Дело № 5-272/2022
74RS0031-01-2022-000918-59
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
30 марта 2022 года г. Магнитогорск
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2022 года
Постановление в полном объеме изготовлено 04 апреля 2022 года
Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Веккер Ю.В.
при секретаре Шибанове Н.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат», юридический адрес: ул. Кирова, 93 г. Магнитогорск Челябинская область, ИНН 7414003633, ОГРН 1027402166835, не привлекавшегося к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
<дата обезличена> в Магнитогорскую природоохранную прокуратуру поступила информация заместителя руководителя Уральского управления Ростехнадзора от <дата обезличена><номер обезличен> об осуществлении ПАО «ММК» эксплуатации аглофабрики <номер обезличен> без внесения изменений в сведения, характеризующие опасный производственный объект, и лицензию на осуществление эксплуатации опасны производственных объектов.
B состав ПАО «ММК» входят 3 промплощадки: Агаповская промплощадка, Магнитогорская промплощадка - 1, Магнитогорская промплощадка – 2.
Агломерационный цех (аглоцек) является структурным подразделением
Магнитогорской промплощaдки - 2 (код объекта НВОС <номер обезличен>П, федеральный уровень надзора, I категория).
Магнитогорской природоохранной прокуратурой в ходе проверки <дата обезличена>.проведен осмотр территории аглофабрики <номер обезличен> аглоцеха ПАО «ММК», прилегающей к aглофабрике <номер обезличен> территории.
B ходе осмотра установлено, что на территории аглофабрики <номер обезличен>, расположенной по адресу: Россия, Челябинская область, г. Магнитогорск, в районе ш. Фабричное, осуществляется процесс переработки железосодержащего сырье c целью его окyсковaния и удаления вредных примесей (серы) для дальнейшего использования готового продукта - агломерата в металлургическом производстве.
Режим работы по осуществлению агломерации исходного сырья и получению готового продукта (агломерата) непрерывный - двухсменный,
продолжительностью по 12 часов. Все технологические операции на момент проведения проверочных мероприятий выполнялись в штатном режиме.
Осмотрены главный пост управления, агломерационная машина <номер обезличен>, система аспирации дробления известняка (B-б), система аспирации дробления и грохочения кокса (В- 7), система аспирации зоны охлаждения агломашины <номер обезличен> (В-9), аспирация здания дозирования (B-10), система аспирации корпуса гpохочения готового продукта (B-11), корпус гpохочения агломерата, бункера готовой продукции, блочный газораспределительный пункт, здание
котельной.
Управление производственным процессом аглофабрики <номер обезличен> осуществляется
в автоматизированном режиме в производственном помещении главного поста управления.
Видеонаблюдение проводится в режиме реального времени. На момент осмотра в работе находились две агломашины.
Осмотрены журналы приемки и сдачи смен для агломератчика (старшего) Аглофабрики <номер обезличен>, которые ведутся c <дата обезличена>, <дата обезличена> по <дата обезличена>.
Согласно представленной должностными лицами Уральского Ростехнадзора информации производственный объект - аглофабрика <номер обезличен> имеет следующие признаки опасности в соответствии c Федеральным законом «O промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 1 16-ФЗ: ведутся работы по обогащению полезны ископаемых, используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эксплуатируется сеть гaзопотpебления.
АО «Магнитогорский Гипромез» выполнена проектная документация «ПАО «ММК, выдaно положительное заключение экспертизы указанной проектной документации <номер обезличен> от <дата обезличена>.
Пункт 4.2.2.21 положительного заключения экспертизы содержит описание изменений, внесенных в проектную документацию после проведения предыдущей экспертизы, в части обеспечения промышленной безопасности опасны производственных объектов.
Согласно п. 4.2.2.22 указанного заключения проектируемый объект относится к опасным производственным объектам в соответствии c Федеральным законом от 21 июля 1997 № 1 16-ФЗ «О промышленной безопасности опасны производственных объектов».
Администрацией г. Магнитогорска <дата обезличена> выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства № <номер обезличен>.
Наименование объекта капитального строительства в соответствии c проектной документацией - ПАО «ММК». ГОП. Строительство новой аглофабрики. Адрес (местоположение) объекта - Россия, Челябинская область, г. Магнитогорск, в районе шоссе Фабричное. Срок действия разрешения на строительство - до <дата обезличена>. Постановлением главы города Магнитогорска № 4345-П от 22.04.2021 внесены изменения в указанное разрешение на строительство.
ПАО «ММК» получено заключение Уральского управления Ростехнадзора от <дата обезличена> o соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащённости объекта капитального строительства приборами yчета используемых энергетических ресурсов № ч-12/647-10-2021.
