия производятся на станции отправления. Пояснить не смог, каким образом 06.10.2020 (после проведенного ОАО «РЖД» коммерческого осмотра) пограничным нарядом в вагонах № 68146778, № 53139721 выявлен не заявленный в товаросопроводительных документах товар "cигареты" и объяснить его наличие в вагонах не смог. Со стороны ОАО "РЖД" или иных организаций не осуществляются какие либо меры по охране вагонов от несанкционированного доступа посторонних лиц.
- ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., служебное удостоверение V 1922120 выдано 14 февраля 2018, место работы: филиал ОАО «РЖД» Центральная дирекция управления движением - Октябрьской дирекцией управления движением, Санкт-Петербург - Витебский центр организации работы железнодорожных станций, станция Пыталово, приемщик поездов железнодорожной станции Пыталово, который сообщил, что 06.10.2020 им осматривались железнодорожные вагоны № 68146778 и № 53139721 в составе поезда 2951 8622/526/1028 примерно в период времени с 11ч. 55 мин. по 12ч. 10 мин. Осмотр данного состава, по технологическому процессу станции, производился в движении осмотр с вышки при прибытии поезда. Какие либо нарушения установлены не были. Доступ к товару, находящемуся в железнодорожных вагонах № 68146778, № 53139721 мог быть осуществлен. Объяснить, что 06.10.2020 (после проведенного коммерческого осмотра) пограничным нарядом в вагонах № 68146778, № 53139721 выявлен не заявленный в товаросопроводительных документах товар "сигареты" в вагонах не смог. Ему не известно кто, когда и при каких обстоятельствах мог сделать данные вложения сигарет.
- ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р. филиал ОАО «РЖД»- Центральной дирекции инфраструктуры Октябрьской дирекцией инфраструктуры Эксплуатационное вагонное депо Новосокольники, станция Пыталово осмотрщик-ремонтник вагонов железнодорожной станции Пыталово, служебное удостоверение №V 0078697 выдано 08 ноября 2010 года, который показал, что 06.10.2020 им осматривались железнодорожные вагоны № 68146778 и № 53139721 в составе поезда 2951 8622/526/1028 примерно в период времени с 12 ч. 34 мин. по 13ч. 57 мин. Осмотр данного состава, по технологическому процессу станции, производился при прибытии поезда: встреча поезда сходу, после остановки и ограждения состава, осмотр узлов и деталей вагонов на предмет выявления неисправностей. Какие либо нарушения установлены не были. Доступ к товару, находящемуся в железнодорожных вагонах № 68146778, № 53139721 не мог быть осуществлен. Объяснить, что 06.10.2020 (после проведенного коммерческого осмотра) пограничным нарядом в вагонах № 68146778, № 53139721 выявлен не заявленный в товаросопроводительных документах товар "сигареты" в вагонах не смог. Ему не известно кто, когда и при каких обстоятельствах мог сделать данные вложения сигарет.
По поручению Псковской таможни должностным лицом Кемеровской таможни было предоставлено:
объяснение ФИО8 (ОВР ПТО Мереть ПТП УБА), согласно которого после загрузки груза, он осматривал в том числе вагоны № 68146778, 53139721 при осмотре и проведении ТО вагонов тайников выявлено не было.
объяснение ФИО9 (ОВР ПТП УБА), согласно которого после загрузки груза, он осматривал вагоны № 68146778, 53139721, осматривается все подвагонное оборудование, при осмотре в поперечных плоскостях балок тайников не было.
В качестве свидетеля был опрошен ведущий инспектор ОТО и ТК № 1 т/п ЖДПП Скангали ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения служебное удостоверение ОС № 048520, который показал, что в период времени с 23 час. 50 мин 06.10.2020 по 01 час. 00 мин 07.10.2020 на ПЗТК ст. «Пыталово» путь № 7 т/п ЖДПП Скангали, проводился таможенный досмотр (Акт таможенного досмотра № 10209030/071020/000178). После подачи ОАО «РЖД» документов на т/п ЖДПП Скангали для убытия товара с таможенной территории ЕАЭС, был произведен комиссионный осмотр в составе: сотрудников ФПС ФСБ ФИО11, ФИО12, ФИО13, и им. В ходе комиссионного осмотра вагонов 68146778, № 53139721 были выявлены признаки проникновения в вагоны (грузы), незаконного перемещения грузов, товаров. В ходе визуального осмотра, проводимого в рамках комиссионного осмотра, вышеуказанных вагонов с товаром «уголь каменный» на поверхности товара выявлены следы хождения (отпечатки подошвы обуви), неровности, бугры поверхности, которые имели более светлый цвет, в отличие от остальной поверхности товара, что не свойственно при загрузке данного вида товара, с учетом длительности перевозки (с 28.09.2020). В своей совокупности, выявленные признаки прямо указывали на возможное наличие в данных вагонах товаров, не заявленных должным образом в товаросопроводительных документах при убытии с таможенной территории ЕАЭС.
