П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о прекращении производства по делу
26 июля 2018 года ст. Ленинградская
Судья Ленинградского районного суда Краснодарского края Юхименко В.Г., с участием представителя юридического лица ООО «Чистая станица» привлекаемого к административной ответственности ФИО1, действующего по доверенности, рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении ООО «Чистая станица» юридический адрес ст. Ленинградска, ул. Набережная, 62 по признакам административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ,
установил:
01 июня 2018г. государственным инспектором РФ по охране природы и в области охраны окружающей среды на территории Краснодарского края и Республики Адыгея ФИО2 был составлен протокол об административном правонарушении № <...> в отношении ООО «Чистая станица» по признакам правонарушения предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Основанием для составления протокола, согласно его описательной части явилось то, что прокуратурой Ленинградского района совместно со специалистами межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в период с 02.04.2018г. по 06.04.2018г. проведена проверка исполнения законодательства в области обращения с отходами производства и потребления на территории Ленинградского района Краснодарского края.
В результате проведенной проверки было установлено, что на полигоне эксплуатируемом ООО «Чистая станица» в период с мая 2017 года осуществляется размещение твердых коммунальных отходов (ТКО) с других муниципальных образований Краснодарского края.
В судебное заседание представитель межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея не прибыл, представил в суд отзыв, в котором считает, что вина ООО «Чистая станица» в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ полностью доказана представленными материалами и просит суд привлечь его к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
Представитель ООО «Чистая станица» считал, что производство по делу подлежит прекращению по основаниям указанным в отзывах в связи с отсутствием в действиях ООО «Чистая станица» состава административного правонарушения предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Выслушав доводы представителя ООО «Чистая станица» и изучив представленные доказательства, судья считает, производство по делу подлежит прекращению, по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
На основании ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ приведенные выше обстоятельства должны быть установлены на основании фактических данных, которые подтверждаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
При этом, в силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Из представленных материалов административного дела следует, что прокуратурой Ленинградского района совместно со специалистами межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в период с 02.04.2018г. по 06.04.2018г. проведена проверка исполнения законодательства в области обращения с отходами производства и потребления на территории Ленинградского района Краснодарского края.
При этом, сама проверка была проведена прокуратурой Ленинградского района на основании указания прокуратуры Краснодарского края.
Требования о выделения специалистов в адрес руководителя Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея было направлено за подписью первого заместителя прокурора края М.В.А. и прокурора Ленинградского района Я.А.А..
По результатам проведенной проверки государственным инспектором РФ по охране природы и в области охраны окружающей среды на территории Краснодарского края и Республике Адыгея ФИО2 01.06.2018г. был составлен протокол в отношении ООО «Чистая станица» об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, с направлением материалов в Ленинградский районный суд.
Согласно ст. 1 ФЗ РФ от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре РФ» Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Тем самым, органы прокуратуры осуществляют государственный контроль.
В силу ст. 1 ФЗ РФ от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
При этом, в соответствии с п. 3 ч. 3 указанного нормы положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования.
Исходя из буквального толкования приведенной нормы следует, что действия ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» распространяется на проведение проверок по требованию прокурора. Такие проверки осуществляются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, непосредственное участие прокурора указанным законом не предусмотрено, результат проверки оформляется итоговым документом - актом (ст. 16 № 294-ФЗ от 26.12.2008 года). В материалах дела акта, предусмотренного ст. 16 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», составленного Роспотребнадзором по результатам проверки ООО «Чистая станица», нет.
Из системного толкования норм ФЗ РФ «О прокуратуре» и ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении № 2-П от 17 февраля 2015 года следует, что законодательное регулирование контрольно-надзорных процедур, как и деятельность уполномоченных на проведение проверок государственных органов, должно отвечать конституционным критериям возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина, которые закреплены в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, а требования к проверяемому субъекту при проведении проверочных мероприятий - оцениваться с точки зрения их необходимости и пропорциональности, недопустимости вмешательства проверяющего органа в оперативную деятельность проверяемого, в том числе с учетом результатов проверок, проводившихся ранее как в рамках специального (ведомственного) государственного контроля (надзора), так и в порядке прокурорского надзора.
Конституционный Суд Российской Федерации признал взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» не противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой эти положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего законодательства, в том числе регулирующего осуществление федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих5 организаций Министерством юстиции Российской Федерации:
предполагают возможность привлечения к участию в проведении проверки исполнения законов некоммерческой организацией представителей (сотрудников) других государственных органов лишь в целях осуществления ими вспомогательных (экспертно-аналитических) функций, что исключает самостоятельное проведение проверочных действий от имени и в рамках компетенции соответствующих государственных органов и не допускает иных отступлений от установленных действующим законодательством порядка и периодичности проводимых уполномоченными органами государственного контроля (надзора) плановых мероприятий;
обязывают органы прокуратуры к утверждению по итогам проверки исполнения законов некоммерческой организацией акта, содержащего констатацию наличия или отсутствия в ее деятельности нарушений законов, в связи, с возможностью которых осуществлялась прокурорская проверка, и доведению такого акта до сведения проверяемой некоммерческой организации;
предполагают судебную проверку по заявлению некоммерческой организации законности проведения в отношении нее мероприятий прокурорского надзора, принимаемых в ходе этих мероприятий решений, а также связанных с ними действий (бездействия) прокурора, притом что бремя доказывания правомерности проведения проверки и предъявленных требований лежит на прокуроре.
