УИД 55RS0002-01-2020-005655-50 Дело № 5-2771/2020 г. Омск, ул. Лермонтова, 61
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Резолютивная часть постановления объявлена 07.10.2020.
Полный тест постановления изготовлен 09.10.2020.
Судья Куйбышевского районного суда г. Омска Мякишева И.В. при секретаре Сулейменовой А.К., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты>, проживающей по адресу: <адрес>, <данные изъяты>,
у с т а н о в и л :
В Куйбышевский районный суд города Омска поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст.20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1
Согласно протоколу об административном правонарушении, составленному старшим участковым уполномоченным Отдела полиции № 9 УМВД России по г. Омску ФИО2, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ 15:00 часов, находясь в <адрес>, являясь участником несогласованного с органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, публичного мероприятия (митинга), в ходе которого публично выражала мнение по поводу актуальных проблем общественно-политического характера, а именно, в виде публичного выступления перед собравшимися гражданами и скандировании лозунгов. На неоднократные законные требования сотрудников органов внутренних дел (полиции) прекратить участие в несанкционированном публичном мероприятии, не выполнила.
В судебном заседании ФИО1 не участвовала, извещалась надлежащим образом, причины неявки не известны.
Должностное лицо УУП Отдела полиции № 9 УМВД России по г. Омску ФИО2 в судебном заседании не участвовал, извещался надлежащим образом, причины неявки не известны.
Суд, в соответствии с положениями ч. 2 ст. 25.1, п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
В соответствии с частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Диспозиция указанной выше нормы является бланкетной. На обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является, в числе прочего, свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Статьей 3 Закона № 54-ФЗ установлено, что проведение публичного мероприятия основывается на принципах законности - соблюдении положений Конституции Российской Федерации, названного Закона, иных законодательных актов Российской Федерации; а также добровольности участия в публичном мероприятии.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24 октября 2013 № 1618-О, от 24 октября 2013 № 1619-О, Закон № 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12-17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Указанным Федеральным законом установлен уведомительный порядок организации и проведения публичных мероприятий.
В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 № 54-ФЗ обязанность подать уведомление о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления возложена на организатора публичного мероприятия.
Уведомление о проведении публичного мероприятия осуществляется в порядке, установленном ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 № 54-ФЗ, согласно которой уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
В соответствии с частью 1 указанной статьи уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в сроки, указанные в данной норме.
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 № 54-ФЗ).
На территории Омской области действует Закон Омской области от 09.02.2005 № 606-ОЗ «О проведении публичных мероприятий на территории Омской области», который регулирует отношения, связанные с проведением публичных мероприятий на территории Омской области в соответствии с Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
В соответствии со ст. 2 указанного закона уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) на территории Омской области подается его организатором: в случае, если предполагаемое количество участников публичного мероприятия составляет более 1000 человек - в орган исполнительной власти Омской области, уполномоченный Губернатором Омской области, в случае, если проведение публичного мероприятия предполагается на территории, непосредственно прилегающей к зданиям местной администрации (исполнительно-распорядительного органа), представительного органа муниципального района - в местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган) муниципального района; в иных случаях - в местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган) городского или сельского поселения, городского округа, на территории которого предполагается проведение публичного мероприятия.
В соответствии с Указом Губернатора Омской области от 25.02.2014 № 16, таковым органом на территории Омской области является Министерство региональной политики и массовых коммуникаций Омской области (правопреемник Главного управления внутренней политики Омской области).
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона от 19 июня 2004 № 54-ФЗ.
Частью 1 данной статьи установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Согласно п. 1 ч. 3 данной статьи во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны, в частности, выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации).
В соответствии с п. 3 ст. 2 вышеуказанного Закона митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Согласно ч. 4 ст. 17 ФЗ № 54-ФЗ неисполнение законных требований сотрудников полиции (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации) или неповиновение (сопротивление) им отдельных участников публичного мероприятия влечет за собой ответственность этих участников, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 ФЗ №3 «О полиции», законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Судом установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ 15:00 часов, находясь в <адрес>, являясь участником несогласованного с органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, публичного мероприятия (митинга), в ходе которого публично выражала мнение по поводу актуальных проблем общественно-политического характера, публично выступала перед собравшимися гражданами, скандировала лозунги, тем самым нарушила установленный порядок проведения публичного мероприятия, на неоднократные законные требования сотрудников органов внутренних дел (полиции) прекратить участие в несанкционированном публичном мероприятии, ФИО1 не реагировала, продолжала свои действия.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами:
- протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, составленным уполномоченным на то должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, в присутствии понятых ФИО17 и ФИО18 Протокол содержит все необходимые сведения для рассмотрения дела, в том числе, в нем полно описано событие вмененного последнему административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ, в связи с чем, он отвечает признакам допустимости доказательства по делу (л.д.51);
- рапортом сотрудника полиции ФИО3, из которого следует, что одним из участников публичного мероприятия организованного и проведенного ДД.ММ.ГГГГ без согласования с органами исполнительной власти, исполнительно-распорядительным органом, является ФИО1, которая в ходе проведения публичного мероприятия выступила с речью, высказывала мнение по поводу проблем общественно-политического характера, неоднократно начинала скандировать речевые лозунги, неоднократно предупреждалась лично сотрудниками органов внутренних дел о недопущении и прекращении участия в несанкционированном публичном мероприятии, вместе с тем, не выполнила законные требования сотрудников полиции (л.д. 3-6);
