ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2722/20 от 21.12.2020 Советского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

УИД 61RS0008-01-2020-007765-42

Дело №5-2722/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

21 декабря 2020года г. Ростов-на-Дону

Судья Советского районного суда г. Ростова-на-Дону Цмакалова Наталия Владимировна (344090, г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, 200/2), рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении ООО «АРМстрой», адрес места нахождения юридического лица: <адрес>, ОГРН , ИНН ,

УСТАНОВИЛ:

27.11.2020 г. инспектором по особым поручениям отдела дорожного надзора УГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области подполковником полиции Чигриновым Ю.А. в отношении Министерства транспорта Ростовской области был составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.

Как следует из протокола об административном правонарушении и материалов по делу об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ в 13 час. 20 мин. Общество с ограниченной ответственностью «АРМстрой», являясь юридическим лицом, допустило нарушение <адрес> в <адрес>, а именно был выявлен факт несоблюдения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве 19-ти этажного жилого комплекса со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения, выразившиеся в отсутствии технических средств организации дорожного движения в месте изменения организации движения для пешеходов, путем закрытия тротуара ограждением строительной площадки и размещением пешеходной галереи. На месте производства работ не установлены временные дорожные знаки: 1.25 «Дорожные работы», 3.24 «Ограничение максимальной скорости», 4.2.1 «Объезд препятствия справа», 8.22.1 «Препятствие», на опорах пешеходной галереи, размещенной по <адрес>, в <адрес>, отсутствует настил тротуара, в ограждениях предусмотрены ворота для проезда строительных и других машин в количестве 3 единиц, в месте устройства ворот отсутствуют надписи «Въезд», «Выезд», временные дорожные знаки 3.1 «Въезд запрещен», 2.4 «Уступите дорогу», 5.7.1-5.7.2 «Выезд на дорогу с односторонним движением», при съезде с <адрес> к жилому дому по <адрес> на проезжей части вдоль строительного ограждения под козырьком имеются посторонние предметы в виде арматур, вбитых в асфальт, огороженных строительной сеткой, создающие помехи для движения. На подъездах и съездах, примыкающих к указанным воротам, имеются дефекты покрытия проезжей части, чем нарушены п. 1.5 ПДД РФ, п. 13 Основных Положений ПДД РФ, п. 14 Основных Положений ПДД РФ, п. 5.2.4, п. 6.2.1, п. 6.3.1, п. 6.5.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», п. 6.3.1, п. 6.3.2, п. 6.3.4, п. 6.3.9 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», п. 4.1, п. 6.5.1.3, п. 6.5.2.1, п. 6.5.2.2, п. 6.5.3.1, п. 6.5.2.1, п. 6.5.3.3 ГОСТ Р 58350-2019 Национальный стандарт Российской Федерации «Дороги автомобильные общего пользования. Технические средства организации дорожного движения в местах производства работ. Технические требования. Правила применения», п. 2.2.6, п. 2.2.9, п. 2.2.10, п. 2.2.11, п. 2.2.12 ГОСТ 23407-78 Межгосударственный стандарт «Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ».

В результате нарушения указанных норм при осуществлении деятельности ООО «АРМстрой» создана угроза безопасности дорожного движения. Ответственность за данное нарушение предусмотрена ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в связи с чем, был составлен протокол об административном правонарушении и материал направлен для рассмотрения в Советский районный суд г.Ростова-на-Дону.

Представитель ООО «АРМстрой» Пугачева А.О., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, вину юридического лица в совершении административного правонарушения не признала, поддержала доводы письменного отзыва, указывая на то, что на месте производства работ не были установлены временные знаки 1.25 «Дорожные работы», 3.24 «Ограничение максимальной скорости», 4.2.1 «Объезд препятствия справа», 8.22.1 «Препятствие», однако в рассматриваемом случае опасного участка дороги, на котором производятся работы, нет, установить, какое препятствие должно было быть обозначено и с целью объезда какого именно объекта должен был быть установлен знак, не представляется возможным. Инспектор УГИБДД на территорию строительной площадки не заходил, в связи с чем достоверно знать о том какие знаки установлены или не установлены на ее площадке не может, материалы дела так же не содержат указанную информацию. На основании каких данных сделаны соответствующие выводы не представляется возможным установить. В протоколе указано, что при съезде с <адрес> к жилому дому по <адрес> на проезжей части вдоль строительного ограждения под козырьком имеются посторонние предметы в виде арматур, вбитых в асфальт, огороженных строительной сеткой, создающие помехи для движения. Данный земельный участок является собственностью жильцов многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, о чем свидетельствую и ворота на имеющихся в материалах дела фотографиях. Инспектором не были затребованы сведения у управляющей компании, эксплуатирующей данный жилой дом, о причинах и основаниях установления на принадлежащей жильцам земле, арматур, вбитых в асфальт, огороженных строительной сеткой. ООО «АРМстрой» не имеет доступа к данному участку, находящемуся в собственности третьих лиц, распоряжающегося им по своему усмотрению. Последним пунктом предъявленных обвинений является указание на то, что на подъездах и съездах, примыкающих к указанным воротам, имеются дефекты покрытия проезжей части, чем нарушены п. 1.5 ПДД РФ: Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию. При этом ответственность за указанное правонарушение предусмотрена статьей 12.33 КоАП РФ «Повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений», срок давности привлечения к которой истек, в связи с чем заявитель и не включает указанную статью в протокол и не заявляет о привлечении к ответственности по ней.