На основании результатов комиссионного осмотра врио начальника т/п ЖДПП ФИО14 ФИО15 было выдано поручение на таможенный досмотр № 10209030/061020/000178, железнодорожного транспорта № 53139721, 61118816, 68146778, 63141840. Согласно данного поручения, таможенный досмотр необходимо было произвести с целью идентификации товара, в объеме 100%, была определена его степень: полное взвешивание, с пересчетом грузовых мест, со вскрытием упаковки, с пересчетом количества предметов в грузовых местах. Применить предлагаемую степень и объем таможенного досмотра в части обнаруженного незадекларированного товара.
В ходе таможенного досмотра, проводимого в присутствии понятых: ФИО16 и ФИО17 (заместитель начальника ст. «Пыталово» ОАО «РЖД») установлено, что вдоль торцевых стенок бортов у двух смежных вагонов № 68146778 и № 53139721, обнаружены 4 блока прямоугольной формы (по два в каждом вагоне), обтянутые полиэтиленовой пленкой черного цвета. При вскрытии блоков обнаружено, что в них находятся сигареты:
1) Marlboro (Мальборо) Smoking kills, в картонных блоках бело-красного цвета, всего 50 блоков, по 10 (десять) пачек в блоке, 500 пачек бело-красного цвета, по 20 сигарет в пачке. Вес 13,64 кг. На каждой пачке имеется маркировка, нанесённая типографским способом, с указанием наименования - Marlboro (Мальборо) Smoking kills, FILTER CIGARETTES, UNDERAGE SALE PROHIBITED, Made under authority of Philip Morris Brands Sari Neuchatel Switzerland, SELECTED FINE TOBACCOS, Smoking seriously harms uou and others around you, штрих-код. На ленте вскрытия пачки нанесена повторяющаяся надпись: DUTY FREE. Акцизные марки на пачках отсутствуют.
2) сигареты KALIPSO slim special Golg в полиэтиленовых прозрачных блоках, всего 50 блоков, по 10 (десять) пачек в блоке, 500 пачек бело-желтого цвета, по 20 сигарет в пачке. Вес 9,70 кг. На каждой пачке имеется маркировка, нанесённая типографским способом, с указанием наименования - KALIPSO slim special Golg, The Leader's Signature HEALTH WARNING, Smoking is a main cause of lung cancer, lung disease and of heart and arteries diseases. TRIBUTE FOR A REFINED CONNOISSEUR CAREFULLY SELECTED AND BLENDED WITH THE SUPREME QUALITY OF RICH ROASTED TOBACCO LEAVES SPECIAL, TRULY THE MARK OF THE LEADER. WORLD'S FINEST TOBACCOS IN AMERICAN TASTE. На каждой пачке присутствует тиснение на русском языке «КОРОНА». Акцизные марки на пачках отсутствуют. Общее количество пачек выявленных в ходе таможенного досмотра сигарет составило - 1000 штук, весом брутто 23,34 кг.
По окончании таможенного досмотра ФИО18 был составлен акт таможенного досмотра № 10209030/071020/000178, который был передан на ознакомление понятым. У понятых замечаний на действия должностных лиц таможенного органа и по составленному акту таможенного досмотра не поступало.
При должном осмотре товара, должностными лицами ОАО «РЖД», могли быть установлены выявление в ходе досмотра признак: наличие следов хождения (отпечатки подошвы обуви), неровностей и бугров на поверхности товара, что не свойственно при загрузке данного вида товара, с учетом длительности перевозки (с 28.09.2020), более светлый цвет части товара, в отличие от остальной поверхности. Данные признаки прямо указывают на наличие незаявленного в ТСД товара, внутри перемещаемого в вагонах груза, что должно было натолкнуть работников ОАО «РЖД», что именно в этих вагонах может перемещаться незаявленный по наименованию товар, и подтолкнуть работников ОАО «РЖД» к проведению более тщательной проверки груза перемещаемого именно в этих вагонах.