Таким образом, в нарушение п. 2 ст. 2, п. 4 ст. 8, ст. ст. 9, 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «O промышленной безопасности опасных производственных объектов» ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» в период c <дата обезличена> по <дата обезличена> включительно по адресу: Россия, Челябинская область, г. Магнитогорск, в районе ш. Фабричное, осуществляло эксплуатацию опасного производственного объекта - аглофабрики <номер обезличен>, незарегистpированного в государственном реестре опасных производственных объектов, без внесения в лицензию на осуществление деятельности в области промышленной безопасности сведений о месте осуществления деятельности, в отсутствие договора обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, в отсутствие разработанного и согласованного в установленном порядке плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, в отсутствие договора на обслуживание c профессиональными аварийно- спасательными формированиями (службами).
Таким образом, ПАО «ММК» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
<дата обезличена> Магнитогорским природоохранным прокурором Челябинской области вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 2-8 т.1), дело об административном правонарушении направлено в суд государственным инспектором Магнитогорского территориального отдела Уральского управления Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору Вороновым В.В. от <дата обезличена>.
Законный представитель ПАО «ММК» Махмутов Д.И. вину в совершении правонарушения в судебном заседании не признал.
Должностное лицо, государственный инспектор Магнитогорского территориального отдела Уральского управления Ростехнадзора Воронов В.В. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в определении о направлении дела об административном правонарушении.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, старшего помощника прокурора Природоохранной прокуратуры г. Магнитогорска Челябинской области Королева И.Н., оценив представленные по делу доказательства, приходит к выводу о наличии в действиях ПАО «ММК» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону правонарушения образует несоблюдение установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность. Наступления общественно-опасных последствий в данном случае не требуется.
В соответствии с п.п. «б» п.5 Положения о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2012 № 872, к лицензионным требованиям к лицензиату при осуществлении лицензируемой деятельности относится проведение экспертизы и оформление результатов экспертизы в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами РФ в области промышленной безопасности.
Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, осуществляется Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (с изменениями и дополнениями).
В соответствии с положениями настоящего Федерального закона его требования распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
В силу ст. 1,2,3 названного Федерального закона промышленная безопасность опасных производственных объектов - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. Требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации.
К видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в не образовательных учреждениях (ч.1 ст.6 Закона № 166-ФЗ).
Пунктом 5.3.5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года № 401, предусмотрено, что Ростехнадзор регистрирует опасные производственные объекты и ведет их государственный реестр.
В соответствии с п. 5 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1998 года № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы, осуществляющим эксплуатацию опасных производственных объектов, необходимо представлять в установленном порядке Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору сведения, необходимые для формирования и ведения государственного реестра опасных производственных объектов.
Как следует из п. 10 названных Правил, утверждение требований к регистрации объектов в государственном реестре и к ведению этого реестра обеспечивает в пределах своих полномочий Ростехнадзор.
В соответствии с пунктом 5 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 года № 1371, для регистрации объектов в государственном реестре организации, эксплуатирующие эти объекты, представляют в установленном порядке сведения, характеризующие каждый объект; организациям, эксплуатирующим соответствующие объекты, выдаются свидетельства установленного образца о регистрации этих объектов в государственном реестре.
В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 49 ГК РФ право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии).
Факт совершения ПАО «ММК» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ и его вина подтверждаются совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, в частности, постановлением o возбуждении дела об административном правонарушении от <дата обезличена> № <номер обезличен>, решением o проведении проверки № <номер обезличен> от <дата обезличена>, актом внеплановой выездной проверки <номер обезличен> от <дата обезличена>, заключением № <номер обезличен> от <дата обезличена>, временной технологической инструкции ВТИ-<номер обезличен>, постановления администрации города Магнитогорска <номер обезличен>-П от <дата обезличена>, протоколами измерений (испытаний) <номер обезличен> от <дата обезличена>, № <номер обезличен> от <дата обезличена>, № <номер обезличен> от <дата обезличена>, заключением повторной государственной экспертизы <номер обезличен>, актом осмотра от <дата обезличена> № <номер обезличен>.
Как следует из материалов дела, c 2020 года аглофабрика <номер обезличен> в установленном порядке застрахована в составе ОПО «Цех агломерационный» в АО «СОГАЗ» c оформлением полиса обязательного страхования гражданской ответственности. От АО «СОГАЗ» дополнительно получено письмо, подтверждающее наличие договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте аглофабрики <номер обезличен> в составе ОПО «Цех агломерационный» и возможности заключения отдельного договора на ОПО «Аглофабрика <номер обезличен>».
<дата обезличена> получен полис страхования в отношении именно аглофабрики <номер обезличен>.
