43RS0039-01-2021-000733-76 № производства 5-276/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
28 октября 2021 года г. Уржум
Судья Уржумского районного суда Кировской области Змеев В.В., при секретаре Никулиной О.А., с участием представителя МКУ администрация Уржумского муниципального района Кировской области ФИО1, представителя управления государственной охраны объектов культурного наследия Кировской области ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Уржумского районного суда Кировской области по адресу: <...>, дело об административном правонарушении в отношении:
МКУ администрация Уржумского муниципального района Кировской области, расположенного по адресу: <адрес>, ОГРН №, ИНН №, КПП №,
- привлекаемого согласно протоколу об административном правонарушении № от 22.09.2021 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении МКУ администрация Уржумского муниципального района Кировской области в вину поставлено неисполнение требований подпункта 1 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ, то есть, нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия.
Указано, что в период с 28.04.2021 по 30.04.2021 на основании задания управления государственной охраны объектов культурного наследия Кировской области от 26.04.2021 № 1 «На проведение мероприятий по систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия федерального значения» проводилось мероприятие по систематическому наблюдению в отношении объекта культурного наследия федерального значения «Здание театра» (далее - объект), расположенного по адресу: <адрес>, было установленно: разрушение кирпичной кладки по всей толщине стен (трещины, замокание, промерзание, вымывание раствора, повреждены верхние части несущих стен); разрушение отделочных покрытий фасадов; отсутствие отмостки по периметру здания; просадка и деформация фундамента; цоколь поврежден трещинами, происходит выпадение кирпича; обрушение конструкции крыши внутрь здания.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ), обязанность осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состояниях (то есть, - бремя содержания) возлагается на собственника или иного законного владельца такого объекта.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 26.08.2021 № объект находится в собственности МО Уржумского муниципального района Кировской области. В связи с чем, данный объект принадлежит указанному МО на праве собственности.
Таким образом, МО Уржумского муниципального района Кировской области несет бремя содержания объекта.
В соответствии с подпунктами 5 и 54 пункта 5 статьи 39 устава МО Уржумского муниципального района Кировской области, принятого решением Уржумской районной Думы Кировской области от 27.07.2010 №, МКУ администрация Уржумского муниципального района Кировской области управляет и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности, сохраняет объекты культурного наследия.
Каких-либо действий, направленных на исполнение обязанности по несению бремени содержания объекта, МКУ администрация Уржумского муниципального района Кировской области не принимается, вследствие такого ее бездействия, носящего длящийся характер, техническое состояние объекта ухудшается, а значит, МКУ администрацией Уржумского муниципального района Кировской области не исполняются требования подпункта 1 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ, то есть, нарушаются требования законодательства об охране объектов культурного наследия.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом протокола об административном правонарушении в отношении в отношении МКУ администрация Уржумского муниципального района Кировской области по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Представитель управления государственной охраны объектов культурного наследия Кировской ФИО2 в судебном заседании пояснила, что бездействие МКУ администрации Уржумского муниципального района Кировской области, носящее длящийся характер, содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ. Дополнительных документов суду не представила, ходатайств об отложении рассмотрении дела не заявила.
Представитель привлекаемого к административной ответственности МКУ администрация Уржумского муниципального района Кировской области ФИО1 в судебном заседании пояснила, что администрация с правонарушением согласна.
Исследовав письменные материалы, прихожу к следующему.
Объекты культурного наследия считаются выявленными со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ документов, необходимых для принятия решения о включении объекта в Единый государственный реестр объектов культурного наследия.
Выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране в соответствии с названным Законом.
30.04.2021 ФИО3, как представителем управления государственной охраны объектов культурного наследия Кировской области, был составлен акт технического состоянии объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения «Здание театра», которым определено техническое состояние здания.
Объективной стороной правонарушения являются противоправные действия (бездействие) относительно требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия народов РФ, в том числе выявленных объектов культурного наследия, их территорий, а равно несоблюдение ограничений, установленных в границах их зон охраны, т.е. в невыполнении или нарушении тех предписаний, которые содержатся в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы охраны и использования объектов культурного наследия, в том числе выявленных объектов культурного наследия.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью.
Субъектами правонарушения по ч. ч. 1 - 3 данной статьи являются граждане, должностные лица, юридические лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона № 73-ФЗ имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
В Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия (пункт 1 статьи 15 Федерального закона №73-Ф3).
Исходя из положений статьи 47.6 Федерального закона №73-Ф3 на каждый объект культурного наследия, включенного в реестр, оформляется охранное обязательство, в котором указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона (пункт 1 статьи 47.6).
В охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранное обязательство), указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.
Охранным обязательством устанавливаются следующие требования:
- к сохранению объекта культурного наследия;
- к содержанию и использованию объекта культурного наследия в случае угрозы ухудшения его состояния;
- к обеспечению доступа к объекту культурного наследия;
Охранным обязательством устанавливаются обязанности юридического лица, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности.
Статьёй 47.2 Федерального закона №73-ФЗ установлены требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, которые должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.
Охранное обязательство утверждается актом федерального органа охраны объектов культурного наследия или актом регионального органа охраны объектов культурного наследия в зависимости от категории объекта (федерального, регионального или местного значения) (пункт 7 статьи 47.6).
Копия акта соответствующего органа охраны объектов культурного наследия с копией утвержденного им охранного обязательства вручается под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении собственнику объекта культурного наследия, включенного в реестр, а также в орган регистрации прав для регистрации указанных в статье 47.1 настоящего Федерального закона ограничений (обременений) прав в Едином государственном реестре недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не позднее пятнадцати рабочих дней со дня утверждения охранного обязательства (пункт 12 статьи 47.6).
В соответствии с положениями п.п. 1 п. 1 статьи 47.3 Федерального закона №73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Указом Президента РФ от 20.02.1995 №176 утвержден перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, в который включен жилой дом сер. XIX века, расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости неэксплуатируемое здание театра конца 19 века принадлежит Муниципальному образованию Уржумский муниципальный район Кировской области, №, дата государственной регистрации 15.06.2012.
Согласно выписке из ЕГРП, указанный объект включен в реестр объектов культурного наследия.
Частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации № 12560-р от 29.10.2015 установлено зарегистрировать объект культурного наследия федерального значения «Здание театра», кон. Х1Х В., расположенного по адресу: <адрес>, в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и присвоен ему регистрационный номер №.
Вместе с тем, рассматривая дело об административном правонарушении, прихожу к выводу, что в действиях МКУ администрация Уржумского муниципального района Кировской области отсутствует состав вменяемого административного правонарушения. Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Кировской области утвержденное в соответствии с Законом охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия свидетельствующее о нарушении МКУ администрацией Уржумского муниципального района Кировской области указанных в нем требований суду не представлено.
В соответствии с положениями части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вина МКУ администрация Уржумского муниципального района Кировской области в совершении вмененного административного правонарушения не установлена, представленными материалами не подтверждается.
Кроме того протокол об административном правонарушении нельзя признать соответствующим требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.
В протоколе не указано, какие именно действия (бездействие) имели место со стороны МКУ, с учетом объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, повлекшие нарушение положений подпункта 1 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона №73-Ф3, статьи 210 ГК РФ, поскольку порядок проведения работ по содержанию объекта культурного наследования и поддержанию его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии строго определен законом.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ при отсутствии состава административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии оснований для прекращения производства по делу в отношении МКУ на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении МКУ администрация Уржумского муниципального района Кировской области прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На постановление об административном правонарушении может быть подана жалоба в Кировский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья - В.В. Змеев
Постановление29.10.2021