В письменном отзыве представитель ООО «АРМстрой» указывает, что вменяемое организации нарушение требований ГОСТ Р 58350-2019 «Дороги автомобильные общего пользования. Технические средства организации дорожного движения в местах производства работ. Технические требования. Правила применения» не относится к работам, выполняемым ООО «АРМстрой». Настоящий стандарт распространяется на технические средства организации дорожного движения, применяемые на автомобильных дорогах общего пользования, улицах и дорогах городских и сельских поселений (далее - дорогах), железнодорожных переездах в местах производства работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию дорог, а также других работ, требующих временного изменения организации дорожного движения, а также устанавливает технические требования к ним и правила применения. Работы по строительству жилого дома не требует временного изменения организации дорожного движения и не связаны с проведением дорожных работ.

В соответствие с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» проекты организации дорожного движения разрабатываются: на период эксплуатации дорог или их участков; на период введения временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по дорогам на срок, превышающий сутки; для маршрутов или участков маршрутов движения крупногабаритных транспортных средств. Организация ни под один из перечисленных критериев не попадает, ведет строительство исключительно многоквартирного жилого дома в пределах отведенного под него земельного участка, огороженного в установленном законом порядке.

Частью 12 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ установлено, что проекты организации дорожного движения в случаях, предусмотренных пунктом 2 части 3 и пунктом 2 части 5 настоящей статьи, а также пристроительстве или реконструкции дорог или их участков разрабатываются в целях реализации комплексных схем организации дорожного движения в составе проектной документации объекта капитального строительства.

При этом пунктом 2 части 3 статьи 18 данного Федерального закона предусмотрено, что проекты организации дорожного движения на период эксплуатации дорог или их участков разрабатываются в целях определения постоянных схем движения транспортных средств и (или) пешеходов при строительстве или реконструкции объектов капитального строительства в отношении сети дорог и (или) их участков, прилегающих к указанным объектам капитального строительства. В рассматриваемом случае дорог, прилегающих к строящемуся объекту по адресу: <адрес>, не имеется.

Пунктом 2 части 5 статьи 18 данного Федерального закона предусмотрено, что проекты организации дорожного движения на период введения временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по дорогам разрабатываются в целях определения временных схем движения транспортных средств и (или) пешеходов на дорогах при проведении строительных, ремонтных и иных работ, влияющих на движение транспортных средств, в том числе при строительстве, реконструкции и ремонте объектов инженерной инфраструктуры, объектов капитального строительства различного функционального назначения (отдельного объекта или группы объектов застройки). В рассматриваемом случае никаких временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по дорогам наша организация не допускала и проводить их не планирует.

Согласно протокола, ООО «АРМстрой» были нарушены требования ГОСТ 23407-78 Межгосударственный стандарт «Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ», что не соответствует действительности и не подтверждается материалами дела. Ограждение строительной площадки выполнено в соответствии с действующими нормами и требованиями законодательства, согласно утвержденного экспертизой проектом организации строительства.

Далее в протоколе инспектор указывает на нарушение ООО «АРМстрой» Постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 23.07.2001 г. № 80 «О принятии строительных норм и правил Российской Федерации "Безопасность труда в строительстве. Часть I. Общие требования" СНиП 12-03-2001.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ, осуществляется государственный строительный надзор. При этом согласно части 7 статьи 54 ГрК РФ не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного ГрК РФ, а также федерального государственного экологического надзора в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах, и государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия.

