УИД 29RS0022-01-2018-001866-14 Дело № 5-26/2019 город Архангельск 19 марта 2019 года пр.Никольский, д. 46 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания Судья Соломбальского районного суда города Архангельска Долгирева Татьяна Сергеевна, рассмотрев в помещении Соломбальского районного суда г. Архангельска материалы об административном правонарушении по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ в отношении ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России, ОГРН <***>, ИНН <***>, расположенного по адресу: <...>, УСТАНОВИЛ: Согласно протоколу об административном правонарушении главного специалиста-эксперта отдела организации контроля в сфере здравоохранения Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 30.01.2019 ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России при осуществлении медицинской деятельности, не связанной с извлечением прибыли, по адресам: Архангельская область, Плесецкий муниципальный район, МО «Савинское», <...>; Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО «Талажское», поселок Талаги, допустило грубое нарушение требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), за которое предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ. Защитники ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России ФИО1, ФИО2 в судебном заседании с возбуждением производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, не согласились. Пояснили, что ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России обязанность по профессиональной подготовке лиц, принятых на работу в порядке исключения по рекомендации аттестационной комиссии медицинской организации исполнило в полном объеме, представили доказательства. Сообщили, что в 2018 году в филиале «Медицинская часть №13» МСЧ-29 прививки против туберкулеза, туберкулинодиагностика, иммунопрофилактика с использованием живых вакцин не проводилась. Проведена вакцинация против дифтерии и столбняка препаратом «АДС-М-адсорбированный дифтерийно-столбнячный анатоксин в малых дозах», вакцинация против гриппа (в предъэпидемилогический сезон) проведена вакциной «Совигрипп – вакцина гриппозная, инактивированная, субъединичная», в связи с чем потребности в 3 прививочных столах не имелось. На момент проверки 2 тележки приборные МИК-2005 (столика для приборов) находились на ремонте в ООО «Медтехника Сервис Плюс», что подтверждается квитанцией №129 от 29.11.2018. Пояснили, что потребности в 2-х укладках для экстренной профилактики парентеральных гепатитов и ВИЧ-инфекции не имелось. В филиале «Медицинская часть №13» МСЧ-29 присутствовал кожный антисептик «Фармсепт», который находился в готовом к использованию виде в прививочном кабинете и мог быть использован при возникновении аварийной ситуации. Пояснили, что структурой филиала «Медицинская часть №13» дневной стационар не предусмотрен, медицинскую помощь несовершеннолетним в условиях стационара филиал не оказывает. Датой совершения правонарушения считают 12.12.2018. Просили производство по делу прекратить за отсутствием в действиях ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России состава административного правонарушения. Выслушав защитников ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России, исследовав письменные материалы административного дела, прихожу к следующему. Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с данным Законом, с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 названного Закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности. Лицензионные требования - это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования (пункт 7 статьи 3 Закона N 99-ФЗ). В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ медицинская деятельность за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково", подлежит лицензированию. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности), которое устанавливает порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой медицинскими организациями. Пунктами 4 и 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности установлены лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии и к лицензиату при осуществлении медицинской деятельности. Требованиями, установленными постановлением N 291 как к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, так и к лицензиату, является наличие заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием); соблюдение порядков оказания медицинской помощи. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 года N 541н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения". В соответствии с пп. 6 п. 1 Раздела "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" лица, не имеющие соответствующего дополнительного профессионального образования или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии медицинской организации, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же как и лица, имеющие специальную подготовку и необходимый стаж работы. Работодатель принимает меры по дальнейшей профессиональной подготовке упомянутых лиц. Правила оказания педиатрической помощи медицинскими организациями независимо от их организационно-правовой формы устанавливает Порядок оказания педиатрической помощи. Пунктом 2 Приложения №6 к Порядку оказания педиатрической помощи утвержден стандарт оснащения прививочного кабинета. Приложением №12 к Порядку оказания педиатрической помощи утвержден стандарт оснащения дневного стационара. Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Пунктом 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности предусмотрено, что под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". В соответствии с подпунктом 1 пункта 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой, в том числе возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан. В соответствии с. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Как следует из материалов дела, ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") от 12.09.2018 №ФС-29-01-000731 действующую бессрочно, предоставленную Территориальным органом Росздравнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу. Приложениями №14, 19 разрешено осуществление медицинской деятельности по адресам: Архангельская область, Плесецкий муниципальный район, МО «Савинское», <...>; Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО «Талажское», поселок Талаги. Прокуратурой Архангельской области в отношении ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России проведена проверка соблюдения прав на охрану здоровья лиц, содержащихся в учреждениях УФСИН России по Архангельской области. В результате проведенной проверки были выявлены грубые нарушения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России, установленных Положением о лицензировании медицинской деятельности, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково". 