ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2694/2021 от 07.06.2021 Псковского городского суда (Псковская область)

УИД 60RS0001-01-2021-004455-05

Дело № 5-2694/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Резолютивная часть постановления оглашена **.**.** 2021 года.

Постановление в полном тексте изготовлено **.**.** 2021 года.

**.**.** 2021 года город Псков

Судья Псковского городского суда Псковской области Васильева И.В.,

при секретаре Алексеевой И.В.,

с участием ОАО «Российские железные дороги» защитника С.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании в отношении ОАО «Российские железные дороги», <данные изъяты>

дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

**.**.** 2020 года на таможенную территорию ЕАЭС в ПЗТК таможенного поста ЖДПП Печоры-Псковские прибыл состав поезда № *, в котором согласно представленным товаросопроводительным документам: железнодорожной накладной (СМГС) от **.**.** 2020 года № *, INVOICE № *, спецификации от **.**.** 2020 года № *, передаточной поездной ведомости от **.**.** 2020 года № *, перемещался товар:

двигатели в сборе – 35 грузовых мест (35 штук); коробки передач – 35 грузовых мест (35 штуки); оси автомобильные – 35 грузовых мест (35 штук); части и принадлежности кузовов различных наименований – 260 грузовых мест (260 штук); амортизаторы – 25 грузовых мест (25 штук); лобовые автомобильные стекла – 35 грузовых мест (35 штук); фары автомобильные, передние /задние – 140 грузовых мест (140 штук); система кондиционирования в сборе – 35 грузовых мест (35 штук); подушки (опоры) двигателя, панели приборов – 70 грузовых мест (70 штук); колеса ходовые – 140 грузовых мест (140 штук); рычаги подвески в сборе – 53 грузовых мест (53 штуки); стеклоочистители (дворники) автомобильные в сборе – 35 грузовых мест (35 штуки); сиденья автомобильные – 30 грузовых мест (30 штук); моторчик стеклоочистителя (дворников – 35 грузовых мест (35 штук); блок управления ДВС – 35 грузовых мест (35 штук); рулевые колеса – 35 грузовых мест (35 штук); рулевая рейка – 35 грузовых мест (35 штук); выхлопные трубы – 35 грузовых мест (35 штук); пластиковый обвес, облицовочная решетка радиатора из пластмассы – 70 грузовых мест (70 штук); задние автомобильные стекла – 27 грузовых мест (27 штук); кронштейн-усилитель бампера (задний/передний) – 70 грузовых мест (70 штук); зеркала заднего вида – 35 грузовых мест (35 штук); бензонасос – 35 грузовых мест (35 штук); карданный (трансмиссионный) вал – 35 грузовых мест (35 штук); сцепление автомобильное – 35 грузовых мест (35 штук).

Отправитель товара – Г..

Получатель товара – ООО «О.».

Перевозчик – ОАО «РЖД».

В результате таможенного досмотра установлено, что в грузовом отделении контейнера перемещался товар, бывший в употреблении, незаявленный в товаросопроводительных документах, а именно:

1. Корпуса воздушных фильтров в сборе для легковых автомобилей, в количестве 34 штук.

2. Домкраты для легковых автомобилей, в количестве 10 штук.

3. Колесные колпаки для легковых автомобилей, в количестве 42 штук.

4. Вакуумные усилители тормозов для легковых автомобилей, в количестве 35 штук.

5. Пружины подвески из черных металлов для легковых автомобилей, в количестве 82 штук, общим весом брутто товаров – 465 кг, количеством грузовых мест – 203.

Защитник ОАО «РЖД» в суде вину юридического лица не признал. Пояснил, что товар прибыл на станцию Себеж и принят ОАО «РЖД» к перевозке за исправным запорно-пломбировочным устройством отправителя, следовательно, у перевозчика не было реальной возможности проверить достоверность сведений, указанных в товаросопроводительных документах. Оснований усомниться в достоверности сведений, предоставленных отправителем, у перевозчика также отсутствовали, что свидетельствует об отсутствии в действиях Общества вины во вмененном ему правонарушении. Считает, что в данном случае самостоятельные действия перевозчика по проверке веса товара выходят за рамки необходимых мер для обеспечения точности сведений, значимых для целей таможенного оформления груза. С учётом изложенного просил прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению в частности подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, иными документами, вещественными доказательствами.

Ответственность по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ наступает в случае сообщения в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.

Объектом данного правонарушения являются отношения, регламентирующие порядок предоставления и сообщения в таможенный орган сведений о товарах при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.

Объективная сторона правонарушения заключается в действии, выразившемся в сообщении в таможенный орган недостоверных сведений о наименовании, количестве грузовых мест при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита путем предоставления в таможенный орган недействительных документов.

