ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-275/19 от 17.01.2020 Лесосибирского городского суда (Красноярский край)

дело №5-7/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

город Лесосибирск 17 января 2020 года

Судья Лесосибирского городского суда Красноярского края Рафальский Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ в отношении юридического лица – межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Красноярскому краю, <данные изъяты>, юридический адрес: <адрес>

УСТАНОВИЛ:

Юридическое лицо - межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №9 по Красноярскому краю привлекается к административной ответственности, предусмотренной статьей 17.7 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах.

На основании поручений первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 12.11.2019 года прокурора Красноярского края от 15.11.2019 года , прокуратуре Северо-Енисейского района было поручено проведение проверки исполнения на территории Северо-Енисейского района федерального законодательства в части использования жилых помещений для предоставления гостиничных услуг и сообщить о результатах проверки в прокуратуру Красноярского края в срок до 10 часов 00 минут 20.11.2019 года.

Руководствуясь статьями 6 и 22 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» исполняющим обязанности прокурора Северо-Енисейского района – заместителем прокурора района Сайфулиным Р.Ф. в адрес руководителя межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Красноярскому краю направлено требование о предоставлении письменной информации и документов от 15.11.2019 года №7/2-7-2019, согласно которому налоговому органу необходимо было предоставить в прокуратуру Северо-Енисейского района в срок не позднее 19.11.2019 года письменную информацию о хозяйствующих субъектах, осуществляющих предпринимательскую на территории Северо-Енисейского района и состоящих на налоговом учете с основным видом ОКВЭД – деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания; деятельность по предоставлению мест для временного (краткосрочного) проживания с указанием наименования, адреса, ИНН, контактного телефона хозяйствующего субъекта (при наличии).

Однако указанное требование прокурора межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №9 по Красноярскому краю не выполнено, не представлена информация о наименованиях, контактных номерах телефонов, об адресах хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Северо-Енисейского района и состоящих на налоговом учете с основным видом ОКВЭД – деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания; деятельность по предоставлению мест для временного (краткосрочного) проживания.

Так, заместителем начальника межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №9 по Красноярскому краю в прокуратуру района направлена информация от 19.11.2019 года с указанием идентификационных номеров трех налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей и разъяснением порядка предоставления (с использованием Интернет – технологий) сведений, содержащихся в государственных реестрах, а также сообщено об отказе в предоставлении прокуратуре персональных данных о номерах телефонов в отношении индивидуальных предпринимателей, без их согласия, как субъектов персональных данных, защищенных Федеральным законом от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных».

В силу части 2.1 статьи 4 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с данным федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.

Таким образом, у межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Красноярскому краю отсутствовали законные основания для невыполнения требования прокурора от ДД.ММ.ГГГГ.

