ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2710/2021 от 25.11.2021 Калининского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело №5-2710/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

25 ноября 2021

город Уфа

Судья Калининского районного суда г.Уфы Тухбатуллина Л.Х., рассмотрев материал об административном правонарушении в отношении ПАО «ОДК-УМПО», привлеченного по ч. 2 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

В Калининский районный суд г. Уфы поступил материал об административном правонарушении в отношении ПАО «ОДК-УМПО», по ч. 2 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При проведении плановой проверки главным государственным инспектором отдела контроля (надзора) за использованием и обращением драгоценных металлов, драгоценных камней № 2 МРУ Пробирной палаты России по ПФО, выявлены нарушения требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризму».

Так в ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 16:40 часов по адресу: 460076, <адрес>, кабинет 5, в результате проведенной работниками МРУ Пробирной палаты России по ПФО плановой документарной проверки (акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ), были выявлены нарушения обязательных требований в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, установленные Федеральным законом 115-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и принятыми на его основе нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и Федеральной службы по финансовому мониторингу.

Ответственным за выполнение обязательных требований, является юридическое лицо - ПАО «ОДК-УМПО».

В ходе проведенной проверки установлено, что Обществом не обеспечивается соблюдение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Определением МРУ Пробирной палаты России по ПФО от 14.10.2021г., протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленный в отношении юридического лица - ПАО «ОДК-УМПО», зарегистрированного по адресу: 450039, <адрес>, и другие материалы дела об административном правонарушении, переданы на рассмотрение в Калининский районный суд <адрес> Республики Башкортостан.

Определением Калининского районного суда г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ. материал об административном правонарушении в отношении ПАО «ОДК- УМПО», привлеченного по ч. 2 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принято к производству и возбуждено административное дело в суде первой инстанции.

В ходе судебного заседания представитель МРУ Пробирной палаты России по ПФОКаримов А.Т. пояснил, что в ходе проводимой проверки ПАО «ОДК- УМПО»выявлено, что у Общества отсутствует зарегистрированный личный кабинет на сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети,не разработаны правила внутреннего контроля, не издан приказ об утверждении перечня сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, управляющийдиректор и главный бухгалтер (специальное должностное лицо — ответственное за реализацию правил внутреннего контроля) не прошли однократное обучение в форме целевого инструктажа, Общество в установленные сроки (не реже чем один в три месяца), не осуществляло проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применятьсямеры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и не информировало о результатах таких проверок уполномоченный орган, Обществомне назначено специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля,Общество документально не зафиксировало и не представило в уполномоченный орган не позднее трёх рабочих дней, следующих за днём совершения операции, сведения о 3 (трех) операциях с иным имуществом, подлежащих обязательномуконтролю:

ПAO «OДК-YMПO»,в рамках договора купли-продажи лома и отходов, содержащих драгоценные металлы №<данные изъяты>A от ДД.ММ.ГГГГ, отгрузил Акционерному обществу «Национальный Экологический Оператор» (далее по тексту — AO «НЭО›) лом и отходы, содержащие драгоценные металлы.

Факт отгрузки партий лома и отходов, содержащих драгоценные металлы ПAO «ОДК-УМПО» (продавцом) покупателю (AO «НЭО») в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждаются товарными накладными:

- № S58600108/0010/47 от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 3 242 842 рублей 18 копеек

- № S58600l08/0010/9 от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 2 587 580 рублей 80 копеек;

- № S58600108/0010/9-1 от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 931 686 рублей 94 копеек.

Также, факты отгрузок подтверждаются приёмными актами партий лома и отходов драгоценных металлов: от ДД.ММ.ГГГГ (золото, серебро, платина, палладий), от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, Общество документально не зафиксировало и не представилов уполномоченный орган не позднее трёх рабочих дней, следующих за днём совершения операции, сведения о 3 (тpex) операциях с денежными средствами, подлежащих обязательному контролю, совершенных его клиентом:

АО «НЭО», в рамках договора купли-продажи лома и отходов, содержащих драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий) № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, производили оплаты.

Факты оплат (перечисление денежных средств) AO «НЭО» (покупателем) ПAO «OДK-УMПO» (продавцу) с 01. 09.2020 по ДД.ММ.ГГГГ. подтверждаются счетами:

- от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 3 242 842 рубля 18 копеек;

- от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 2 587 580 рублей 80 копеек;

- от 01,09.2020 на сумму 931 686 рублей 94 копеек.

