ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-278/2018 от 16.04.2018 Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 5-278/2018 (протокол <№>)

УИН 0

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о назначении административного наказания

г. Архангельск, ... 16 апреля 2018 года

Судья Ломоносовского районного суда города Архангельска Ибрагимова Н.В., с участием государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Архангельской области ФИО1, главного специалиста-эксперта отдела правового, кадрового, информационно-аналитического и хозяйственного обеспечения Управления Росприроднадзора по Архангельской области ФИО2, представителя администрации муниципального образования «Город Архангельск» ФИО3, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении:

юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Тепло-энергетическое предприятие Архангельских котельных» (сокращенное фирменное наименование ООО «ТЭПАК»), дата регистрации ООО «ТЭПАК» <Дата>, законный представитель ООО «ТЭПАК» - генеральный директор ФИО4, ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 290101001, юридический адрес: 163069, Архангельская область, г. Архангельск, ..., ..., ранее привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения,

установил:

ООО «ТЭПАК», осуществляя хозяйственную деятельность, допустило эксплуатацию работающей на мазуте котельной, являющейся стационарным источником выбросов загрязняющих веществ (оксид азота, диоксид азота, сажа, углерод, оксид углерода, бенз(а)пирен, зола мазутная в перерасчете на ванадий ангидрид сернистый), без предварительного получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при сжигании топлива (мазута) в котельной, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при следующих обстоятельствах.

<Дата> в Управление Росприроднадзора по Архангельской области из Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, перенаправленное из Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, поступила коллективная жалоба на выбросы из котельной, расположенной в поселке Затон по адресу: г. Архангельск, ..., корпус 4. Жалоба подписана 291 жителем поселка Затон.

<Дата> из Администрации губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области поступило еще одно обращение от жительницы поселка Затон.

По поступившей информации котельная, расположенная по адресу: г. Архангельск, ..., корпус 4, эксплуатируется ООО «ТЭПАК».

<Дата> государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Архангельской области ФИО1 вынесено определение <№> о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО «ТЭПАК» по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.

В ходе административного расследования установлено следующее.

ООО «ТЭПАК» осуществляет эксплуатацию отопительной котельной, расположенной по адресу: г. Архангельск, ..., корпус 4 (территория ОАО «Архангельская РЭБ-флота»), по договору аренды с ООО «Форватор», заключенному <Дата>.

Согласно данному договору ООО «ТЭПАК» передано здание парокотельной, мазутное хозяйство и котельное оборудование.

В силу пункта <Дата> названного договора Общество обязано соблюдать и выполнять требования природоохранного законодательства при эксплуатации имущества. Имущество передано в аренду по акту приема-передачи от <Дата>. Ранее все имущество принадлежало ОАО «Архангельская РЭБ-флота».

На территории котельной находится здание котельной и мазутохранилище.

В здании котельной установлены два паровых судовых котла трехтопочных шотландского типа и четыре водогрейных котла судовых шотландского типа:

- котел водогрейный судовой, per. <№>. Год выпуска - 1958, дата установки - 1984 год. Огнетрубный оборотный. Теплопроизводительность - 264 Гкал/час;

- котел водогрейный судовой, per. <№>. Год выпуска - 1957, дата установки - 1992 год. Огнетрубный оборотный. Теплопроизводительность - 264 Гкал/час;

- котел водогрейный судовой, per. <№>. Год выпуска - 1958, дата установки - 1982 год. Огнетрубный оборотный. Теплопроизводительность - 264 Гкал/час. С <Дата> котел поставлен в резерв;

- котел водогрейный судовой, per. <№>. Год выпуска - 1957, дата установки - 1987 год. Огнетрубный оборотный. Теплопроизводительность - 264 Гкал/час;

- котел паровой <№>, per. <№>. Год изготовления - 1956, год установки - 1965. Огнетрубный, оборотный, 3-х топочный. Паропроизводительность 6 т/час;

- котел паровой <№>, per. <№>. Год изготовления - 1957, год установки отсутствует. Огнетрубный, оборотный, 3-х топочный. Паропроизводительность 6 т/час.

Тип топлива — мазут.

В ходе административного расследования ООО «ТЭПАК» представлен паспорт на мазут топочный, малозольный.

Котлы котельной имеют паспорта и работают по режимным картам. Все котлы выведены на отдельные дымовые трубы.

Мазутохранилище состоит из двух резервуаров объемом 1 000 куб.м и одного резервуара объемом 20 куб.м (резервный). Резервуары наземные, вертикальные, предназначены для хранения мазута. Доставка топлива осуществляется сторонними организациями по договорам поставки автотранспортом.

Котельная ООО «ТЭПАК», расположенная по адресу: г. Архангельск, ..., корпус 4, поставлена на учет как объект негативного воздействия на окружающую среду федерального уровня надзора. Номер объекта <№>П, III категория. Свидетельство о постановке на государственный учет объекта от <Дата> № BCGI2WJQ.

