ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-279/2022 от 01.09.2022 Железнодорожного городского суда (Московская область)

Дело № 5-279/2022

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Судья Железнодорожного городского суда Московской области Криволапов Д.Д. при секретаре Волкове А.Н., с участием Евстигнеевой Ю.А., её защитника Кравченко Е.С., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.15 КоАП РФ в отношении должностного лица:

Евстигнеевой Юлии Александровны, ДД.ММ.ГГГГ, уроженки , гражданина Российской Федерации, имеющей высшее образование, работавшей заместителем начальника Управления по физической культуре, спорту и работе с молодёжью Администрации г.о. Балашиха, зарегистрированной по адресу: ; фактически проживающей по адресу: , сведений о привлечении к административной ответственности не представлено, -

УСТАНОВИЛ:

Как следует из протокола об административном правонарушении №108 от 05 октября 2021 года, заместителем начальника Управления по физической культуре, спорту и работе с молодёжью Администрации г.о. Балашиха Евстигнеевой Ю.А. допущено нарушение порядка формирования муниципального задания при следующих обстоятельствах. Евстигнеева Ю.А., являясь заместителем начальника Управления по физической культуре, спорту и работе с молодёжью Администрации г.о. Балашиха (далее по тексту - Управление), находясь на рабочем месте по адресу: , в период времени с 23 июня 2020 года по 31 декабря 2020 года допустила нарушение порядка формирования и финансового обеспечения выполнения муниципальных заданий учреждений по работе с молодежью г.о. Балашиха на 2020 год, и плановый период 2021 и 2022 годов, выразившееся в формировании уникальных номеров реестровых записей и кодов работ в муниципальных заданиях на оказание муниципальных услуг на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов в отсутствие утвержденного «Перечня показателей качества муниципальных услуг (работ)», формировании показателей, характеризующих объем выполняемых работ не установленных в региональном перечне (классификаторе) государственных (муниципальных) услуг и работ Московской области по 2 работам: «Организация мероприятий, направленных на профилактику асоциального и деструктивного поведения подростков и молодежи, поддержка детей и молодежи, находящейся в социально опасном положении» и «Организация досуга детей, подростков и молодежи»; - формировании показателей, характеризующих стоимость выполняемых работ в муниципальных заданиях на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов учреждений по работе с молодежью в отсутствие расчета нормативных затрат и в отсутствие утвержденных Управлением по физической культуре, спорту и работе с молодежью Администрации Городского округа Балашиха порядка расчета нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями по работе с молодежью и норм потребления товаров и услуг, необходимых для оказания муниципальных услуг (выполнение работ), включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и в региональный перечень (классификатор) государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и работ; - в неосуществлении контроля за достоверностью отчетных данных о выполнении муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) за 2020 год учреждений по работе с молодёжью Городского округа Балашиха, чем совершила правонарушение, предусмотренное статьей 15.15.15 «Нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении данного дела в судебном заседании Евстигнеева Ю.А. и её защитник – адвокат Кравченко Е.С. вину в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.15 КоАП РФ, не признали, представили письменные объяснения, из которых, в том числе, следует, что согласно трудового договора от 29 июля 2016 года, а также должностной инструкцией Евстигнеевой Ю.А., в её служебные обязанности не входило формирование и (или) финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий, а также осуществление каких-либо других функций, связанных с исполнением муниципальных заданий. Приложенным к протоколу приказом от 23 июня 2020 года вышеуказанные обязанности на неё также не возлагались. При этом отмечают, что указанный приказ был изготовлен ею для представления в Администрацию г.о. Балашиха по одному из срочных поручений, которое ею было поручено по телефону в период отсутствия начальника Управления, не связанного с его больничным или отпуском, на рабочем месте. В тот период времени она обязанности начальника Управления не исполняла, данный приказ был составлен формально, без соответствующих полномочий на издание каких-либо правовых актов в пределах компетенции начальника Управления. В связи с чем данный приказ не имеет юридической силы. Считают, что должностным лицом, совершившим вменяемое ей правонарушение, является начальник управления Тарасевич Н.А. Представленное начальником управления письмо о якобы её виновности в совершении правонарушения, следует расценивать как способ Тарасевича Н.А. уйти от ответственности. Просят производство по делу прекратить, в виду отсутствия в её действиях состава административного правонарушения.

