ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-26/19 от 22.07.2019 Крутинского районного суда (Омская область)

дело № 5-26/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

р.п. Крутинка Омской области 22 июля 2019 года

Судья Крутинского районного суда Омской области Иванова Н.А., при секретаре Турковой Н.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении КУ Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» юридический адрес: 644043, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, предусмотренном ст. 12.34 ч. 1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

24.04.2019 в 15 часов 00 минут юридическим лицом КУ Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» на автодороге Крутинка-Новокарасук допущено нарушение требований п. 5.2.4 и п. 6.3.1 ГОСТа 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимым по условиям обеспечение безопасности дорожного движения. Методы контроля», а именно: отсутствует асфальтобетонное покрытие на участках с 11-21, 22-35 км на автодороге «Крутинка-Новокарасук», отсутствует горизонтальная дорожная разметка на всей протяженности а/д «Крутинка-Новокарасук».

В судебное заседание представитель КУ Омской области «Управление Дорожного хозяйства Омской области» не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, направил в суд возражения по делу о привлечении к административной ответственности (л.д. 58-59), просил прекратить производство по делу, либо признать КУ «Управление дорожного хозяйства Омской области» невиновным в совершении административного правонарушения по ст. 12.34 КоАП РФ. В случае признания виновным КУ «Управление дорожного хозяйства Омской области» в совершении административного правонарушения просили назначить наказание в соответствии с п. 3.2. ст. 4.1 КоАП РФ в размере 100 тысяч рублей, поскольку Учреждение не занимается предпринимательской деятельностью и назначение штрафа может пагубно повлиять на его деятельность, кроме того учреждением предприняты все возможные меры для устранения выявленных нарушений.

Начальник ОГИБДД МО МВД России «Крутинский» ФИО1 суду пояснил, что вина юридического лица в совершении административного правонарушения установлена, наказание просил назначить на усмотрение суда.

Выслушав представителя ОГИБДД, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в совершении деяния, выразившегося в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Исходя из положений приведенных норм, субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.

Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог и дорожных сооружений.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что в целях осуществления полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 (за исключением полномочий, указанных в подпунктах 8.1, 11.1, 42.1, 42.2, 49.2, 55.1, 56, 57, 61, 72) настоящего Федерального закона, могут создаваться государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации, государственные учреждения субъекта Российской Федерации и другие организации. Функции и полномочия учредителя в отношении указанных предприятий, учреждений и организаций осуществляют уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

К числу перечисленных в пункте 2 статьи 26.3 указанного Федерального закона полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится, в том числе, решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них.

Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (пункт 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ).

В соответствии с постановлением Правительства Омской области от 24 ноября 2010 года № 226-п «Об утверждении перечня казенных учреждений Омской области, создаваемых путем изменения типа бюджетных учреждений Омской области» создано Казенное учреждение Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области», путем изменения типа и является правопреемником бюджетного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области».

Согласно разделу II Устава учреждения целью его деятельности является управление автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения Омской области и сооружениями на них, их развитие и совершенствование, выполнение всего комплекса дорожных работ. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области. Предметом деятельности Учреждения является деятельность по исполнению функций государственного заказчика по выполнению работ в сфере осуществления дорожной деятельности.

Согласно пункту 3 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности, формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 названной статьи.

В силу статьи 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся, в том числе ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.

Финансовое обеспечение государственного задания учреждения осуществляется посредством предоставления субсидий из областного бюджета.

Из п.п. 3, 10 «Порядка содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального района, относящихся к собственности Омской области», утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 17.11.2011 года № 222-п следует, что организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог, находящихся в оперативном управлении казенного учреждения Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" (далее - учреждение), осуществляется учреждением. Проведение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляется с привлечением в установленном федеральным законодательством порядке подрядных организаций в соответствии с ежегодными планами проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Распоряжением Правительства Омской области от 26.03.2008 N 38-рп «О перечне автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности Омской области», автодорога «Крутинка –Новокарасук» отнесена к категории обеспечивающей подъезд от автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения Омской области к административным центрам поселений и населенным пунктам Омской области.

Согласно пункту 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст), покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.

Дороги и улицы должны иметь дорожную разметку (пункт 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017).

Как следует из материалов дела, 24.04.2019 должностным лицом ОГИБДД был установлен факт несоблюдения лицом, ответственным за состояние дорог, требований законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, так, в ходе проведенной должностным ОГИБДД проверки участка на автомобильной дороги межмуниципального значения «Крутинка-Новокарасук» (идентификационный номер 52 ОП МЗ Н-156) были выявлены недостатки в ее эксплуатационном состоянии, угрожающие движению транспорта, а именно: на 11 км.-21 км отсутствует асфальтобетонное покрытие, на 22 км -8км отсутствует асфальтобетонное покрытие, на всей протяженности автодороги 49 км, проходящей по территории Крутинского район, отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.2, что привело к снижению разрешенной Правилами дорожного движения РФ скорости движения до 30 км/ч, нарушению требований п. 5.2.4, п. 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», ГОСТ Р 52289-2004. «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120-ст) и п. 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090).