Защитник ФИО3, действующая в защиту межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Красноярскому краю на основании доверенности от 13.11.2020 года, в судебном заседании возражала против привлечения юридического лица к административной ответственности, суду пояснила, что содержащийся в требовании прокурора срок представления истребуемых сведений, информации должен быть разумным. Исполняющий обязанности Северо-Енисейского прокурора ДД.ММ.ГГГГ направил на адрес старой электронной почты инспекции сканированный образ требования о предоставлении письменной информации, который поступил на действующий адрес электронной почты инспекции ДД.ММ.ГГГГ (выходной день) и был зарегистрирован в первый рабочий день ДД.ММ.ГГГГ, при этом оригинал требования прокурора в инспекцию не поступил. В ответ на требование прокурора письмом от ДД.ММ.ГГГГ, подписанным заместителем начальника межрайонной ИФНС России №9 по Красноярскому краю, инспекция сообщила, что сведения об учете юридических лиц с основным ОКВЭД – деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания отсутствуют, также была сообщена информация о трех зарегистрированных физических лицах в качестве индивидуальных предпринимателей с основным ОКВЭД – осуществление деятельности гостиниц и прочих мест для временного проживания на территории Северо-Енисейского района, подробная информация содержится в ЕГРИП. Кроме того, в письме указывалось, что согласно пункту 9 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ – ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предоставление сведений, содержащихся в государственных реестрах, органам государственной власти осуществляется только в электронном виде. Порядок предоставления в форме электронного документа сведений из государственных реестров органам государственной власти утвержден Приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГн «Об утверждении порядка, формы и сроков предоставления сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, органам государственной власти, иным государственным органам, судам, органам государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления, Банку России, нотариусам». Согласно подпункту 2 пункта 13 указанного Порядка содержащиеся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП общедоступные сведения о юридических лицах или индивидуальных предпринимателях предоставляются: на электронных носителях, при предоставлении заявителем дисков; с использованием Интернет - технологий посредством предоставления доступа к разделам сайта Федеральной налоговой службы в сети «Интернет», содержащим сведения
ЕГРЮЛ или ЕГРИП. В целях эффективного взаимодействия по предоставлению находящихся в ведении налоговых органов сведений для исполнения государственных и муниципальных услуг и функций, а также для оперативного получения сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, Управлением ФНС России по Красноярскому краю доведено до сведения Прокуратуры Красноярского края письмо от ДД.ММ.ГГГГ о порядке получения доступа к электронным сервисам единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Кроме того, ФНС России Письмом от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции Письма ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ), разъяснила порядок предоставления сведений по обращениям органов прокуратуры на основании статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации». Сведения и материалы, отнесенные законодательством Российской Федерации к конфиденциальной информации, предоставляются налоговыми органами органам прокуратуры при строгом соблюдении Федерального закона N 2202-1, Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ «О персональных данных», Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, утвержденного Приказом МНС России от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрирован в Минюсте России от ДД.ММ.ГГГГ).При получении от органов прокуратуры надлежаще оформленного запроса, содержащего ссылку на положение федерального закона, устанавливающее право на получение конфиденциальной информации, и соответствующее законодательству Российской Федерации обоснование (мотив, цель), связанную с исполнением определенных федеральным законом обязанностей, для достижения которой необходимо использовать запрашиваемую конфиденциальную информацию, налоговые органы обязаны исполнять полученные запросы от органов прокуратуры. При подготовке ответа на запросы органа прокуратуры в отношении конкретного налогоплательщика (определенной группы налогоплательщиков) налоговому органу в обязательном порядке следует руководствоваться статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой сведения, содержащиеся в материалах налоговых проверок и иных документах, полученных налоговыми органами, составляют налоговую тайну и не подлежат разглашению. Статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ «О персональных данных»установлено, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» не содержит норм, предоставляющих органам прокуратуры Российской Федерации и их должностным лицам право требовать раскрытия персональных данных без согласия субъектов этих данных. Пунктом 6 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» прямо предусмотрено, что при осуществлении надзора в сферах, на которые распространяется действие законодательства о банковской и иной охраняемой законом тайне, прокуроры должны руководствоваться установленным законодательством порядком. Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» и иные нормативные правовые акты не предусматривают возможность направления требования прокурора в форме факсимильного сообщения и по электронной почте. Согласно п. 5.12.7 Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, передаваемая и принимаемая факсимильной связью либо посредством электронной почты информация не считается документом, имеющим юридическую силу. При передаче документа по электронной почте либо факсом досылка оригинала является обязательной. Таким образом, юридическую силу имеет лишь оригинал требования, оформленный прокурором в виде документа, в связи с чем, требования прокурора в форме электронного сообщения может быть передано наряду с его направлением посредством почтовой связи, а невыполнение требования прокурора, направленного в указанной форме, само по себе не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ. Поскольку ответ на сканированный образ требования прокурора дан в установленный в требовании срок, то обстоятельство, что заместитель прокурора не согласен с содержанием и оценкой изложенных в ответе фактов, не может служить основанием для привлечения инспекции к административной ответственности за неисполнение требований прокурора, в связи с чем, состав правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, выраженный в умышленном неисполнении требований прокурора, отсутствует, а производство по данному делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Помощник прокурора г.Лесосибирска ФИО4, действующая по поручению прокурора Северо-Енисейского района, настаивала на привлечении межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Красноярскому краю к административной ответственности, предусмотренной статьей 17.7 КоАП РФ, по изложенным выше основаниям.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Северо-Енисейского района Красноярского края поступило поручение прокурора Красноярского края, действовавшего на основании поручения первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, о проведении проверки исполнения Федерального законодательства в части использования жилых помещений для предоставления гостиничных услуг.

В поручении прокурора Красноярского края было указано, что на территории края 504 хозяйствующих субъекта (116 организаций, 388 индивидуальных предпринимателей) зарегистрированы как осуществляющие в качестве основного вида деятельности деятельность по предоставлению мест для временного проживания (перечень прилагался к поручению), а также сообщалось, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на сайте, указанном в поручении, в свободном доступе опубликован перечень классифицированных гостиниц (хостелов), в отношении которых необходимо было установить факты использования нежилых помещений в многоквартирных домах для предоставления гостиничных услуг. Особое внимание поручалось уделить изучению сведений, полученных из публичных источников, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», справочных системах («2ГИС»).

Во исполнение вышеуказанного поручения, прокуратурой Северо-Енисейского района проводилась проверка, в ходе которой, исполняющим обязанности прокурора Северо-Енисейского района в адрес начальника межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Красноярскому краю по электронной почте было направлено сканированное требование о предоставлении письменной информации и документов, согласно которому в срок не позднее 19.11.2019 года требовалось представить на адрес электронной почты прокуратуры Северо-Енисейского района информацию о хозяйствующих субъектах, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории данного района и состоящих на налоговом учете с основным видом ОКВЭД – деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания; деятельность по предоставлению мест для временного (краткосрочного) проживания, с указанием наименования, адреса, ИНН, контактного телефона хозяйствующего субъекта (при наличии).

Из материалов дела, а также пояснений защитника в судебном заседании следует, что вышеуказанное сканированное требование исполняющего обязанности прокурора Северо-Енисейского района от ДД.ММ.ГГГГ поступило на электронную почту межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Красноярскому краю ДД.ММ.ГГГГ.

19.11.2019 года заместителем начальника межрайонной ИФНС России №9 по Красноярскому краю в прокурору Северо-Енисейского района по электронной почте был направлен ответ, в котором сообщалось об отсутствии в налоговом органе сведений об учете на территории Северо-Енисейского района юридических лиц с запрашиваемым ОКВЭД, сообщена информация о трех зарегистрированных физических лицах в качестве индивидуальных предпринимателей с основным ОКВЭД – осуществление деятельности гостиниц и прочих мест для временного проживания на территории Северо-Енисейского района, указывалось, что предоставление сведений, содержащихся в государственных реестрах органам государственной власти осуществляется только в электронном виде, разъяснялся порядок предоставления в форме электронного документа сведений из государственных реестров, предлагалось направить оформленный запрос на доступ к сведениям с использованием Интернет – технологий по форме в адрес УФНС России по Красноярскому краю, а также сообщалось о невозможности предоставления персональных данных о номерах телефонов в отношении индивидуальных предпринимателей, без их согласия, как субъектов персональных данных, защищенных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №152-ФЗ «О персональных данных».

Непредоставление по требованию исполняющего обязанности прокурора Северо-Енисейского района от ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом информации о наименованиях, контактных номерах телефонов, адресах хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Северо-Енисейского района и состоящих на налоговом учете с основным видом ОКВЭД – деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания; деятельность по предоставлению мест для временного (краткосрочного) проживания, послужило основанием для вынесения заместителем прокурора Северо-Енисейского района в отношении межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Красноярскому краю постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ.

Административным правонарушением, предусмотренным статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признается умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 2202-1) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Пункт 2 статьи 1 и пункт 1 статьи 21 Федерального закона N 2202-1 определяют, что прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Целью подобного надзора является обеспечение верховенства закона, единства и укрепление законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Частью 1 статьи 22 Федерального закона N 2202-1 установлено, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, а также органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Предоставление прокурорам вышеуказанных властных полномочий в свою очередь возлагает на них обязанность предъявлять только законные требования, как по форме, так и по содержанию.

Реализация прокурором властных полномочий предполагает юридическую силу отдаваемого распоряжения, что и придает ему обязательность исполнения.

Согласно пункту 5.12.7 Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 450, передаваемая и принимаемая факсимильной связью информация не считается документом, имеющим юридическую силу. В связи с этим при передаче документа факсимильной связью досылка оригинала является обязательной.

Таким образом, требование прокурора только тогда может считаться полученным лицом, которому оно направлено, когда оно направлено почтовым отправлением по адресу получателя с обязательным фиксированием вручения сообщения адресату.

Из материалов дела следует, что требование исполняющего обязанности Северо-Енисейского районного прокурора о предоставлении информации было направлено на адрес электронной почты межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Красноярскому краю.

Материалы дела не содержат каких-либо доказательств получения межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №9 по Красноярскому краю оригинала требования исполняющего обязанности Северо-Енисейского районного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах не представляется возможным сделать вывод о получении межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №9 по Красноярскому краю требования прокурора от ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, невыполнение требования прокурора, направленного по электронной почте, само по себе не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ.

В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.1 ст.24.5, ст.ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ в отношении юридического лица – межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Красноярскому краю прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней со дня получения его копии в Красноярский краевой суд, путем подачи жалобы через Лесосибирский городской суд.

Судья: Е.В. Рафальский