ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-2755/2021 от 24.11.2021 Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 5-2755/2021, 51RS0002-01-2021-007108-75,

Постановление в окончательной форме составлено 29.11.2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

24 ноября 2021 года город Мурманск

Судья Первомайского районного суда города Мурманска Дурягина М.С., рассмотрев в помещении суда (<...>) материалы дела об административном правонарушении в отношении:

ФИО2, *** ранее к административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела не привлекавшегося,

в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

На таможенный пост *** Мурманской таможни (адрес****** примерно в *** МСК (Московское время) по направлению на «въезд» на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС, Таможенный союз, Союз) из *** в качестве водителя транспортного средства «*** государственный регистрационный знак ***, прибыл гражданин *** ФИО2, ***

Для совершения таможенных операций ФИО2 проследовал по красному коридору, произвел действия связанные с проведением таможенных операций в отношении транспортного средства международной перевозки и оформления транзитных операций, пассажирскую таможенную декларацию не заполнял и должностному лицу таможенного поста *** не предъявлял, о товарах, подлежащих письменному декларированию, не заявлял.

В ходе осмотра транспортного средства *** государственный регистрационный знак *** было установлено, что в *** находится товар - ***.

Разрешительных документов (разрешения и карантинно-фитосанитарных сопроводительных документов Россельхознадзора), дающих право на ввоз выявленного товара, ФИО2 представлено не было.

Данная категория товаров подпадает под контроль Россельхознадзора, в соответствии с Федеральным законом №193 от 13.07.2020 таможенные органы осуществляют санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный контроль (надзор) товаров и транспортных средств в пунктах пропуска Арктической зоны в соответствии с порядками, утверждёнными Правительством РФ, в соответствии с законодательством РФ о ветеринарии, законодательством РФ о карантине растений, законодательством РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

*** должностным лицом таможенного поста *** Мурманской таможни в отношении подконтрольного товара – ***, ввозимого на таможенную территорию ЕАЭС ФИО2, был составлен Акт карантинного фитосанитарного контроля (надзора) №***, согласно которому, был проведен осмотр товара – продукции высокого фитосанитарного риска – ***. По результатам осмотра вышеуказанный товар (***), как указано в Акте №***, запрещён к ввозу на территорию РФ.

В ходе проведения таможенного контроля в форме таможенного досмотра товаров, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами в сопровождаемом багаже (Акт таможенного досмотра (АТД) от ***№***) было установлено, что ФИО2, ввозит на таможенную территорию ЕАЭС товар ***.

Таким образом, по результатам контроля, ввозимый на таможенную территорию ЕАЭС ФИО2 товар, был идентифицирован таможенным органом, как товар для личного пользования, а именно: – *** – при ввозе которого, законодательством Союза установлены ограничения в виде карантинных фитосанитарных мер и подлежащий таможенному декларированию по установленной форме.

По данному факту *** в отношении ФИО2 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и проведении административного расследования, по результатам проведения которого, *** в отношении ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

*** административное дело в отношении ФИО2 поступило в Первомайский районный суд города Мурманска.

В судебное заседание ФИО2, являясь лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не явился, о месте, дате и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял.

Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В связи с отсутствием обязанности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, присутствовать на рассмотрении административного дела, на основании части 2 статьи 25.1 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие ФИО2

Изучив протокол об административном правонарушении и приложенные материалы административного расследования по настоящему делу, прихожу к выводу, что ФИО2 своими действиями совершил правонарушение, предусмотренное статьей 16.3 КоАП РФ.

Факт совершения вменяемого административного правонарушения, доказан исследованными в судебном заседании следующими письменными материалами дела:

- определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ***, в котором изложены обстоятельства, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ (л.д. 1-3);

- копией акта таможенного досмотра от ***, в ходе которого было установлено, что ФИО2, ввозит на таможенную территорию ЕАЭС товар *** (л.д.4);

- копией объяснений ФИО2 из которых следует, что ***, вывозил его в *** для личного пользования и обратно завозит. С правилами ввоза *** на территорию РФ он не знаком (л.д.5);

- копией протокола изъятия вещей и документов от *** (л.д.8-9);

- копией акта карантинного фитосанитарного контроля (надзора) №***, согласно которому, был проведен осмотр товара – ***. (л.д.13);

- протоколом опроса свидетеля - инспектора т/п *** Мурманской таможни ФИО1, проводившего таможенный контроль гражданина ФИО2, согласно которому он подтвердил факт нарушения ограничений *** ФИО2 при ввозе товара на таможенную территорию ЕАЭС - ***. (л.д. 19-22);

- копией служебной записки Таможенного поста *** от ***№*** с приложением копий документов, оформленных в ходе проведения ФИО2 транзитных операций (л.д. 25-30);

- служебной запиской отдела запретов, ограничений и товарной номенклатуры Мурманской таможни от ***№***, согласно которой по состоянию на *** товар – *** классифицируется в товарной субпозиции *** ТН ВЭД ЕАЭС. Данный товар включен в Перечень подкарантинной продукции, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» и законодательством Союза установлены ограничения при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС указанного товара, в виде карантинных фитосанитарных мер (л.д. 31,32);

- протоколом об административном правонарушении №*** в отношении ФИО2, в котором описаны обстоятельства административного правонарушения, установленные по результатам административного расследования (л.д. 37-40)

- а также иными документами, представленными в административном деле.

Изучив материалы дела, считаю вину ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, полностью установленной и доказанной.

Положениями пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) определено, что «вывоз товаров с таможенной территории Союза» - совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Союза любым способом, в том числе пересылка в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, включая пересечение таможенной границы Союза. (подпункт 5)

Выпуск товаров - действие таможенного органа, после совершения которого заинтересованные лица вправе использовать товары в соответствии с заявленной таможенной процедурой или в порядке и на условиях, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры. (подпункт 6)

Декларант – лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. (подпункт 7)

Запреты и ограничения - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов. (подпункт 10)

Перемещение товаров через таможенную границу Союза – ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза. (подпункт 27)

Таможенное декларирование - заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров. (подпункт 35)

Таможенный контроль – совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании. (подпункт 41)

Товары для личного пользования – товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом. (подпункт 46).

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

Как следует из пункта 3 статьи 7 ТК ЕАЭС соблюдение санитарных, ветеринарно–санитарных и карантинных фитосанитарных мер и радиационных требований подтверждается по результатам осуществления санитарно–эпидемиологического, ветеринарного, карантинного фитосанитарного, радиационного контроля (надзора) в порядке, установленном Договором о Союзе и принятыми в соответствии с ним актами Комиссии, и (или) в порядке, установленном законодательством государств–членов.

В соответствии со статьей 59 Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 года) карантинные фитосанитарные меры применяются в отношении продукции, включенной в перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Союза и на таможенной территории Союза (далее – перечень подкарантинной продукции), карантинных объектов, включенных в единый перечень карантинных объектов Союза, а также подкарантинных объектов. Карантинный фитосанитарный контроль (надзор) на таможенной территории Союза и таможенной границе Союза осуществляется в отношении продукции, включенной в перечень подкарантинной продукции, карантинных объектов, включенных в единый перечень карантинных объектов Союза, а также подкарантинных объектов. Перечень подкарантинной продукции, единый перечень карантинных объектов Союза и единые карантинные фитосанитарные требования утверждаются Комиссией.

Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» утверждены: «Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза» (далее – Положение) и «Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Евразийского экономического союза и таможенной территории Евразийского экономического союза» (далее – Перечень подкарантинной продукции).

Согласно пункту 2.1. в Положении, используются следующие термины и определения:

- «подкарантинная продукция» – растения, продукция растительного происхождения, грузы, почва, организмы, материалы, тара, упаковка, включенные в Перечень подкарантинной продукции, которые перемещаются через таможенную границу Евразийского экономического союза и по таможенной территории Евразийского экономического союза, могут быть носителями карантинных объектов и (или) способствовать их распространению и в отношении которых необходимо принятие карантинных фитосанитарных мер;

- «подкарантинная продукция высокого фитосанитарного риска» – подкарантинная продукция, которая в соответствии с Перечнем подкарантинной продукции отнесена к подкарантинной продукции с высоким фитосанитарным риском;

В соответствии с пунктом 3.1. Положения, карантинному фитосанитарному контролю (надзору) подлежит каждая ввозимая на таможенную территорию Евразийского экономического союза партия подкарантинной продукции, включенной в Перечень подкарантинной продукции.

В разделе I Перечня подкарантинной продукции «Подкарантинная продукция (подкарантинные грузы, подкарантинные материалы, подкарантинные товары) с высоким фитосанитарным риском» указано: «Картофель свежий или охлажденный» (код 0701 ТН ВЭД ЕАЭС).

В соответствии с пунктом 10 «Единых карантинных фитосанитарных требований, предъявляемых к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам на таможенной границе и на таможенной территории Евразийского экономического союза», утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 № 157, ввозимый на таможенную территорию Союза и перемещаемый по таможенной территории Союза, в том числе в почтовых отправлениях, сопровождаемом и несопровождаемом багаже пассажиров судов, самолетов, пассажирских вагонов, автотранспортных средств, членов экипажей судов, самолетов и в вагонах-ресторанах, семенной и посадочный материал (включая семенной и продовольственный картофель и материал для селекционных и научно–исследовательских целей) должен сопровождаться фитосанитарным сертификатом, выданным уполномоченным органом по карантину растений страны–экспортера и (или) страны–реэкспортера.

Таким образом, международными договорами в рамках ЕАЭС, которые в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации, в отношении товара – картофеля свежего, ввозимого на таможенную территорию ЕАЭС, в том числе физическими лицами для личного пользования, установлены ограничения в виде карантинных фитосанитарных мер.

Субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, в рассматриваемом случае является лицо, на которое действующим законодательством возложена обязанность соблюдения установленных ограничений, и представление доказательств соблюдения этих мер таможенным органам.

Таким образом, в деянии ФИО2 установлены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ.

Анализируя вышеизложенные нормы действующего таможенного законодательства, прихожу к выводу о признании ФИО2 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств – членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Представленные таможенным органом доказательства, свидетельствуют о том, что ФИО2 не предвидел возможность наступления вредных последствий своего деяния, выразившегося в несоблюдении ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС, хотя должен был и мог их предвидеть, поскольку имел возможность предметно ознакомиться с законодательством Союза (международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии и законодательством Российской Федерации) о порядке ввоза в Российскую Федерацию товаров, подлежащих карантинному фитосанитарному контролю, в том числе о категории товаров относящихся к продукции высокого фитосанитарного риска – ***, при необходимости получить консультацию в таможенном органе об установленных ограничениях, а равно не осуществлять ввоз данной категории товаров на таможенную территорию ЕАЭС, что гр-ом *** ФИО2 выполнено не было. Правонарушение совершено гр-ом *** ФИО2 по неосторожности.

Причиной и условием совершения данного административного правонарушения явилось несоблюдение ограничений, установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, на ввоз на таможенную территорию ЕАЭС товара.

Доказательств, свидетельствующих о том, что имелись обстоятельства, по которым у него отсутствовала возможность предотвратить правонарушение, в материалах дела не представлено.

Обстоятельствами, смягчающими наказание ФИО2, признаю: совершение правонарушения впервые; оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

Обстоятельств, отягчающих наказание ФИО2, не установлено.

Согласно части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения должно быть назначено в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

Санкцией статьи 16.3 КоАП РФ для физических лиц, предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, личность правонарушителя, наличие смягчающих наказание обстоятельств, отсутствие отягчающих, а также тот факт, что совершенное правонарушение тяжких последствий за собой не повлекло, считаю возможным назначить гражданину ФИО2 наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренным санкцией вменяемой статьи.

Издержки по настоящему делу – отсутствуют.

Руководствуясь ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л:

ФИО2 признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.

Сумма штрафа подлежит перечислению по следующим реквизитам:

***

***

***

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Документ, подтверждающий уплату штрафа, необходимо предъявить в канцелярию Первомайского районного суда города Мурманска по адресу: <...>, кабинет № 123, в часы работы суда или посредством факсимильной связи 23-08-07, или на электронный адрес – perv.mrm@sudrf.ru с пометкой «в административную канцелярию».

Неуплата штрафа в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, влечет за собой привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст.20.25 КоАП РФ, санкция которой предусматривает наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Судья М.С. Дурягина