При проведении таможенного контроля ФИО18 обращает внимание на исправность пломб (ЗПУ), правильность их наложения, наличие/отсутствие царапин, повреждений на самих запорных устройствах люков. Также учитывается специфика перемещаемого товара, способ его перемещения (насыпь/мешки и т.д.). Данные меры приняты, на основании того, что ранее неоднократно в ходе таможенных досмотров вагонов при перемещении товара насыпью были выявлены табачные изделия, различного производства, следующих на убытие с таможенной территории ЕАЭС от различных отправителей в адрес различных получателей. В указанном случае рисковая ситуация заключалась, в том, что перемещался товар насыпью в полувагоне, без таможенного обеспечения.
В ответ на запрос Псковской таможни филиал ОАО «РЖД» Центр фирменного транспортного обслуживания Октябрьский территориальный центр фирменного обслуживания сообщил (письмо от 19.11.2020 исх. -16601/ОктТЦФТО), что по представленным сведениям от структурных подразделений Западно-Сибирской железной дороги вагоны №№ 68146778, 53139721 были приняты к перевозке 28 сентября 2020 на 6 электрифицированном пути углесборочной станции Уба, примыкающей к станции Мереть ЗСБ, грузоотправитель ПАО «Кузбасская Топливная Компания». Погрузка вагонов №№ 68146778, 53139721 осуществлялась на погрузочных фронтах грузоотправителя ПАО «Кузбасская Топливная Компания», ответственный за размещение груза в вагоне приемосдатчик груза и багажа ФИО19 (свидетельство о прохождении аттестации №1801 от 27.08.2018 г.). В-ны №№ 68146778, 53139721 были загружены грузом - уголь каменный марки «Д». В соответствии с «Правилами приема грузов к перевозке» прием к перевозке угля в вагонах №№ 68146778, 53139721 производили приемосдатчик груза и багажа ООО «ТЭК «Мереть» ФИО4 совместно с приемосдатчиком груза и багаж станции Мереть ФИО20 В-ны №№ 68146778, 53139721 отправка №29702148 был принят к перевозке 28 сентября 2020 г. на станции Мереть Западно- Сибирской железной дороги, грузоотправитель ПАО «Кузбасская Топливная Компания» с товаром, находящимся под таможенным контролем ДТ № 10006060/230920/0088921 с перевозочными и товаросопроводительными документами со сведениями, внесенными грузоотправителем за исправными пломбами грузоотправителя. Погрузка товара производилась силами грузоотправителя. Перевозчик ОАО «Российские железные дороги» в погрузочных мероприятиях участия не принимал.
В соответствии с пунктом 6.1 Правил перевозки грузов, являющихся приложением № 1 к СМГС, погруженный отправителем груз в вагоны и контейнеры крытого типа перевозчик принимает к перевозке, осматривая снаружи состояние вагонов и контейнеров, проверяя состояние люков и дверей, наличие, исправность пломб, а также соответствие знаков на пломбах сведениям, указанным в накладной. В соответствии с пунктом 7 приложением 3 к ОП СМГС прием грузов, передаваемых в запломбированных вагонах, контейнерах, производится без проверки числа мест и массы груза, с проверкой целостности и состояния наложенных пломб (ЗПУ), соответствия оттисков на пломбах и знаков, нанесенных на ЗПУ, данным указанным в накладной СМГС, а также технической и коммерческой исправности вагона.
В соответствии с приказом Минтранса России от 07.12.2016 года № 374 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, как во внутригосударственном, так и в международном сообщении, пунктом 80.1 установлено, что при приеме грузов в железнодорожном подвижном составе крытого типа, опломбированным с наложением ЗПУ, или с наложением закруток установленного типа, в случаях, предусмотренных правилами перевозок железнодорожным транспортом, производится перевозчиком без проверки грузов в вагонах и контейнерах путем проведения визуального осмотра состояния вагонов, контейнеров.
По представленным сведениям от структурных подразделений Западно- Сибирской железной дороги вагоны №№ 68146778, 53139721 отправлены со станции Мереть Западно- Сибирской железной дороги 29 сентября 2020 г. в коммерческом и техническом отношении исправным.
Вагон имел маршрут следования по Западно- Сибирской железной дороги, Свердловской железной дороги, Горьковской железной дороги, Московской железной дороги, Северной железной дороги, Октябрьской железной дороги.