Допрошенная в качестве свидетеля председатель Контрольно-счётной палаты г.о. Балашиха Московской области Пенчук И.А. (далее - КСП) в судебном заседании пояснила, что КСП проводила проверку на основании документов, которые предоставила организация, и по документам, которые действовали на момент проведения проверки. В приказе были возложены определенные обязанности на заместителя. Было установлено отсутствие контроля за выполнением муниципального задания. Пунктом 36 положения о порядке формирования муниципального задания, предусмотрена статья по соблюдению порядка требований по отчетной документации. КСП сделала вывод, что если на заместителя возложены такие полномочия, то он несет ответственность. КСП взяла объяснения, в которых начальник Управления пояснил, какие обязанности возложены на заместителя. Заместитель выполняет поручения, данные начальником Управления. Поэтому ссылались на приказ № 75, пояснения Тарасевича Н.А. о том, какие функции были предоставлены Евстигнеевой Ю.А., КСП сделала вывод о том, что Евстигнеева Ю.А. не в полном объеме выполняла обязанности по формированию и исполнению муниципального задания. Экспертизу по подлинности документов КСП не проводила. Было выявлено несоответствие отчётных данных, предусмотренных муниципальным заданием. Те показатели, которые отражены, показывают деятельность и движение денежных средств. В данном случае рассматривается осуществление контроля. Именно контроль подразумевает обработку, анализ, мониторинг, всё это осуществляется посредством отчета. Если бы он был, то были бы видны сведения по расходу, не были произведены действия по возврату средств или устранению недостатков. На Управление за этим возложен контроль. По результатам данной проверки установлено, что руководитель имеет право делегировать свои полномочия, это доказывает приказ № 75. За одно и тоже нарушение они не могут наказывать два раза. В актах не перечисляются все лица, которые участвовали в этом процессе. Руководитель подписывал те документы, которые подготовили его подчиненные. У Евстигнеевой Ю.А. не брали объяснения, поскольку она не являлась. Об изменении места жительства она никого не уведомляла. Извещения были направлены по адресу, известному счетной палате.

Также свидетель Пенчук И.А. представила письменные пояснения, из которых, в том числе, следует, что в соответствии с приказом Управления по физической культуре, спорту и работе с молодежью от 23 июня 2020 года № 75 заместитель начальника управления Евстигнеева Ю.А. была назначена ответственным по контролю за эффективностью использования бюджетных средств и целевого использования муниципального имущества подведомственными муниципальными учреждениями. При этом отмечается, что приказ является локальным организационно распорядительным правоприменительным актом, поручения и решения которого обязательны для исполнения всеми или определенными сотрудниками организации. Согласно п. 2.1. должностной инструкции Евстигнеевой Ю.А., она должна соблюдать требования нормативно-правовых актов г.о. Балашиха и по обеспечению их исполнения, а также по осуществлению контроля за деятельностью подведомственных муниципальных учреждений. Согласно п. 1.4 инструкции, Евстигнеева Ю.А. подчинялась непосредственно начальнику Управления и, соответственно, исполняла его поручения. Тарасевичем Н.А. были даны пояснения, в соответствии с которыми он указывал, что Евстигнеева Ю.А. должна была проверять отчеты учреждений по работе с молодежью о выполнении муниципального задания за 2020 год и осуществлять контроль за достоверностью отчетных данных. Однако Евстигнеевой Ю.А. контроль осуществлен не был, о чем свидетельствуют нарушения, выявленные счетной палатой в ходе контрольного мероприятия. Так в ходе проверки было установлено, что Управлением были утверждены отчеты учреждений по работе с молодежью о выполнении муниципального задания за 2020 год, ряд показателей которых не соответствовал данным, утвержденным в муниципальных заданиях учреждений на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов. Отсутствие должного контроля со стороны ответственного должностного лица – Евстигнеевой Ю.А., способствовало образованию нарушения в виде отражения недостоверных данных в отчетах о выполнении муниципального задания за 2020 год.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Тарасевич Н.А. пояснил, что он работает в должности начальника Управления по физической культуре, спорту и работе с молодёжью. При проведении проверки деятельности возглавляемого им Управления Контрольно-счётной палатой г.о. Балашиха были установлены нарушения в сфере порядка формирования муниципального задания. В силу общих положений должностной инструкции заместителя начальника Управления, а также приказа Управления по физической культуре, спорту и работе с молодёжью от 23 июня 2020 года за подписью заместителя начальника управления Евстигнеевой Ю.А., которым заместитель начальника Управления Евстигнеева Ю.А. была назначена ответственным по контролю за эффективностью использования бюджетных средств и целевого использования муниципального имущества подведомственными муниципальными учреждениями, именно Евстигнеева Ю.А. как заместитель начальника Управления, была наделена полномочиями в сфере порядка формирования муниципального задания. На дату издания вышеуказанного приказа он, Тарасевич Н.А., не находился ни на больничном ни в отпуске и осуществлял свои трудовые обязанности. Вместе с тем указал, что собственных полномочий у заместителя начальника Управления было достаточно для издания этого приказа, так данный приказ не имел признаков нормативности и не наделял Евстигнееву Ю.А. какими-то дополнительными полномочиями, обязанностями, а лишь конкретизировал ответственность, возложенную на неё её должностной инструкцией и Положением об Управлении.