По результатам проведенной проверки ПAO «OДK-УMПO»составлен протокол об административном правонарушении по с.15.27 ч.2КоАП РФ. В отношении юридического лица — ПAO «ОДК-УMПO»

В ходе судебного заседания представитель ПAO «ОДК-УMПO» Цветков В.С. пояснил, что Общество не является субъектом контроля, поскольку не осуществляет оборот драгоценных металлов и драгоценных камней, а также продажу ювелирных изделий и лома таких изделий, в силу чего обязанности по разработке правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, назначению специального должностного лица, ответственного за их реализацию, проведению обучения и утверждению перечня сотрудников обязанных проходить подготовку и обучение у Общества не возникает, что в свою очередь указывает на отсутствие объективной стороны вменяемого правонарушения. Кроме того, просит суд признать совершенное ПAO «ОДК-УMПO» правонарушение малозначительным.

Суд выслушав участников процесса и исследовав материалы административного дела, пришел к выводу, что в действиях ПAO «ОДК-УMПO» усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.27 ч.2 КоАП РФ.

Согласно материалам дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 16:40 часов по адресу: 460076, <адрес>, кабинет 5, в результате проведенной работниками МРУ Пробирной палаты России по ПФО плановой документарной проверки (акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ), были выявлены нарушения обязательных требований в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, установленные Федеральным законом 115-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и принятыми на его основе нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и Федеральной службы по финансовому мониторингу.

В соответствии с ст. 3 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ «О противодействиилегализации(отмыванию)доходов,полученныхпреступныхпутем,ифинансирования терроризма» (далее - Федерального закона №115-ФЗ), личный кабинет — это информационный ресурс, который размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), обеспечивает электронное взаимодействие его пользователей с уполномоченным органом и ведение которого осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом. Уполномоченным органом также устанавливается порядок доступа к личному кабинету и его использования.

В соответствии с абз. 2 п. 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ, Порядок определенияидоведениядо сведенияорганизаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 20 Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведений организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей утвержденных Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ (далее — Правил определения перечня) Информация о включении в перечень или об исключении из перечня организаций и (или) физических о внесении корректировок в содержащиеся в перечне сведения об организациях и (или) о физических лицах вместе с актуальной информацией об организациях и о физических лицах, включенных в перечень, в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения, предусмотренного абзацем первым пункта 15 и пунктами 16 и 17 настоящих Правил, размещается на официальном сайте.

В соответствии с пунктом 21 Правил определенияперечня, доведение информации, предусмотренной пунктом 20, до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей осуществляется путем обеспечения доступа этих организаций и индивидуальных предпринимателей к такой информации через их личные кабинеты на официальном сайте.

В судебном заседании установлено, и представителем ПАО «ОДК-УМПО» не оспаривалось, что у Общества отсутствует зарегистрированный личный кабинет на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Статьей 5 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны принимать меры, направленные на противодействие легализации(отмыванию)доходов,полученныхпреступнымпутем,и финансированию терроризма.

Согласно статьи 4 Федерального закона № 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма, в том числе, относятся организация и осуществление внутреннего контроля.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 115-ФЗ:

внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;

организациявнутреннегоконтроля – совокупностьпринимаемыхорганизациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных правил внутреннего контроля.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 1 І5-ФЗ Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований,утверждаемыхПравительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Требования к ПBK), Правила внутреннего контроля разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Представителем ПАО «ОДК-УМПО» не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих разработку правил внутреннего контроля в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступнымн финансированию терроризма

Согласно требованиям к подготовке и обучению кадров организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма, в том числе формы, программы, периодичность и сроки подготовки и обучения, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 утверждено Положение по требованиям к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов (далее –Положение об обучении).

В соответствии с пунктом 2 Положения об обучении, руководитель организации утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию)доходов, полученных преступнымпутем,и финансированию терроризма.

В соответствии с пунктом 3 Положения об обучении, в перечень, предусмотренный пунктом 2 Положения об обучении, организацией включается в том числе, специальное должностное лицо организации (филиала), ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействие легализации(отмыванию)доходов,полученных преступныхпутем,и финансированию терроризма и программ его осуществления).

Представителем ПАО «ОДК-УМПО» каких-либо доказательств в опровержение материалов проверки не представлено, не оспорено отсутствие Приказа об утверждении перечня сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 № 203 утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов (далее - Положение об обучении).

В соответствии с пунктом 6 Положения об обучении, обучение проводится в следующих формах:

а) вводный инструктаж;

б) дополнительный инструктаж;

в) целевой инструктаж (получение работниками организаций базовых знаний, необходимых для соблюдения ими законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

г) повышение уровня знаний в сфере противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии с пунктом 8 Положения об обучении дополнительный инструктаж проводится специальным должностным лицом не реже одного раза в год либо в следующих случаях: при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, при утверждении организацией новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов полученныхпреступнымпутем, и финансированию терроризмаи программ его осуществления.

Судом установлено, что в период проведение проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Обществом не проводились дополнительные инструктажи при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (изменения вФедеральныйзакон №115-ФЗвносилисьследующими федеральными законами:от11.06.2021 № 165-ФЗ(вступилвсилуДД.ММ.ГГГГ),от ДД.ММ.ГГГГ №233-ФЗ (вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ), от ДД.ММ.ГГГГ № 266-ФЗ (вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ), от ДД.ММ.ГГГГ № 355-ФЗ (вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ).

