ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-276/18 от 31.10.2018 Теучежского районного суда (Республика Адыгея)

к материалу №5-276/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Адыгейск 31 октября 2018 года

Судья Теучежского районного суда Республики Адыгея Российской Федерации Шумен Б.А.,

с участием лица, привлекаемого к административной ответственности ООО «АГРО-ЮГ» в лице генерального директора Минакова А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 11.20.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в отношении юридического лица ООО «АГРО-ЮГ»,

УСТАНОВИЛ:

Согласно протокола от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении по ст.11.20.1 КоАП РФ, составленного государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за объектами нефтеперерабатывающей промышленности и магистрального трубопроводного транспорта Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО1, установлено, что ООО «АГРО-ЮГ» совершило повторное административное правонарушение в части нарушения порядка выполнения работ в охранной зоне МН на 65 км. «Хадыженск-Краснодар», входящего в состав ОПОР: «Участок магистрального нефтепровода <адрес> управления магистральных нефтепроводов».

ООО «АГРО-ЮГ» произведена высадка деревьев, где ранее были обнаружены многочисленные монолитные железобетонные столбы высотой 6 метров с заглублением в грунт около 0,5м., связанные между собой стальной проволокой (протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ). Выше по ходу направления движения продукта (нефти), в пределах охранной зоны (расстояние от оси нефтепровода около 23м.) 65 км. МН «Хадыженск-Краснодар» имеется выкопанная траншея глубиной около метра. В данной траншеи визуально наблюдается уложенная пластиковая труба с выходом на бровку, предположительно – водопровод, что указывает на признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст.11.20.1. КоАП РФ.

По обращению ДД.ММ.ГГГГ АО «Черномортранснефть» о проведении работ в охранной зоне магистрального нефтепровода без разрешения предприятия трубопроводного транспорта, Государственным инспектором Управления ФИО1 был организован осмотр МН на 65 км «Хадыженск-Краснодар» входящего в состав опасного производственного объекта: «Участок МН <адрес> управления МН» проходящим по земельному участку с кадастровым номером 01:06:2500002:210, расположенном по адресу: относительно ориентира - административное здание МО "Пчегатлукайское сельское поселение", по направлению на запад в 11100 м. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, район Теучежский, а.Пчегатлукай, <адрес> (на территории бывшего МОП "Теучежское").

В ходе проведения осмотра, места совершения административного правонарушения, обнаружены многочисленные монолитные железобетонные столбы высотой 6 метров с углублением в грунт около 0,5м, связанные между собой стальной проволокой. Столбы расположены непосредственно на оси выше указанного нефтепровода, а также в охранной зоне нефтепровода.

АО «Черномортранснефть», эксплуатирующей данный ОПО документы, выявлено:

на участке с кадастровым номером 01:06:2500002:210, ООО "АГРО-ЮГ" ИНН: 0107029563, являющееся правообладателем на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, нарушило порядок выполнения работ в охранной зоне МН на 65 км. «Хадыженск-Краснодар» входящего в состав ОПО: «Участок магистрального нефтепровода <адрес> управления магистральных нефтепроводов». ООО "АГРО-ЮГ" выполнены работы по установке монолитных железобетонных столбов высотой 6 метров с заглублением в грунт около 0,5м. на земельном участка с кадастровым номером 01:06:2500002:210 непосредственно на оси выше указанного нефтепровода, а также в охранной зоне нефтепровода, без уведомления и получения соответствующего разрешения предприятия трубопроводного транспорта - АО «Черномортранснефть» (нарушен п.4.4 «Правил охраны магистральных трубопроводов» (утв. Минтопэнерго РФ ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением Госгортехнадзора РФ от ДД.ММ.ГГГГ N9), что указывает на признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьёй 11.20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ООО "АГРО-ЮГ" нарушило требования промышленной безопасности в части выполнения работ в охранных зонах магистральных трубопроводов работ без соответствующего разрешения предприятия трубопроводного транспорта, чем создало угрозу чрезвычайной ситуаций природного и техногенного характера, а также угрозу возможного причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде.

