ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-271(1 от 07.04.2021 Ртищевского районного суда (Саратовская область)

Дело № 5-271(1)/2021

64RS0030-01-2021-000319-09

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

07 апреля 2021 года г. Ртищево Саратовской области

Судья Ртищевского районного суда Саратовской области Шаронова Е.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Спициной Т.В.,
с участием директора муниципального автономного учреждения «Спортивная школа г. Ртищево Саратовской области» Сащенкова В.А.,

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденного в отношении муниципального автономного учреждения «Спортивная школа г. Ртищево Саратовской области»,

установил:

согласно протоколу об административном правонарушении от 09.02.2021 № 3085043, составленному специалистом-экспертом ОВМ МО МВД России «Ртищевский» Саратовской области Саломатиной С.В., муниципальное автономное учреждение «Спортивная школа г. Ртищево Саратовской области» в лице директора Сащенкова В.А. направило в УВМ ГУ МВД России по Саратовской области почтовым отправлением уведомление о расторжении 31.08.2020 трудового договора с лицом без гражданства ФИО1 с нарушением установленного срока и по форме, установленной Приказом ФМС России от 28.06.2010 № 147 "О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации" (далее также Приказ ФМС России от 28.06.2010 № 147), утратившим силу.

В судебном заседании директор муниципального автономного учреждения «Спортивная школа г. Ртищево Саратовской области» Сащенков В.А. вину в совершении административного правонарушения признал, просил прекратить производство по делу ввиду малозначительности совершенного правонарушения.

Выслушав законного представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также КоАП РФ) задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу части 3 статьи 18.15 КоАП РФ неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Согласно примечанию к статье 18.15 КоАП РФ в целях данной статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее также Федеральный закон о правовом положении иностранных граждан).

В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона о правовом положении иностранных граждан работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Форма и порядок представления уведомлений на момент совершения административного правонарушения были утверждены Приказом МВД России от 04.06.2019 № 363 "Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядков уведомления министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации" (далее также Приказ МВД России от 04.06.2019 № 363), который начал действовать с 09.09.2019.

Пунктом 1.14 Приказа МВД России от 04.06.2019 № 363 утверждена форма уведомления о прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства) (приложение № 14), а пункт 1.15 предусматривает порядок представления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами (лицами без гражданства) (приложение № 15).

Таким образом, объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, образуют, в том числе, действия работодателя по направлению вышеуказанного уведомления по форме, которая не соответствует форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции на момент возникновения обязанности о направлении такого уведомления.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 09.02.2021 № 3085043 (л.д. 3); рапортом начальника УВМ ГУ МВД России по Саратовской области от 16.12.2020 (л.д. 6); копией уведомления о прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином или лицом без гражданства (л.д. 7-8); копией трудового договора с лицом без гражданства ФИО1 от 16.01.2020 № 334 (л.д. 61-63), копией записки – расчета от 26.08.2020 (л.д. 64) и иными материалами дела, которые соответствуют требованиям относимости, допустимости и достаточности.

Факт направления МАУ "Спортивная школа г. Ртищево Саратовской области" уведомления о расторжении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином или лицом без гражданства в редакции Приказа ФМС России от 28.06.2010 № 147, утратившим силу с 19.04.2018, ранее даты прекращения трудовых отношений с лицом без гражданства ФИО1 объективно подтвержден совокупностью перечисленных выше доказательств и не оспаривался в ходе производства по делу.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, тогда как материалы настоящего дела не содержат доказательств, подтверждающих, что МАУ "Спортивная школа г. Ртищево Саратовской области" приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пункта 8 статьи 13 Федерального закона о правовом положении иностранных граждан, при этом возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у учреждения имелась, что свидетельствует о его вине.

Таким образом, действия юридического лица, не исполнившего надлежащим образом возложенные на него законом обязанности, имевшего возможность для соблюдения требований миграционного законодательства, но не принявшего всех зависящих от него мер по его соблюдению, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ.

На основании статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом законом не установлены конкретные условия и обстоятельства, при которых суд может признать совершенное административное правонарушение малозначительным.

Верховным Судом Российской Федерации в этом случае разъяснено, что судье при принятии решения о прекращении производства по делу по статье 2.9 КоАП РФ следует руководствоваться тем, что некоторые административные правонарушения не могут быть признаны малозначительными с учетом признаков объективной стороны, которые существенно нарушают охраняемые законом интересы.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 15.04.2008 № 248-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Птицефабрика "Сибирская губерния" на нарушение конституционных прав и свобод статьей 2.9 и частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", из статьи 2.9 КоАП РФ, рассматриваемой с учетом смысла, придаваемого ей сложившейся правоприменительной практикой, следует, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного суды должны исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Материалами дела об административном правонарушении подтверждено, что МАУ "Спортивная школа г. Ртищево Саратовской области" направило уведомление о расторжении трудового договора по форме, установленной недействующим нормативным актом ФМС РФ, ранее даты прекращения трудовых отношений с лицом без гражданства ФИО1, а именно 27.08.2020, после издания приказа от 26.08.2020 № 40, в соответствии с которым трудовой договор с лицом без гражданства расторгнут 31.08.2020.

