ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-275/2017 от 06.02.2018 Карабудахкентского районного суда (Республика Дагестан)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

« 06 » февраля 2018 г. с. Карабудахкент

Судья Карабудахкентского районного суда Хункеров М.А., с участием правонарушителя М., ее защитника Сотавова Х.Н., представителя Дагестанской таможни ФИО1, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении гр. РФ М. (24.12.1974 г/рождения, уроженки с. Н. <адрес>а РД, загранпаспорт серии 64 , выдан ДД.ММ.ГГГГ ФМС 025, проживающей по адресу: РД, <адрес>, временно не работающей) по ч. 1 ст. 16.2 КоАП России,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ в 03 часа 30 мин. при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля багажа и ручной клади пассажиров, прибывших авиарейсом «Стамбул (Турция) – Махачкала (РФ)» в ходе таможенного досмотра сопровождаемой ручной клади – одной матерчатой сумки гр. РФ М. обнаружена партия товара: платья женские, в количестве 17 штук, весом нетто 22 кг., перемещенная ею на таможенную территорию Таможенного союза и недекларированная таможенному органу РФ в установленной письменной форме (акт таможенного досмотра /Ф000034).

Усмотрев в действиях М. признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП России, ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным таможенным инспектором таможенного поста Аэропорт - Махачкала Дагестанской таможни ФИО2 в отношении гр. М. возбуждено дело об АП по ст. 16.2 ч. 1 КоАП России, указанный товар изъят по делу в качестве предмета административного правонарушения.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам административного расследования по делу об административном правонарушении старшим уполномоченным по ОВД ОАР таможни (прикомандированным на т/пост Аэропорт-Махачкала) ФИО1 в отношении гр. М. составлен протокол об АП по ст. 16.2 ч. 1 КоАП России и в соответствии с ч. 1 ст. 28.8 КоАП России материалы дела об АП переданы на рассмотрение.

Определением начальника таможенного поста Аэропорт - Махачкала Дагестанской таможни ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ дело об административном правонарушении для рассмотрения вопроса о назначении административного наказания в виде конфискации предмета административного правонарушения направлено в Федеральный суд <адрес> Республики Дагестан.

Опрошенная в судебном заседании М. пояснила, что проживает в сел. <адрес> Республики Дагестан, в данном населенном пункте проживают также ее родные сестры И. и Н. со своими семьями. В марте 2017 года она вылетала в туристическую поездку в Турцию в <адрес>. Перед вылетом ее сестры И. и Н., их дочери И. Хадижат и И. Патимат, Н. Зайнаб и ФИО4 (ее племянницы) поручили ей приобрести для них в Турции женские платья по 2-3 штуки для каждой и дали ей для этих целей денежные средства. Намечалась свадьба близкого человека. Находясь в <адрес> она приобрела в магазине женской одежды для своих родственниц и для себя 17 женских платьев за сумму примерно 1000 долларов США, по 3 платья каждой племяннице, по 2 платья сестрам и 1 платье для себя. ДД.ММ.ГГГГ она вылетела из <адрес> авиарейсом в аэропорт г. Махачкала, при этом женские платья были упакованы в матерчатую сумку и перевозились ею в сопровождаемом багаже ручной кладью. По прилету в аэропорт г. Махачкала примерно в 03 часа утра перед прохождением таможенного контроля багажа и ручной клади пассажиров она предъявила перевозимый товар сотрудникам таможенного поста и в устной форме заявила необходимые сведения о перевозимом товаре, а именно, что ею ввозятся женские платья 17 штук для личных целей, т.е. для себя и своих родственников. В этот день при прохождении таможенного контроля присутствовала комиссия из сотрудников Дагестанской таможни, в том числе и оперативно-розыскной службы, в связи с чем к ней обратился старший смены таможенного поста ФИО2 и сказал, что надо разобраться с ее товаром отдельно на предмет установления цели ввоза товара. Поскольку она в некоторой степени ознакомлена с таможенными правилами ввоза товаров и ей известно, что товары, ввозимые для личных целей, не превышающие стоимостные и количественные ограничения, декларируются в устной форме без заполнения и подачи пассажирской таможенной декларации, она и ему и сотрудникам комиссии таможни сообщила необходимые для таможенных целей сведения о ввозимом товаре, а именно, что ею ввозятся женские платья 17 штук для личных целей, т.е. для себя и своих родственников – сестер и племянниц. Однако ей работниками таможни было разъяснено, что они сами разберутся, забрали у нее товар и предложили явиться утром. Однако утром они все разъехались, ей тоже надо было ехать домой, т.к. у нее заболел малолетний сын. Через несколько дней, когда она повторно приехала на таможенный пост в аэропорт г. Махачкала сотрудник таможенного поста ФИО1 сообщил, что в отношении нее возбуждено дело об административном правонарушении, а товар направлен на экспертизу для определения его рыночной стоимости с целью наложения административного штрафа. По вышеуказанным обстоятельствам М. свою вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП России, не признала, поскольку ввозила данный товар не в коммерческих целях, с целью его реализации на внутреннем рынке и извлечения прибыли, а в личных целях, т.е. для себя и для своих родственниц, и следовательно имела право декларировать его в устной форме с предъявлением его должностным лицам таможенного органа, что ею и было сделано. В качестве подтверждения суду были представлены соответствующие ксерокопии документов членов ее семьи.