Общество письмом <№> от <Дата> сообщило, что в настоящее время проект предельно допустимых выбросов для котельной поселка Затон разработан, и неоднократно направлялся для согласования в Управление. Однако, в связи с многочисленными замечаниями, допущенными при разработке проектной документации, материалы отклонены, ООО «ТЭПАК» отказано в получении разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу.

О времени и месте рассмотрения ООО «ТЭПАК» извещено надлежащим образом, на рассмотрение дела законный представитель ООО «ТЭПАК» - генеральный директор ФИО4 не явился, защитника не направил, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявил, представил письменные пояснения по делу.

Выслушав показания государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Архангельской области ФИО1 и главного специалиста-эксперта отдела правового, кадрового, информационно-аналитического и хозяйственного обеспечения Управления Росприроднадзора по Архангельской области ФИО2, позицию представителя администрации муниципального образования «Город Архангельск» ФИО3, исследовав письменные материалы дела и дополнительно представленные по запросу суда сведения, изучив пояснения по делу ФИО4, прихожу к следующему.

При производстве по делу об административном правонарушении и в письменных пояснениях по делу законный представитель ООО «ТЭПАК» - генеральный директор ФИО4 не оспаривал юридически значимое по делу обстоятельство, что ООО «ТЭПАК», осуществляя хозяйственную деятельность, эксплуатирует работающую на мазуте котельную, расположенную в поселке Затон по адресу: г. Архангельск, ..., корпус 4.

Признал ФИО4 и тот факт, что разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух у Общества отсутствует.

Утверждая о недоказанности факта выброса вредных веществ в атмосферный воздух, ФИО4 не учитывает следующее.

В рамках административного расследования должностными лицами Управления Росприроднадзора по Архангельской области произведен выезд с осмотром территории котельной, эксплуатируемой ООО «ТЭПАК».

На момент осмотра котельная работала. Выброс загрязняющих веществ осуществлялся из трех дымовых труб, что объективно подтверждается приобщенными фотоматериалами.

Согласно статистическому отчету 2-ТП (воздух) за 2017 год от котельной поселка Затон в атмосферный воздух поступило 785,4402239 тонн загрязняющих веществ, из них:

- 650,0754006 тонн ангидрида сернистого, код 330, 3 класс опасности вещества;

- 0,0000055 тонн бенз(а)пирена, код 703, 1 класс опасности вещества;

- 50,9686711 тонн диоксида азота, код 301, 3 класс опасности вещества;

- 56,7350966 тонн углерода оксида, код 337, 4 класс опасности вещества;

- 3,0108050 тонн золы мазутной, код 2904, 2 класс опасности вещества;

- 8,2824093 тонн оксида азота, код 304, 3 класс опасности вещества.

Следовательно, при эксплуатации котельной поселка Затон в атмосферу выбрасывались загрязняющие вещества 1,2,3 и 4 класса опасности.

При этом диоксид азота и диоксид серы обладают эффектом комбинированного вредного воздействия, поскольку обладают свойством усиливать действие друг друга.

Далее, отопительная котельная, расположенная по адресу: г. Архангельск, ..., корпус 4, поставлена на учет как объект негативного воздействия на окружающую среду федерального уровня надзора. Номер объекта <№>П, III категория. Свидетельство о постановке на государственный учет объекта от <Дата> № BCGI2WJQ.

В учетной карточке объекта негативного влияния указаны следующие данные по загрязняющим веществам:

Наименование загрязняющего вещества

Масса, т/год Мощность, г/с

328 Углерод (сажа)

6,027733000000 0,302928000000

301 Азота диоксид (азот (IV) оксид)

22,841550000000 1,149039000000

304 Азота (II) оксид (азота оксид)

3,711752000000 0,186719000000

337 Углерода оксид

25,582610000000 1,285674000000

703 Бенз(а)пирен (3,4-бензпирен)

0,000028000000 0,000001400000

330 Сера диоксид (ангидрид сернистый)

290,295600000000 14,297252000000

2904 Мазутная зола теплоэлектростанций

1,449642000000 0,073010000000

333 Дигидросульфид (сероводород)

0,000500100000 0,000230400000

2754 Алканы С12-С19 (углеводороды предельные С12-С19, растворитель РПК-265П

0,103690100000 0,047769600000

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации <№>-р от <Дата> «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды» сера диоксид, азота диоксид, оксид азота, бенз(а)пирен, оксид углерода, зола мазутная входят в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.

В данный список включены вещества, обладающие токсичным, канцерогенным или мутагенным свойством.

Более того положениями абзаца 9 статьи 3 Федерального закона № 7-ФЗ от <Дата> «Об охране окружающей среды» установлена презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая означает, что всякая планируемая деятельность является экологически опасной, то есть способна нанести вред окружающей среде.

Допустив выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения ООО «ТЭПАК» совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам законного представителя ООО «ТЭПАК» - генерального директора ФИО4 событие административного правонарушения и вина Общества в его совершении подтверждаются совокупностью материалов дела.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приведенные доказательства признаю допустимыми, достоверными, согласующимися друг с другом и являющимися достаточными, чтобы исключить какие-либо сомнения в виновности ООО «ТЭПАК» в совершении вменяемого административного правонарушения.

За совершенное правонарушение ООО «ТЭПАК» подлежит административному наказанию.

Санкцией части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено назначение административного наказания на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При назначении административного наказания учитываю все обстоятельства дела в совокупности, характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.

При назначении административного наказания учитывая наличие отягчающего административную ответственность ООО «ТЭПАК» обстоятельства (повторное совершение однородного административного правонарушения).

Заявленное государственным инспектором Российской Федерации по охране природы по Архангельской области отдела надзора за водными ресурсами и государственного экологического надзора ФИО1 ходатайство о приостановлении деятельности стационарных источников загрязнения ООО «ТЭПАК» - отопительной котельной, при эксплуатации которой осуществляются выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не подлежит удовлетворения в силу следующего.

При рассмотрении дела установлено, что отопительная котельная осуществляет теплоснабжение жилого фонда (22 жилых домов) Исакогорского территориального округа (микрорайон Затон) города Архангельска, в том числе 15 жилых домов горячим водоснабжением, и 4 объектов социальной сферы (детский сад <№>, школа <№>, больница и библиотека).

По сообщению и.о. директора департамента городского хозяйства администрации муниципального образования «Город Архангельск» ФИО5 в настоящее время ООО «ТЭПАК» в рамках соглашения с администрацией муниципального образования «Город Архангельск» прорабатывается вопрос о строительстве новой котельной на территории АО «Архангельская РЭБ Флота», топливом для которой будут являться кородровесные отходы.

На сегодняшний день завершена работа по разработке проекта, проводятся необходимые согласования в части подключения объекта к системам электроснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Заявление на получение разрешения на проведение строительно-монтажных работ будет подано после согласования вышеуказанных разделов проекта с АО «Архангельская РЭБ Флота». Поставщик основного оборудования и производитель строительно-монтажных работ определены.

ООО «ТЭПАК» разработан план-график производства работ по строительству новой котельной, согласно которому все мероприятия планируется завершить до конца 2018 года.

Боле того, и.о. директора департамента городского хозяйства администрации муниципального образования «Город Архангельск» ФИО5 сообщил, что на сегодняшний день альтернативный источник тепловой энергии для обеспечения централизованного теплоснабжения жилых домов поселка Затон отсутствует.

Пояснил, что приостановление деятельности ООО «ТЭПАК» в части эксплуатации отопительной котельной в условиях прохождения отопительного периода повлечет за собой прямую угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в многоквартирных домах поселка Затон.

С учетом изложенного, считаю необходимым назначить административное наказание в виде административного штрафа.

Обстоятельств, исключающих производство по делу, а также оснований для освобождения от административной ответственности, не имеется.

Оснований для признания совершенного ООО «ТЭПАК» административного правонарушения малозначительным не имеется, поскольку совершенное административное правонарушение связано с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдение которого является обязанностью каждого субъекта вступающего в правоотношения, и строго регулируется законом.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.

Руководствуясь статьей 29.9, статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

Общество с ограниченной ответственностью «Тепло-энергетическое предприятие Архангельских котельных» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 (Двести пятьдесят тысяч) рублей.

Реквизиты для уплаты штрафа - получатель:

УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (администратор платежа – Управление Росприроднадзора по Архангельской области), лицевой счет <***>, ИНН <***>, КПП 290101001, расчетный счет получателя 40101810500000010003, банк: Отделение Архангельск город Архангельск, БИК 041117001, ОКТМО 11701000, КБК 04811625020016000140 (денежные взыскания (штрафы) за нарушение в области охраны окружающей среды), УИН 0.

Квитанцию об уплате штрафа необходимо предоставить в канцелярию Ломоносовского районного суда города Архангельска по адресу: <...>, кабинет № 113.

В случае неуплаты штрафа в шестидесятидневный срок со дня вступления данного постановления в законную силу, юридическое лицо, не уплатившее штраф, может быть подвергнуто административному наказанию по части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Разъяснить законному представителю ООО «ТЭПАК» - генеральному директору ФИО4, что при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.

С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев (статья 31.5 Кодекса).

Постановление может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение десяти суток с момента вручения или получения копии постановления.

Судья Н.В. Ибрагимова