При этом, как указывает Конституционный Суд Российской Федерации в вышеназванном Постановлении № 2-П от 17 февраля 2015 года, ориентирующее значение при решении вопросов, связанных, в том числе с определением сроков представления прокурору документов, необходимых для проведения проверки исполнения законов некоммерческой организацией, должен иметь Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Учитывая изложенное, прокурорский надзор осуществляется путём проведения проверки на объекте непосредственно прокурором, с участием при необходимости, по требованию прокурора специалистов органов государственного контроля (надзора) и (или) муниципального контроля, которые руководствуются при осуществлении своих действий Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», оформляя результаты соответствующим актом, который предоставляют прокурору.
Прокурор по итогам проверки исполнения законов утверждает акт, содержащий констатацию наличия или отсутствия в деятельности проверяемого субъекта нарушений законов, в связи, с возможностью которых осуществлялась прокурорская проверка, и доводит такой акт до сведения проверяемой организации.
В материалах административного дела отсутствуют процессуальный акт составленный по результатам проведенной проверки.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности. При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции, действовавшей до изменений, внесенных Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ) (далее - Федеральный закон об отходах производства и потребления) отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращением с отходами признается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использованием отходов является применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - это обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Административным органом вменяется в вину ООО «Чистая станица» неправомерные действия по размещению твердых коммунальных отходов (далее ТКО) ввозимые на арендуемый полигон ООО «Чистая станица» из г. Сочи Краснодарского края.
В ст. 1 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. от 03.04.2018) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" даются понятия оператор и региональный оператор.
Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора;
ООО «Чистая станица» оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами и не является региональным оператором.
Согласно протоколу совещания «организация взаимодействия по решению вопроса вывоза и размещения твердых коммунальных отходов г. Сочи» от 11 июля 2017г. департамента внутренней политики администрации Краснодарского края ООО «Чистая станица» рекомендовано заключить договор на прием ТКО из г. Сочи.
В соответствии со ст. 13.3 Федерального Закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Требования к составу и содержанию Территориальной схемы определены Постановлением Правительства РФ от 16.03.2016 г. № 197 «Об утверждении требовании к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами». При разработке Территориальной схемы учитываются возможности объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, а так же количество образующихся отходов на территории того или иного муниципального образования.
Территориальная схема обращения с отходами подлежит согласованию с соответствующими территориальными органами уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
Согласованная с Управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, а так же Центральным аппаратом Федеральной службы Росприроднадзора Территориальная схема обращения с отходами, в том числе твердыми; коммунальными, на территории Краснодарского края, была утверждена Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края № <...> от 26.09.2017г.
Утвержденная Территориальная схема не предусматривает размещение на полигоне ТКО в ст. Ленинградской отходов с территории иных муниципальных образований Краснодарского края, кроме Ленинградского района, данный факт представитель ООО «Чистая станица» не оспаривал.
Вместе с тем, согласно Федеральному закону от 28 декабря 2016 года №-468 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» переход к организации деятельности в сфере обращения с ТКО силами региональных операторов должен быть осуществлен не позднее 01 мая 2018г.
В соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № <...> «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № <...>» нарушение схемы потоков твердых коммунальных отходов от источников их образования до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленной территориальной схемой обращения с отходами может повлечь лишение юридического лица статуса регионального оператора.
В соответствии с требованиями к объектам размещения отходов (ст. 12 Федерального закона от 26 июня 1998 года № 89-ФЗ) не предусмотрен запрет операторам на прием отходов на лицензированных полигонах, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, с территорий, не установленных территориальными схемами.
По Староминской зоне деятельности, куда включен Ленинградский район, данный конкурсный отбор проведен, однако согласно протоколу региональный оператор не выбран, в виду отсутствия заявок.
В соответствии с характеристиками, предоставленными в Росприроднадзор для включения арендуемого полигона в государственный реестр, вместимость полигона, который использует ООО «Чистая станица» составляет 1 750 000 тонн.
За период действий договора от ООО «АТП» поступило 6 320 м3 (1580 тонн), ОАО «САХ» 110 400м3 (27 600 тонн), ООО «Экострой» 36000 м3 (9 000тонн) (копия справки прилагается), за период 2017г. и первое полугодие 2018г. от контрагентов Ленинградского района за указанный период поступило отходов 120 142.60 м3 (24 028, 52 тонн) копия справки прилагается. В адрес ООО «Чистая станица» за период 2017г. и первое полугодие 2018г. не поступало жалоб на ограничение приема отходов на арендуемый полигон от населения Ленинградского района, данный факт подтверждается письмо главы администрации Ленинградского района об отсутствии каких либо ограничений, либо приостановок деятельности в период с 2017г. по настоящее время в работе полигона по приему отходов от населения и юридических лиц Ленинградского района.
Согласно п.10 ст. 24.6, Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об отходах производства и потребления» операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.
31.12.2017г. был принят Федеральный Закон N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" в котором в ст.4 указывается, что Положения пункта 10 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" применяются со дня заключения соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Договоры с собственниками на сбор и вывоз ТКО действуют до заключения договора с региональным оператором.
Региональный оператор по Староминской зоне, в которую входит Ленинградский район, не выбран, что подтверждается протоколом о несостоявшемся конкурсе, данные об используемом полигоне включены в территориальную схему обращения с отходами.
Таким образом, оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Чистая станица», заключив договора с контрагентами указанными в протоколе № <...> от 01 июня 2018г., осуществляло свою деятельность по приему размещению ТБО с других муниципальных образований Краснодарского края в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ, и в его действиях отсутствует состав административного правонарушения предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Чистая станица» подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1ст. 24.5 КоАП РФ, судья,
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Чистая станица» прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Копию настоящего постановления направить заинтересованным лицам.
Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинградский районный суд в течение десяти дней.
Судья Ленинградского
районного суда В.Г. Юхименко.