Защитник лица, привлекаемого к ответственности, Сотавов Х.Н., действующий по доверенности, поддержал доводы М. и представил суду ходатайство о прекращении производства по делу об административном правонарушении за отсутствием в действиях М. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи 16.2 КоАП России, обосновав свои доводы следующим.

Частью 1 статьи 355 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу, а частью 2 данной статьи предусмотрен перечень товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию в письменной форме, в частности товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в том числе временно ввозимые, стоимость и (или) количество которых превышает нормы перемещения таких товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей, установленныемеждународным договоромгосударств - членов таможенного союза п.п. 3).

Статьей 8 Соглашения «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного Союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу. Декларирование товаров для личного пользования, за исключением пересылаемых в международных почтовых отправлениях и помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации. Форма пассажирской таможенной декларации, порядок ее заполнения, подачи и регистрации определяются решениями Комиссии таможенного союза. Физическое лицо вправе по своему желанию произвести декларирование товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию в письменной форме, с использованием пассажирской таможенной декларации.

Таким образом, из анализа приведенной нормы закона следует, что декларирование товаров для личного пользования, в случае превышения количественных и стоимостных ограничений, осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу в письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации.

 Между тем, Приложением 3Соглашения «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования» предусмотрены категории товаров, ввозимых для личного пользования без уплаты таможенных пошлин и налогов, в частности товары для личного пользования (за исключением этилового спирта и неделимых товаров) ввозимые в сопровождаемом и несопровождаемом багаже и перемещаемые воздушным транспортом, таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 10000 евро, и общий вес которых не превышает 50 килограммов. 

Таким образом, в случае ввоза физическим лицами товаров для личного пользования, в отношении которых законом предусмотрено освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, не превышающих стоимостные и количественные ограничения, предусмотрено декларирование таких товаров в устной форме с их представлением в целях таможенного контроля.

Из заключения эксперта Экспертно-исследовательского отдела (г. Махачкала) филиала ЦЭКТУ <адрес> за от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что рыночная стоимость указанного товара, являющегося предметом административного правонарушения, составляет 145000 рублей, что явно ниже предусмотренной названным Соглашением таможенной стоимости в сумме 10000 евро в отношении товаров для личного пользования, облагаемых таможенными пошлинами и налогами и подлежащих обязательному письменному декларированию.

Учитывая количественную характеристику ввезенного М. товара – 22 кг., то и в данном случае он также не подпадает под требования обязательного письменного декларирования и уплаты таможенных платежей.

Таким образом, учитывая стоимостные и количественные характеристики ввезенного М. товара, а также цель его ввоза на таможенную территорию Таможенного союза – для личного пользования, в частности для себя лично и для своих родственников, доводы таможенного органа, поставленные в основу для возбуждения дела об административном правонарушения, в частности о том, что товар ею ввозился в коммерческих целях и подлежал обязательному письменному декларированию, являются необоснованными.

