Дело № 5-274/16
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
**.*** 2016 года 180007 <...>
Судья Псковского городского суда Псковской области Тимофеева И.В., при секретаре Ильиной Ю.Н., рассмотрев материалы административного дела в отношении перевозчика ИП ФИО1 (<адрес>), о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
**.**.*** года в 01:17 на т/п МАПП Убылинка Псковской таможни прибыло транспортное средство рег. № *** (перевозчик - ИП ФИО1), следующее под управлением водителя Л.С. (паспорт № ***, выдан **.**.*** ФМС ***; <адрес>), который представил товаросопроводительные документы: CMR № *** от **.**.***, счет-фактура № *** от **.**.*** с целью помещения под таможенную процедуру таможенного транзита товара «кирпич керамический (лицевой дырчатый)» (21 грузовое место, вес брутто 20756,48 кг).
Отправитель - С.Л. (<адрес>); получатель - Л.Р. (ул<адрес>).
В ходе проведенного таможенного досмотра (акт таможенного досмотра № ***) было установлено, что фактический вес брутто перемещаемого товара составляет 21484 кг, что на 728 кг больше, чем указано в представленных перевозчиком товаросопроводительных документах.
Какие-либо изменения (в части несоответствия веса брутто товара) или обоснованные оговорки об отсутствии контроля со стороны перевозчика за погрузкой товара в транспортное средство, в указанные выше транспортные документы внесены не были.
Таким образом, перевозчиком ИП ФИО1 при перемещении товара через таможенную границу таможенного союза таможенному органу были сообщены недостоверные сведения о весе (брутто) товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного Союза.
В судебном заседании ИП ФИО1 вину в совершении административного правонарушения не признал, и пояснил, что согласно КДПГ на перевозчике не лежит обязанности по проверке веса брутто товара, он обязан проверить лишь количество мест и соответствие наименование товара. Кроме того, таможенному инспектору была представлена копия письма от производителя товара с пояснениями о том, что фактический вес данной продукции (кирпич керамический) в силу его свойств может отличаться от заявленной в определённых пределах, но сотрудниками таможни данное письмо не было принято. Данное письмо он представить в настоящий момент не может. Кроме того, кирпич хранился на открытой площадке завода фирмы- изготовителя в течении полугода в период дождливой погоды, в связи с чем его вес мог измениться ввиду его влагопоглощения. Возможности взвесить его на заводе не имелось. Оговорки в товаросопроводительные документы он не внес. Дополнил, что таможенные пошлины оплачиваются от количества, а не от веса товара, в связи с чем данное обстоятельство не повлекло ущерба для бюджета РФ.
Представитель перевозчика ИП ФИО1 – Т.П. в судебном заседании пояснил, что внесение оговорок по весу товара в товаросопроводительные документы не возможно. Сведения о весе брутто вносит грузоотправитель, а на перевозчике не лежит обязанности проверять данные сведения. Кроме того, перевозчик перемещал желтый дырчатый кирпич, который обладает свойством наибольшего влагопоглощения. На ярлыках также была указана данная информация. В зависимости от погодных условий вес кирпича может изменяться.
Представитель перевозчика ИП ФИО1 – В.Е. считает, что вина перевозчика не доказана и на перевозчике не лежит обязанности по проверке веса товара.
Представитель Псковской таможни К.А. доводы протокола об административном правонарушении поддержал в полном объеме, полагал, что вина перевозчика ИП ФИО1 в предоставлении таможенному органу недостоверных сведений о наименовании, о количестве грузовых мест, о весе (брутто) перемещаемого товара при перемещении товара через таможенную границу таможенного союза, полностью доказана. Ссылки ИП ФИО1 на ст. 8 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов несостоятельны, поскольку согласно ч. 2, 3 указанной выше статьи 8, если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность записей, упомянутых в пункте 1 "а" настоящей статьи, он должен вписать в товаросопроводительные документы, обоснованные оговорки. Право требовать проверки веса брутто или количества груза, выраженного в других единицах измерения, возложена на перевозчика. Каких-либо оговорок в товаросопроводительные документы перевозчиком внесено не было. Под сведениями о товаре понимается сведения о его наименовании, весе и прочее. Просил назначить наказание в виде штрафа в пределах санкции статьи.
Заслушав представителя Псковской таможни, ИП ФИО1 его представителей, исследовав материалы административного дела, а именно: CMR № *** от **.**.***, счет-фактуру № *** от **.**.***; акт таможенного досмотра № ***, протокол изъятия вещей и документов от **.**.***.; протокол опроса свидетеля Л.С. от **.**.***.; письма ИП ФИО1 от **.**.*** года, от **.**.***.; другие документы, в их совокупности, находящимися в материалах дела об АП №***, суд считает, что вина перевозчика ИП ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ - сообщение таможенному органу недостоверных сведений о наименовании перемещаемого товара при прибытии на таможенную территорию таможенного союза, полностью доказана.
В соответствии с п. 21 ч.1 ст. 4 ТК ТС перевозчик – лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории таможенного союза.
В силу п. 3 ст. 150 ТК ТС товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - участников таможенного союза.
На основании п. 2 ст. 95 ТК ТС таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении, в том числе товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с ТК ТС, лиц, пересекающих таможенную границу.