На основании изложенного, представитель привлекаемого лица полагал, что органы ГИБДД не имеют права осуществлять государственный надзор за строительством. Порядок осуществления государственного строительного надзора установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 г. № 54 «О государственно строительном надзоре в Российской Федерации» "(вместе с «Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации»).

Проект строительства многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> имеет положительное заключение экспертизы в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Кроме того, представителем ООО «АРМстрой» указано на применение инспектором, в том числе путем указания в протоколе об административном правонарушении, ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения, правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утратившего силу 01.04.2020 года. Поддерживая доводы, изложенные в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела об административном правонарушении, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения, Пугачева А.О. просила отказать УГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области в привлечении ООО «АРМстрой» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Допрошенный в качестве свидетеля инспектор по особым поручениям отдела дорожного надзора УГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области Чигринов Ю.А. пояснил в судебном заедании, что руководство строительной организации ООО «АРМстрой», при задействовании для обеспечения строительных работ участков улично-дорожной сети общего пользования, обязаны были обеспечить разработку и согласование в установленном законом порядке с владельцем (органом управления автомобильными дорогами) проекта организации дорожного движения, а также обеспечить безопасность движения в местах проведения работ. Эти места, а также неработающие дорожные машины, строительные материалы, конструкции и тому подобное, которые не могут быть убраны за пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости – дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями, что с их стороны выполнено не было. В соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2019 и ГОСТ Р 52289-2004, в местах организованных въездов-выездов с территории строительного объекта на <адрес><адрес> в <адрес>, непосредственно перед примыканием к проезжей части <адрес> и <адрес> должны быть установлены дорожные знаки: 2.4 «Уступите дорогу» (п.5.3.6) - для указания того, что водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге. При этом знак устанавливают непосредственно перед выездом на дорогу предпочтительно в начале кривой сопряжения. 5.7.1 «Выезд на дорогу с односторонним движением» (п.5.6.8) устанавливают перед всеми боковыми выездами на участок дороги или проезжую часть, обозначенный(ую) знаком 5.5. Знаки располагают над другими знаками, установленными с ними на одной опоре. 4.2.1 «Объезд препятствия справа» совместно с 8.22.1 «Препятствие» (п.5.5.5 и п.5.9.29) применяют для указания направлений объезда начала ограждений или различного рода препятствий на проезжей части. Знаки 8.2.1 применяют со знаками 4.2.1 для лучшей ориентации водителей при объезде препятствия.

Отсутствие указанных дорожных знаков создало негативные дорожные условия, угрожающие безопасности дорожного движения, при которых водитель транспортного средства, при выезде с территории строительного объекта мог допустить выезд в направлении встречного движения, создав угрозу столкновения со встречным транспортным средством. Водители транспортных средств, следующих мимо указанного строительного объекта в тёмное время суток или при условиях недостаточной видимости, при отсутствии дорожных знаков 4.2.1 «Объезд препятствия справа» и 8.22.1«Препятствие», могли допустить наезд на препятствие в виде стоек пешеходной галереи.

Допрошенный в ходе судебного разбирательства в качестве специалиста Амирян Н.А., имеющий квалификацию - инженер путей сообщения по специальности автомобильные дороги и аэродромы, пояснил, что в соответствии с ФЗ №443 «Об организации дорожного движения» все прилегающие дороги к этому объекту должны были быть отражены в схеме ОДД. В нарушение необходимости согласования объекта с владельцем автомобильных дорог, в данном случае схема не была разработана. Кроме того, в технических условиях ничего не сказано о строительстве галереи, которая имеется на фотографиях в материалах дела. Схема организации дорожного движения должна быть разработана, согласована и воплощена в действительности.

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста Тамрозян Н.А., являющийся начальником отдела организации дорожного движения Департамента автомобильных дорог организации г. Ростова-на-Дону, пояснил, что Федеральный закон № 443 предписывает необходимость наличия проектов, как на период эксплуатации, так и на период проведения временных ограничений. При проектировании объекта капительного строительства должен быть разработан проект организации дорожного движения, который должен соответствовать нормам. Указанные решения принимает инженер, проектировщик, то есть то лицо, которое разрабатывает проект на основе знаний и имеющихся законных и подзаконных актов. Наличие знаков 3.1 и 5.7.1, 5.7.2 обязательно при выезде с территории, на которую можно попасть с дороги. Установку дорожных знаков должно производить лицо, осуществляющее деятельность по капитальному строительству

