ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-278/20 от 01.09.2020 Ленинскогого районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

Дело №5-278/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Тамбов 01 сентября 2020 года

Судья Ленинского районного суда г.Тамбова Воронцова Е.С.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении ООО «ИТ – Сервис»», зарегистрированного по адресу: г.Тамбов, ул. Пионерская, д. 5Б, ИНН 6833018117, ОГРН 1026801360563,

У С Т А Н О В И Л:

28.05.2020 в отношении ООО «ИТ - Сервис» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

Согласно протокола 26.03.2020 в период с 15 час. 15 мин. до 16 час. 00 мин. Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области (далее – Управление) проведены мероприятия по контролю в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой», расположенного по адресу: г.Тамбов, ул. Степана Разина, д. 10.

Данный объект находится в собственности ООО «ИТ – Сервис».

Охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, утверждено приказом Управления от 31.05.2018 № 138.

Разработан паспорт объекта культурного наследия, являющийся неотъемлемой частью охранного обязательства, и акт технического состояния от 30.05.2018, которым установлены сроки и требования по сохранению объекта.

Согласно указанного акта собственник обязан:

- разработать проектную документацию по приспособлению объекта для современного использования, срок 2018 – 2019 гг.;

- провести комплекс работ по реставрации и приспособлению объекта для современного использования, срок 2020 – 2023 гг.

Охранное обязательство и акт технического состояния объекта от 30.05.2018 вручены директору ООО «ИТ – Сервис» 18.02.2019.

Управлением установлено, что в нарушение ст.ст. 47.2, 47.3, 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусмотренные актом от 30.05.2018 требования ООО «ИТ – Сервис» не выполнены, проектная документация по приспособлению объекта культурного наследия к современному использованию в срок 31.12.2019 не разработана.

В судебном заседании защитник ООО «ИТ – Сервис» по доверенности Курзина М.А. вину общества в правонарушении не признала, указала, что проектная документация в целях приспособления объекта культурного наследия для современного использования ранее уже была разработана ОАО ПИ «Тамбовгражданпроект». Данная проектная организация имела на момент разработки проектной документации лицензию на осуществление деятельности по реставрации объектов культурно наследия (памятников истории и культуры) от 11.06.2003 № 617. Проектная документация имеет положительное заключение государственной экспертизы, утвержденное 09.11.2012 ТОГАУ «Тамбовгосэкспертиза». Проект приспособления объекта культурного наследия был согласован Управлением культуры и архивного дела Тамбовской области, имеющим на то время такие полномочия. Этим же органом исполнительной власти области 12.11.2014 было выдано разрешение № 38-Р-14 на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия сроком на один год. В рамках указанного разрешения ООО «ИТ – Сервис» была выполнена часть работ по приспособлению объекта культурного наследия для современного использования согласно проектной документации. Позднее работы были приостановлены из-за финансовых трудностей организации. Обязанность проведения государственной историко-культурной экспертизы проектной документации установлена была только Федеральным законом от 22.10.2014 № 315-ФЗ, который внес соответствующие изменения в ст. 28 Федерального закона № 73-ФЗ, вступающие в законную силу с 22.01.2015. При этом нормы Федерального закона № 73-ФЗ не предусматривают требований повторного согласования проектной документации после выполнения части работ.

Таким образом, предусмотренные актом от 30.05.2018 требования ООО «ИТ – Сервис» выполнены, проектная документация по приспособлению объекта культурного наследия к современному использованию была разработана и согласована с уполномоченным органом в установленный срок.

Кроме того, решением Арбитражного суда Тамбовской области от 31.10.2014 ООО «ТИ – Сервис» обязано восстановить объект муниципального нежилого фонда г.Тамбова – здание, расположенное по адресу: г.Тамбов, ул. Степана Разина/площадь Соборная, д. 10/5, площадью не менее 1191, 8 кв.м., в соответствии с проектом, согласованным Управлением культуры и архивного дела Тамбовской области.

Защитник ООО «ИТ – Сервис» также просила применить положения ст. 4.1. КоАП РФ, так как ООО «ИТ – Сервис» относится к субъектам малого предпринимательства и претерпевает финансовые трудности.

Лицо, составившее в отношении ООО «ИТ – Сервис» рассматриваемый протокол, заместитель начальника Управления, начальник отдела контроля за состоянием и использованием объектов культурного наследия Толмачева Н.М. считала вину общества во вменяемом правонарушении полностью доказанной. Указала, что виды и сроки выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой», расположенного по адресу: Тамбовская область, г.Тамбов, ул.Степана Разина, 10, установлены актом технического состояния от 30.05.2018 года. Данный акт, с копией охранного обязательства, 18.02.2019 года был вручен Р.А.Герасимову - директору ООО «ИТ-Сервис». Указанный акт был составлен с учетом вида и физического состояния объекта. Представитель собственника объекта ознакомился с актом технического состояния, никаких предложений или замечаний по вопросам изменения видов или сроков включенных в акт от 30.05.2018 работ от собственника не поступило. Проектная документация, разработанная ОАО ПИ «Тамбовгражданпроект» в 2012 году, не может быть реализована, поскольку этот проект не прошел государственную историко-культурную экспертизу и не имеет соответствующего положительного заключения. Кроме того, в деле нет доказательств того, что именно проектная документация, разработанная ОАО ПИ «Тамбовгражданпроект» в 2012 году, была согласована с Управлением культуры и архивного дела Тамбовской области, поскольку на самом проекте отсутствует соответствующий штамп «согласовано». Письмо Управления культуры и архивного дела Тамбовской области от 18.08.2011 не может служить таким доказательством виду его даты и неясности о каком согласованном проекте ОАО ПИ «Тамбовгражданпроект» идет речь.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Частью 1 ст. 7.13 КоАП РФ установлено, что нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия(памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В соответствии со ст.6 Федерального закона №73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

Согласно ч.1 ст.33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии со ст. 40 указанного Федерального закона сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Согласно ст. 45 Федерального закона N 73-Ф3 работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В соответствии с ч. 2 ст. 47.2 Федерального закона N 73-Ф3 состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.

Из протокола об административном правонарушении следует, что 26.03.2020 в период с 15 час. 15 мин. до 16 час. 00 мин. Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области (далее – Управление) проведены мероприятия по контролю и систематическому наблюдению в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой», расположенного по адресу: г.Тамбов, ул. Степана Разина, д. 10.

Данный объект находится в собственности ООО «ИТ – Сервис».

Согласно акта технического состояния объекта культурного наследия, определения плана работ и благоустройства прилегающей территории от 30.05.2018 Управлением устанавливались собственнику требования по проведению работ по сохранению объекта, а именно:

- разработать проектную документацию по приспособлению объекта для современного использования, срок 2018 – 2019 гг.;

- провести комплекс работ по реставрации и приспособлению объекта для современного использования, срок 2020 – 2023 гг.

Охранное обязательство и акт технического состояния объекта от 30.05.2018 вручены директору ООО «ИТ – Сервис» 18.02.2019.

Управлением установлено, что в нарушение ст.ст. 47.2, 47.3, 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусмотренные актом от 30.05.2018 требования ООО «ИТ – Сервис» не выполнены, проектная документация по приспособлению объекта культурного наследия к современному использованию в срок 31.12.2019 не разработана.

В связи с тем, что данные обязанности по акту технического состояния объекта от 30.05.2018 ООО «ИТ – Сервис» не исполнило, в его действиях имеется состав правонарушения по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

Вина ООО «ИТ – Сервис» в совершении административного правонарушения подтверждается совокупностью доказательств, которые сомнений в допустимости и достоверности не вызывают: протоколом об административном правонарушении от 28.05.2020 № 7/2020; актом осмотра состояния объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой» от 27.03.2020; паспортом объекта культурного наследия; актом технического состояния объекта культурного наследия, определения плана работ по сохранению памятника от 30.05.2018; иными материалами дела.

Доводы защитника ООО «ИТ – Сервис» о том, что во исполнение акта технического состояния объекта от 30.05.2018 была разработана в 2012 году документация ОАО ПИ «Тамбовгражданпроект» не могут быть приняты в качестве обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии в действиях общества состава рассматриваемого правонарушения.

Из акта технического состояния объекта от 30.05.2018 следует, что в 2006 году здание объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой» было демонтировано в ходе выполнения работ по приспособлению объекта к современному использованию. Работы по приспособлению памятника к современному использованию не были выполнены. Необходима разработка проектной документации в соответствии с современными требованиями законодательства и нормативных документов в сфере сохранения и государственной охраны объектов культурного наследия.

В этой связи во исполнение акта технического состояния объекта от 30.05.2018 проектная документация должна быть разработана в срок 2018 – 2019 гг., т.е. не позднее 31.12.2019.

Указанный акт от 30.05.2018 ООО «ИТ – Сервис» не оспаривался, соответственно его требования должны быть исполнены.

Факт демонтажа здания объекта и невыполнения в дальнейшем работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой» подтвержден решением Арбитражного суда Тамбовской области от 31.10.2014, которым ООО «ТИ – Сервис» обязано восстановить объект муниципального нежилого фонда г.Тамбова – здание, расположенное по адресу: г.Тамбов, ул. Степана Разина/площадь Соборная, д. 10/5, площадью не менее 1191, 8 кв.м., в соответствии с проектом, согласованным Управлением культуры и архивного дела Тамбовской области.

Как было указано выше, ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ предусматривает обязательное согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия с органом охраны объектов культурного наследия.

В силу п. 3 Порядка подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, утвержденного приказом Министерства культуры РФ от 05.06.2015 № 1749, для согласования проектной документации органу охраны объектов культурного наследия необходимы следующие документы: 2) положительное заключение акта государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

Согласно абз. 9 ст. 28 Федерального закона № 73-ФЗ государственная историко-культурная экспертиза проводится в целях определения соответствия проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия.

Необходимость получения заключения государственной историко-культурной экспертизы на разработанную проектную документацию была установлена также постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 г. N 569 "Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе".

В судебном заседании ООО «ИТ – Сервис» не оспаривалось, что проектная документация ОАО ПИ «Тамбовгражданпроект» 2012 года не проходила государственную историко-культурную экспертизу, а тот довод защитника, что на основании данного проекта органом охраны объектов культурного наследия (на то время Управлением культуры и архивного дела Тамбовской области) было выдано разрешение № 38-р-14 на проведение работ по сохранению объекта, не имеет правового значения в оценке данного проекта как подтверждение исполнение акта технического состояния объекта от 30.05.2018, поскольку данное разрешение было действительно до 12.11.2015.

Ссылки защитника ООО «ИТ – Сервис» на само решение Арбитражного суда Тамбовской области от 31.10.2014 как на подтверждение того, что работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой» должны проводиться на основании проектной документации ОАО ПИ «Тамбовгражданпроект» не состоятельны, поскольку данный судебный акт таких выводов не содержит.

Таким образом, установлено, что ООО «ИТ – Сервис» нарушены обязательные требования законодательства в области сохранения и использования объектов культурного наследия, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

Назначая наказание, учитываю доводы защитника ООО «ИТ – Сервис» о применении положений ст. 4.1. КоАП РФ, так как ООО «ИТ – Сервис» относится к субъектам малого предпринимательства и претерпевает финансовые трудности, что подтверждено выпиской из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, а также отчетом о финансовых результатах за 1 квартал 2020 года. Принимая во внимание указанное, полагаю возможным назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

ООО «ИТ – Сервис»», зарегистрированного по адресу: г.Тамбов, ул. Пионерская, д. 5Б, ИНН 6833018117, ОГРН 1026801360563, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.7.13 КоАП РФ, и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Разъяснить, что в соответствии с ч.1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ. Предложить представить документ, подтверждающий оплату штрафа, в Ленинский районный суд г.Тамбова.

Реквизиты для уплаты штрафа: получатель УФК по Тамбовской области (Управление по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области л/с 04642D49790), ИНН 6829116167, КПП 682901001, расчетный счет 40101810000000010005 Отделение Тамбов, БИК 046850001, КБК 02111690020021111140, ОКТМО 68701000.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Тамбовский областной суд (РФ, Тамбовская область, г.Тамбов, ул.Коммунальная, д. 8) в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Е.С. Воронцова