Дело № 5-2705/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Нижний Новгород ДД.ММ.ГГГГ
Судья Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (<...>, каб. 125),
участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО2, представителя министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области - ФИО3
дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс), возбужденное в отношении:
акционерного общества «Нижегородский водоканал» (далее – АО «Нижегородский водоканал», Общество, Организация), ИНН №, КПП №, ОГРН №, дата государственной регистрации: ДД.ММ.ГГГГ, юридический адрес<адрес>
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ Нижегородский районный суд г. Н. Новгород поступили материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденного в отношении АО «Нижегородский водоканал».
При рассмотрении дела защитнику Общества ФИО2 разъяснены права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ, ст.51 Конституции РФ.
В судебном заседании защитник Общества ФИО2 вину признал, просил назначить наказание менее минимального размера административного штрафа.
Представитель министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области - ФИО3 в судебном заседании доводы протокола поддержал, просил назначить административное наказание в виде штрафа.
Изучив материалы дела, исследовав представленные суду доказательства в их совокупности, оценив их на предмет относимости, допустимости и достаточности для разрешения дела, судья приходит к следующим выводам.
Проверив обстоятельства возбуждения дела, полномочия лица, составившего протокол об административном правонарушении, порядок фиксации признаков административного правонарушения, сроки давности привлечения к административной ответственности, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Статья 8.39 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
По делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области в форме электронного письма поступило обращение гражданина, содержащие информацию о разливе сточных вод на территории памятника природы «Зеленый город» (географические координаты: №).
ДД.ММ.ГГГГ на основании планового рейдового задания № от ДД.ММ.ГГГГ проведен осмотр указанной территории. В ходе проведения планового (рейдового) осмотра территории памятника природы «Зеленый город» (географические координаты: №) установлено, что на данной территории расположен канализационный колодец (географические координаты колодца: №).
Данный колодец расположен на территории памятника природы «Зеленый город» около Санатория «Зеленый город», расположенного в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода в выделе 24 квартала 27 участкового лесничества «Зеленый Город» Нижегородского межрайонного лесничества.
Около канализационного колодца имеются следы разливов (сбросов) хозяйственно-бытовых сточных вод на почву, свидетельствующие о ранее происходившем сбросе сточных вод из данного колодца. Отмечается посторонний запах, характерный для канализации. На момент проведения осмотра сброс сточных вод из канализационного колодца не осуществлялся.
ДД.ММ.ГГГГ специалистами испытательной аналитической лаборатории ООО «Зиверт-Н» (уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц № РОСС ВО.0001.517382) отобрана проба почвы около канализационного колодца (объединенная проба №, глубина отбора 0-0,2 м, координаты отбора 56.162739 44.061935), а также отобрана фоновая проба почвы в лесном массиве (объединенная проба № (фоновая), глубина отбора 0-0,2 м, координаты отбора 56.163384 44.061775).
Согласно протокола химического анализа почвы от ДД.ММ.ГГГГ№, проведенного аналитической лабораторией ООО «Зиверт-Н» в пробе № установлены превышения требования СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по показателю: нитратов относительно фонового показателя (проба №):
- Нитрат-ион, мг/кг — 156,3+/-28,1 (фоновая - <2,0), а величина ПДК согласно СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 — 130,0.
Кроме того, в почве в месте разлива сточных вод (проба №), выявлены превышения относительно фонового показателя (проба №), следующих веществ:
- Аммоний обменный, мг/кг — 32,4+2,4 (фоновая - <1,0);
- Фосфат-ион, мг/кг — 68+/-17 (фоновая - <25);
- АПАВ, мг/кг - 6,3+/-1,4 (фоновая - <0,2);
- Нефтепродукты, мг/кг — 78+/-20 (фоновая - <25);
- Хлорид-ион, мг/кг — 4,1+/-0,3 (фоновая - <0,5) ммоль/100 г почвы.
В соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области от 23.03.2006 г. № 191-р «Об утверждении площади, границ и паспорта памятника природы регионального значения «Зеленый город», объект «Зеленый город» объявлен памятником природы регионального значения и является особо охраняемой природной территорией регионального значения.
Адрес (местонахождение): Нижегородская область, городской округ г. Нижний Новгород и Кстовский район. Площадь памятника природы 4362,10 га, в том числе: в границах городского округа г. Нижнего Новгорода - 3166,56 га, в границах Кстовского района - 1195,54.
Расположен на землях участкового лесничества «Зеленый Город» Нижегородского межрайонного лесничества, в том числе:
- в границах городского округа г. Нижнего Новгорода - территории кварталов 1, 3, 5, 8, 11, 13 - 20, 23 - 32, 36 - 41 и части территории кварталов 2, 4, 6, 7, 9, 10, 12, 21, 33;
- в границах Кстовского района - территории кварталов 22, 34, 35, 42 - 53 и части территории кварталов 9, 10, 21, 33.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон № 33-ФЗ), особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.
В соответствии с п.п. «д» п. 2 ст. 2 Закона № 33-ФЗ памятники природы являются особо охраняемыми природными территориями.
Статьёй 25 Закона № 33-ФЗ определено, что памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения.
В соответствии с Паспортом на памятник природы регионального значения «Зеленый город», утвержденным распоряжением Правительства Нижегородской области от 23.03.2006 г. № 191-р, на территории памятника природы запрещаются следующие виды деятельности, влекущие за собой нарушение сохранности памятника природы:
- деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятника природы.
Частью 1 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историкокультурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
В соответствии с ч. 2 ст. 59 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее -. Закон №-7 ФЗ) запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историкокультурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
Пунктом 1 статьи 27 Закона № 33-ФЗ определено, что на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области по факту загрязнения территории памятника природы регионального (областного) значения «Зеленый город» сточными водами в отношении неустановленного лица вынесено определение № о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по признакам административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ.
В ходе проведения административного расследования ДД.ММ.ГГГГ в качестве свидетеля опрошен гражданин ФИО4, которые пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ примерно в 16 часов 00 минут находясь на территории памятника природы «Зеленый город» увидел, что канализационный колодец, расположенный в месте с географическими координатами №, переполнен. Из данного канализационного колодца происходит разлив на почву воды мутного цвета. характерного для хозяйственно-бытовых сточных вод, и отмечается посторонний запах, характерный для канализации. В этот же день направил обращение в адрес Правительства Нижегородской области.
Согласно информации, полученной в ходе проведения административного расследования от администрации Нижегородского района г. Н. Новгорода (письмо от ДД.ММ.ГГГГ№), канализационный колодец (географические координаты колодца: №), расположенный на территории памятника природы «Зеленый город» около Санатория «Зеленый город», расположенного в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода в выделе 24 квартала 27 участкового лесничества «Зеленый Город» Нижегородского межрайонного лесничества передан на обслуживание в ресурсоснабжающую организацию — АО «Нижегородский водоканал». Аварийная ситуация, возникшая ДД.ММ.ГГГГ устранена силами сотрудников АО «Нижегородский водоканал».
ДД.ММ.ГГГГ в целях установления собственника канализационной сети и канализационного колодца, расположенного на территории памятника природы «Зеленый город» в выделе 24 квартала 27 участкового лесничества «Зеленый Город» Нижегородского межрайонного лесничества, географические координаты №, проведен осмотр указанной территории в присутствии представителя АО «Нижегородский водоканал» - ФИО5, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проведения осмотра представитель АО «Нижегородский водоканал» - ФИО5 подтвердил, что канализационный колодец, расположенный на территории памятника природы «Зеленый город» в выделе 24 квартала 27 участкового лесничества «Зеленый Город» Нижегородского межрайонного лесничества, географические координаты № находится на балансе и обслуживании АО «Нижегородский водоканал». На момент осмотра колодец исправен. Согласно информации АО «Нижегородский водоканал» (письмо от ДД.ММ.ГГГГ№) канализационные сети и канализационные колодец на территории памятника природы «Зеленый город» по указанным выше координатам, находятся в муниципальной собственности и переданы на обслуживание на основании концессионного соглашения в эксплуатацию АО «Нижегородский водоканал». ДД.ММ.ГГГГ в АО «Нижегородский водоканал» поступила заявка на излив сточных из канализационного колодца, расположенного на территории памятника природы «Зеленый город». Причиной возникновения аварийной ситуации, является наличие посторонних предметов в канализационном коллекторе. Аварийная ситуация ликвидирована силами АО «Нижегородский водоканал».
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ основным видом — деятельности АО «Нижегородский водоканал» является забор, очистка и распределение воды. Дополнительный вид деятельности сбор и обработка сточных вод.
Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ№ АО «Нижегородский водоканал» определено гарантирующей организацией централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории города Нижнего Новгорода.
Статьёй 34 Закона № 7-ФЗ установлено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
В силу п. 1 ст. 39 Закона № 7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, ненадлежащая эксплуатация канализационной сети, в результате которой произошел разлив сточных вод на территории памятника природы «Зеленый город», нарушает установленный распоряжением Правительства Нижегородской области от 23.03.2006 г. № 191-р «Об утверждении площади, границ и паспорта памятника природы регионального значения «Зеленый город» режим и может привести к деградации территории памятника природы.
На основании вышеизложенного АО «Нижегородский водоканал» не были приняты своевременные меры по недопущению нарушения требований природоохранного законодательства при эксплуатации канализационной сети, что привело к растеканию неочищенных хозяйственнобытовых сточных вод из канализационного колодца по территории памятника природы «Зеленый город» и нарушению установленного режима на территории памятника природа «Зеленый город».
Таким образом, установлено, что АО «Нижегородский водоканал» совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.39 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства правонарушения установлены на основании исследованных в судебном заседании доказательств: протокола об административном правонарушении, акта осмотра, выписки из ЕГРЮЛ.
Названные доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса, на предмет достоверности и допустимости и вместе признаны достаточными для установления события административного правонарушения и вины АО «Нижегородский водоканал» в его совершении.
Находя доказанной вину лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судья руководствуется положениями части 1 статьи 2.1 Кодекса и квалифицирует содеянное как нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах, то есть административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.39 Кодекса.
При назначении административного наказания суд учитывает конкретные обстоятельства дела, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, а также положения ст.3.1 КоАП РФ, согласно которым административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно частям 3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
С учетом установленных по делу обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, принимая во внимание имущественное и финансовое положение юридического лица, которые суд находит исключительными, отсутствия смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, суд полагает возможным назначить АО «Нижегородский водоканал» наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей, то есть менее минимального размера административного штрафа, предусмотренном санкцией ст. 8.39 КоАП РФ.
Исключительных оснований для признания совершенного заявителем административного правонарушения малозначительным суд не усматривает в силу следующих обстоятельств.
В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Квалификация правонарушения в качестве малозначительного, может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Применения малозначительности и устного замечания по данному делу судом не усматривается.
Руководствуясь статьями 29.7, 29.10 Кодекса, судья
ПОСТАНОВИЛ:
АО «Нижегородский водоканал» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.
Административный штраф подлежит уплате по реквизитам:
Получатель: УФК по Нижегородской области (министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области, лиц.счет 04322039630)
ИНН <***> / КШТ 526001001
Банк получателя: Волго-Вятское ГУ Банка России//УФК по Нижегородской области г. Нижний Новгород
БИК банка: 012202102
Единый казначейский счет: 40102810745370000024
Казначейский счет: 03100643000000013200
ОКТМО 22701000
ОГРН <***>, ОКПО 00074949, ОКОГУ 2300228, ОКФС 13
КБК 071 1 16 01082 01 9000 140 - административные штрафы, установленные Главой 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, налагаемые должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, учреждениями субъектов Российской Федерации (иные штрафы)
Подтверждение оплаты штрафа предоставить в Нижегородский районный суд г. Н. Новгород
В случае неуплаты в шестидесятидневный срок со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу штраф подлежит принудительному взысканию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Кроме того, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, в соответствии с ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | ||
Судья | ФИО1 |