Дело № 5-277/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
16 марта 2018 года ул. Петровская, д. 24, <...>
Судья Псковского городского суда Псковской области Дуженко Л.В., при секретаре Колмаковой Ю.С., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении ОАО «Российские железные дороги», адрес: <данные изъяты>, ранее привлекавшегося к административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела,
У С Т А Н О В И Л:
Перевозчиком ОАО «Российские железные дроги» (далее – ОАО «РЖД») не соблюдены установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза.
Административное правонарушение совершено при следующих обстоятельствах:
** **.2017 в ** часов ** минут на железнодорожную станцию Себеж в постоянную зону таможенного контроля таможенного поста ЖДПП Посинь Псковской таможни в составе поезда № ** прибыл железнодорожный вагон № ** с товаром: «соевый шрот», следовавший из Латвии в Таджикистан.
В ** часов ** минут ** **.2017 в таможенный орган – таможенный пост ЖДПП Посинь Псковской таможни (<...>), расположенный в месте прибытия на таможенную территорию Евразийского экономического союза - представителем перевозчика ОАО «РЖД» для регистрации сообщения о прибытии были представлены транспортные и коммерческие документы на товар: «соевый шрот», код товара 2304000001 ТНВЭД ЕАЭС (ж/д накладная № ** от ** **.2017, инвойс № ** от ** **.2017). Согласно графе 24 железнодорожной накладной № ** в числе документов, приложенных отправителем, значится латвийский фитосанитарный сертификат EC/LV/295874. Однако, указанный разрешительный документ в пакете документов фактически отсутствовал. Таким образом, в пакете товаросопроводительных документов отсутствовал фитосанитарный сертификат на ввезенный на таможенную территорию ТС товар – соевый шрот (жмыхи).
Отправитель товара: ООО «Г.» <данные изъяты>
Получатель: ООО «Сорбон 2015» (<данные изъяты>.
В ходе таможенного досмотра (акт таможенного досмотра № **) установлено, что в вагоне № ** перемещается товар соответствующий товаросопроводительным документам «соевый шрот».
Товар - соевый шрот (жмыхи) - попадает в Перечень подкарантинной продукции с высоким фитосанитарным риском, подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной территории Евразийского экономического союза (утв. Решением КТС № 318 от 18.06.2010 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском Экономическом союзе»), и ввозится на таможенную территорию Евразийского экономического союза в сопровождении фитосанитарного сертификата, выдаваемого компетентным органом государства страны – экспортера на каждую ввозимую партию подкарантинной продукции.
При ввозе товара на таможенную территорию ЕАЭС фитосанитарный сертификат на товар «соевый шрот» не был представлен перевозчиком ОАО «РЖД», что является несоблюдением установленных таможенным законодательством ограничений на ввоз товаров.
** **2017 должностным лицом таможенного органа перевозчику ОАО «РЖД» был направлен запрос № ** о необходимости предоставления фитосанитарного сертификата на товар «соевый шрот» для соблюдения условий помещения товара под таможенную процедуру таможенного транзита. Срок предоставления разрешительного документа таможенным органом был установлен, исходя из положений пункта 2 статьи 98 ТК ТС, до ** **.2017. Фитосанитарный сертификат в установленный срок не был представлен таможенному органу.
** **.2017 в ** часа ** минут представителем перевозчика ОАО «РЖД» был предоставлен иной (не указанный в железнодорожной накладной) фитосанитарный сертификат ** от ** **.2017 (сопроводительное письмо от ** **.2017 № **). Данный фитосанитарный сертификат на товар «соевый шрот», перемещаемый в железнодорожном вагоне **, в количестве 70460 кг, был выдан ** **.2017 Государственной службой защиты растений (Латвия), то есть после фактического прибытия товара: «соевый шрот» на таможенную территорию ЕАЭС и направления запроса о необходимости предоставления разрешительного документа.
** **.2017 транзит товара был разрешен (Акт карантинного фитосанитарного контроля (надзора) от ** **.2017 № **).
Представитель ОАО «РЖД» в судебном заседании вину в совершении данного правонарушения не признал, полагал в действиях привлекаемого лица отсутствует состав административного правонарушения, т.к. перевозчиком ОАО «РЖД» были исполнены все предписанные обязанности, то есть, при прибытии вагона на ст. Себеж были предоставлены все необходимые документы, в том числе фитосанитарный сертификат на груз, указанный в п. 24 накладной. В процессе проверки таможенный орган выявил отсутствие фитосанитарного сертификата, но ОАО «РЖД» в данной ситуации при всей осмотрительности и заботливости не имело реальной возможности соблюсти запреты и ограничения, поскольку отправку вагона осуществил грузоотправитель из Латвии без участия представителя ОАО «РЖД». В связи с тем, что документы по перевозке заполнялись грузоотправителем, до поступления товаров в зону таможенного контроля перевозчик не имел реальной возможности убедится в надлежащем оформлении данных документов. На основании изложенного представитель ОАО «РЖД» просил прекратить производство по делу, в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения или при установлении вины применить ст.2.9 КоАП РФ.
В случае установления судом вины ОАО «РЖД» в совершении данного правонарушения, представитель ОАО «РЖД» просил о применении ст. 2.9 КоАП РФ о прекращении производства по делу по малозначительности.
Представитель Псковской таможни доводы протокола об административном правонарушении поддержала, полагала вину доказанной материалами дела. Вопрос о наказании оставила на усмотрение суда. Кроме того, представитель Псковской таможни пояснила, что перевозчик ОАО «РЖД» является профессиональным участником в области международных перевозок, осуществляет перевозку грузов, подлежащих фитосанитарному контролю, и ему должно быть известно о необходимости предоставления действительных фитосанитарных сопроводительных документов на каждую подкарантинную продукцию, учитывая, что данная информация общедоступна.