Выслушав объяснения представителя ООО «АРМстрой» Пугачевой О.А., пояснения составителя протокола - инспектора по особым поручениям отдела дорожного надзора УГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области Чигринова Ю.А., специалистов Амиряна Н.А., Тамрозяна Н.А., изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Как установлено судом административное расследование было проведено Управлением ГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области, расположенному по адресу: ул. Доватора, 154А, а потому Советский районный суд г.Ростова-на-Дону рассматривает данное дело по существу.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Процессуальными требованиями ст. 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

Согласно ст.26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

В соответствии с ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

При проведении административного расследования на <адрес> в <адрес> было выявлено несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве 19-ти этажного жилого комплекса со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

В соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ответственность за соответствие дорог установленным требованиям в части обеспечения безопасности дорожного движения на этапе проектирования возлагается на исполнителя проекта, а на этапах реконструкции и строительства – на исполнителя работ.

В соответствии с пунктами 14 и 15 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утверждённых Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. №1090, должностные и иные лица, ответственные за производство работ на дорогах, обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ. Эти места, а также неработающие дорожные машины, строительные материалы, конструкции и тому подобное, которые не могут быть убраны за пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости – дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями. По окончании работ на дороге должно быть обеспечено безопасное передвижение транспортных средств и пешеходов. Соответствующие должностные и иные лица в случаях, предусмотренных действующим законодательством, в установленном порядке согласовывают:

- проекты организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, оборудование дорог техническими средствами организации движения;

- установку в непосредственной близости от дороги киосков, транспарантов, плакатов, рекламных щитов и тому подобного, ухудшающих видимость или затрудняющих движение пешеходов;

- производство любых работ на дороге, создающих помехи движению транспортных средств или пешеходов.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», проекты организации дорожного движения на период введения временного ограничения или прекращения движения транспортных средств по дорогам разрабатываются в целях определения временных схем движения транспортных средств и (или) пешеходов при строительстве или реконструкции объектов капитального строительства в отношении сети дорог и (или) их участков, прилегающих к указанным объектам капитального строительства. Проекты организации дорожного движения на период введения временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по дорогам разрабатываются в целях определения временных схем движения транспортных средств и (или) пешеходов на дорогах, при проведении строительных, ремонтных и иных работ, влияющих на движение транспортных средств, в том числе при строительстве, реконструкции и ремонте объектов инженерной инфраструктуры, объектов капитального строительства различного функционального назначения (отдельного объекта или группы объектов застройки). Проекты организации дорожного движения, разрабатываемые для автомобильных дорог местного значения либо их участков, для иных автомобильных дорог либо их участков, расположенных в границах муниципального образования, утверждаются органами местного самоуправления или организациями, уполномоченными органами местного самоуправления в области организации дорожного движения. Проекты организации дорожного движения должны быть рассмотрены в срок не более тридцати дней со дня поступления таких проектов на согласование. Реализация проектов организации дорожного движения, не прошедших обязательных согласований, не допускается.

Согласно ч. 12 ст. 18 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» проекты организации дорожного движения в случаях, предусмотренных пунктом 2 части 3 и пунктом 2 части 5 настоящей статьи, а также при строительстве или реконструкции дорог или их участков разрабатываются в целях реализации комплексных схем организации дорожного движения в составе проектной документации объекта капитального строительства.

Исходя из положений приведенных норм, субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.

Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.

Согласно п. 1, 4 ст. 22 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения. Единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

Как следует из акта о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 22.09.2020 года, выявлены многочисленные нарушения требований ГОСТ, предусматривающих технические требования к эксплуатационному состоянию, организации дорожного движения по правилам применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.

На месте производства работ не установлены временные дорожные знаки: 1.25 «Дорожные работы», 3.24 «Ограничение максимальной скорости», 4.2.1 «Объезд препятствия справа», 8.22.1 «Препятствие», на опорах пешеходной галереи, размещенной по <адрес>, в <адрес>, отсутствует настил тротуара, в ограждениях предусмотрены ворота для проезда строительных и других машин в количестве 3 единиц, в месте устройства ворот отсутствуют надписи «Въезд», «Выезд», временные дорожные знаки 3.1 «Въезд запрещен», 2.4 «Уступите дорогу», 5.7.1-5.7.2 «Выезд на дорогу с односторонним движением», при съезде с <адрес> к жилому дому по <адрес> на проезжей части вдоль строительного ограждения под козырьком имеются посторонние предметы в виде арматур, вбитых в асфальт, огороженных строительной сеткой, создающие помехи для движения. На подъездах и съездах, примыкающих к указанным воротам, имеются дефекты покрытия проезжей части, чем нарушены п. 1.5 ПДД РФ, п. 13 Основных Положений ПДД РФ, п. 14 Основных Положений ПДД РФ, п. 5.2.4, п. 6.2.1, п. 6.3.1, п. 6.5.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», п. 6.3.1, п. 6.3.2, п. 6.3.4, п. 6.3.9 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», п. 4.1, п. 6.5.1.3, п. 6.5.2.1, п. 6.5.2.2, п. 6.5.3.1, п. 6.5.2.1, п. 6.5.3.3 ГОСТ Р 58350-2019 Национальный стандарт Российской Федерации «Дороги автомобильные общего пользования. Технические средства организации дорожного движения в местах производства работ. Технические требования. Правила применения», п. 2.2.6, п. 2.2.9, п. 2.2.10, п. 2.2.11, п. 2.2.12 ГОСТ 23407-78 Межгосударственный стандарт «Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ».

В соответствии с ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Выявленные недостатки свидетельствуют о нарушении ООО «АРМстрой» п.14 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, ст. 3, ст.11 ФЗ от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст. 18 Федерального закона от 29.12.2017 №443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Суд считает, что в действиях ООО «АРМстрой» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ.

Установленный в ходе проверки факт административного правонарушения ООО «АРМстрой» подтвержден материалами дела: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 23.09.2020г., протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 22.09.2020 года, фотографиями, пояснениями представителя ООО «АРМстрой», составителя протокола об административном правонарушении Чигринова Ю.А., пояснениями специалистов, данными в ходе проведения судебных заседаний по делу.

Каких-либо доказательств и документального подтверждения отсутствия нарушений, указанных в протоколе об административном правонарушении, ООО «АРМстрой» суду не представлено, у последнего имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, препятствующие ООО «АРМстрой» соблюдать требования законодательства в области дорожного движения, судом не установлены, ООО «АРМстрой»– не представлены.

Имеющаяся в материалах дела об административном правонарушении проектная документация 1-2015-ПОС в нарушение положений ст. 18 вышеназванного Федерального закона , а также подпункта «н» пункта 38 Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 (ред. от 01.10.2020) "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", предусматривающего необходимость включения в Раздел 5 "Проект организации строительства" перечень мероприятий по обеспечению на линейном объекте безопасного движения в период его строительства, не содержит положений, касающихся организации дорожного движения, что сторонами также не оспаривалось. Вместе с тем нормы федерального законодательства прямо указывают на необходимость разработки правил организации дорожного движения при строительстве капитального объекта и включения его в состав проектной документации линейного объекта.

Таким образом, ответственность за соблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения в рассматриваемом случае лежит на ООО «АРМстрой» как застройщике объекта по <адрес> в <адрес>.

В материалах дела отсутствуют доказательства принятием ООО «АРМстрой» всех зависящих от него мер по предотвращению совершения правонарушения.

Порядок проведения административного расследования и привлечения ООО «АРМстрой» к административной ответственности должностным лицом Управления ГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области не нарушен, процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа судом не установлено.

Протокол об административном правонарушении № от 27.11.2020 в отношении ООО «АРМстрой» составлен в соответствии с требованиями ст.28.2., 28.3. КоАП РФ, надлежащим должностным лицом в пределах его компетенции. Представленные и исследованные в судебном заседании доказательства сомнений не вызывают.

Доводы представителя юридического лица о том, что в протоколе об административном правонарушении должностным лицом сделана ссылка о нарушении ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», который на момент составления протокола об административном правонарушении утратил силу, не могут служить основанием для освобождения от административной ответственности, поскольку в ходе административного расследования были выявлены нарушения и иных требований действующих нормативных актов, в том числе ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», принятого вместо ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». При этом пункты указанных ГОСТов, в части применения дорожных знаков, а также цифровое обозначение дорожных знаков совпадают и не противоречат друг другу.

Строительный объект, возводимый ООО «АРМстрой», существует с 2018 года и схема организации дорожного движения на указанном строительном объекте существовала до вступления в законную силу ГОСТ Р 52289-2019, в связи с чем она должна была соответствовать, в том числе, требованиям, предусмотренным ГОСТ Р 52289-2004.

