Дело № 5-26/2018 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е с. Лазо Лазовский район Приморский край 01 августа 2018 года Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2018 года Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2018 года Судья Лазовского районного суда Приморского края Волкова Е.В., местонахождение суда: 692980, с. Лазо, Лазовский район, Приморский край, ул. Некрасовская, д. 22 с участием защитников юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - Публичного акционерного общества «Преображенская база тралового флота» – Багдасарян С.В., Шиловой С.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении юридического лица - Публичного акционерного общества «Преображенская база тралового флота» юридический адрес: <данные изъяты>, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, У С Т А Н О В И Л: Тихоокеанским морским управлением Росприроднадзора (далее по тексту - Управление) на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ№ руководителя Управления с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Публичного акционерного общества «Преображенская база тралового флота» (далее по тексту - ПАО «ПБТФ»). В ходе проведения данной проверки ДД.ММ.ГГГГ были выявлены факты нарушения лицензионных требований, выразившиеся в следующем. Установлено, что ПАО «ПБТФ» имеет лицензию №№ от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, выданную Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. В ходе осмотра территории предприятия было выявлено, что автомашина КАМАЗ, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, на которой в момент осмотра осуществлялся вывоз отходов, не снабжена специальными знаками; водитель данной автомашины ФИО3 не имеет документа о квалификации, выданного по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности, чем юридическим лицом ПАО «ПБТФ» нарушены требования ст. ст. 34, 39, 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 11 п. 1, ст. 15, п. 1 ст. 16 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», подпунктов «в», «г» пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 0310.2015 г. № 1062, пункты 1, 2 ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В судебном заседании защитник юридического лица - ПАО «ПБТФ» Багдасарян С.В. вину в совершении административного правонарушения признала, в содеянном раскаялась. В письменных пояснениях указала, что ПАО «ПБТФ» после проведенной административным органом проверки, приняло меры к устранению допущенных нарушений и предотвращению вредных последствий: заключило договор о повышении квалификации специалистов № от ДД.ММ.ГГГГ с Автономной некоммерческой образовательной организацией дополнительного профессионального образования «Дальневосточный институт повышения квалификации», по которому прошли обучение водители, являющиеся работниками ПАО «ПБТФ», по программе: «Профессиональная подготовка на право работы с опасными отходами», о чем свидетельствует выданные им удостоверения; автомашина КАМАЗ, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, снабжена специальными знаками, что подтверждается представленными фотографиями. Кроме того, полагает, что сведениями, имеющими существенное значение для индивидуализации ответственности, является факт присвоения ПАО «ПБТФ» статуса градообразующего предприятия Лазовского района, обеспечивающего занятость жителей Лазовского муниципального района, несущего бремя содержания социальной сферы района, оказывающего материальную (спонсорскую) помощь школам, детским садам, детскому дому, обществу инвалидов и.т.д. (Постановление Правительства РФ от 03.09.2004г. № 452). В связи с изложенным просит суд освободить ПАО «ПБТФ» от административной ответственности, ограничившись устным замечанием на основании ст. 2.9. КоАП РФ. По мнению ПАО «ПБТФ», учитывая отсутствие негативных последствий правонарушения, как интересам государства, так и общественным отношениям, совершение правонарушения впервые, не может быть расценено как существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений, поскольку, данных о том, что административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ повлекло какие - либо неблагоприятные последствия, административным органом не представлены. В случае если суд, не может согласиться с мнением ПАО «ПБТФ», то исходя из вытекающего из Конституции Российской Федерации принципа дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, просит при назначении суммы штрафа, снизить ее размер, предусмотренный для юридических лиц соответствующей административной санкцией, ниже установленного законом предела с применением ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ. Полагает, что снижение размера административного штрафа будет соответствовать как интересам лица, привлекаемого к ответственности, так и интересам государства, учитывая, что сам факт привлечения лица к административной ответственности уже выполняет предупредительную функцию. Защитник юридического лица - ПАО «ПБТФ» Шилова С.Ю. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в письменных пояснениях, дополнений не имела. Представитель Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Выслушав пояснения защитников Багдасарян С.В., Шиловой С.Ю., исследовав материалы дела, судья приходит к выводу, что вина юридического лица ПАО «ПБТФ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ доказана полностью и подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: - протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; - актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в ходе осмотра территории предприятия был зафиксирован факт погрузки и транспортировки производственных отходов на автомашину КАМАЗ, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, не имеющую специальных знаков; водитель данной автомашины ФИО3 не имеет документа о квалификации, выданного по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности; - экспертным заключением № от ДД.ММ.ГГГГ и фотоматериалами; - приказом Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ПАО «ПБТФ» от ДД.ММ.ГГГГ№; - выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ПАО «ПБТФ»; - определением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора ФИО5 о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности № от ДД.ММ.