Выслушав представителей ОАО «РЖД» и Псковской таможни, исследовав материалы административного дела, судья считает, что вина перевозчика ОАО «РЖД», в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ полностью доказана.
В соответствии со ст. 16.3 КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 152 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств – членов таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств – членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств – членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Согласно п. 3 ст. 4 ТК ТС ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза - совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами.
Соблюдение запретов и ограничений контролируется как на этапе пересечения таможенной границы, так и при помещении товаров под таможенные процедуры.
В соответствии с п. 1 ст. 158 ТК ТС перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию Таможенного союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 159 ТК ТС, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров.
В соответствии с п.п. 1 п.1 ст. 159 ТК ТС при прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза при международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу, в том числе сведения о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию Таможенного союза запрещен или ограничен.
Кроме того, согласно п. 2 ст. 159 ТК ТС независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза представляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, в соответствии с пунктом 1 статьи 152 ТК ТС.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» утверждены:
- Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Евразийского экономического союза и таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Перечень подкарантинной продукции);
- Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза (далее - Положение).
Товар – соевый шрот (жмыхи) - по коду ТН ВЭД ЕАЭС и наименованию включен в раздел I (Подкарантинная продукция с высоким фитосанитарным риском Перечня подкарантинной продукции).
В соответствии с пунктом 3.1 Положения карантинному фитосанитарному контролю (надзору) подлежит каждая ввозимая на таможенную территорию Евразийского экономического союза партия подкарантинной продукции, включенной в Перечень подкарантинной продукции.
Таким образом, ввоз товара - соевый шрот (жмыхи) - на таможенную территорию Евразийского экономического союза может быть осуществлен только при наличии действительного фитосанитарного сертификата, выданного уполномоченным органом государства места отправления.
Согласно ст. 5 ФЗ РФ от 27.11.2010 № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» ввоз товаров в Российскую Федерацию - фактическое пересечение товарами Государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, в результате которого товары прибыли из других государств - членов Таможенного союза или с территорий, не входящих в единую таможенную территорию Таможенного союза, на территорию Российской Федерации и (или) на территории искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, и все последующие действия с указанными товарами до их выпуска таможенными органами, когда такой выпуск предусмотрен таможенным законодательством Таможенного союза и (или) настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом установлено, что перевозчиком ОАО «РЖД» не были в достаточной степени использованы меры по соблюдению ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза.
Перевозчику, являющемуся профессиональным участником в области международных перевозок, осуществляющему перевозку грузов, подлежащих фитосанитарному контролю, должно быть известно о необходимости предоставления действительных фитосанитарных сопроводительных документов на каждую подкарантинную продукцию, учитывая, что данная информация общедоступна.
Перевозчик, вступая в правоотношения с таможенными органами, обязан принять меры для обеспечения выполнения обязанностей, возложенных на него законодательством государств-членов Евразийского экономического союза, то есть проявить для этого должную степень заботливости и осмотрительности.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что перевозчик предпринял исчерпывающие меры для соблюдения обязанностей и требований, предусмотренных законодательством Евразийского экономического союза, судом не установлено.
Таким образом, суд полагает, что вина перевозчика ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, выразившегося в не соблюдении установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, доказана.
Кроме того, вина перевозчика ОАО «РЖД» подтверждается имеющимися материалами дела:
- копией железнодорожной накладной от ** **2017 № **;
- копией фитосанитарного сертификата **;
- копией акта таможенного досмотра № **
- копией запроса от ** **2017 № **
- копией письма ООО «ТБЦ» от ** **2017 № **;
- другими документами, находящимися в материалах дела.
Санкцией ст. 16.3 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно представленным материалам дела перевозчик ОАО «РЖД» ранее привлекался к административной ответственности за совершение однородных правонарушений, что суд признает отягчающим обстоятельством.
Смягчающих обстоятельств судом не установлено.
С учетом характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, обстоятельств дела, наличием отягчающего и отсутствием смягчающих административную ответственность обстоятельств, судья считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа.
Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ суд не находит.
Издержки по делу за осуществление перевода в размере 830 рублей 00 копеек в соответствии с положениями ст.24.7 п. 3 КоАП РФ подлежат отнесению на счет федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 16.3, 29.9, 29.10 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
Признать перевозчика ОАО «Российские железные дороги», виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.16.3 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Банковские реквизиты на оплату штрафа: Банк получателя: Операционный департамент Банка России, <...>, БИК 044501002, Получатель: ИНН <***> КПП 773001001 Межрегиональное операционное УФК (ФТС России) Счёт получателя: 40101810800000002901 КБК 15311604000016000140 ОКТМО 45328000, УИН 15310102090002316173, код таможни: 10209000. Поле «Назначение платежа»: Оплата по постановлению об административном правонарушении № 10209000-2316/2017 (№5-277/2018) для Псковской таможни. В случае оплаты на территории иностранного государства – код валютной операции (VO70010).
В соответствии со ст.32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. При отсутствии сведений об уплате штрафа по истечении 60-дневного срока постановление суда направляется в службу судебных приставов для принудительного исполнения.
В соответствии с ч.1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, неуплата административного штрафа в указанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
Издержки за осуществление перевода в размере 830 рублей 00 копеек отнести на счет федерального бюджета.
Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Л.В. Дуженко