В пути следования имел длительные стоянки на следующих станциях: Промышленная ЗСБ. ж.д. прибытие 29.09.2020г. в 05:50час., убытие 29.09.2020г. в 09:13 час.; Седельниково СВР. ж.д. прибытие 01.10.2020г. в 00:28час., убытие 01.10.2020г. в 04:57 час.; Зюрзя ГОР. ж.д. прибытие 01.10.2020г. в 10:43час., убытие 01.10.2020г. в 15:27 час.; Юдино ГОР. ж.д. прибытие 02.10.2020г. в 06:21час., убытие 02.10.2020г. в 11:19 час.; Вековка ГОР. ж.д. прибытие 03.10.2020г. в 00:46час., убытие 03.10.2020г. в 07:58 час.; - Фрезерный ОКТ. ж.д. прибытие 05.10.2020г. в 01:06 час., убытие 05.10.2020г. в 22:00 час.; Лапино Окт. ж.д. прибытие 06.10.2020г. в 01:36час., убытие 06.10.2020г. в 08:51 час.
В-ны прибывали на станцию Пыталово 06.10.20 в 12час.01мин. в составе поезда 2951 индекс 8622-526-1028. По прибытию поезда в коммерческом отношении состав осматривался визуально в парке на 1 пути станции приемщиком поездов ФИО6 в соответствии с требованиями Единого типового технологического процесса коммерческого осмотра вагонов и поездов и технологического процесса работы ПКО станции Пыталово. Коммерческих неисправностей обнаружено не было.
При поступлении по станции Пыталово Октябрьской железной дороги вагоны №№ 68146778, 53139721 отправка №29702148 с товаром, находящимся под таможенным контролем по таможенной процедуре экспорт ДТ № 10006060/230920/0088921 с перевозочными и товаросопроводительными документами со сведениями, внесенными грузоотправителем в неизменном состоянии был представлен для убытия в таможенный орган. Информацией, кроме представленной таможенному органу, не располагаем. Перевозчик ОАО «Российские железные дороги» выполнил все требуемые от него действия в соответствии со статьями Таможенного кодекса Евразийского Экономического Союза.
По результатам административного расследования, анализа информации, полученной от отправителя товара, ж/д станции Пыталово, с учетом свидетельских показаний прихожу к следующим выводам.
В силу положения статьи 23 СМГС перевозчик имеет право проверить, соблюдены ли отправителем условия перевозки и соответствует ли отправка сведениям, указанным отправителем в накладной. Проверка производится в порядке, установленном национальным законодательством.
Таким образом, международным и российским законодательством установлена возможность (право) ОАО «РЖД» проверять достоверность сведений о грузе, указанных грузоотправителями в транспортных железнодорожных накладных, перевозчик также вправе провести проверку соответствия тары и упаковки грузов, качества перевозимой продукции установленным стандартам, техническим условиям и иным актам, независимо оттого, что отправителем уже наложены запорно-пломбировочные устройства и место принятия ОАО «РЖД» груза к перевозке не совпадает с местом погрузки.
При этом, ссылка ОАО «РЖД» на пункт 80.1 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, не может быть принята во внимание, поскольку не относится к таможенным правоотношениям.
Вместе с тем, в случае если при проверке груза во время его перевозки или выдачи, перевозчик констатирует несоответствие наименования, массы или количества мест груза сведениям, указанным в накладной, составляется коммерческий акт (статья 29 СМГС), представление которого таможенному органу предусмотрено ст. 89 ТК ЕАЭС.
Таким образом, обязанность по сообщению достоверных сведений о товарах, перемещаемых через таможенную границу, является публично-правовой обязанностью и регулируется нормами таможенного права. Исполнение данной обязанности не может быть поставлено в зависимость от обстоятельств, связанных с осуществлением лицом предпринимательской деятельности, их взаимных прав и обязанностей, действий контрагентов (отправителя товара), поскольку данные правоотношения регулируется нормами гражданского законодательства. Эта обязанность должна быть исполнена лицом, на которое она возложена, путем принятия всех зависящих от него мер, в данном случае на перевозчика – ОАО «РЖД», который должен принять меры к тому, чтобы произвести проверку товара на предмет соответствия сведениям о нем, указанным в документах, получаемых от отправителя товара, его представителей.
Согласно ч.1 ст. 2.1 КоАП России юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП России или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обязанность лица выполнить то или иное требование закона в области таможенного дела вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому, любое лицо должно выполнять установленные законом обязанности.
При этом, п. 1 ст. 9 ТК ЕАЭС определено, что все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены ТК ЕАЭС.
Согласно части 1 статьи 1.4 КоАП России, лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом, юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.
