ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-269/20 от 17.03.2020 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело № 5-269/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

17 марта 2020 года город Псков

Судья Псковского городского суда Псковской области Артамонов Г.В., при секретаре Сидоровой О.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.6 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Петросян В.А., **.**. года рождения, уроженки г. ***, зарегистрированной и проживающей по адресу: г. Псков, ул. ***,

У С Т А Н О В И Л:

Индивидуальный предприниматель Петросян В.А. допустила нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и реализации населению.

**.**.2020 с *** часов до *** часов главным специалистом - экспертом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Псковской области (далее – Управление Роспотребнадзора по ПО) Шаманской Н.Л. по обращению жильцов <данные изъяты> проведена внеплановая проверка в ресторане быстрого питания «Шашлычный дворик №1» ИП Петросян В.А., расположенном по адресу: г. Псков, ул. *** (нежилое помещение в многоквартирном доме).

В ходе проверки выявлено несоблюдение требований санитарных правил, установленных СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», статьи 11 Федерального Закона от 30.03. 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а именно:

1. На предприятии «Шашлычный дворик №1», расположенном в нежилых помещениях жилого многоквартирного дома, осуществляется приготовление блюд на мангале, гриле, работающих на углях, что является нарушением требований п. 4.11. СП 2.3.6.1079-01, п. 5 СП 2.3.6.2867-11 «Изменения и дополнения № 4 к СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья».

2. Шахты систем вытяжной вентиляции кафе не выступают над коньком крыши на высоту не менее 1 м, что является нарушением п. 4.6. СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья».

В связи с чем **.**.2020 главным специалистом – экспертом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Псковской области Шаманской Н.Л. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.6 КоАП РФ.

Индивидуальный предприниматель Петросян В.А. в судебное заседание не явилась, ее защитник Сергеева Т.С. вину во вмененном правонарушении признала; однако указала, что положения п. 4.11 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания», распространяются на вновь строящиеся и реконструируемые организации. В рассматриваемом случае кафе «Шашлычный дворик №1» расположен в здании 1956 года постройки на 1-м этаже по адресу: г. Псков, ул. *** и данное здание изначально было оборудовано печами, дымоходом и, соответственно, очагом; в договоре аренды нежилого помещения и техническом паспорте, также есть указание на наличие печи, а ИП Петросян В.А. лишь проведен капитальный ремонт данной печи и установлена шахта систем вытяжной вентиляции; при этом, не оспаривала, что дымоход установлен был менее чем на 1 м от конька крыши, но в настоящее время это нарушение устранено. Также полагала, что ст. 6.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах, в то время как Управлением Роспортребнадзора по ПО установлен только факт наличия печи в кафе, иных нарушений, в том числе прав жильцов указанного дома, не выявлено. Сообщила о намерении ИП Петросян В.А. в ближайшее время прекратить деятельность данного предприятия общественного питания, в связи с чем просила применить административное наказание в виде административного приостановления деятельности.

В ходе судебного заседания должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Шаманская М.Н. полагала доказанной материалами дела вину ИП Петросян В.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6. КоАП РФ, при этом показала, что деятельность предприятия общественного питания «Шашлычный дворик» непосредственно связана с приготовлением блюд на мангале с использованием открытого горения, что категорически запрещено санитарно-эпидемиологическими требованиями, отсутствие шахты системы вытяжной вентиляции соответствующей нормам установленным законом негативно сказывается на эпидемиологическом благополучии как посетителей ресторана, так и жильцов дома. В связи с характером выявленных нарушений ходатайствовала о применении наказания в виде административного приостановления деятельности предприятия на срок до 90 суток.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Статьей 6.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.

Согласно ст. 11 Закона № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

В соответствии с положениями ст. 24 Закона № 52-ФЗ индивидуальный предприниматель и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.

Пунктом 2.2 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», установлено, что организации могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенном, встроенно-пристроенном к жилым и общественным зданиям, в нежилых этажах жилых зданий, в общественных зданиях, а также на территории промышленных и иных объектов для обслуживания работающего персонала.

При размещении организаций общественного питания в пристроенных, встроенно-пристроенных к жилым и общественным зданиям, в нежилых этажах жилых зданий, в общественных зданиях должны соблюдаться гигиенические нормативы уровней шума, инфразвука, вибрации, электромагнитных полей в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки, а также предельно допустимые концентрации и ориентировочные безопасные уровни воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест.

В силу пункта 4.6 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания», система вытяжной вентиляции организаций, расположенных в зданиях иного назначения, оборудуется отдельно от системы вентиляции этих зданий. Шахты вытяжной вентиляции выступают над коньком крыши или поверхностью плоской кровли на высоту не менее 1 м.

В соответствии с п. 4.11 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания», во вновь строящихся и реконструируемых организациях не допускается устанавливать плиты, работающие на угле, дровах, твердом топливе и др. Допускается приготовление блюд на мангале в организациях общественного питания, размещенных в отдельно стоящих зданиях, при условии использования современного оборудования.

Вышеназванные санитарные правила не содержат каких-либо оговорок о возможности использования печи, работающей на дровах при условии, что предприятием общественного питания не нарушаются иные санитарно-эпидемиологические требования, связанные с его работой (вентиляция исправна, шахты ее выведены выше конька крыши).

Материалами дела установлено, что в ходе внеплановой проверки, проведенной по обращению жильцов квартир №№*** дома № *** по ул. *** в г. Пскове, в ресторане быстрого питания «Шашлычный дворик №1», принадлежащего ИП Петросян В.А., расположенном по адресу: г. Псков, ул. *** на первом этаже в многоквартирном доме выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых к организациям общественного питания (СП 2.3.6.1079-01), а именно: в помещении ресторана осуществляется приготовление блюд на мангале с использованием угля, приготовление блюд во фритюре, при этом отсутствует шахта системы вытяжной вентиляции, соответствующая требованиям п. 4.6 СП 2.3.6.1079-01, то есть шахта системы вытяжной вентиляции от вытяжного зонта фритюрницы не выступает над коньком крыши на высоту не менее 1 м.

Факт размещения в ресторане быстрого питания «Шашлычный дворик №1» по указанному выше адресу печи, работающей на дровах, а также ее использования, установлен судом, а также не оспаривается защитником ИП Петросян В.А. – Сергеевой Т.С.; кроме того, обстоятельства вменного правонарушения подтверждается: обращением жильцов многоквартирного дома в административные органы о несоблюдении санитарных требований рестораном «Шашлычный дворик №1» (л.д.11); решением о согласовании проведения внеплановой выездной проверки (л.д. 14); распоряжением о проведении Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Псковской области внеплановой проверки в отношении индивидуального предпринимателя Петросян В.А. (л.д. 19-22); актом проверки от **.**.2020 (л.д. 23-30); копиями технического паспорта и договора аренды нежилого помещения № 1 от 01.10.2019 спорного нежилого помещения, согласно, которым помещение *** в доме *** по ул. ***, расположено в жилом многоквартирном доме.

Отклоняя доводы представителя Сергеевой Т.С., о том, что положения п. 4.11 СП 2.3.6.1079-01, относится к вновь возводимым и реконструируемым помещениям общественного питания, а также не установления вредных факторов среды обитания жильцов дома, суд приходит к следующему.

В силу абзаца 2 п. 4.11 СП 2.3.6.1079-01 условие возможности приготовления блюд на мангале допустимо только в случае размещения предприятия общественного питания в отдельно стоящем здании (а не в жилом доме, как в данном случае). При этом, в соответствии с п. 2.2 Правил, организации могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенном, встроенно-пристроенном к жилым и общественным зданиям, в нежилых этажах жилых зданий, в общественных зданиях, а также на территории промышленных и иных объектов для обслуживания работающего персонала. При этом не должны ухудшаться условия проживания, отдыха, лечения, труда людей.

Статьей 1 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ регламентировано, что санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.

Согласно п. 1 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 554 от 24.07.2000, основной задачей государственного санитарно-эпидемиологического нормирования является установление санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека среды его обитания.

В силу п. 5 вышеназванного Положения государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации и включает в себя, в том числе: контроль за проведением научно-исследовательских работ по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию; разработку (пересмотр), экспертизу, утверждение, введение в действие и опубликование санитарных правил.