Субъектом данного правонарушения является лицо - декларант, которое непосредственно сообщило в таможенный орган недостоверные сведения о товаре путем представления недействительных документов.

Согласно примечанию 2 к ст. 16.1 КоАП РФ для целей применения главы 16 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарами (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

В соответствии со ст. 9 ТК ЕАЭС все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены ТК ЕАЭС или в соответствии с ТК ЕАЭС. Товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим ТК ЕАЭС.

Таким образом, обязанность по сообщению достоверных сведений о товарах, перемещаемых через таможенную границу, является публично-правовой обязанностью и регулируется нормами таможенного права.

Согласно ст. 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено ТК ЕАЭС.

Подпунктом 35 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС определено, что таможенное декларирование представляет собой заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.

На основании ст. 88 ТК ЕАЭС перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, предусмотренных ст. 89 ТК ЕАЭС, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 89 ТК ЕАЭС при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза перевозчик представляет документы и сведения в том числе, при международной перевозке железнодорожным транспортом: транспортные (перевозочные) документы; передаточную ведомость на железнодорожный подвижной состав; сведения о количестве грузовых мест, об их маркировке, весе брутто товаров и о видах упаковки.

Исходя из положений главы 22 «Таможенная процедура таможенного транзита» ТК ЕАЭС, а также статей 150-154 указанной главы ТК ЕАЭС, перевозчик несет права и обязанности предусмотренные, в том числе ТК ЕАЭС, то есть обладает полномочиями в отношении перевозимых товаров в период осуществления перевозки.

Обязанность по сообщению достоверных сведений о товарах должна быть исполнена лицом, на которое она возложена, путем принятия всех зависящих от него мер.

Как следует из материалов дела, в контейнере № * в составе поезда № *, перемещался товар незаявленный в товаросопроводительных документах.

Таким образом, ОАО «РЖД», в нарушение требований статей 88, 89 ТК ЕАЭС были предоставлены таможенному органу недостоверные сведения о количестве грузовых мест и наименовании товара при прибытии на таможенную территорию Союза путем предоставления недействительных товаросопроводительных документов.

Из письма представителя ОАО «РЖД» В.А. от **.**.** 2021 года следует, что контейнер, в котором перемещался товар, принимался к перевозке договорным перевозчиком Республики Эстония. ОАО «РЖД» был принят к перевозке по процедуре международных перевозок в соответствии с соглашением о международном грузовом железнодорожном сообщении. Товаросопроводительные документы были оформлены иностранным грузоотправителем. **.**.** 2020 года при прибытии на таможенную территорию Союза перевозчиком ОАО «РЖД» был предъявлен таможенному органу товар и транспортное средство в неизменном состоянии /л.д. 46-47/.

В соответствии с п. 6.1 Правил перевозки грузов, являющихся приложением № 1 к СМГС, погруженный отправителем груз в вагоны и контейнеры крытого типа перевозчик принимает к перевозке, осматривая снаружи состояние вагонов и контейнеров, проверяя состояние люков и дверей, наличие, исправность пломб, а также соответствие знаков на пломбах сведениям, указанным в накладной. В соответствии с п. 7 приложения 3 к ОП СМГС прием грузов, передаваемых в запломбированных вагонах, контейнерах, производится без проверки числа мест и массы груза, с проверкой целостности и состояния наложенных пломб (ЗПУ), соответствия оттисков на пломбах и знаков, нанесенных на ЗПУ, данным указанным в накладной СМГС, а также технической и коммерческой исправности вагона. В соответствии с приказом Минтранса России от 7 декабря 2016 года № 374 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, как во внутригосударственном, так и в международном сообщении, пунктом 80.1 установлено, что при приеме грузов в железнодорожном подвижном составе крытого типа, опломбированным с наложением ЗПУ, или с наложением закруток установленного типа, в случаях, предусмотренных правилами перевозок железнодорожным транспортом, производится перевозчиком без проверки грузов в вагонах и контейнерах путем проведения визуального осмотра состояния вагонов, контейнеров

Таким образом, представитель ОАО «РЖД» считает, что перевозчик выполнил все требуемые от него действия в соответствии со статьями ТК ЕАЭС.

В соответствии с п. 1, п. 2, п. 3 ст. 6 Договора от 29 мая 2014 года «О Евразийском экономическом союзе» (далее – Договор), право ЕАЭС составляют: Договор, международные договоры в рамках ЕАЭС, международные договоры ЕАЭС с третьей стороной; Международные договоры ЕАЭС с третьей стороной не должны противоречить основным целям, принципам и правилам функционирования ЕАЭС, а случае возникновения противоречий между международными договорами в рамках ЕАЭС и Договором приоритет имеет Договор. Также в соответствии со ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Тем самым перевозчик ОАО «РЖД» обязан выполнять требования, установленные ТК ЕАЭС, которые в свою очередь имеют приоритетное значение над СМГС, приказом Минтранса России от 7 декабря 2016 года № 374.