Следовательно, вступая в таможенные правоотношения, ОАО «РЖД», как и иные перевозчики, должно было не только знать о существовании обязанностей и прав, предусмотренных таможенным законодательством, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований законодательства Российской Федерации.
Сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, влечет в соответствии с частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Вина перевозчика ОАО «Российские железные дороги» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 16.1 КоАП РФ, подтверждается: копии дорожной ведомости отправка № 29702148, передаточной ведомостью № 631, копия ДТ № 10006060/230920/0088921, протокол изъятия вещей и документов по делу об АП № 10209000-3368/2020 от 16.10.2020, копия АТД № 10209030/071020/000178, справка по факту обнаружения 06.10.2020 в ОТО и ТК № 1 ЖДПП Скангали Псковской таможни табачных изделий, копия акта № 93 досмотра транспортного средства и перевозимых им грузов и товаров от 06.10.2020, письмо ОАО «РЖД», протоколы опроса свидетелей ФИО18, ФИО5, ФИО6, ФИО7, объяснениями ФИО8, ФИО9, письмами ПАП «КТК», КТК Польска сп. з.о.о., ООО «ТЭК Мереть» и другими документами, находящимися в материалах дела об административном правонарушении № 10209000-3368/2020.
Предмет административного правонарушения: сигареты с фильтром Marlboro (Мальборо) Smoking kills 50 блоков, по 10 (десять) пачек в блоке, 500 пачек; KALIPSO slim special Golg 50 блоков, по 10 (десять) пачек в блоке, 500 пачек (Общее количество пачек - 1000 штук. Весом брутто 23,34 кг.) помещен на ответственное хранение в камеру хранения вещественных доказательств т/п ЖДПП Скангали Псковской таможни (<...> «домик лесника»).
Оценив исследованные доказательства в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, судья признает их допустимыми, достоверными и в совокупности достаточными доказательствами, свидетельствующими о наличии в действиях ОАО «РЖД» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 16.1 КоАП РФ, выразившегося в предоставлении товаросопроводительных документов, содержащих недостоверные сведения о наименовании товара и о весе брутто товара при прибытии на таможенную территорию таможенного союза.
Согласно ст. 2.1 КоАП России административным правонарушением признаётся противоправное виновное действие (бездействие) физического либо юридического лица, за которое установлена административная ответственность. Бездействием является виновное общественно вредное противоправное пассивное поведение, выражающееся в не совершении действия, которое лицо могло и должно было совершить в силу возложенных на него обязанностей.
Учитывая, что все действия юридического лица опосредованы, и выражаются в действиях тех физических лиц, которые в силу закона, трудового договора, учредительных и иных документов представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление, все действия работника юридического лица рассматриваются как действия этого юридического лица.
У перевозчика ОАО «РЖД» имелась фактическая возможность для соблюдения правил и норм, предусмотренных таможенным законодательством ЕАЭС, в том числе путем принятия вышеуказанных мер, при этом перевозчиком не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Перевозчик не осуществил должный и необходимый контроль, тогда как у него была реальная возможность не допустить совершения данного административного правонарушения, то есть им было допущено противоправное бездействие.
При назначении наказания судья учитывает обстоятельства совершенного правонарушения, отсутствие смягчающих обстоятельств, наличие отягчающего обстоятельства в виде повторного совершения однородного правонарушения, и полагает, что назначение наказания конфискации предметов административного правонарушения будет являться справедливым, соответствующим целям наказания, определенным в ст. 3.1 КоАП РФ.
Процессуальные издержки по делу отсутствуют.
Руководствуясь ст.29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать перевозчика ОАО «Российские железные дороги» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, и назначить наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения; сигареты с фильтром Marlboro (Мальборо) Smoking kills 50 блоков, по 10 (десять) пачек в блоке, 500 пачек; KALIPSO slim special Golg 50 блоков, по 10 (десять) пачек в блоке, 500 пачек (Общее количество пачек - 1000 штук. Весом брутто 23,34 кг.) помещенные на ответственное хранение в камеру хранения вещественных доказательств т/п ЖДПП Скангали Псковской таможни (<...> «домик лесника»).
Исполнение наказания в виде конфискации предмета административного правонарушения возложить на Псковскую таможню, обязав таможенный орган передать конфискованное имущество территориальному органу Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Вещественные доказательства – копии документов, находящихся в деле, хранить при материалах дела в течение всего срока хранения последнего.
Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Псковского городского суда И.В. Тимофеева