Нарушения, указанные в Протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, создают непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, угрозу возникновения техногенной катастрофы, угрозу причинения существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды.

Действия ООО «АГРО-ЮГ» квалифицированы по ст. 11.20.1 КоАП РФ - совершение в охранных зонах магистральных трубопроводов действий, запрещенных законодательством Российской Федерации, либо выполнение в охранных зонах магистральных трубопроводов работ без соответствующего разрешения предприятия трубопроводного транспорта или без его уведомления.

Северо-Кавказское управление Федеральной службы экологическому, технологическому и атомному надзору просит привлечь ООО «АГРО-ЮГ» к административной ответственности по ст. 11.20.1 КоАП РФ.

Будучи надлежаще извещенным о дате и месте рассмотрения дела, Межрегиональный отдел по надзору за объектами нефтеперерабатывающей промышленности и магистрального трубопроводного транспорта Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в суд не явился и не представил сведений о причинах своей неявки.

Представитель ООО «Агро-Юг» ФИО3 суду показал, что оснований для привлечения к административной ответственности по 11.20.1 КоАП РФ не имеется, так как общество не было уведомлено о проведении осмотра места происшествия и не имело возможности давать пояснения, делать замечания. При отсутствии представителя ООО не были привлечены понятые, не производилась видеозапись.

Кроме того в протоколе неправильно указаны реквизиты документа, указан договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ, тогда как Общество арендует земельный участок на основании соглашения о передаче прав и обязанностей Арендатора по Договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, местом составления протокола осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ указан: <адрес>, 65 км. МН «Хадыженск Краснодар» участок с кадастровым номером 01:06:2500002:210, тогда как местом совершения предполагаемого правонарушения является земельный участок, расположенный в <адрес> Республики Адыгея.

Осмотр места совершения административного правонарушения закон рассматривает как неотложное действие и предусматривает немедленное составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения. В его случае протокол осмотра не был составлен в момент выявления правонарушения. Исходя из этого, из представленных фотоматериалов невозможно сделать вывод о конкретности составления места фото фиксации, действительно ли они составлялись по адресу: <адрес>, 65 км. МН «Хадыженск Краснодар» участок с кадастровым номером 01:06:2500002:210.

Также имеются противоречия в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ. Так, в графе осмотра указано: «Непосредственно на оси, а также в охранной зоне МН «Хадыженск-Краснодар» 65 км., землепользователем (ООО «АГРО-ЮГ») произведена высадка деревьев, где ранее были обнаружены многочисленные монолитные железобетонные столбы высотой 6 метров с заглублением в грунт около 0,5 м., связанные между собой стальной проволокой.» Противоречие заключается в том, что в ситуационном плане-схеме, прикладываемом к протоколу осмотра указываются «ряды бетонных столбов высотой = 3,5 м.», там же указывается, что данная топографическая съемка выполнялась в феврале 2017 года. Также в графе должность, фамилия, инициалы лица составившего протокол указывается «Государственный инспектор межрегионального отдела по надзора за объектами нефтеперерабатывающей промышленности и магистрального транспорта Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО1», тогда как доверенность от ДД.ММ.ГГГГ выдано государственному инспектору межрегионального отдела по надзора за объектами нефтегазодобывающей промышленности и магистрального транспорта ФИО1.

Просит отказать в удовлетворении заявленного требований о привлечении ООО «АГРО-ЮГ» к административной ответственности по ст.11.20.1 КоАП РФ.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя ООО «АГРО-ЮГ», исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В силу положений статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.

Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей ст.11.20.1 КоАП РФ, рассматривается судом, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

В соответствии со ст.11.20.1 КоАП РФ за совершение в охранных зонах магистральных трубопроводов действий, запрещенных законодательством Российской Федерации, либо выполнение в охранных зонах магистральных трубопроводов работ без соответствующего разрешения предприятия трубопроводного транспорта или без его уведомления -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от пятисот тысяч до восьмисот тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот тысяч до восьмисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до двух миллионов пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения в области охраны магистральных трубопроводов.

