ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-273/13 от 12.11.2013 Московского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

12 ноября 2013г. г. Н. Новгород

Судья Московского районного суда г.Н.Новгорода ФИО1,

с участием помощника Нижегородского природоохранного прокурора Волжской межрайонной природоохранной прокуратуры – ФИО2,

старшего помощника Нижегородского природоохранного прокурора Волжской межрайонной природоохранной прокуратуры – ФИО3,

лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО4,

рассмотрев в помещении суда дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.19.6.1 КоАП РФ в отношении ФИО4 * года рождения, состоящего в должности * Балахнинского районного лесничества департамента лесного хозяйства Нижегородской области, проживающего по адресу: г.Н.Новгород, ул.*, д.*, кв.*.

У С Т А Н О В И Л:

Согласно постановлению о возбуждении производства об административном правонарушении от 06 сентября 2013 года * Балахнинского межрайонного лесничества Департамента лесного хозяйства Нижегородской области ФИО4 15.02.2013 года в ходе проведения патрулирования лесного участка в квартале 113 выдел 26 Козинского участкового лесничества Балахнинского межрайонного лесничества, на расстоянии 20 метров от кафе «У Ирины» обнаружил загрязнение лесного участка бытовыми отходами, о чем составил отчет о патрулировании от 15.02.2013 года. Затем, ФИО4, проследовав в помещение кафе «У Ирины», расположенного по адресу: <...> автомагистраль Москва – <...> км, составил протокол об административном правонарушении за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.31 КоАП РФ и выдал ИП ФИО5 предписание об устранении нарушений закона № 5/7 от 15.02.2013 года.

Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении явилось фактическое проведение 15.02.2013 внеплановой выездной проверки * Балахнинского межрайонного лесничества Департамента лесного хозяйства Нижегородской области ФИО4 в отношении ИП ФИО5 без согласования с органами прокуратуры и в отсутствие распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), что является нарушением Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ.

Действия ФИО4 квалифицированы по ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ как грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).

При рассмотрении дела в Московском районном суде г.Н.Новгорода ФИО4 разъяснены права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ согласно его процессуальному положению. Отводов судье не заявлено. ФИО4 вину не признал, пояснил, что 15.02.2013 года не проводил внеплановую проверку. В ходе проведения патрулирования подконтрольного ему участка обнаружил перевернутый контейнер с мусором, после чего позвонил ИП ФИО5, которая пояснила, что знает о случившемся и признает нарушение. В отношении ФИО5 в его машине был составлен протокол об административном правонарушении по ч.3 ст.8.31 КоАП РФ и выдано предписание. Каких-либо документов у ИП ФИО5 не запрашивал, проверку не проводил.

Помощник Нижегородского природоохранного прокурора Волжской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО2 и старший помощник Нижегородского природоохранного прокурора Волжской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО3 в судебном заседании доводы, изложенные в постановлении о возбуждении производства об административном правонарушении поддержали. Суду пояснили, что, составление протокола об административном правонарушении, выдача предписания свидетельствуют о фактически проведенной внеплановой выездной проверки в отношении ИП ФИО5 с нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ.

Свидетель С* С.В., являющийся начальником сектора правового и кадрового обеспечения департамент лесного хозяйства Нижегородской области, в судебном заседании пояснил, что 15.02.2013 года главным специалистом департамента лесного хозяйства Нижегородской области ФИО4 проводилось патрулирование лесного участка в квартале 133 выдел 26 Козинского участкового лесничества Балахинского межрайонного лесничества. Требование ФЗ от 26.12.2008 N 294 – ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» на мероприятия по патрулированию не распространяются. В ходе патрулирования, главным специалистом ФИО4 были получены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.8.31 КоАП РФ. С учетом того, что загрязнение бытовыми отходами находилось на расстоянии 20 метров от кафе «У Ирины» ИП ФИО5, у ФИО4 были все основания полагать, что нарушение требований законодательства допущено данным индивидуальным предпринимателем, что и нашло свое подтверждение при рассмотрении дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении ИП ФИО5 В целях пресечения нарушения лесного законодательства, ФИО4 вынесено предписание об устранении выявленных нарушений лесного законодательства от 15.02.2013 № *, что возможно не только в рамках осуществления проверок, проводимых в соответствии с ФЗ РФ № 294-ФЗ, но и в рамках проведения мероприятий по контролю (патрулированию) лесов, на которые нормы указанного ФЗ не распространяются. В связи с чем, довод о неправомерности предписания ввиду несоблюдения административным органом требований ФЗ РФ № 294-ФЗ является ошибочным.

Свидетель Н* И.В. показала суду, что зимой 2013г. позвонил ФИО4, сообщил о наличии мусора на территории лесного участка, который был разбросан из ее контейнера около кафе «Ирина», предложил убрать мусор. Около кафе в машине ФИО4 они встретились с ФИО4 В машине она, свидетель, подписала протокол об административном правонарушении. Каких-либо документов ФИО4 у нее спрашивал, а она ему не предоставляла, в кафе ФИО4 не заходил. Она, ФИО5 не имеет претензий к ФИО4, права ее нарушены не были.

Обсудив доводы ФИО4, Нижегородского природоохранного прокурора Волжской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО2 и старшего помощника Нижегородского природоохранного прокурора Волжской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО3, допроси свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Диспозиция ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, либо грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или непредставлении акта о проведенной проверке.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 1 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются: к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля;

Проверкой в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ является совокупность мероприятий, проводимых в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля, с целью оценки соответствия их деятельности обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами (пункт 6 статьи 2).

Понятие "мероприятий по контролю" изложено в п. 5 ст. 2 вышеуказанного Федерального закона. К ним относятся действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном настоящим Федеральным законом порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, по обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда.

Согласно п. 3 ст.96 Лесного Кодекса РФ от 04.12.2006 № 200-ФЗ Должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

1)предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе совершаемые лицами, не осуществляющими использования лесов;

2) осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

3) проверять у граждан документы, подтверждающие право осуществлять использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение;

4) пресекать нарушения лесного законодательства, в том числе приостанавливать рубки лесных насаждений, осуществляемые лицами, не имеющими предусмотренных настоящим Кодексом документов;

5) ограничивать и предотвращать доступ граждан, въезд транспортных средств на лесные участки в период действия ограничения или запрета на пребывание в лесах;

6) осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства;

7) составлять по результатам проверок соблюдения лесного законодательства акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение;

8) давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки;

9) осуществлять в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание;

10) уведомлять в письменной форме граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, о результатах проверок соблюдения лесного законодательства и о выявленных нарушениях;

11) предъявлять гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, требования об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений;

12) предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции;

13) осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях;

14) привлекать в установленном законодательством Российской Федерации порядке экспертов и экспертные организации к проведению мероприятий по контролю при проведении проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также к проведению мероприятий по контролю в лесах;

14.1) задерживать в лесах граждан, нарушивших требования лесного законодательства, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;

14.2) изымать у граждан, нарушающих требования лесного законодательства, орудия совершения правонарушений, транспортные средства и соответствующие документы;

5) осуществлять иные предусмотренные федеральными законами права.

Согласно п. 2 ст. 64 ФЗ РФ « Об охране окружающей среды» предусмотрено, что государственный экологический надзор включат себя федеральный государственный лесной надзор.

Согласно ст. 66 ФЗ «Об охране окружающей среды должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;

беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать и обследовать используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, помещения, сооружения, в том числе очистные сооружения, обследовать другие обезвреживающие устройства, средства контроля, технические и транспортные средства, оборудование и материалы, а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю;

выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;

предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.

Согласно п. 9 Правил осуществления государственного контроля в области окружающей среды (государственного экологического контроля), утвержденных Постановлением Правительства от 27 января 2009г. №53 «Об осуществлении государственного контроля в области окружающей среды (государственного экологического контроля) государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке:

а) посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами;

б) проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;

в) проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;

г) проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;

д) предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;

е) привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

ж) осуществлять иные определенные законодательством в области охраны окружающей среды полномочия.

Судом установлено, что * Балахнинского межрайонного лесничества Департамента лесного хозяйства Нижегородской области ФИО4 15.02.2013 года в ходе проведения патрулирования лесного участка в квартале 113 выдел 26 Козинского участкового лесничества Балахнинского межрайонного лесничества, на расстоянии 20 метров от кафе «У Ирины» обнаружил загрязнение лесного участка бытовыми отходами индивидуальным предпринимателем ФИО5, о чем составил отчет о патрулировании от 15.02.2013 года. Патрулирование осуществлялось на основании распоряжения руководителя территориального органа Департамента лесного хозяйства Нижегородской области Балахнинского районного лесничества от 15.02.2013г. №33. Затем, ФИО4 составил протокол об административном правонарушении в отношении ИП ФИО5 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.31 КоАП РФ и выдал ИП ФИО5 предписание об устранении нарушений закона № * от 15.02.2013 года.

Из показаний допрошенного судом свидетеля ФИО5 усматривается, что ФИО4 документы у предпринимателя не запрашивал, составил в отношении нее протокол об административном правонарушении по факту наличия мусора у принадлежащего ей контейнера, в принадлежащее ей кафе не заходил. При этом права и законные интересы предпринимателя нарушены не были.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ФИО4 в результате обнаружения нарушений требований законодательства в результате патрулирования в силу ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ составил протокол об административном правонарушении, а не осуществлял проверку предпринимательской деятельности.

Вынесенное в адрес ФИО5 предписания само по себе не может являться доказательством проведения проверки должностным лицом, поскольку из текста предписания усматривается, что предпринимателю предписывается убрать с территории лесного фонда мусор, обнаруженный именно в результате патрулирования в квартале 113 выдел 26 Козинского участкового лесничества Балахнинского межрайонного лесничества. Предписание не содержит каких-либо сведений о наличии иных нарушений, либо о проводимой проверке.

Из показаний свидетелей, письменных доказательств: протокола об административном правонарушении, предписания, постановления по делу об административном правонарушении в отношении ФИО5 усматривается, что нарушения со стороны ИП ФИО5 были установлены не в результат проверки, а в результате патрулирования лесного участка. Как установлено судом законные права и интересы предпринимателя нарушены не были.

При таких обстоятельствах в действиях ФИО4 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 статьей 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь ст. 24.5ст. 29.7-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

Постановил:

Производство по данному делу в отношении ФИО4 прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 суток.

Судья