Представитель дагестанской таможни ФИО1 пояснил, что М. перевезла товар из Турции. В установленном порядке не декларировала этот товар. Количество платьев, перевезенных ей свидетельствует о том, что товар ввезен в коммерческих целях. По этому факту таможней в отношении М. возбуждено дело об административном правонарушении. Просил принять законное решение.

Проверив материалы дела, доводы защиты, выслушав пояснения сторон прихожу к следующему.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременнее выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1); эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).

В соответствии с ч. 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Судом установлено, что в ходе административного расследования по делу основным доказательством установления события правонарушения и вины М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи 16.2 КоАП РФ, явились имеющиеся в материалах дела процессуальные документы: определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении гр. РФ М. от ДД.ММ.ГГГГ, акт таможенного досмотра /Ф000034 ввезенного М. товара, протокол изъятия товара от ДД.ММ.ГГГГ, протокол опроса свидетеля СГТИ таможенного поста Аэропорт Махачкала ФИО2

На основании данных доказательств, должностным лицом таможенного органа сделан вывод о том, что в нарушение требований таможенного законодательства, при прохождении таможенного контроля гр. М. не заявлены таможенному органу РФ сведения о наличии при себе данного товара, характер и количество которого свидетельствует о коммерческих целях его ввоза в Российскую Федерацию, а именно не подана таможенная декларация с заявлением соответствующих сведений о товаре и не представлены соответствующие документы на товар.

Между тем, суд не может признать данные доказательства убедительными и оценивает их критически, поскольку они были составлены без участия М., в которых лишь имеется отметка должностного лица таможни о том, что М. от подписи отказалась.

Однако, в судебном заседании М. пояснила, что ей на обозрение вышеуказанные документы в таможенном органе не представлялись и удостоверить их своей подписью она не отказывалась, впервые ознакомилась с ними только в суде.

Кроме того, изучив материалы дела, судом установлено, что в ходе таможенного контроля у М. объяснение не отбиралось, а после возбуждения дела об административном правонарушении, а также при проведении административного расследования М. не была опрошена в качестве лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Пояснения о ввозе вышеуказанного товара из Турции в Российскую Федерацию, о предназначении ввозимого товара, по обстоятельствам возбужденного в отношении нее дела об административном правонарушении, М. были представлены только в ходе рассмотрения дела в судебном заседании.

Между тем, надлежащих доказательств того, что М. извещалась о явке в таможенный орган для участия в производстве по делу об административном правонарушении и ей была предоставлена возможность дать объяснения по обстоятельствам дела, должностными лицами таможни суду не представлено.

В виду изложенного, вышеуказанные процессуальные документы: определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ, акт таможенного досмотра /Ф000034, протокол изъятия товара от ДД.ММ.ГГГГ, протокол опроса свидетеля СГТИ таможенного поста Аэропорт Махачкала ФИО2, на основании которых в отношении М.ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении и сделан вывод о совершении ею административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи 16.2 КоАП РФ, не могут быть признаны судом допустимыми и достаточными доказательствами ее виновности.

Каких-либо иных бесспорных и убедительных доказательств, свидетельствующих о том, что М. ввезла вышеуказанные женские платья на территорию Таможенного союза не для личного пользования, а стоимость и количество ввезенного ею товара превышали установленные нормы ввоза, таможенным органом суду не представлено.

Утверждение М. о том, что все платья были ввезены ею для личного пользования, в качестве подарков, ничем не опровергнуто и заслуживает внимания. При этом судом также учтено семейное положение М. (две сестры и четыре племянницы), что подтверждено документами, имеющимися в деле, что она имеет право иметь в личном пользовании не только одно, но и несколько платьев, а также она не лишена права подарить часть из этих платьев членам своей семьи или близким родственникам. Все это в целом, по мнению суда, подтверждает объяснение М. о том, что приобретенный ею товар в Турции предназначался для личного пользования, а не для коммерческих целей.