Объективная сторона выражена в действиях, запрещенных законодательством РФ, либо выполнение в охранных зонах магистральных трубопроводов работ без соответствующего разрешения предприятия трубопроводного транспорта или без его уведомления.

Указанное правонарушение характеризуется умышленной формой вины.

Субъектами административных правонарушений выступают граждане, юридические лица и должностные лица.

В соответствии со ст.90 ЗК РФ границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.

На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.

В целях обеспечения сохранности, созданий нормальных условий эксплуатации и предотвращения несчастных случаев на магистральных трубопроводах Министерством топлива и энергетики Российской Федерации утверждены Правила охраны магистральных трубопроводов.

Пунктом 4.1. Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны: вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 м от оси трубопровода с каждой стороны.

Пунктом 8 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Постановлением Совета Министров ССР и пунктом 4.2 Правил охраны магистральных трубопроводов утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации установлено, что земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землепользователей и используются землепользователями для проведения сельскохозяйственных работ с обязательным соблюдением требований Правил.

Перечень ограничений и запретов, налагаемых на землепользователей в пределах охранной зоны трубопровода, содержится в п.11 и п.п. 4.3 - 4.4 указанных правил соответственно. В охранной зоне трубопровода без разрешения, полученного от предприятия трубопроводного транспорта запрещено возводить любые постройки и сооружения. Пункт 5.1. Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Минтопэнерго РФ устанавливает, что любые работы, действия, производимые в охранных зонах трубопроводов, могут выполняться только при наличии разрешения на производство работ oт предприятия трубопроводного транспорта.

Судом установлено, что ООО «АГРО Юг» не располагало сведениями о наличии на принадлежащем ему на праве аренды земельном участке трубопровода.

Между тем, материалами дела не подтверждено, что в ходе проверки был установлен факт выполнения работ именно ООО «АГРО Юг» работ на земельном участке. Не имеется указаний о наличии обременений ни в соглашении от ДД.ММ.ГГГГ, ни в свидетельстве о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно материалам дела, административным органом не установлено точное место выполнения работ по установке монолитных железобетонных столбов.

Местом составления протокола осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ указан: <адрес>, 65 км. МН «Хадыженск Краснодар» участок с кадастровым номером 01:06:2500002:210, тогда как местом совершения предполагаемого правонарушения является земельный участок, расположенный в <адрес> Республики Адыгея.

Согласно свидетельства КК о государственной регистрации права, выданного ДД.ММ.ГГГГ магистральный трубопровод Хадыженск-Краснодар проходит по территории <адрес>, ограничения обременения не зарегистрированы.

Сведений о том, что нефтепровод проходит по территории <адрес> не имеется.

Видеофиксации, составления протокола осмотра с участием понятых, схем совершения ООО ««АГРО Юг» правонарушения не представлено.

То есть, административным органом не доказан факт нарушения ООО ««АГРО-Юг».

В соответствии с ч.3 ст.26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Собирание административным органом доказательств должно соответствовать задачам законодательства об административных правонарушениях, в том числе нравственным началам административного судопроизводства.

Место и событие административного правонарушения не зафиксированы административным органом в установленном КоАП РФ порядке.

Согласно с п.2 ч.1 ст.29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В ст.24.5 КоАП РФ указаны обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

В силу ст.28.9 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных ст.24.5 настоящего Кодекса, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Учитывая изложенное, руководствуясь п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, частями 1 и 1.1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд прекращает производство по делу об административном правонарушении.

Согласно п.2 ч.1 ст.29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении отнесено к актам административных органов, которым заканчивается рассмотрение дела.

На основании изложенного, руководствуясь статьями п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «АГРО-Юг» прекратить, на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея в течение 10 дней.

Судья Теучежекого районного суда (подпись) Б.А.Шумен

<данные изъяты>

<данные изъяты>