Согласно ч.1 ст. 159 ТК ТС, при прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза перевозчик предоставляет следующие сведения: о количестве грузовых мест товаров, об их маркировке; наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых четырех знаков; вес брутто товаров (в килограммах). Данные сведения перевозчик сообщает путем представления таможенному органу: международной транспортной накладной; имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары (инвойсы).Имеющийся у перевозчика пакет документов на транспортное средство и перевозимый именно в нем груз, должен соответствовать перечню документов, установленных ст. 159 ТК ТС, и, исходя из установленного правовыми актами и обычаями делового оборота порядка их заполнения и оформления, содержать сведения, подлежащие сообщению перевозчиком таможенному органу при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию.
В соответствии с п.19 ст.4 ТК ТС незаконное перемещение товаров через таможенную границу - перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение;
Пунктом 2 примечания к главе 16 КоАП РФ установлено, что для целей применения главы 16 под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.После принятия груза к перевозке ответственность за достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, несет перевозчик.
Для перевозок всеми видами транспорта существует единый подход к установлению порядка действий перевозчика при приемке груза к перевозке. Он характеризуется тем, что если перевозчик фактически не может реализовать свое право проверить достоверность сведений о грузе, он должен внести в товаросопроводительные документы соответствующие обоснованные оговорки (п.2 ст. 8 Конвенции о договоре международной перевозки грузов (далее – КДПГ), ст. 39 Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 г.)
Отсутствие таких оговорок в документах, в случае выявления недостоверности заявленных в них сведений может свидетельствовать о недостаточной степени заботливости перевозчика о соблюдении требований таможенного законодательства, а, следовательно, и о наличии вины в его действиях.
На основании КДПГ перевозчик не освобождается от административной ответственности перед государственными органами за совершение таможенного правонарушения.
В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность. Бездействием является виновное общественно вредное противоправное пассивное поведение, выражающееся в не совершении действия, которое лицо могло и должно было совершить в силу возложенных на него обязательств.
Согласно ст. 15 Конституции РФ любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности.
Вступая в правоотношения с таможенным органом, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечивать их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона. То есть перевозчик должен принять меры к тому, чтобы произвести проверку товара на предмет соответствия сведениям о нем, указанным в документах, получаемых от отправителя товара или его представителей. Данные меры полностью зависят от перевозчика, и их непринятие прямо указывает на то, что им фактически не предпринимались все зависящие от него меры к надлежащему исполнению возложенной на него обязанности перемещать через таможенную границу России товары только по документам, содержащим достоверные сведения о таких товарах. В данном случае, согласно объяснению водителя Л.С. том, что он присутствовал при загрузке товара, производил перерасчет количества грузовых мест и их наименования, однако взвешивания товара не производилось, о том, что загруженный товар превышает указанный в товаросопроводительных документах вес, не знал и не предполагал, то есть он не в полной степени выполнил свои должностные обязанности по приёмке товара, и как должностное лицо перевозчика, не воспользовался правом внести в товаротранспортные документы соответствующие обоснованные оговорки, что свидетельствует о недостаточной степени заботливости перевозчика ИП ФИО1 о соблюдении требований таможенного законодательства.
Согласно п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18, «сообщение таможенному органу недостоверных сведений, в том числе о весе товаров, при прибытии на таможенную территорию РФ либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения путем представления недействительных документов образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
Отсутствие в Конвенции указания на наличие у перевозчика прямой обязанности проверять вес товара не освобождает заявителя от ответственности, так как Конвенция регулирует отношения, возникающие между отправителем, перевозчиком и получателем при осуществлении перевозки грузов. Данная Конвенция не регулирует отношения между перевозчиком и таможенным органом, возникающие при пересечении границы перевозчиком, перевозящим товар через границу, и не освобождает перевозчика от обязанности соблюдения требований таможенного законодательства.
Таким образом, вина перевозчика ИП ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ - сообщении таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, наименовании, весе брутто товара при прибытии на таможенную территорию таможенного союза (Российской Федерации) путем предоставления недействительных документов, установлена.
Суд учитывает отсутствие смягчающих обстоятельств, и отягчающих обстоятельств по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.16.1 ч.3, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать перевозчика ИП ФИО1 (ул. <адрес>), виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере 50000 ( пятьдесят тысяч) рублей.
Процессуальные издержки по делу об административном правонарушении отсутствуют.
Разъяснить ИП ФИО1, что в соответствии со ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Предложить ИП ФИО1 представить документ об уплате штрафа в Псковский городской суд. При отсутствии сведений об уплате штрафа по истечении 60-дневного срока постановление суда направляется в службу судебных приставов для принудительного исполнения.
Разъяснить ИП ФИО1, что в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в установленный КоАП РФ срок (не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу), влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, либо административный арест до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов.
Вещественные доказательства: копию CMR № 15814 от 15.12.2015, INVOICE №ЕХ15-15814 от 15.12.2015 – 1 лист, копию технических паспортов – 1 лист, копия доверенности – 1 лист, хранить при деле.
Реквизиты для перечисления сумм штрафа и издержек следующие:
Банк получателя: ОПЕРУ-1 Банка России, Москва, 701
БИК 044501002
Получатель: ИНН <***> КПП 773001001
УИН штрафа 15310102090001760150
Межрегиональное операционное УФК (ФТС России)
Счёт получателя: 40101810800000002901
КБК 15311009000010000180
ОКТМО 45328000
Код таможни: 10209000
Поле «Назначение платежа» оплата по постановлению об АП № *** для Псковской таможни
В случае оплаты на территории иностранного государства – код валютной операции (VO70010)
Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Срок предъявления к исполнению 2 (два) года.
Постановление вступило в законную силу «___» _______ 201 года.
Судья И.В. Тимофеева