Однако в нарушение как требований ГОСТ Р 52289-2019, так и требований ГОСТ Р 52289-2004, в местах организованных въездов-выездов с территории строительного объекта на <адрес><адрес> в <адрес>, непосредственно перед примыканием к проезжей части <адрес> и <адрес> не были установлены дорожные знаки:

- 2.4 «Уступите дорогу» (п.5.3.6) - для указания того, что водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге. При этом знак устанавливают непосредственно перед выездом на дорогу предпочтительно в начале кривой сопряжения.

- 5.7.1 «Выезд на дорогу с односторонним движением» (п.5.6.8) устанавливают перед всеми боковыми выездами на участок дороги или проезжую часть, обозначенный(ую) знаком 5.5. Знаки располагают над другими знаками, установленными с ними на одной опоре.

- 4.2.1 «Объезд препятствия справа» совместно с 8.22.1 «Препятствие» (п.5.5.5 и п.5.9.29) применяют для указания направлений объезда начала ограждений или различного рода препятствий на проезжей части. Знаки 8.2.1 применяют со знаками 4.2.1 для лучшей ориентации водителей при объезде препятствия.

Отсутствие указанных дорожных знаков создает угрозу безопасности дорожного движения, при которых водитель транспортного средства, при выезде с территории строительного объекта может допустить выезд в направлении встречного движения, создав угрозу столкновения со встречным транспортным средством. Водители транспортных средств, следующих мимо указанного строительного объекта в тёмное время суток или при условиях недостаточной видимости, при отсутствии дорожных знаков 4.2.1 «Объезд препятствия справа» и 8.22.1«Препятствие», могут допустить наезд на препятствие в виде стоек пешеходной галереи. Отсутствие знака 3.24 «Ограничение максимальной скорости», учитывая ограниченную видимость на выезде, который, в свою очередь, не оборудован знаками, также создает непосредственную угрозу безопасности движения и не соответствует положениям ГОСТ 52289-2019.

Отсутствие указанных дорожных знаков представителем ООО «АРМстрой» не оспаривалось, а указывалось лишь на отсутствие критериев для определения необходимости их установки, а также определения препятствий, которые следует обозначать соответствующим знаком, что не может служить основанием для освобождения от административной ответственности.

Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ и ст. 24.5 КоАП РФ, судом не установлено.

Бездействие ООО «АРМстрой» судья квалифицирует по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ - как несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.

Согласно материалов дела, к административной ответственности ООО «АРМстрой» ранее не привлекалось. Совершение административного правонарушения, предусмотренного гл. 12 КоАП РФ, впервые в течение года признается судом смягчающим административную ответственность.

Отягчающих административную ответственность ООО «АРМстрой» обстоятельств судом не установлено.

Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения; конкретные обстоятельства дела; характер совершенного юридическим лицом административного правонарушения, его имущественное и финансовое положение, наличие обстоятельства, смягчающего административную ответственность, и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, и приходит к выводу о назначении правонарушителю наказания в виде административного штрафа в размере 200000 рублей, в пределах санкции ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, что отвечает целям наказания. Исключительных обстоятельств, которые могли бы повлечь назначение юридическому лицу наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, судьей не установлено, ООО «АРМстрой» не представлено.

Руководствуясь ст. 29.9, 29.10, ч. 1 ст. 30.3, ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Признать ООО «АРМстрой», адрес места нахождения юридического лица: <адрес> корпус а офис 3, ОГРН , ИНН , виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двухсот тысяч) рублей.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ, по следующим реквизитам: получатель – УФК по РО (ГУ МВД России по Ростовской области), ИНН 6164049013, КПП 616401001, р/с 40101810303490010007, БИК 046015001, Банк получателя: Отделение Ростов-на-Дону, г. Ростов-на-Дону, ОКТМО 60701000, КБК 18811601121010001140, УИН 18810061140021522449. (наименование платежа штраф по делу № 5-2722/2020).

Квитанцию об оплате штрафа необходимо предоставить в Советский районный суд г. Ростова-на-Дону по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, 200/2.

Согласно ст. 32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа. В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, административный штраф уплачивается в полном размере. Неуплата административного штрафа в течение 60-ти дней со дня вступления данного постановления в силу является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 20.25 КоАП РФ.

В случае неуплаты в шестидесятидневный срок со дня вступления постановления в законную силу, штраф подлежит принудительному взысканию и в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ может повлечь наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в Ростовский областной суд через Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Н.В. Цмакалова