Обязанность лица выполнить то или иное требование закона в области таможенного дела вытекает из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому, любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности.

Административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ). Бездействием является виновное общественно вредное противоправное пассивное поведение, выражающееся в не совершении действия, которое лицо могло и должно было совершить в силу возложенных на него обязанностей.

На основании ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с пунктом 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 (ред. от 21.12.2017) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что оценивая вину перевозчика в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП России, выразившегося в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о количестве товара, надлежит выяснять, в какой мере положения действующих международных договоров в области перевозок (Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 года, Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) 1951 года, Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 года, Конвенции Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов 1978 года и других) предоставляли перевозчику возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена ответственность частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, а также какие меры были приняты перевозчиком для их соблюдения.

В силу положения статьи 23 СМГС перевозчик имеет право проверить, соблюдены ли отправителем условия перевозки и соответствует ли отправка сведениям, указанным отправителем в накладной. Проверка производится в порядке, установленном национальным законодательством.

Законодательством Российской Федерации также установлено право перевозчика в любой момент проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных. Так данная обязанность закреплена статьей 27 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - Устав).

В случае если при проверке груза во время его перевозки или выдачи, перевозчик констатирует несоответствие наименования, массы или количества мест груза сведениям, указанным в накладной, составляется коммерческий акт (статья 29 СМГС).

Кроме того, Конвенцией о международных железнодорожных перевозках (приложение В к Конвенции «Единые правовые предписания к договору о международной железнодорожной перевозке грузов (ЦИМ)», параграф 1 ст. 11) установлено право перевозчика в любой момент проверить правильность сведений и заявлений, указанных отправителем в документах, для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

Таким образом, положения СМГС, Устава, ТК ЕАЭС, предоставляют перевозчику возможность для соблюдения требований ст. 107, 108 ТК ЕАЭС в части сообщения в таможенный орган достоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.

Указанным правом ОАО «РЖД» не воспользовалось. Документы, свидетельствующие о мерах принимаемых ОАО «РЖД» для недопущения установленных нарушений, в материалах дела отсутствуют. Напротив, из обстоятельств дела следует, что Общество приняло товар к перевозке без какой-либо проверки сведений о нем.

Судом установлено, что ОАО «РЖД» имело как возможность, так и правовые основания для проверки перемещаемых им вагонов, и правильности составленных товаросопроводительных документов. Данные меры полностью зависят от перевозчика, и их непринятие прямо указывает на то, что перевозчиком фактически не предпринимались все зависящие от него меры к надлежащему исполнению возложенной на него обязанности.

ТК ЕАЭС предоставляет перевозчику не право, а возлагает на него обязанность при международной перевозке сообщать таможенному органу в числе прочих достоверные сведения о наименовании товаров, независимо от стечения обстоятельств организации перевозки.

Вина ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения подтверждается: (СМГС) от **.**.** 2020 года № *, INVOICE № *, спецификацией от **.**.** 2020 года № *, передаточной поездной ведомостью от **.**.** 2020 года № *, копией акта таможенного досмотра № *, протоколом изъятия вещей и документов от **.**.** 2021 года, другими документами, находящимися в материалах дела, оцененных судом в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

На основании совокупности доказательств суд приходит к выводу о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, выразившегося в сообщении в таможенный орган недостоверных сведений о наименовании товара при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза путем предоставления недействительных документов.

С учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, наличия отягчающего обстоятельства в виде неоднократного совершения однородного правонарушения, суд считает необходимым назначить ОАО «РЖД» наказание в виде конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения.

Процессуальные издержки по делу отсутствуют.

Руководствуясь ч. 3 ст. 16.1, статьями 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

ОАО «Российские Железные Дороги» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения:

1. Корпуса воздушных фильтров в сборе для легковых автомобилей, в количестве 34 штук.

2. Домкраты для легковых автомобилей, в количестве 10 штук.

3. Колесные колпаки для легковых автомобилей, в количестве 42 штук.

4. Вакуумные усилители тормозов для легковых автомобилей, в количестве 35 штук.

5. Пружины подвески из черных металлов для легковых автомобилей, в количестве 82 штук, общим весом брутто товаров – 465 кг, количеством грузовых мест – 203,

находящегося в комнате хранения вещественных доказательств по адресу: Псковская область, ***

Обязать Псковскую таможню в порядке исполнения настоящего постановления в течение 40 рабочих дней передать конфискованный товар в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области с момента вступления постановления в законную силу.

Процессуальные издержки по делу отсутствуют.

Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья И.В. Васильева

Постановление в вышестоящую инстанцию не обжаловано. Вступило в законную силу.