№
Постановление
по делу об административном правонарушении
06 июля 2021 года г.Красноармейск
Судья Красноармейского городского суда Саратовской области Абляева Н.П., рассмотрев протокол об административном правонарушении в отношении Акционерного общества «Транснефть-Приволга», о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за объектами нефтегазового комплекса, магистрального трубопровода, взрывными работами и безопасности недропользования Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в период с 11 мая 2021 года по 19 мая 2021 года была проведена не выездная документарная проверка в области промышленной безопасности Акционерного общества «Транснефть-Приволга» (далее АО «Транснефть-Приволга») опасного производственного объекта «Парк резервуарный магистральных нефтепроводов Саратовское РНУ», а именно резервуара РВСПК-50000м3 № 2, находящегося в резервуарном парке ЛПДС «Красноармейское», расположенного по адресу: <адрес>.
В результате указанной проверки на обследуемом объекте было установлено нарушение юридическим лицом требований Федерального закона № 116 от 21.07.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и иных нормативных правовых актов в области промышленной безопасности.
В нарушение требований указанных нормативных актов АО «Транснефть-Приволга» не было обеспечено продление срока безопасной эксплуатации резервуара РВСПК-50000 № 2, по истечении срока безопасной эксплуатации, установленного заключением экспертизы № 626/20 от 28.09.2020 года, per № 53-3C-04242-2021, выданного ООО «НТЦ «Анклав» (срок безопасной эксплуатации, назначенный экспертной организацией, истек 28.02.2021 года). Указанным бездействием должностных лиц АО «Транснефть-Приволга» были нарушены часть 1 статьи 9, часть 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункты 5, 35 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденные приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 № 420, зарегистрированные в Минюсте России 11 декабря 2020 года, пункт 261 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промыш-ленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 года N 529, зарегистрированных в Минюсте России 30 декабря 2020 года.
Кроме того, проверкой установлено, что АО «Транснефть-Приволга» не выполняются основные задачи производственного контроля и обязанности лиц, ответственных за осуществление производственного контроля в части:
- обеспечения соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов,
- контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными и правовыми актами,
- контроля за своевременным проведением необходимых испытаний технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах. Указанным бездействием должностных лиц АО «Транснефть-Приволга» были нарушены часть 1 статьи 9, часть 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», подпункты а,в,д пункта 8, подпункт а пункта 14, подпункт з, пункта 15 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 г. № 2168.
Выявленные нарушения данных требований сопряжены с непосредственной угрозой жизни и здоровью людей, нанесения вреда животным, растениям и окружающей среда.
Таким образом, в действиях АО «Транснефть-Приволга» усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, связанные с нарушением требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В судебное заседание явились представители юридического лица ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, которые полагали, что в действиях АО «Транснефть-Приволга» отсутствует состав вменяемого правонарушения, в связи с чем, дело следует прекратить, в деле представлены письменные возражения.
Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
На основании статьи 9.1 ч. 1. КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов. В составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта разрабатывается декларация промышленной безопасности.
Предметом правонарушений являются опасные производственные объекты. К их числу относятся предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты. Объективная сторона указанных правонарушений состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в этой области может быть совершено как путем действия, так и бездействия. Наступления последствий не требуется. Субъектами правонарушений могут быть как граждане и должностные лица, так и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, чья деятельность функционально связана с опасными производственными объектами. С субъективной стороны правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
Согласно статье 3 Закона N 116-ФЗ под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в названном Законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Пунктом 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ на организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, возложена обязанность соблюдать положения данного Закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
В силу пункта 2 статьи 2 Закона N 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Указанными нормативными актами установлены обязательные к исполнению требования к безопасности опасных производственных объектов.
Нарушение требований промышленной безопасности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет ответственность по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, АО «Транснефть-Приволга» эксплуатирует опасный производственный объект ««Парк резервуарный магистральных нефтепроводов Саратовское РНУ», регистрационный номер А53-00021-0027, I класса опасности, в связи с чем обязано соблюдать требования законодательства об опасных производственных объектах.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оспаривая данные, представленные в материалы дела государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за объектами нефтегазового комплекса, магистрального трубопровода, взрывными работами и безопасности недропользования Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, представитель АО «Транснефть-Приволга» ФИО1 указал, что резервуар РВСПК-50000м3 № 2, находящийся в резервуарном парке ЛПДС «Красноармейское» по результатам осмотра был выведен из эксплуатации с 26 февраля 2021 года по 20 ноября 2023 года, для последующего проведения работ по зачистке, техническому диагностированию и ремонту и не эксплуатировался.
Так, в материалы дела представителем АО «Транснефть-Приволга» был представлен приказ начальника филиала АО «Транснефть-Приволга» «Саратовское районное нефтепроводное управление» ФИО6 от 17 февраля 2021 года № 222, согласно которому резервуар РВСПК-50000м3 № 2, находящийся в резервуарном парке ЛПДС «Красноармейское» с установленным на нем оборудованием по результатам осмотра был выведен из эксплуатации с 26 февраля 2021 года по 20 ноября 2023 года.
Согласно п. 22 Руководства по безопасности «Рекомендации по порядку временного вывода из эксплуатации технических устройств и сооружений на опасных производственных объектах нефтегазодобывающего комплекса», утвержденному приказом Ростехнадзора от 15 ноября 2018 года № 567 (далее Руководство по безопасности), среднесрочная и (или) длительная остановки ТУ и/или сооружений осуществляются на основании приказа организации с указанием ТУ и/или сооружений, сроков (длительности) временного вывода из эксплуатации, реквизитов утвержденного Плана мероприятий.
Суд полагает, что данный приказ изложен конкретно, не содержит никаких намерений, в связи с чем, в совокупности с иными доказательствами по делу, в том числе пояснениями ФИО2 может быть принят судом во внимание в качестве допустимого и относимого доказательства по делу.
Кроме того, в соответствии с п. 20 Руководства по безопасности АО «Транснефть-Приволга» был разработан План мероприятий по временному выводу из эксплуатации РВСП 50000мЗ №2 per. А53-00021-0027 «Парк резервуарный магистрального нефтепровода Саратовского РНУ», утвержденный 11 февраля 2021 года.
В соответствии с п. 33 Руководства по безопасности на весь период временного вывода из эксплуатации ТУ и/или сооружений не требуется проведение работ, связанных с проведением технических освидетельствований, испытаний на прочность и плотность, диагностированием, в том числе проведением экспертиз промышленной безопасности.
Кроме того, в административном материале отсутствуют доказательства использования указанного резервуара на дату проведения проверки. Напротив, в судебное заседание АО «Транснефть-Приволга» представлены доказательства тому, что резервуар РВСПК-50000м3 № 2 не эксплуатировался. Из представленных АО «Транснефть-Приволга» фототаблиц следует, что проведено отключение питания запорной арматуры резервуара РВСПК-50000м3 № 2 в ЩСУ, сняты штурвалы с узлов запорной арматуры и установлены заглушки.
Согласно представленной в суд экспертизе промышленной безопасности резервуара РВСПК-50000м3 № 2, которая проведена 28 сентября 2020 года ООО «НТЦ «Анклав» с оформлением заключения № 626/20, срок дальнейшей безопасной эксплуатации резервуара установлен до 28 февраля 2021 года.
Таким образом, учитывая, что резервуар РВСПК-50000м3 № 2 выведен из эксплуатации до истечения срока безопасной эксплуатации, установленного экспертизой промышленной безопасности, что свидетельствует о том, что АО «Транснефть-Приволга» не осуществляло эксплуатацию резервуара за пределами срока его безопасной эксплуатации, нарушений условий продления срока безопасной эксплуатации резервуара РВСПК-50000 м3 №2 и требований «Правил проведения экспертизы промышленной безопасности» утвержденных приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 №420, «Правил промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов» утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 529, АО «Транснефть-Приволга» не допущено.
В силу положений статьи 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения, в силу п. п. 1, 3 ст. 26.1 КоАП РФ, являются обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении.
Объективная сторона указанных правонарушений состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность.
Между тем, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствие оснований для признания невыполнения АО «Транснефть-Приволга» основных задач производственного контроля, предусмотренные действующим законодательством в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В связи с тем, что отсутствие вины, равно как ее недоказанность, является одним из обстоятельств, исключающих возможность привлечения лица к административной ответственности ввиду отсутствия одного из элементов состава административного правонарушения, а именно субъективной стороны, в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу в отношении юридического лица АО «Транснефть-Приволга» подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 24.5 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ :
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица АО «Транснефть-Приволга» прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии путем подачи жалобы через Красноармейский городской суд Саратовской области.
Судья Н.П. Абляева