ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2703/2022 от 22.06.2022 Таганрогского городского суда (Ростовская область)

№ 5-2703/2022

61RS0022-01-2022-005407-04

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

резолютивная часть постановления оглашена 22.06.2022г.

мотивированное постановление изготовлено 24.06.2022г.

24 июня 2022 года г. Таганрог

Судья Таганрогского городского суда Ростовской области Верещагина В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, в отношении должностного лица: ФИО1, <данные изъяты>

УСТАНОВИЛ:

Комитетом по охране объектов культурного наследия Ростовской области (далее – комитет) 24.02.2022г. в 16 часов 00 минут по результатам проведенной в соответствии с решением от 07.02.2022г. № 14-н внеплановой документарной проверки соблюдения требований законодательства об охране объектов культурного наследия в отношении ООО «РСП «Стройдом», под управлением которого находится многоквартирный дом, являющийся объектом культурного наследия регионального значения «<адрес>», расположенный по адресу: <адрес>, состоящий на государственной охране на основании решения малого совета <адрес> Совета народных депутатов от 18.11.1992г. № 301 «О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры в Ростовской области». Комитетом составлен акт проверки от 24.02.2022г. №14. По результатам проведенного обследования должностными лицами комитета составлен протокол осмотра объекта культурного наследия, которым в помещениях подъездов объекта культурного наследия зафиксированы многочисленные трещины, участки отслоения штукатурного слоя, следы замачиваний на потолке и стенах. Комитетом в адрес ООО «РСП «Стройдом» направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 25.10.2021г. . Почтовый конверт с указанным предостережением вернулся в комитет 07.12.2021г. с пометкой об истечении срока хранения. В связи с изложенным комитетом принято решение о проведении внеплановой документарной проверки, в рамках которой ООО «РСП «Стройдом» предоставлена в том числе копия договора управления многоквартирным домом (объектом культурного наследия) от 01.06.2019г. Вместе с тем в выписке из ЕГРН от 23.11.2021г. №КУВИ-002/2021-153786867 на многоквартирный дом с кадастровым номером <данные изъяты> имеются сведения об отнесении многоквартирного дома по адресу: <адрес> к объектам культурного наследия. Таким образом, ООО «РСП «Стройдом» было известно о том, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, имеет статус объекта культурного наследия. Доказательств невозможности соблюдения ООО «РСП «Стройдом» договора и правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006г. № 491, в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые ООО «РСП «Стройдом» не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, не представлено. Учитывая состояние объекта культурного наследия, зафиксированное протоколом осмотра от 07.10.2021г. № 171-21, в отношении помещений подъездов объекта культурного наследия требуется принятие безотлагательных мер по сохранению вышеуказанного объекта в надлежащем состоянии. С момента принятия в управление многоквартирного дома, являющегося объектом культурного наследия, ООО РСП «Стройдом» не подавалось заявлений в комитет о выдаче разрешительной документации для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении директора ООО «РСП «Стройдом» ФИО1 протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.

Привлекаемое лицо ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте его проведения извещен надлежащим образом. Дело рассмотрено в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, в порядке ч.2 ст.25.1 КоАП РФ.

В судебном заседании защитник привлекаемого лица ФИО7, допущенная к участию в деле в порядке ст.25.5 КоАП РФ по ходатайству привлекаемого лица, пояснила, что привлекаемое лицо не признает вину, поддержала письменные возражения ФИО1 в отношении материалов дела об административном правонарушении, просила прекратить производству по делу, так как ООО РСП «Стройдом» принимало все меры по недопущению правонарушения. При этом были выполнены обязательные работы по содержанию и текущему ремонту в большем объеме, чем оплачено собственниками по установленному на общем собрании тарифу. Также пояснила, что собственники помещений данного жилого дома не принимали на общем собрании решений с планом работ по ремонту общего имущества с указанием источника их финансирования и не передавали их управляющей организации. Полагала, что так как многоквартирный дом состоит из коммунальных квартир, то бремя содержания общего имущества данных коммунальных квартир лежит непосредственно на собственниках жилых помещений данной коммунальной квартиры.

В судебном заседании допрошен свидетель ФИО3, сотрудник комитета, а именно, специалист-эксперт отдела по исполнению переданных полномочий РФ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов архитектурного наследия, который, будучи предупрежденный за дачу ложных показаний по ст.17.9 КоАП РФ, показал, что 07.10.2021г. он совместно с сотрудником комитета ОКН ФИО4 выехал на выездное обследование в <адрес> по итогу осмотра был составлен протокол осмотра №171-21 от 07.10.2021г., в котором зафиксировано наличие участков отслоения штукатурного слоя на стенах и потолках во внутренних помещениях. Нарушения были зафиксированы в помещениях подъездов объекта, а именно, многочисленные трещины, участки отслоения штукатурного слоя, следы замачивания на стенах.

Выслушав защитника привлекаемого лица, допросив свидетеля, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

Частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ), который гарантирует в Российской Федерации сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации и устанавливает государственную охрану объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Статьей 61 Федерального закона № 73-ФЗ установлено, что за нарушение Федерального закона № 73-ФЗ должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 473 Федерального закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в п. 11 ст. 476 Федерального закона № 73-ФЗ, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

При рассмотрении дела об административном правонарушении установлено, Комитетом по охране объектов культурного наследия Ростовской области 24.02.2022г. в 16 часов 00 минут по результатам проведенной в соответствии с решением от 07.02.2022г. № 14-н внеплановой документарной проверки соблюдения требований законодательства об охране объектов культурного наследия в отношении ООО «РСП «Стройдом», под управлением которого находится многоквартирный дом, являющийся объектом культурного наследия регионального значения «Дом Пылкова (бывшего градоначальника)», расположенный по адресу: <адрес> состоящий на государственной охране на основании решения малого совета Ростовского областного Совета народных депутатов от 18.11.1992г. № 301 «О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры в Ростовской области», составлен акт проверки от 24.02.2022 № 14, согласно которому установлено следующее.

В комитет поступило обращение ФИО5 по вопросу состояния внутренних помещений вышеуказанного общедомового имущества многоквартирного дома, являющегося объектом культурного наследия.

В соответствии с реестром лицензий Ростовской области, размещенным на официальном сайте Государственной жилищной инспекции Ростовской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.gzhi.donland.ru, объект культурного наследия находится под управлением общества ООО РСП «Стройдом». Данное обстоятельство в судебном заседании не отрицалось защитником привлекаемого лица.

На основании обращения ФИО5 комитетом проведено выездное обследование данного объекта культурного наследия.

По результатам проведенного обследования должностными лицами комитета составлен протокол осмотра объекта культурного наследия от 07.10.2021г. №171-21, которым в помещениях подъездов объекта культурного наследия зафиксированы многочисленные трещины, участки отслоения штукатурного слоя, следы замачиваний на потолке и стенах.

Комитетом на основании обращения ФИО5 и проведенного выездного обследования в адрес ООО «РСП «Стройдом» направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 25.10.2021г. .

Комитетом принято решение о проведении внеплановой документарной проверки, в рамках которой ООО «РСП «Стройдом» предоставлена в том числе копия договора управления многоквартирным домом (объектом культурного наследия) от 01.06.2019г.

В соответствии с п. 2.1 раздела 2 указанного договора цель договора – обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания собственника, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных и иных услуг собственнику, а также членам семьи собственника.

В соответствии с п. 2.2 раздела 2 данного договора состав общего имущества в многоквартирном доме, в отношении которого осуществляется управление, указан в приложении № 1 к настоящему договору.

Согласно п. 2.3 раздела 2 указанного договора собственник поручает, а управляющая организация (ООО «РСП «Стройдом») за вознаграждение принимает на себя обязательства по организации предоставления жилищно-коммунальных услуг в соответствии с федеральными и региональными нормативными актами, «Правилами и нормы технической эксплуатации жилого фонда» и «Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме» с перечнем и тарифами, определенными Региональной службой по тарифам Ростовской области, Администрацией г. Таганрога, выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно приложению № 1 договора в состав общего имущества включаются в том числе: межквартирные лестничные площадки, лестницы, коридоры.

В соответствии с п. 42 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Согласно выписке ЕГРН от 23.11.2021г. № КУВИ-002/2021-153786867 на многоквартирный дом с кадастровым номером 61:58:0001053:60 имеются сведения об отнесении многоквартирного дома по адресу: <адрес> к объектам культурного наследия.

Обязанность по надлежащему содержанию общего имущества действующим законодательством и договором возложена на ООО «РСП «Стройдом», привлеченное для осуществления деятельности по управлению домом, независимо от наличия у обслуживающего ООО «РСП «Стройдом» дома статуса объекта культурного наследия.

Согласно письму ООО «РСП «Стройдом» от 24.02.2022г. № 40 в соответствии с данными финансового отчета по состоянию лицевого счета многоквартирного <адрес> на 31.10.2021г. является отрицательным и составляет минус 56 525,28 руб. В соответствии с чем управляющая компания лишена возможности выполнять дополнительные работы. 21.02.2022г. в управляющую компанию поступил протокол общего собрания собственников о принятии решения о повышении тарифов по статьям «содержание общего имущества» и «ремонт общего имущества» с 01.02.2022г.

ООО «РСП «Стройдом» представлен указанный протокол голосования собственников помещений № 02, согласно которому 72,12% собственников согласны на увеличение тарифов по статьям «содержание общего имущества» и «ремонт общего имущества» с целью проведения ремонтных работ в объекте культурного наследия.

С момента принятия в управление многоквартирного дома, являющегося объектом культурного наследия, ООО РСП «Стройдом» не подавалось заявлений в комитет о выдаче разрешительной документации для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 31.03.2022г. № ЮЭ9965-22-74568827 директором ООО «РСП «Стройдом» является ФИО1.

Таким образом, директор ООО «РСП «Стройдом» ФИО1 не обеспечил выполнение указанных требований федерального законодательства об объектах культурного наследия.

Вина и факт несоблюдения директором ООО «РСП «Стройдом» ФИО1 требований Федерального закона от 25.06.2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» подтверждены собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении №2022-04-025 от 01.04.2022г., копией технического паспорта, копией письма комитета №51 от 24.02.2022г., копией письма комитета №48 от 24.02.2022г., копией договора от 01.06.2019г., копией лицензии, копией свидетельства о постановке на учет, копией протокола голосования собственников помещения МКД №2, копией протокола голосования собственников помещения МКД №1 от 23.05.019г., копией предостережения №61210976100001274773 от 25.10.2021г., протоколом осмотра объекта культурного наследия №171-21 от 07.10.2021г., фотоматериалами, показаниями свидетеля ФИО6, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Совокупность установленных судом фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Действия привлекаемого лица судья квалифицирует по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.

Довод жалобы о том, что в силу ч. 3 ст. 56.1 Федерального закона № 73-ФЗ в целях возложения на ООО «РСП «Стройдом» обязательств по выполнению охранного обязательства в отношении многоквартирного жилого дома необходимо принятие отдельного решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, является необоснованным, основанным на неверном толковании правовых норм, регулирующих правоотношения в области содержания объектов культурного наследия и реализации жилищных прав граждан, требующих системного подхода при их применении. В связи с этим данный довод подлежит отклонению.

В соответствии с ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

В силу ч. 3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

В соответствии с п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006г. № 491) в состав общего имущества в числе прочего включаются:

а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);

б) крыши;

в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);

г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).

Аналогичные требования по содержанию многоквартирного дома установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013г. № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения».

Таким образом, все действия по содержанию многоквартирного жилого дома-объекта культурного наследия представляют собой стандарты управления, обязательные к исполнению управляющей организацией, исполняющей функции по управлению многоквартирным домом.

В данном случае выявленные нарушения требований законодательства об охране объекта культурного наследия по адресу: <адрес>, являющегося многоквартирным домом, не выходят за рамки обязательств, составляющих обычные требования к управлению многоквартирным жилым домом и его содержанию.

Вопреки доводам жалобы, из материалов дела усматривается, что директором ООО «РСП «Стройдом» не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства об охране объектов культурного наследия.

Доводы жалобы о том, что представленные в материалы дела фотографии к протоколу осмотра объекта культурного наследия являются недопустимым доказательством по делу - судом отклоняются, поскольку согласно представленным фотографиям имеется возможность идентифицировать объект культурного наследия, расположенный по адресу: <адрес> Фотографии подтверждают описанные в протоколе осмотра №171-21 от 07.10.2021г. обстоятельства, в том числе наличие в подъезде отслоений штукатурного слоя, следы замачиваний на потолке и стенах. Протокол осмотра содержит сведения о наличии приложения: материалы фотофиксации на 3 листах, подписи должностных лиц, проводивших мероприятие и производивших фотофиксацию.

Учитывая все обстоятельства дела, характер совершенного правонарушения, степень его общественной опасности, сведения о личности правонарушителя, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, прихожу к выводу о возможности назначения привлекаемому лицу административного наказания в виде административного штрафа в минимальном размере и полагаю, что в данном случае цели административного наказания, предусмотренные ст.3.1 КоАП РФ, будут достигнуты.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать должностное лицо: ФИО1, <данные изъяты>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей.

Реквизиты для перечисления административного штрафа:

Единый казначейский счет: 40102810045370000002 Казначейский счет: 03100643000000019500, банк получателя: ОПЕРАЦИОННЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ БАНКА РОССИИ//Межрегиональное операционное УФК г. Москва, получатель: Межрегиональное операционное УФК (Министерство культуры Российской Федерации л/с 04951000540), БИК: 024501901, ИНН:7705851331, КПП: 770301001, ОКТМО: 45382000, КБК 054 116 01071 01 0013 140.

Разъяснить, что неуплата административного штрафа в течение 60-ти дней со дня вступления данного постановления в силу является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья В.В. Верещагина