Оценивая таким образом показания М. и все материалы дела в совокупности, суд руководствуется положениями ч. 4 статьи 1.5 КоАП РФ, согласно которой все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, а лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

В соответствии со ст. 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию таможенным органам при их помещении под таможенную процедуру. Декларантом признается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (подп. 6 п. 1 ст. 4 ТК ТС).

Согласно п. 3 ст. 150 ТК ТС товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.

В соответствии со ст. 188 ТК ТС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза; предъявить декларируемые товары в случаях, установленных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с настоящим Кодексом; соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом.

Согласно ст. 189 ТК ТС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных ст. 188 ТК ТС, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.

В силу ч. 3 статьи 352 ТК ТС критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу, к товарам для личного пользования, стоимостные, количественные и весовые нормы перемещения товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей, случаи освобождения от уплаты таможенных платежей отдельных категорий товаров для личного пользования, а также порядок применения таможенных пошлин, налогов устанавливаются международнымдоговоромгосударств - членов таможенного союза.

Частью 1 статьи 355 ТК ТС предусмотрено, что таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу, а частью 2 данной статьи предусмотрен перечень товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию в письменной форме, в частности товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в том числе временно ввозимые, стоимость и (или) количество которых превышает нормы перемещения таких товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей, установленныемеждународным договоромгосударств - членов таможенного союза п.п. 3).

Статьей 8 Соглашения «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного Союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу. Декларирование товаров для личного пользования, за исключением пересылаемых в международных почтовых отправлениях и помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации. Форма пассажирской таможенной декларации, порядок ее заполнения, подачи и регистрации определяются решениями Комиссии таможенного союза. Физическое лицо вправе по своему желанию произвести декларирование товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию в письменной форме, с использованием пассажирской таможенной декларации.

Таким образом, из анализа приведенной нормы закона следует, что декларирование товаров для личного пользования, в случае превышения количественных и стоимостных ограничений, осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу в письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации.

Согласно п. 1 статьи 3 названного Соглашения отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением системы управления рисками исходя из: заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации) в случаях, установленных настоящим Соглашением; характера и количества товаров; частоты пересечения физического лица и (или) перемещения им товаров через таможенную границу.

 Между тем, Приложением 3Соглашения «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования» предусмотрены категории товаров, ввозимых для личного пользования без уплаты таможенных пошлин и налогов, в частности товары для личного пользования (за исключением этилового спирта и неделимых товаров) ввозимые в сопровождаемом и несопровождаемом багаже и перемещаемые воздушным транспортом, таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 10000 евро, и общий вес которых не превышает 50 килограммов. 

Таким образом, в случае ввоза физическим лицами товаров для личного пользования, в отношении которых законом предусмотрено освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, не превышающих стоимостные и количественные ограничения, предусмотрено декларирование таких товаров в устной форме с их представлением в целях таможенного контроля.

Стоимость изъятого в качестве предмета административного правонарушения у М. товара составила согласно заключению эксперта ЭИО (г. Махачкала) филиала ЦЭКТУ <адрес> за от ДД.ММ.ГГГГ - 145000 рублей.

Диспозиция ч. 1 ст. 16.2 КоАП России предусматривает административную ответственность за недекларирование по установленной форме товаров и транспортных средств, перемещенных через таможенную границу ТС и подлежащих декларированию таможенному органу РФ.

Учитывая предназначение ввезенного М. товара, а также, что его стоимость не превышает установленную законом сумму 10000 евро, а вес не превышает 50 кг., суд приходит к выводу о том, что в действиях М. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи 16.2 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, 29.7, 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении гр. М. прекратить за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.

Изъятый товар - платья женские, в количестве 17 штук, весом нетто 22 кг., являющийся предметом административного правонарушения и хранящийся в камере хранения вещественных доказательств таможенного поста Аэропорт-Махачкала Дагестанской таможни вернуть законному владельцу – гр. М..

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья М.А. Хункеров