ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-279/2021 от 05.05.2021 Сысольского районного суда (Республика Коми)

УИД 11RS0017-01-2021-000460-48 Дело № 5-279/2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

05 мая 2021 года с. Визинга

Судья Сысольского районного суда Республики Коми М.И.Подорова, рассмотрев дело в отношении ООО «Жешартский ЛПК», <данные изъяты>, за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 10.3 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Согласно протоколу об административном правонарушении от 15 апреля 2021 года, составленному должностным лицом Управления Россельхознадзора по Республике Коми, 17 февраля 2021 года ООО «Жешартский ЛПК» по адресу ГУ «Сысольское лесничество» Исаневское уч. лесничество, кв. 29, дел. 2 осуществило реализацию подкарантинной продукции (бревна еловые для распиловки и строгания древесины) ООО <данные изъяты> в количестве 48,26 куб.м, (по договору поставки лесопродукции № ) для последующей перевозки и вывоза автомашиной МАЗ с государственным номером без карантинного сертификата с территории ГУ Сысольское лесничество» (Сысольский район Республики Коми) в Кировскую область из карантинной (фитосанитарной) зоны.

Представитель Управления Россельхознадзора по РК по доверенности К. в судебном заседании изложила обстоятельства выявления правонарушения, совершенного ООО «Жешартский ЛПК».

ООО «Жешартский ЛПК» извещено о рассмотрении дела надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило, ходатайство об отложении рассмотрении дела не подало, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Общества. Из ранее представленного отзыва следует, что юридическое лицо ненадлежаще извещено о месте составления протокола об административном правонарушении на 15.04.2021, т.к. в уведомление от 09.04.2021 отсутствовала информация о месте его составления. Считают, что в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения в связи со следующим:

Согласно материалам проверки 17.02.2021 ООО «ЖЛПК» в ГУ «Сысольское лесничество», Исаневское уч. лесничество, кв. 29, дел. 2, осуществило реализацию подкарантинной продукции (бревна для распиловки и строгания древесины) в количестве 48,26 куб.м, в собственность ООО <данные изъяты>. Реализация продукции осуществлена ООО «ЖЛПК» в рамках договора на поставку лесопродукции от 17.12.2020, заключенного с ООО <данные изъяты>, пунктами 2.2 и 2.4 которого предусмотрено, что базис поставки и услуги погрузки в транспортное средство товара согласовываются сторонами в приложении № 1 к договору, право собственности и риск случайной гибели на товар от поставщика к покупателю переходит на складе поставщика в момент передачи товара покупателю либо привлеченному им перевозчику (уполномоченному представителю) и подписания товарной накладной. Приложением № 1 от 17.12.2020 к договору на поставку лесопродукции от 17.12.2020 стороны согласовали базис поставки товара: верхний склад поставщика, расположенного по адресу: Сысольский район РК, ГУ Сысольское лесничество, Заозерское и Исаневское участковое лесничество. Тем самым стороны согласовали, что право собственности на продукцию переходит от ООО «ЖЛПК» на ООО <данные изъяты> в момент отгрузки со склада Поставщика (на верхнем складе делянки).

Согласно транспортной накладной от 16.02.2021 ООО «ЖЛПК» 17.02.2021 на верхнем складе Республика Коми, ГУ «Сысольское лесничество», Исаневское уч. Лесничество кв. 29, дел. 2 осуществило отгрузку бревен для распиловки и строгания древесины в количестве 48,26 куб.м, в пользу ООО <данные изъяты>. Тем самым право собственности на продукцию перешло от ООО «ЖЛПК» в пользу ООО <данные изъяты>» в момент отгрузки продукции на верхнем складе. Перевозка продукции осуществлена ООО <данные изъяты>, привлеченным ООО <данные изъяты>.

При таких обстоятельствах ООО «ЖЛПК» не осуществляло перевозку подкарантинной продукции, в момент ее перевозки ООО «ЖЛПК» не являлось ни собственником, ни владельцем данной продукции.

Обязанность по оформлению карантинного сертификата на подкарантинную продукцию для ее вывозки из карантинной фитосанитарной зоны возложена на лицо, являющегося собственником либо иным владельцем данной продукции и осуществляющее ее перевозку.

Возложение на лицо, не являющегося ни собственником, ни перевозчиком продукции, обязанности по оформлению карантинного сертификата для перевозки подкарантинной продукции является необоснованным.

Поскольку собственником продукции и ее перевозку осуществляло ООО <данные изъяты>, именно оно обязано было оформить и иметь при перевозке карантинный сертификат.

При таких обстоятельствах, нарушений требований п. 5 ч. 3 ст. 18, п.п. 9,10 ч. 1 ст. 32 Закона о карантине растений со стороны ООО «ЖЛПК» отсутствуют.

Дополнительно Общество отмечает, что законодательством о карантине растений оформление карантинного сертификата предусмотрено в случае вывоза подкарантинной продукции из фитосанитарной зоны. Обязанность по оформлению данного сертификата при реализации продукции законодательством не предусмотрено. Запрет на реализацию подкарантинной продукции без оформления карантинного сертификата не установлен.

Исследовав материалы дела, заслушав должностное лицо Управления Россельхознадзора по Республике Коми, судья приходит к следующему.

В соответствии со ст. 10.3 КоАП РФ нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объект правонарушения - общественные отношения в области обращения подкарантинных продукции, грузов и материалов. Предмет правонарушения - включенные в перечни продукции, грузов и материалов (карантинных объектов) любые продукты животного или растительного происхождения, в отношении которых установлены специальные правила с целью недопущения распространения заболеваний людей, животных и растений, возбудителей этих заболеваний, в том числе сырье животного происхождения, фураж, биологические препараты, корма и кормовые добавки. В соответствии с нормативными правовыми актами РФ указанные продукты подлежат специальному карантинному контролю, осуществляемому уполномоченными на то органами ветеринарного, фитосанитарного, санитарно-эпидемиологического надзора.

Объективная сторона правонарушения выражается в таких действиях, как производство продукции растительного происхождения из семян и посадочного материала с нарушением Правил по охране территории Российской Федерации от карантинных вредителей, болезней растений и сорняков, утвержденных Минсельхозпродом России 19 февраля 1996 г.; перевозка подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) с несоблюдением мер по исключению ее потерь и возможного заражения территории страны карантинными объектами; вскрытие прибывших на территорию Российской Федерации транспортных средств и контейнеров с подкарантинной продукцией (подкарантинным материалом, подкарантинным грузом) без письменного разрешения специально уполномоченного органа по обеспечению карантина растений.

В виде бездействия возможно невыполнение правил и норм обеспечения карантина растений (в том числе о создании необходимых условий для своевременного фитосанитарного контроля; о проведении регулярных обследований территории и складов предприятий и организаций на наличие карантинных организмов).

В соответствии с п.5 ч.3 ст.18 Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений» на период действия карантинного фитосанитарного режима могут устанавливаться запреты и (или) ограничения, а именно вывоз без карантинного сертификата из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, для которой характерны заражение и (или) засорение карантинным объектом, в связи с выявлением которого введен карантинный фитосанитарный режим.

Согласно п.9 ч.1 ст.32 Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений» граждане, юридические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции, обязаны осуществлять перевозку подкарантинной продукции с применением мер, исключающих возможность ее потерь и возможность заражения и (или) засорения территории Российской Федерации карантинными объектами.

Согласно ст. 2 Закона № 206-ФЗ карантинный сертификат - документ, который удостоверяет соответствие партии подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям и выдан федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, при перемещении подкарантинной продукции по территории Российской Федерации.

В случае введения карантинного фитосанитарного режима и установления временных ограничений, предусмотренных пунктом 5 части 3 статьи 18 вышеуказанного Федерального закона, вывоз из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, для которой характерны заражение и (или) засорение карантинным объектом, в связи с выявлением которого введен карантинный фитосанитарный режим, осуществляется на основании карантинного сертификата в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 1 ст. 21 ФЗ № 206-ФЗ).

Приказами Управления Россельхознадзора по Республике Коми №118 от 24.11.2020 «О введении карантинного фитосанитарного режима и об установлении карантинной фитосанитарной зоны по малому черному еловому усачу Monochamus sutor Linnaeus», № 119 от 24.11.2020 «О введении карантинного фитосанитарного режима и об установлении карантинной фитосанитарной зоны по большому черному еловому усачу Monochamus urussovii (Fischer v. Waldheim)», № 120 от 24.11.2020 «О введении карантинного фитосанитарного режима и об установлении карантинной фитосанитарной зоны по черному сосновому усачу Monochamus galloprovincialis (Olivier)» в границах Республики Коми установлена карантинная фитосанитарная зона и введен карантинный фитосанитарный режим, запрещающий вывоз без карантинного сертификата из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции.

Судом установлено, что на основании договора аренды лесного участка от 14.01.2019 и лесной декларации от 27.01.2021 ООО «Жешартский ЛПК» осуществляет заготовку древесины на лесном участке, расположенном на территории ГУ «Сысольское лесничество» в Исаневском участковом лесничестве.

В соответствии с договором поставки № ДПП 0212/2020/421 от 17.12.2020 ООО «Жешартский ЛПК» (поставщик) поставляет лесопродукцию ООО «<данные изъяты> (покупатель). Согласно указанному договору поставщик обязуется поставить (передать в собственность, а покупатель принять и оплатить лесопродукцию на условиях, предусмотренных указанным договором.

Из материалов дела следует, что ООО «Жешартский ЛПК» осуществило реализацию подкарантинной продукции (бревна еловые для распиловки и строгания древесины) ООО <данные изъяты> в количестве 48,26 куб.м, (по договору поставки лесопродукции ) для последующей перевозки и вывоза автомашиной МАЗ с государственным номером под управлением водителя З. без карантинного сертификата с территории ГУ Сысольское лесничество» (Сысольский район Республики Коми) в Кировскую область из карантинной (фитосанитарной) зоны.

Факт совершения и виновность ООО «Жешартский ЛПК» в инкриминируемом правонарушении подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе: рапортами оперативного дежурного ОМВД России по Прилузского района от 17.02.2021 и государственного инспектора Управления Россельхознадзора по РК В., объяснениями водителя З. от 17.02.2021, сопроводительным документом на транспортировку древесины от 17.02.2021, транспортной накладной от 16.02.2021, содержащей сведения о приемке груза в пункте назначения по адресу: <адрес>, актом приемки лесопродукции по количеству и качеству от 19.02.2021, лесной декларацией (с приложениями) от 27.01.2021, актом проверки от 30.03.2021.

Таким образом, установив факт несоблюдения ООО «Жешартский ЛПК» требований закона об обращении с подкарантинными объектами, суд приходит к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 10.3 КоАП РФ.

Доводы ООО «Жешартский ЛПК» о ненадлежащем извещении о времени и месте составления протокола об административном правонарушении опровергаются материалами дела, так, первоначальное уведомление привлекаемого лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении от 30.03.2021 содержало требование о явке по адресу: Республика Коми, г.Сыктывкар, ул.Первомайская, 96, каб. к 11 час. 00 мин. 08 апреля 2021 года. Факт получения указанного уведомления обществом не оспаривается. На основании ходатайства ООО «Жешартский ЛПК» об отложении даты и времени составления протокола, удовлетворенного должностным лицом Управления Россельхознадзора по РК, составление протокола отложено на 15 апреля 2021 года в 11 час. 00 мин., о чем уведомлением от 09.04.2021 известило привлекаемое лицо, которое получено им 12 апреля 2021 года. При этом ООО «Жешартский ЛПК» ходатайства об изменении места составления протокола об административном правонарушении не заявляло, в связи с чем в уведомлении указано лишь о дате его составления. Более того, 14.04.2021 ООО «Жешартский ЛПК» вновь обращается в Управление Россельхознадзора по РК с заявлением, в котором просит надлежащим образом известить его о месте составления протокола, в т.ч. путем назначения новой даты, времени и места его составления. Данное поведение привлекаемого лица суд расценивает как злоупотребление правами, предоставленные законом, а доводы жалобы - как способ защиты, направленный на затягивание сроков рассмотрения дела с целью уклонение от административной ответственности.

Доводы юридического лица о том, что оно не является собственником (владельцем) подкарантинной продукции, а соответственно, не является субъектом вмененного правонарушения, опровергаются представленными в материалах дела доказательствами, бесспорно свидетельствующими о том, что на ООО «Жешартский ЛПК» лежит обязанность по соблюдению законодательства в области карантина растений, за неисполнение которой ст. 10.3. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Так, из пункта 2.7 договора № ДПП 0212/2020/421 на поставку лесопродукции (л.д.41) следует, что именно на поставщике, т.е. на ООО «Жешартский ЛПК» возложена обязанность оформить транспортные и сопроводительные документы на транспортировку товара.

Обстоятельств, свидетельствующих о том, что обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения вменяемого административного правонарушения, судом не установлено.

Обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 и ст. 24.5 КоАП РФ и влекущих прекращение производства по делу, при рассмотрении дела не установлено.

Учитывая собранные по делу доказательства, характер правонарушения, то обстоятельство, что к административной ответственности за нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) ООО ООО «Жешартский ЛПК» ранее не привлекалось, судья считает необходимым назначить административное наказание, предусмотренное санкцией ст. 10.3 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 5000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

Признать Общество с ограниченной ответственностью «Жешартский ЛПК», <данные изъяты>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.3 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 (пять тысяч) рублей.

Реквизиты перечисления штрафа:

К/с 40102810245370000074

Р/с: 03100643000000010700 Отделение – НБ Республики Коми Банка России

Получатель – УФК по Республике Коми (Управление Россельхознадзора по Республике Коми, л/с 04071793860)

ИНН 1101486340

БИК 018702501

КПП 110101001

КБК 08111601101010003140

ОКТМО 87701000

УИН

Разъяснить, что согласно ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления с подачей жалобы через Сысольский районный суд Республики Коми.

Судья М.И.Подорова

Копия верна: судья -