Данное обстоятельство подтверждается представленным административным органом актами выявленных недостатков от 24.04.2019. Имеющиеся в материалах дела фотоматериалы фиксируют обстоятельства, изложенные в данном акте и в протоколе об административном правонарушении (л.д.11-12).

Таким образом, поводом к возбуждению данного дела об административном правонарушении послужило непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие признаков правонарушения, 24.04.2019 было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. В ходе административного расследования ОГИБДД установлено, что лицом, ответственным за содержание указанной автомобильной дороги является КУ «Управление дорожного хозяйства Омской области».

КУ Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области», реализуя свои обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения, 25.01.2019 заключило государственный контракт № Ф.2019.12339 с АО «Омскавтодор», предметом которого является выполнение работ по содержанию автомобильных дорог, в том числе автодороги «Крутинка-Новокарасук» (л.д. 13-19, 40-41). Согласно пункту 1.4. государственного контракта, срок выполнения работ: начало срока выполнения работ – со дня заключения настоящего контракта; окончание срока выполнения работ – 30 июня 2020.

При изложенных обстоятельствах суд полагает, что Казенное учреждение Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» является лицом, ответственным за состояние дорог и дорожных сооружений.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что представленными доказательствами подтверждается наличие в действиях юридического лица Казенного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как им не выполнена обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дороги.

Суд находит несостоятельными доводы Учреждения о том, что Учреждение, при заключении государственного контракта 25.01.2019 № Ф.2019.12339 с АО «Омскавтодор», возложив на подрядчика выполнение комплекса работ но содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на территориях в частности Крутинского муниципального района Омской области, предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства.

Данный контракт заключен КУ Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» от имени и в интересах Омской области.

При этом в соответствии с п.5.1 контракта государственный заказчик осуществляет контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения, качеством предоставляемых Подрядчиком услуг.

Государственный заказчик, обнаруживший при осуществлении контроля и надзора за выполнением работ отступления от условий настоящею контракта, которые могут ухудшить качество работ, или иные их недостатки, обязан немедленно заявить об этом подрядчику (п.5.2 контракта).

Пунктом 6.2.4 контракта установлена обязанность государственного заказчика осуществлять оценку уровня содержания автомобильных дорог.

Таким образом, Казенное учреждение Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» заключением данного контракта не освобождено от обязанности контролировать качество его исполнения, качество содержания автодорог и дорожных сооружений, и в случае необходимости принимать меры по устранению выявленных нарушений.

Заключение КУ «Управление дорожного хозяйства Омской области» государственного контракта не освобождает Учреждение от обязанности по содержанию названной автомобильной дороги, в том числе путем осуществления необходимого контроля за надлежащим исполнением подрядной организацией взятых на себя обязательств и применения мер ответственности.

Доказательств, подтверждающих надлежащее осуществление Учреждением надзора за выполнением работ по контракту и контроля за уровнем содержания дорог, в материалах дела об административном правонарушении не имеется и суду не представлено.

В рассматриваемой ситуации вина Учреждения выражается в том, что у него имелась возможность для соблюдений указанных выше норм, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суд не находит оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении по основаниям ч.4 ст.24.5 КоАПРФ, поскольку недостаточное финансирование не является основанием для освобождения Учреждения от исполнения обязанностей по обеспечению безопасности дорожною движения при содержании дорог, в том числе с учетом характера и степени общественной опасности вмененного административного правонарушения. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, объективно препятствовавших Управлению дорожною хозяйства исполнить требования законодательства, не установлено.

Вышеуказанные участки дороги не содержатся надлежащим образом по вине Учреждения, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ.

Порядок привлечения к административной ответственности соблюден, сроки привлечения к административной ответственности, предусмотренные статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истекли.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

При назначении административного наказания учитываются характер совершённого административного правонарушения, имущественное положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность КУ Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области», не имеется.

Оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным в рассматриваемом случае, по мнению суда, не имеется.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным, и в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных законодательством.

Санкция части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения предусматривает наказание виновному юридическому лицу в виде административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

В силу положений п.3.2 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершённого административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно ч.3.3 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Учитывая характер и обстоятельства совершенного КУ Омской области « Управление дорожного хозяйства Омской области» административного правонарушения, финансовое и имущественное положение юридического лица, суд считает возможным назначить КУ Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» административное наказание в виде административного штрафа с применением положений ч.3.2 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь ст. ст. 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Казенное учреждение Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 (Сто тысяч) рублей.

Реквизиты для оплаты административного штрафа: получатель: УФК по омской области (УМВД РФ по Омской области), ИНН <***>, КПП 550301001, ОКТМО 52626000, БИК 045209001, УИН 18810455190150000767, КБК 18811630030016000140, р/с <***>, банк получателя: отделение Омск.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч.1 ст.20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Мотивированное постановление подписано 22.07.2019.

Судья Н.А. Иванова