ГГГГ; - лицензией № от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, выданную Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. В силу положений статьи 58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона N 7-ФЗ эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (п. 1 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ). В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федерального закона № 89-ФЗ) под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. В силу п. 2 ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами. В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона № 89-ФЗ транспортирование отходов должно осуществляться, в том числе, при наличии специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соблюдении требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах. В силу п. 1 ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности. В силу п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию. Согласно ст. 9 Федерального закона № 89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Законом о лицензировании с учетом положений настоящего Федерального закона. В перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены требования о наличии у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (п. 1 ч. 3 ст. 8 Закона о лицензировании). Согласно п. 2 ч. 3 ст. 8 Закона о лицензировании одним из лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) является наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности. Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 г. № 1062 (далее - Положение). В соответствии с подпунктом «в» пункта 3 Положения, лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиату при осуществлении им деятельности по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I - IV классов опасности, является для работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности - наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям; а также для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - наличие у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности. Согласно п. 4 Положения, грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, а также допуск к деятельности в области обращения с отходами лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности (подпункт «а» пункта 4 Положения). Таким образом, в судебном заседании установлено, что ПАО «ПБТФ» осуществляло деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна). В соответствии со ст. 1.2 КоАП РФ, задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений. В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению. В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем, доказательств, подтверждающих, что ПАО «ПБТФ» при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, приняты все зависящие от него меры по предупреждению совершения административного правонарушения, не представлено. В соответствии с частью 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельства, отягчающих административную ответственность и конкретных обстоятельств дела. Юридическое лицо - ПАО «ПБТФ» совершило административное правонарушение против порядка управления. Обстоятельством, смягчающим административную ответственность юридического лица - ПАО «ПБТФ», судья учитывает признание вины и раскаяние в содеянном. Отягчающих административную ответственность обстоятельств по делу не установлено. Исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, оснований для признания его малозначительным и освобождения ПАО «ПБТФ» от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ, не имеется. Вместе с тем, суд при назначении административного наказания юридическому лицу – ПАО «ПБТФ» учитывает следующее. Федеральным законом от 31.12.2014 г. № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» реализована правовая позиция, изложенная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 г. № 4-П, предусматривающая возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ. В силу части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ). В качестве сведений, имеющих существенное значение для индивидуализации ответственности ПАО «ПБТФ», судья учитывает, включение данного юридического лица в Перечень градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2004 г. № 452 ( в ред. от 18.12.2017 г.), обеспечивающего занятость жителей Лазовского муниципального района Приморского края, несущего бремя содержания социальной сферы района, при этом, согласно представленной защитниками ПАО «ПБТФ» справки и акту сверки взаимных расчетов, на ДД.ММ.ГГГГ Общество имеет кредиторскую задолженность перед <данные изъяты>» на сумму 103453081 рубль 75 копеек за поставку снабжения, ЗИП, перевозку рыбопродукции, членов экипажей морских судов. Кроме того, судья учитывает, что ПАО «ПБТФ» приняло активные меры для устранения выявленных нарушений: заключило с Автономной некоммерческой образовательной организацией дополнительного профессионального образования «Дальневосточный институт повышения квалификации» договор о повышении квалификации специалистов № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого водитель ФИО3 прошел обучение по программе: «Профессиональная подготовка на право работы с опасными отходами», а также снабдило транспортное средство КАМАЗ, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, специальными знаками. Учитывая данные обстоятельства, которые судья признает исключительными, а также с учетом конкретных обстоятельств дела и характера совершенного ПАО «ПБТФ» административного правонарушения, принимая во внимание вышеприведенную позицию Конституционного Суда Российской Федерации, исходя из общих конституционных принципов назначения наказания, считаю возможным применить по настоящему делу положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и назначить Обществу административное наказание в виде штрафа в размере ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, но до размера не менее половины минимального размера, что составляет 75000 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья П О С Т А Н О В И Л: Юридическое лицо – Публичное акционерное общество «Преображенская база тралового флота» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 75000 (семьдесят пять тысяч) рублей. В соответствии с требованиями ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса, путем внесения или перечисления в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, по следующим реквизитам: Тихоокеанское морское управление Росприроднадзора <данные изъяты> При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении срока, указанного в ч. 1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате будет направлено судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Постановление может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Лазовский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Судья Е.В. Волкова |