30.01.2019 главным специалистом-экспертом отдела организации контроля в сфере здравоохранения Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Архангельской области и Ненецкому автономному округу составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно данному протоколу учреждением допущено нарушение пп. «д» п.4, пп. «а» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, а именно: - по адресу осуществления медицинской деятельности: Архангельская область, Плесецкий муниципальный район, МО «Савинское», <...>, образование начальника здравпункта ФИО3 не соответствует требованиям к квалификации, утвержденным приказом Минздрава России от 23.07.2010 №541н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» в части отсутствия сертификата специалиста по специальности «Лечебное дело»; образование фельдшера ФИО4 не соответствует требованиям к квалификации, утвержденным приказом Минздрава России от 23.07.2010 №541н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» в части отсутствия сертификата специалиста по специальности «Лечебное дело»; - по адресу осуществления медицинской деятельности: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО «Талажское», поселок Талаги, на территории ФКУ Архангельская воспитательная колония УФСИН России по АО, в нарушение п.2 Приложения №6 к Порядку оказания педиатрической помощи выявлено недостаточное количество столов с маркировкой по видам прививок (необходимое количество – 3, в наличии – 1); отсутствует укладка для экстренной профилактики парентеральных гепатитов и ВИЧ-инфекции (одна на два кабинета – процедурный и прививочный), в составе укладки отсутствует 70% этиловый спирт – 50 мл (спиртовые салфетки в упаковке); в нарушение Приложения №11 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям выявлено отсутствие функциональных кроватей (в наличии обычные деревянные кровати в количестве 4 штук); пульсоксиметра портативного; термометра комнатного; инфузомата; емкости для сбора бытовых и медицинских отходов; ширмы. Однако согласно возражениям защитников и материалами дела, ФИО3 был принят на должность начальника здравпункта №2 филиала «Медицинская часть №8» - фельдшера МСЧ-29 по рекомендации аттестационной комиссии медицинской организации – МСЧ-29, в порядке исключения (протокол заседания комиссии по установлению разрядов, квалификационных категорий, должностных окладов, обязательных выплат, надбавок и доплат, рассмотрению премий, вознаграждений и прочих денежных выплат от 05.02.2018 №2). ФИО4 был принят на фельдшера здравпункта №2 филиала «Медицинская часть №8» МСЧ-29 по рекомендации аттестационной комиссии медицинской организации – МСЧ-29, в порядке исключения (протокол заседания комиссии по установлению разрядов, квалификационных категорий, должностных окладов, обязательных выплат, надбавок и доплат, рассмотрению премий, вознаграждений и прочих денежных выплат от 02.07.2018 №9). Приказом МСЧ-29 от 15.01.2019 №14-лс ФИО3 направлен на повышение квалификации в ГАПОУ АО «Архангельский медицинский колледж» по специальности «Лечебное дело», по окончании обучения получил сертификат специалиста по специальности «Лечебное дело» от 06.02.2018 №0829241566209. Приказом МСЧ-29 от 15.01.2019 №15-лс ФИО4 направлен на повышение квалификации в ГАПОУ АО «Архангельский медицинский колледж» по специальности «Лечебное дело», по окончании обучения получил сертификат специалиста по специальности «Лечебное дело» от 06.02.2018 №0829241566206. Указанное свидетельствует о том, что нарушений пп. «д» п.4 Положения о лицензировании медицинской деятельности учреждением не допущено. Соблюдение порядков оказания медицинской помощи является необходимым условием для оказания качественной медицинской помощи. Факт нарушения пп. «а» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности подтвержден собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 3 8- 7), справкой по итогам проверки ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России (л.д.11-17), и иными материалами дела. ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России, осуществляя на основании лицензии медицинскую деятельность, обязано было соблюдать требования, установленные Положением о лицензировании медицинской деятельности; выявленные нарушения лицензионных требований являются грубыми, так как создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан. Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства, а именно по соблюдению условий при осуществлении медицинской деятельности. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Таким образом, описанное выше нарушение ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ. Доводы защитников ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России об отсутствии потребности в трех прививочных столах, нахождение двух прививочных столов на ремонте, неоказание учреждением услуг дневного стационара, не опровергает факт допущенного учреждением нарушения при осуществлении медицинской деятельности, и не является основанием для освобождения его от административной ответственности. Как пояснили защитники, при получении лицензии дневной стационар в учреждении был организован и имел все соответствующее оборудование. Лицензией данный вид деятельности разрешен. Однако поскольку в настоящее время необходимость в такой деятельности отпала, функциональные кровати были переданы в другие филиалы, также на данный момент отсутствует некоторое оборудование. Вместе с тем, по мнению суда, если помещение дневного стационара имеется, деятельность разрешена лицензией, использование дневного стационара предполагается, то он должен быть оборудован в соответствии с действующими Положением. Согласно положениям частей 1, 3, 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса. В данном случае, по мнению судьи, имеются исключительные обстоятельства, позволяющие назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа. Правонарушение совершено впервые, требования к образованию работников соблюдены и в этой части суд нарушений не усматривает, поэтому они подлежат исключению из объема обвинения; допущенные нарушения не привели к негативным последствиям. Учитывая изложенное, суд находит возможным назначить ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России наказание в виде штрафа в размере 75 000 руб. На основании изложенного, руководствуясь ст.29.10 КоАП РФ, ПОСТАНОВИЛ: ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей. Реквизиты для уплаты административного штрафа: получатель платежа: УФК по Архангельской области (Территориальный орган Росздравнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу); ИНН <***>, КПП 290101001, р/счет <***> Отделение Архангельск г. Архангельск, БИК 041117001, ОКТМО 117010001, КБК 060 116 90010 01 6000 140. Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Архангельский областной суд. Судья Т.С.Долгирева |