В 2021 году разработан, согласован c профессиональными аварийно-спасательными формированиями, и утвержден в установленном порядке план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий агломерационного цеха, в который включена аглофабрика <номер обезличен>; заключен договор от <дата обезличена><номер обезличен>-ГСР/2022 c ФГУП «Военизированная горноспасательная часть» на горноспасательное обслуживание опасных производственных объектов (приложение 3), который, в том числе, включает в себя аглофабрику <номер обезличен>. От ФГУП «Военизированная горноспасательная часть» г. Копейск получен ответ, согласно которому аглофабрика <номер обезличен> является составной частью ОПО «Цех агломерационный», который согласно действующему договору включен в позицию Плана мероприятий ФГУП «ВГСЧ».
Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора co 2 по <дата обезличена> проведена внеплановая проверка аглофабрики <номер обезличен> и выдано заключение <номер обезличен> от <дата обезличена> o соответствии построенного объекта проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы, получено разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства «ПАО «ММК». ГОП. Строительство новой аглофабрики» (Постановление главы г. Магнитогорска от 23.03.2022№2961-П).
<дата обезличена> ПАО «ММК» направлено заявление в органы Ростехнадзора o включении аглофабрики <номер обезличен> в государственный реестр ОПО.
Между тем, то обстоятельство, что ПАО «ММК» направило заявление в органы Ростехнадзора o включении аглофабрики <номер обезличен> в государственный реестр ОПО не свидетельствует об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения.
Учитывая вышеизложенное, то обстоятельство, что ПАО «ММК» предпринимались действия направленные на включение аглофабрики <номер обезличен> в государственный реестр ОПО не свидетельствуют об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения.
Таким образом, ПАО «ММК» нарушило требования промышленной безопасности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, при данных обстоятельствах суд находит вину ПАО «ММК» в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, доказанной.
Грубых нарушений норм действующего законодательства, влекущих прекращение производства по делу, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, а также неустранимых сомнений в виновности ПАО «ММК» в судебном заседании не установлено.
Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Рассматриваемое правонарушение не может быть признано малозначительным. По своему характеру нарушение имеет значительную степень общественной опасности. О существенной общественной опасности нарушения свидетельствует и значительная санкция, предусмотренная законом за данное нарушение, подтверждающая, что законодателем данное нарушение отнесено к категории значительных.
К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, суд относит совершение административного правонарушения впервые, признание вины. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
Оценивая в совокупности характер совершенного правонарушения, факт того, что в настоящее время ПАО «ММК» устранены существенные нарушения требований промышленной безопасности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, суд полагает правильным назначить ПАО «ММК» административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Оснований для назначения наказания в виде административного приостановления деятельности не имеется, ввиду следующего.
В соответствии с часть 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение, в соответствии с Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно части 1 статьи 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 23.1 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности надлежит учитывать характер деятельности юридического лица, характер совершенных им действия (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни и здоровья людей.
Учитывая характер совершенного правонарушения, деятельности юридического лица, направленной на скорейшее устранение выявленных нарушений, большая часть которых как установлено судом устранена на момент рассмотрения дела, а также того, что не установлено обстоятельств, свидетельствующих о создании реальной возможности наступления негативных последствий для жизни и здоровья людей, суд приходит к выводу, что наказание в виде административного штрафа в указанном размере будет соответствовать санкции части 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Руководствуясь ст.ст. 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат», юридический адрес: ул. Кирова, 93 г. Магнитогорск Челябинская область, ИНН 7414003633, ОГРН 1027402166835 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Реквизиты уплаты штрафа: Получатель: УФК по Челябинской области (УРАЛЬСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РОСТЕХНАДЗОРА); Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ЧЕЛЯБИНСК БАНКА РОССИИ // УФК по Челябинской области, г. Челябинск; ИНН – 6671290250; КПП – 667101001; БИК – 017501500; Номер казначейского счета: 03100643000000016900; Номер единого казначейского счета: 40102810645370000062; Лицевой счет: 04691А19820; КБК -49811601091010001140; ОКТМО – 75738000.
Разъяснить ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат», юридический адрес: ул. Кирова, 93 г. Магнитогорск Челябинская область, ИНН 7414003633, ОГРН 1027402166835 обязанность уплаты штрафа и представления копии документа, свидетельствующего об уплате штрафа, в суд не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу.
Предупредить ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат», юридический адрес: ул. Кирова, 93 г. Магнитогорск Челябинская область, ИНН 7414003633, ОГРН 1027402166835 о том, что неуплата административного штрафа в вышеуказанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.
Постановление может быть обжаловано лицами, указанными в ст.ст. 25.1-25.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии путем подачи апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области.
Председательствующий: