ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-269/18 от 25.07.2018 Мотовилихинского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 5-269\2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

25 июля 2018 года г. Пермь

Судья Мотовилихинского районного суда г. Перми Архипова И.П.,

при секретаре Деревянко Е.И.,

с участием защитника Быстриковой В.В.,

рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении государственного автономного учреждения здравоохранения Пермского края «Городская клиническая больница № 4», расположенной по адресу: 614107 г. Пермь, ул. Ким, д. 2, ИНН 5906149305,

привлекаемого к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ,

установил:

11 июля 2018 года главным государственным инспектором отдела организации контроля и надзора в сфере здравоохранения территориального органа Росздравнадзора по Пермскому краю ФИО1 в отношении государственного автономного учреждения здравоохранения Пермского края «Городская клиническая больница № 4» (далее –ГАУЗ ПК «ГКБ № 4») составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.

Согласно данного протокола в период с 13 июня 2018 года по 06 июля 2018 года в ходе проведения плановой выездной проверки соблюдения лицензионных требований при осуществления медицинской деятельности в отношении ГАУЗ ПК «ГКБ № 4», имеющего лицензию на право осуществления медицинской деятельности, выявлены факты грубого нарушения лицензионных требований при осуществлении указанной выше деятельности, а именно в нарушении Приложения № 9 Приказа Минздрава России от 29.12.2012г. № 1705н, отсутствует обязательное оборудование, предусмотренное стандартом оснащения стационарного отделения медицинской реабилитации пациентов с нарушением функции центральной нервной системы; в нарушении Приложения № 6 Приказа Минздрава России от 15.11.2012г. № 919н, отсутствует обязательное оборудование, предусмотренное стандартом оснащения отделения анестезиологии и реанимации для взрослого населения.

В судебном заседании законный представитель ГАУЗ ПК «ГКБ № 4». Рогозин А.В. участия не принимал, направил защитника.

Защитник Быстрикова В.В. в судебном заседании с протоколом об административном правонарушении в отношении ГАУЗ ПК «ГКБ № 4» согласилась, просила назначить наказание менее минимального размера, установленного санкцией статьи.

Выслушав защитника, исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к выводу о наличии в действиях ГАУЗ ПК «ГКБ № 4» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, при этом исходит из следующего.

В соответствии с частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно примечанию к данной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В силу пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности) медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности).

В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 данного Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также в числе прочего соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 указанного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (пункт 6 Положения).

Частью 11 статьи 19 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности установлено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.12.2012г. № 1705н утвержден Порядок организации медицинской реабилитации.

Приказом Минздрава России от 15.11.2012г. № 919н утвержден Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «анестезиология и реаниматология».

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья; соблюдение врачебной тайны.

Согласно ст. 10 данного закона, доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации; возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом; применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения; возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью; оснащением медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья; применением телемедицинских технологий.

Как следует из материалов дела и установлено судьей, ГАУЗ ПК «ГКБ № 4» осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии от 30.03.2018г. № ЛО-59-01-004498, выданной Министерством здравоохранения Пермского края. Учреждение осуществляет свою деятельность по адресу: г. Пермь, ул. Ким, 2.

В период с 13 июня 2018 года по 06 июля 2018 года должностными лицами территориального органа Росздравнадзора по Пермскому краю в отношении ГАУЗ ПК «ГКБ № 4» по адресу осуществления медицинской деятельности: г. Пермь, ул. Ким, д. 2, проведена плановая выездная проверка соблюдения указанным юридическим лицом порядка оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.

В рамках проверки выявлены нарушения указанным юридическим лицом соблюдения порядка оказания медицинской помощи, в части невыполнения требований к Стандарту оснащения стационарного отделения медицинской реабилитации пациентов с нарушением функции центральной нервной системы (Приложение N 9 к Порядку оказания медицинской реабилитации, утвержденному Приказом Минздрава России от 29.12.2012г. № 1705н), и нарушения соблюдения порядка оказания медицинской помощи в части невыполнения требований к Стандарту оснащения отделения анестезиологии и реанимации для взрослого населения (Приложение № 6 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «анестезиология и реаниматология», утвержденному Приказом Минздрава России от 21.11.2011. № 323н), а именно

- отсутствует обязательное оборудование, предусмотренное стандартом оснащения стационарного отделения медицинской реабилитации пациентов с нарушением функции центральной нервной системы – рефлекторно-нагрузочные устройства – костюмы типа «Гравистат» и уродинамическая установка;

- отсутствует обязательное оборудование, предусмотренное стандартом оснащения отделения анестезиологии и реанимации для взрослого населения – монитор глубины анестезии, аппарат наркозный (полуоткрытый, полузакрытый и закрытый контуры) с функцией анестезии ксеноном, с дыхательным автоматом, волюметром, монитором концентрации кислорода, углекислоты и герметичности дыхательного контура (не менее одного испарителя для испаряемых анестетиков).

Виновность ГАУЗ ПК «ГКБ № 4» в совершении административного правонарушения, подтверждается материалами дела об административном правонарушении, а именно:

- протоколом об административном правонарушении от 11 июля 2018 года, содержащим фактическое описание правонарушения, который составлен в соответствии с требованиями ст. 28.3 КоАП РФ, ст. 25.1 КоАП РФ законному представителю юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, разъяснены, копия протокола вручена, о чем свидетельствуют подписи, предоставлено право ознакомиться с протоколом и дать свои объяснения;

- приказом о проведении плановой выездной проверки ГАУЗ ПК «ГКБ № 4» от 04.06.2018г.;

- актом проверки от 06.07.2018г., согласно которого ГАУЗ ПК «ГКБ № 4» были выявлены факты грубого нарушения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности;

- уставом;

- сведениями о наличии у ГАУЗ ПК «ГКБ № 4» лицензии на осуществление медицинской деятельности

Вышеперечисленные доказательства суд признает допустимыми, относимыми, достоверными, а в их совокупности – достаточными для установления виновности юридического лица ГАУЗ ПК «ГКБ № 4» в совершении административного правонарушения.

Оснований не доверять материалам дела у суда не имеется, поскольку они согласуются между собой и не противоречат друг другу. Материалы дела составлены уполномоченным должностным лицом.

Выявленные нарушения являются грубыми нарушениями лицензионных требований, поскольку отсутствие медицинского оборудования, обязательного к наличию, представляет угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Наличие у учреждения лицензии на осуществление образовательной деятельности обязывает его к соблюдению лицензионных требований. При этом сам факт наличия лицензии не является свидетельством того, что данные требования учреждением выполняются. За неисполнение же таковых требований законом предусмотрена соответствующая административная ответственность, привлечение к которой не обусловлено необходимостью отзыва у учреждения лицензии.

В связи с изложенным прихожу к выводу о невыполнении ГАУЗ ПК «ГКБ № 4» обязанности предпринять необходимые меры для того, чтобы осуществлять медицинскую деятельность в полном соответствии с законом.

Административную ответственность, установленную ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, влечет факт осуществления деятельности с грубым нарушением требований или условий лицензии. Наступление каких-либо вредных последствий не является обязательным условием для квалификации действий виновного лица по указанной норме Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, тогда как невыполнение учреждением здравоохранения требований к осуществлению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности создает угрозу причинения вреда здоровью.

Как установлено судом, у ГАУЗ ПК «ГКБ № 4» нет в наличии обязательного оборудования в соответствии с требованиями действующего законодательства, регулирующего порядок оказания помощи пациентам с нарушение функции центральной нервной системы, а также порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «анестезиология и реаниматология», в связи с чем лечебное учреждение не может обеспечить соблюдение стандартов оказания медицинской помощи, и как следствие, безопасность медицинской помощи.

Согласно ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суд считает, что у ГАУЗ ПК «ГКБ № 4» имелась реальная возможность для соблюдения лицензионных требований. При таких обстоятельствах, суд полагает, что вина ГАУЗ ПК «ГКБ № 4» в совершении административного правонарушения нашла свое подтверждение в суде и квалифицирует действия ГАУЗ ПК «ГКБ № 4» по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубыми нарушениями требований и условий лицензии, если такая лицензия обязательна.

При решении вопроса о виде и размере административного наказания, суд исходит из того, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч.1 ст. 4.1 КоАП РФ).

При назначении административного наказания, суд учитывает, что ГАУЗ ПК «ГКБ № 4» ранее к административной ответственности за однородные правонарушения не привлекалось, характер совершенного административного правонарушения и его последствия, имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, отсутствие обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность, признание вину, принятие мер к устранению выявленных нарушений, и считает необходимым назначить ГАУЗ ПК «ГКБ № 4» административное наказание в виде штрафа с учетом правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П и требований ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.

Обстоятельства, в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ исключающие производство по делу об административном правонарушении, отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

п о с т а н о в и л:

государственное автономное учреждение здравоохранения Пермского края «Городская клиническая больница № 4» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, назначить наказание в виде административного штрафа по правилам ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ в размере 75 000 (семьдесят пять тысяч) рублей.

Банковские реквизиты для перечисления штрафа: УФК по Пермскому краю (Территориальный орган Росздравнадзора по Пермскому краю) Отделение Пермь БИК 045773001 ОКТМО 57701000 ИНН 5903017928 КПП 590301001 р\сч40101810700000010003 КБК 06011690040046000140 л\счет 04561786160

Разъяснить, что в силу ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Копию документа, свидетельствующего об уплате штрафа, необходимо направить в суд, вынесший постановление.

Неуплата административного штрафа в установленный срок, является основанием для привлечения лица к административной ответственности, предусмотренной ст. 20.25 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано либо опротестовано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Пермский краевой суд путем подачи жалобы в Мотовилихинский районный суд г. Перми.

Судья - подпись –

Копия верна: судья И.П. Архипова