Проверив доводы Евстигнеевой Ю.А. и её защитника, выслушав показания свидетелей Пенчук И.А. и Тарасевича Н.А., исследовав материалы дела и дополнительно представленные доказательства, прихожу к следующему.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Как следует из приказа от 07 февраля 2019 года № 20 о назначении Евстигнеевой Ю.А. на должность заместителя начальника Управления (том 1 л.д. 67) и трудового договора с Евстигнеевой Ю.А. (том 1 л.д. 71-75) она являлась должностным лицом местного самоуправления.

Статьёй 15.15.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.14 КоАП РФ.

Основанием для составления КСП протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.15 КоАП РФ, явилось нарушение порядка формирования муниципального задания, выразившееся в формировании уникальных номеров реестровых записей и кодов работ в муниципальных заданиях на оказание муниципальных услуг на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов в отсутствие утверждённого «Перечня показателей качества муниципальных услуг (работ)», формировании показателей, характеризующих объем выполняемых работ не установленных в региональном перечне (классификаторе) государственных (муниципальных) услуг и работ Московской области по 2 работам: «Организация мероприятий, направленных на профилактику асоциального и деструктивного поведения подростков и молодёжи, поддержка детей и молодёжи, находящейся в социально опасном положении» и «Организация досуга детей, подростков и молодёжи»; - формировании показателей, характеризующих стоимость выполняемых работ в муниципальных заданиях на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов учреждений по работе с молодёжью в отсутствие расчёта нормативных затрат и в отсутствие утверждённых Управлением по физической культуре, спорту и работе с молодёжью Администрации Городского округа Балашиха порядка расчёта нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями по работе с молодёжью и норм потребления товаров и услуг, необходимых для оказания муниципальных услуг (выполнения работ), включённых в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и в региональный перечень (классификатор) государственных (муниципальных) услуг, не включённых в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и работ; - в неосуществлении контроля за достоверностью отчётных данных о выполнении муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) за 2020 год учреждений по работе с молодёжью Городского округа Балашиха.

Согласно пункту 1.5 должностной инструкции заместителя начальника Управления по физической культуре, спорту и работе с молодёжью Администрации Городского округа Балашиха, действовавшей в период совершения инкриминируемого правонарушения, заместитель начальника Управления руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правами актами Российской Федерации, уставом Московской области, законами Московской области и иными нормативными правовыми актами Московской области, уставом городского округа Балашиха и иными нормативными правовыми актами городского округа Балашиха, положением об Управлении по физической культуре, спорту и работе с молодёжью Администрации городского округа Балашиха и настоящей должностной инструкцией.