Из объяснения директора МАУ "Спортивная школа г. Ртищево Саратовской области" Сащенкова В.А. следует, что уведомление о расторжении трудового договора было направлено исполняющим обязанности директора Сивохиным И.И., который ошибочно посчитал начало установленного трехдневного срока направления уведомления с даты издания приказа о расторжении трудового договора с лицом без гражданства ФИО1, а не с даты прекращения (расторжения) трудового договора от 16.01.2020 № 334 (л.д. 85).

В результате анализа содержания формы уведомления о расторжении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином или лицом без гражданства, утвержденной Приказом ФМС России от 28.06.2010 № 147 и формы уведомления, утвержденной Приказом МВД России от 04.06.2019 № 363 установлено, что каких либо существенных изменений в форму уведомления внесено не было.

Само по себе указание административного органа на факт направления уведомления о расторжении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином или лицом без гражданства по форме, утвержденной Приказом ФМС России от 28.06.2010 № 147, утратившим силу с 19.04.2018 без приведения сведений о том, что именно не было указано из предусмотренного формой уведомления, утвержденной Приказом МВД России от 04.06.2019 № 363, не позволяет оценить степень угрозы охраняемым общественным отношениям.

При установленных обстоятельствах прихожу к выводу о том, что в данном случае выявленные в действиях МАУ "Спортивная школа г. Ртищево Саратовской области" нарушения норм миграционного законодательства не свидетельствуют о пренебрежительном отношении юридического лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, а также о существенном нарушении охраняемых общественных правоотношений.

МАУ "Спортивная школа г. Ртищево Саратовской области" ранее к административной ответственности не привлекалось.

Согласно Уставу учреждение реализует программы спортивной подготовки, разработанные на основе федеральных спортивных стандартов спортивной подготовки и представляет услуги юридическим и физическим лицам в целях реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации и Саратовской области полномочий в сфере физической культуры и спорта и является некоммерческой организацией, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств бюджета Ртищевского муниципального образования в соответствии с муниципальным заданием на основе плана финансово -хозяйственной деятельности (л.д. 31-58).

При этом нельзя не учесть, что сфера деятельности МАУ "Спортивная школа г. Ртищево Саратовской области" (деятельность спортивных объектов код ОКВЭД 93.11) включена в перечень отраслей Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" и в создавшихся условиях назначение некоммерческой организации МАУ "Спортивная школа г. Ртищево Саратовской области", финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств бюджета Ртищевского муниципального образования, административного наказания в виде административного штрафа либо административного приостановления деятельности может свидетельствовать об избыточном государственном принуждении, необеспечении баланса основных прав юридического лица и принципов справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.

Деяние МАУ "Спортивная школа г. Ртищево Саратовской области" формально содержит признаки состава административного правонарушения, но, принимая во внимание характер и степень тяжести совершенного правонарушения, обстоятельства его совершения, отсутствие каких-либо негативных последствий и существенного вреда охраняемым общественным отношениям, учитывая, что указанное юридическое лицо является некоммерческой организацией, финансируемой из муниципального бюджета, сферу его деятельности, включенную в перечень отраслей Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, принимая во внимание, что юридическое лицо полностью признало свою вину, по делу отсутствуют обстоятельства, отягчающие ответственность юридического лица, ранее оно к административной ответственности не привлекалось, прихожу к выводу о необходимости применения по данному делу статьи 2.9 КоАП РФ и прекращения производства по делу за малозначительностью совершенного правонарушения с объявлением МАУ "Спортивная школа г. Ртищево Саратовской области" устного замечания.

Руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 КоАП РФ,

постановил:

производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденного в отношении муниципального автономного учреждения «Спортивная школа г. Ртищево Саратовской области» прекратить на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано и (или) опротестовано прокурором в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Саратовский областной суд непосредственно или через Ртищевский районный суд Саратовской области.

Адрес Ртищевского районного суда Саратовской области:

412030, Саратовская область, г. Ртищево, ул. Железнодорожная, д. 84 А, телефон: (84540) 43358, (84554) 21439, E-mail: rtishevsarsud@san.ru, rtishevsky.sar@sudrf.ru, официальный сайт: http://rtishevsky.sar.sudrf.ru.

Судья подпись