- письменными объяснениями, имеющимися в материалах дела свидетеля ФИО19., из которых следует, что ДД.ММ.ГГГГ с 14-40 часов находясь в сквере «<данные изъяты>» расположенном по адресу: <адрес>, она увидела скопление граждан. Она видела неизвестную женщину лет <данные изъяты>, <данные изъяты> внешности, <данные изъяты> телосложения, волосы <данные изъяты>, <данные изъяты>. Женщина была одета <данные изъяты>. В руках у нее находился планшет светлого цвета, на который она снимала и комментировала все происходящее на публичном мероприятии. В указанном мероприятии данная женщина активно участвовала, постоянно держала в руках планшет, скандировала лозунги, на требования сотрудников полиции прекратить свои действия, не реагировала. В какой-то момент она вышла в центр круга участников мероприятия, подняла вверх руку, и начала свое выступление, в котором затрагивала актуальные общественно-политические проблемы, проблемы с экологией, высказывала несогласие в связи с введенным на территории региона режима повышенной готовности, против масочного режима и дистанционного обучения. После того, как сотрудник полиции неоднократно сообщил о том, что мероприятие является незаконным, граждане, в том числе, ФИО1 никак не отреагировала, продолжили митинг. После окончания митинга она ушла в неизвестном направлении, в шествии не участвовала (л.д. 7-8);
- письменными объяснениями, имеющимися в материалах дела свидетеля ФИО20, из которых следует, что ДД.ММ.ГГГГ около 14-50 часов пришел пешком на «<данные изъяты>», расположенную по адресу: <адрес>, и увидел скопление граждан. Он видел неизвестную женщину, одетую в <данные изъяты>. В ходе проведения митинга она представилась ФИО1, и выступила с речью, в которой затрагивала актуальные общественно-политические проблемы, проблемы с экологией, высказывала несогласие в связи с введенным на территории региона режима повышенной готовности. После того, как сотрудник полиции неоднократно сообщил о том, что мероприятие является незаконным, граждане, в том числе, ФИО1 никак не отреагировали, продолжили митинг (л.д. 9-12);
- ответом от ДД.ММ.ГГГГ№ Министерства региональной политики и массовых коммуникаций Омской области на запрос ОП № 9 УМВД России по г. Омску согласно которому уведомления о проведении публичных мероприятий-митинга ДД.ММ.ГГГГ в период с 15.00 до 15.40 ч. по адресу <адрес> не поступали (л.д.15);
- ответом от ДД.ММ.ГГГГ№ Администрации г. Омска на запрос ОП №9 УМВД России по г. Омску согласно которому уведомления о проведении публичных мероприятий ДД.ММ.ГГГГ года в период с 15.00 до 15.40 ч. по адресу <адрес> не поступали (л.д.16);
- материалами видеофиксации, просмотренной в судебном заседании, которыми подтверждается факт участия ФИО1 в публичном мероприятии ДД.ММ.ГГГГ, доведение до нее сотрудником полиции требований о прекращении участия в несогласованном с органами исполнительной власти публичном мероприятии, а также невыполнение ею законного требования сотрудника полиции.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются, в том числе, документами, которые на основании ч. 1 ст. 26.7 КоАП РФ признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
Суд полагает, что совокупность доказательств, чья достоверность и допустимость сомнений не вызывают, является достаточной для установления вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Согласно положениям Федерального закона № 54-ФЗ, уведомление о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления подается в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Из материалов дела следует, что проведение публичного мероприятия в форме митинга ДД.ММ.ГГГГ года в 15 часов 00 минут согласовано с органом исполнительной власти или органом местного самоуправления не было.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ на территории Омской области существовал режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Омской области, введенный Распоряжения Губернатора Омской области от 17.03.2020 № 19-р «О мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Омской области», согласно п. 10 которого органам исполнительной власти Омской области, органам местного самоуправления Омской области, организациям (индивидуальным предпринимателям), осуществляющим деятельность на территории Омской области, временно приостановлено на период режима повышенной готовности проведение на территории Омской области, за исключением мероприятий, способствующих развитию международных и межрегиональных деловых коммуникаций в научной и научно-технической сферах, развитию кадрового потенциала в научной и научно-технической сферах, а также случаев, предусмотренных статьей 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, абзацем пятым подпункта 1 пункта 12 настоящего распоряжения, а также решениями постоянно действующего штаба по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Омской области: деловые, спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий. Ограничения, предусмотренные настоящим подпунктом в отношении зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий, распространяются также на граждан, политические партии, другие общественные и религиозные объединения.
Из представленных видеоматериалов следует, что законное требование о прекращении участия в несогласованном публичном мероприятии было высказано сотрудником полиции неоднократно, однако ФИО1 данное требование игнорировала, и не предпринимала разумных действий для прекращения своего участия в несогласованном публичном мероприятии.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд приходит выводу о доказанности вины ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на выводы о доказанности вины ФИО1 в совершении административного правонарушения материалы дела не содержат.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
Указанные в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях положения свидетельствуют о наличии у судьи, органа, должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, возможности индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При назначении административного наказания судья учитывает обстоятельства, предусмотренные ч. 2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитываются характер совершенного ФИО1 административного правонарушения, сведения о личности, ее имущественном положении, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
С учетом обстоятельств совершенного правонарушения, направленного против общественного порядка и общественной безопасности, суд считает, что целям и задачам законодательства об административных правонарушениях будет отвечать назначение ФИО1 административного наказания в виде административного штрафа в минимальном размере.
Назначение ФИО1 административного наказания в виде штрафа согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Руководствуясь статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л :
Признать ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Реквизиты для уплаты штрафа: Получатель: <данные изъяты>.
Настоящее постановление одновременно является исполнительным документом.
В соответствии с частью 1 стати 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (60 дней) влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано подачей жалобы в Омский областной суд через Куйбышевский районный суд города Омска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья И.В. Мякишева