Так же, изменение вносилось в Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с пунктом 10 Положения об обучении лицо, планирующее осуществлять специального должностного лица, проходит однократно обучение в форме целевого инструктажа до начала осуществления таких функций. Кроме того, однократное обучение в форме целевого инструктажа также должны пройти руководитель организации (филиала), главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала) (при наличии должности в штате организации) либо сотрудникосуществляющийворганизациифункцииповедению бухгалтерскогоучета, руководитель юридического подразделения либо юрист организации (при наличии должности в штате организации).

Представителем ПАО «ОДК-УМПО» не представлено каких-либо доказательств, подтверждающихпрохождение однократного обучения в форме целевого инструктажа управляющим директором и главным бухгалтером (специальным должностным лицом — ответственным за реализацию правил внутреннего контроля)

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ организация обязана не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц,в отношениикоторыхпримененылибодолжны применятьсямеры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 №209 утверждено Положение о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям (далее - Положение о представлении информации)

Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22.04.2015 № 110 утверждена Инструкция о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Инструкция).

Информация о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингувтечение5рабочихдней,следующихзаднемокончания соответствующей проверки (подпункт «г» пункта 4 Положения о представлении информации, пункт 7.1 Инструкции).

В судебном заседании установлено, и представителем ПАО «ОДК-УМПО» не оспаривалось, что Общество, в нарушение указанного подпункта, в установленные сроки (не реже чем один раз в три месяца), не осуществляло проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и не информировало о результатах таких проверок уполномоченный орган.

Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22.11.2018 № 366 утверждены Требования кидентификацииклиентов,представителейклиента,выгодоприобретателейи бенефициарныхвладельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - Требования).

В соответствии с пунктов 1 Требования устанавливают правила идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, и подлежат применению, организациями, осуществляющими скупку, куплю-продажудрагоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

В соответствии с разделом 2 Требований к идентификации организации и индивидуальные предприниматели: при идентификации представителей клиента устанавливают сведения, указанные в приложении №1 и приложении №2 к настоящим требованиям; в случае, если не располагают информацией оналичиивыгодоприобретателей доприеманаобслуживаниеклиента,то организациям и индивидуальным предпринимателям необходимо принять меры по идентификации выгодоприобретателей до проведения операции (сделки); обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев; при идентификации бенефициарных владельцев устанавливают сведения, увязанные в приложении №1; устанавливают и проверяют достоверность сведений о бенефициарном владельце (бенефицарных владельцах) как представленных клиентом (представителем клиента), так и полученных по результатам анализа совокупности имеющихся у организации и индивидуального предпринимателя документов и (или) информации; в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателябенефициарноговладельца; обязаны проверитьналичие или отсутствие сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, распространению оружия массового уничтожения; обязаны принимать меры по выявлению среди своих клиентов, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счетав банке, зарегистрированном в указанномгосударстве (на указанной территории).

Согласно изученным материалам дела, Обществом не проводятся следующие мероприятия: не принимает обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев; не устанавливает сведения до приема на обслуживание выгодоприобретателей; не проверяет наличие или отсутствие сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, распространению оружия массового уничтожения; не применяет мерыповыявлению среди своих клиентов, находящихсяна обслуживании илипринимаемыхнаобслуживание, лиц,имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);не оценивают и не присваивают клиенту степень (уровень) риска на основании программы оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, включеннойвправилавнутреннегоконтролявцелях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

В соответствиис пунктом 2 статьи 7 Федеральногозакона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации(отмывания)доходов,полученных преступнымпутем, и финансирования терроризма назначать специальных должностных лиц, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля.

В судебном заседании установлено, и подтверждается материалами дела, что Обществомне назначено специальноелицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля.

В соответствии с пунктом 17 Положения об обучении, организация ведет учет прохождения ее сотрудниками обучения.

В соответствии с пунктом 19 Положения об обучении, факт проведения с сотрудником организации инструктажа (за исключением целевого инструктажа) и ознакомления с нормативными правовыми и иными актами Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов,полученныхпреступныхпутем,ифинансированиютерроризмаи внутренними документами организации, принятыми в целях организации внутреннего контроля, должен быть подтвержден его собственноручной подписью в документе, форму и содержание которого организация устанавливает самостоятельно.

В материалах дела отсутствует документы, подтверждающие факт проведения инструктажа и ознакомления с нормативными правовыми актами сотрудников Общества, представителем ПАО «ОДК-УМПО» иных доказательств представлено не было.

Статьей 3 Федерального закона установлено, что операциями с денежными средствами или иным имуществом признаются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.

В соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в рамках одной сделки по купле-продаже (договора купли-продажи и его разновидности, договора поставки) стороны совершают операции с денежными средствами и имуществом (передача товара единовременно либо партиями и оплата товара в рамках договора за каждую партию), и каждое совершаемое стороной действие в рамках сделки направлено на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.

Необходимость (обязанность) по направлению сведений об операциях с иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, в уполномоченный орган, закреплена в подпункте 4 пункта 1 статьи 7Федеральногозакона№115-ФЗ,такжевинформационномписьме№50Росфинмониторинга.

В соответствии с подп. 4 пункта 1 ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ к операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, относится скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирные изделий из них и лома таких изделий.

В соответствии с подпунктом а пункта 1.4 Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом утвержденной Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу № 110 от ДД.ММ.ГГГГ, Организации и индивидуальные предприниматели представляют в том числе информацию об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ, операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих, зачисление или перевод на счет денежных средств.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны, документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующий за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.

Судом установлено, что в нарушение указанных требований Общество документально не зафиксировало и не представило в уполномоченный орган не позднее трёх рабочих дней, следующих за днём совершения операции, сведения о 3 (трех) операциях с иным имуществом, подлежащих обязательному контролю:

ПAO «OДК-УМПO»,в рамках договора купли-продажи лома и отходов, содержащих металлы № <данные изъяты>A от ДД.ММ.ГГГГ, отгрузил Акционерному обществу «Национальный Экологический Оператор» (далее по тексту - AO«НЭО») лом и отходы, содержащие драгоценные металлы.

Факт отгрузки партий лома и отходов, содержащих драгоценные металлы ПAO «ОДК-УМПО» (продавцом) покупателю (AO «НЭО») в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждаются товарными накладными:

- № S58600108/0010/47 от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 3 242 842 рублей 18 копеек;

- № S58600l08/0010/9 от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 2 587 580 рублей 80 копеек;

- № S58600108/0010/9-1 от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 931 686 рублей 94 копеек.

Также, факты отгрузок подтверждаются приёмными актами партий лома и отходов драгоценных металлов: от ДД.ММ.ГГГГ (золото, серебро, платина, палладий), от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Обществом, в рамках указанных договоров, совершены 3 поставки партий лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, т е. произведены операции с имуществом.

Кроме того, Обществом документально не зафиксировало и не представило в уполномоченный орган не позднее трёх рабочих дней, следующих за днём совершения операции, сведения о 3 (тpex) операциях с денежными средствами, подлежащих обязательному контролю, совершаемых его клиентом:

AO «НЭО», в рамках договора купли-продажи лома и отходов, содержащих драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий) № PT/012-А от ДД.ММ.ГГГГ, производили оплаты.

Факты оплат (перечисление денежных средств) AO «НЭО» (покупателем) ПAO «OДK-УМПO» (продавцу) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подтверждаются счетами:

- от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 3 242 842 рубля 18 копеек;

- от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 2 587 580 рублей 80 копеек;

- N. 30200513 от 01,09.2020 на сумму 931 686 рублей 94 копеек.

Обществу, в рамках указанного договора, 3 раза были перечислены денежные средства, т.е. произведеныоперациисденежными средствами,подлежащиеобязательномуконтролю, совершаемые его клиентом.

Таким образом, факт правонарушения и вина ПАО «ОДК-УМПО» в его совершении подтверждаются: протоколом об административном правонарушении 02- от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, предписанием об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ, а также иными материалами дела.

Учитывая изложенное, в действиях (бездействии) юридического лица — ПAO «ОДК-УМПО»

Оценив вышеуказанные доказательства, суд приходит к выводу о том, чтоПAO «ОДК-УМПО»нарушены требования подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, а именно Общество своевременно не представило в уполномоченный орган сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю,что образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ.

В соответствии с п.2 ст. 15.27. КоАП РФ, действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

В силу положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По смыслу приведенной нормы, при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

При этом, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ПАО «ОДК-УМПО» приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность, что указывает на его вину.

Доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим от него причинам Обществом не представлено.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ в Постановлении от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

С учетом конкретных обстоятельств дела, наличия смягчающих административную ответственность обстоятельств – совершения указанного правонарушения впервые, устранения нарушений, суд расценивает совершенное ПАО «ОДК-УМПО» административное правонарушение как малозначительное.

На основании ст. 2.9 КоАП РФ суд приходит к выводу о возможности освобождения ПАО «ОДК-УМПО» от административной ответственности и ограничения устным замечанием.

На основании изложено, руководствуясь ст. 29.10. КоАП РФ, судья

постановил:

Производство по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ в отношении ПАО «ОДК-УМПО» прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Объявить ПАО «ОДК-УМПО» устное замечание.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан путем подачи жалобы через Калининский районный суд г.Уфы РБв течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья Л.Х.Тухбатуллина