В соответствии с п. 7 Положения проекты санитарных правил подлежат комплексной экспертизе в Комиссии по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию, возглавляемой главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.

С учетом указанного, введение в СП 2.3.6.1079-01 пункта 4.11 подтверждает, что в соответствии с вышеназванными требованиями нормативных актов установлено, что работа печи на твердом топливе свидетельствует о наличии угрозы жизни и здоровью граждан.

Санитарные правила СП 2.3.6.1079-01 не содержат условий о том, что наличие существующей печи, работающей на твердом топливе в предприятии общественного питания, располагающемся в жилом здании, позволяет продолжать ее эксплуатацию в дальнейшем.

Согласно п. 1.2 СП 2.3.61079-01 настоящие санитарные правила распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению и являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с организацией питания населения.

При этом вышеуказанные нормы не содержат каких-либо оговорок, каким именно образом должно быть оборудовано место приготовления пищи (мангал, печь-плита и другое), а исходят из того, что не допускается установка плит, работающих на угле, дровах, твердом топливе и др.

Таким образом, исходя из взаимосвязанных положений п.п. 1.2, 2.2 и 4.11 СП 2.3.6.1079-01, эксплуатация плиты (мангала, печи-плиты и др.), работающей на твердом топливе в предприятии общественного питания, располагающемся в жилом здании, не допускается.

Кроме того, суд обращает внимание на то, что исходя из акта приема-передачи № 1 к договору аренды в спорном помещении отсутствует печь, а теплоснабжение является центральным. Наличие печи в техпаспорте помещения не свидетельствует о том, что она была оборудована ранее, поскольку паспорт составлен по состоянию на **.**.2020 и в связи с внутренней перепланировкой.

Также из копий технических паспортов квартир жильцов спорного дома не следует, что дом оборудован печами, как это указывает защитник ИП Петросян В.А.

Таким образом, суд считает обоснованным составление протокола об административном правонарушении по ст. 6.6. КоАП РФ, поскольку деятельность предприятия общественного питания «Шашлычный дворик №1» непосредственно связана с приготовлением блюд, в связи с чем санитарно-эпидемиологические требования ИП Петросян В.А. должны соблюдаться.

Поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, то отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует об отсутствии деяния.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении ИП Петросян В.А. к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

На момент совершения вышеуказанного правонарушения Петросян В.А. являлась индивидуальным предпринимателем, что подтверждено выпиской из ЕГРИП.

Петросян В.А. вину в совершении правонарушения признала, впервые привлекается к административной ответственности за данное правонарушение, что является обстоятельствами, смягчающим наказание. Отягчающих наказание обстоятельств не выявлено.

Вместе с тем, при назначении административного наказания судья учитывает, что объем и характер выявленных нарушений создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью как потребителей, приобретающих и потребляющих пищевую продукцию в ресторане «Шашлычный дворик №1», так и персонала предприятия общественного питания, жителей многоквартирного жилого дома, где оно расположено, выявленные нарушения создают реальную опасность санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, в связи с чем полагает необходимым назначить наказание в виде административного приостановления деятельности, заключающемся во временном прекращении осуществления индивидуальным предпринимателем Петросян В.А. оказания услуг организации общественного питания «Шашлычный дворик №1», расположенного по адресу: г.Псков, ул. ***. Назначение менее строгого вида административного наказания не обеспечит достижения предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ целей административного наказания, связанных с предупреждением совершения новых административных правонарушений как лицом, привлеченным к административной ответственности, так и другими лицами.

На основании ст.ст. 29.9, 29.10, 27.16 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Индивидуального предпринимателя Петросян В.А. признать виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности, заключающемся во временном прекращении осуществления индивидуальным предпринимателем Петросян В.А. оказания услуг организации общественного питания «Шашлычный дворик №1», расположенного по адресу: г.Псков, ул. ***, сроком на 60 (шестьдесят) суток, включая срок временного запрета деятельности индивидуального предпринимателя.

Срок наказания исчислять с момента фактического прекращения деятельности.

Постановление подлежит немедленному исполнению.

Разъяснить индивидуальному предпринимателю, что по его ходатайству исполнение данного наказания может быть досрочно прекращено в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения данного административного наказания.

Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня его вручения или получения.

Судья Г.В. Артамонов