Согласно пункту 2.1 вышеуказанной должностной инструкции, в должностные обязанности заместителя начальника Управления полномочия, ненадлежащее исполнение которых послужило основанием для составления КСП данного протокола об административном правонарушении от 05 октября 2021 года, не входили. Также заместитель начальника, согласно данной должностной инструкции, не наделён правом издавать приказы по вопросам деятельности Управления в пределах своей компетенции.

Как установлено в судебном заседании и подтверждено ответом на судебный запрос начальника Управления по физической культуре, спорту и работе с молодёжью Администрации Городского округа Балашиха Тарасевича Н.А., 23 июня 2020 года, то есть на дату издания приказа № 75 «Об осуществлении полномочий учредителя в отношении подведомственных муниципальных учреждений» (том 1 л.д. 64-65), он в отпуске либо на больничном не находился и осуществлял свою трудовую деятельность в должности начальника Управления по физической культуре, спорту и работе с молодёжью Администрации городского округа Балашиха. То есть его полномочия в указанную дату, а также в период совершения инкриминируемого Евстигнеевой Ю.А. правонарушения, за исключением краткосрочных периодов отпуска, его заместители не исполняли.

Положением об Управлении по физической культуре, спорту и работе с молодёжью Администрации г.о. Балашиха, утверждённым решениями Совета депутатов городского округа Балашиха от 19 февраля 2020 года и от 18 ноября 2020 года действовавшими в период инкриминируемого Евстигнеевой Ю.А. деяния (л.д. 93-100, 101-108), в том числе его пунктом 1.8, к полномочиям Управления отнесены вопросы, послужившие основанием для составления КСП данного протокола об административном правонарушении от 05 октября 2021 года, а также предусмотрено, что начальник Управления в соответствии с настоящим Положением и в пределах своей компетенции осуществляет на основе единоначалия общее руководство деятельностью Управления и несёт персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление полномочий, издаёт приказы и распоряжения по вопросам деятельности Управления и имеет двух заместителей, один из которых в период временного отсутствия начальника Управления исполняет его обязанности (п. 4.2, 4.3). Таким образом, начальник Управления наделён полномочиями по изданию приказов и распоряжений по вопросам деятельности Управления, в том числе своим заместителям. Муниципальные задания № 3, 4, 5, 6 и отчёты к ним, приложенные к данному протоколу об административном правонарушении утверждены начальником Управления (том 1 л.д. 113-247). В пункте 5 Приказа Управления от 29.06.2020 №77/5 «Об утверждении порядка определения нормативных затрат и их значений на оказание муниципальных услуг в сфере работы с молодёжью г.о. Балашиха на 2020 год» контроль за исполнением этого приказа возложен на начальника Управления.

Анализируя вышеуказанные правовые акты в их совокупности и взаимосвязи, прихожу к выводу о том, что заместитель начальника Управления Евстигнеева Ю.А. в вышеуказанный период времени, действуя в пределах исполнения собственных полномочий, согласно её должностной инструкции и Положению об Управлении не была наделена полномочиями по изданию приказов. Подтверждения обратному материалы дела не содержат и суду не представлены.

Кроме того, наделял ли в установленном порядке в период с 23 июня 2020 года по 31 декабря 2020 года начальник Управления Тарасевич Н.А. своего заместителя Евстигнееву Ю.А. полномочиями в сфере порядка формирования муниципального задания, при проведении административного расследования органом административной юрисдикции не установлено, в протоколе об административном правонарушении не указано, и материалы дела сведений об этом не содержат.

В силу положений ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с п. 1 ч. 1.1. ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении суд выносит постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.

По изложенным основаниям суд приходит к выводу о необходимости прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица Евстигнеевой Юлии Александровны, обвиняемой в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.15 КоАП РФ

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 1.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ,-

ПОСТАНОВИЛ:

Прекратить в отношении должностного лица - заместителя начальника Управления по физической культуре, спорту и работе с молодёжью Администрации г.о. Балашиха Евстигнеевой Юлии Александровны производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.15 КоАП РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава указанного административном правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья